Вятская сторона моя. Из цикла Бытописатель
Малая моя родина – Вятская сторона моя… Редко навещаю твои просторы. И всё-таки, каждый раз проезжая по старому мосту через Вятку, пытаюсь отыскать взглядом место, где стоял когда-то наш домик. Слёзы наворачиваются на глаза, и комок подступает к горлу.
Сентиментален – скажете вы. Что ж… может быть и так. И ничуть не стыжусь этого. Стыдиться родины всё равно, что отречься от своих корней, от предков, которым обязан существованием на свете.
Дымковская слобода – самая малая моя родина. История её такая же древняя, как и города Хлынова, позднее Вятки. Она напрямую связана с рекой.
Учёные этнологи до сего времени спорят, чему обязана река названием. Дано ли оно древнерусскими племенами вятичей, проживавших в верхних бассейнах Днепра и Оки и, предположительно, распространившихся в верхоречье Вятки и Камы. Или происходит от удмуртского племени ватка. Кто же сейчас знает?
Сотни лет несла Вятка серебристые воды свои мимо Кикиморской горы, пока не пришли в эти места новгородские ушкуйники и не затеяли на холме у речки Хлыновицы город строить. И почти сразу на низком правом берегу Дымковская слобода образовалась.
Появление слободы очень просто объясняется. Коль возник город, к нему торговые люди стягиваться начинают. Если река широка и нет в ней брода, для них перевоз возникает. При переправе ремесленный люд селится: перевозчики, ямщики, шорники, плотники, лобазники.
Жила слобода и развивалась вместе с Вяткой. Поэтическое название происходит от дымов печных труб, окутывающих село дымчатой пеленой. И сейчас, если выйти зимним утром на набережную Грина, удивительный пейзаж возникает. В морозном золоте лучей встающего солнца предстаёт слобода пушистыми белыми дымками, восходящими к небу среди искрящихся инеем тополей. Изумительное зрелище.
Или весной, в пору разлива, видится слобода сказочным островом, медленно плывущим по водной глади, с игрушечными домиками, с лубочными дымками печных труб.
Предки мои по отцовской линии издавна жили в Дымково. Караваевы, Мартыновы, Исуповы, Загузины два столетия составляли костяк жителей слободы. Многие связаны были с перевозом. В тяжёлом сорок третьем году тринадцатилетним пацаном и мой отец примерил на себя лямку перевозчика.
Прославилась малая моя родина Дымковской игрушкой. Начиналось с петушков-свистулек, которых сотнями лепили из глины к празднику Свистопляски. Позднее стали делать индюков, домашних животных и целые композиции из мещанской жизни. И сейчас они покоряют жителей всего мира простотой и яркостью раскраски.
Услышав иной раз на Ярославском вокзале знакомое чоканье и цоканье, порой подмывает подойти к землякам и спросить – как живется моей родине. Без меня…
Свидетельство о публикации №209112200437