Вятская сторона моя. Из цикла Бытописатель

                Вятская  сторона  моя.

    Малая  моя  родина – Вятская  сторона  моя… Редко  навещаю  твои  просторы. И  всё-таки, каждый  раз  проезжая  по  старому  мосту  через  Вятку, пытаюсь  отыскать  взглядом  место, где  стоял  когда-то  наш  домик. Слёзы  наворачиваются  на  глаза, и  комок  подступает  к  горлу.
    Сентиментален – скажете  вы. Что  ж… может  быть  и  так. И  ничуть  не  стыжусь  этого.  Стыдиться  родины  всё  равно, что  отречься  от  своих  корней, от  предков,  которым  обязан  существованием  на  свете.
    Дымковская  слобода – самая  малая  моя  родина. История  её  такая  же  древняя, как  и  города  Хлынова, позднее  Вятки. Она  напрямую  связана  с  рекой.
    Учёные  этнологи  до  сего  времени  спорят,  чему  обязана  река   названием. Дано  ли  оно  древнерусскими  племенами  вятичей, проживавших  в  верхних  бассейнах  Днепра  и  Оки и, предположительно, распространившихся  в  верхоречье  Вятки  и  Камы. Или  происходит  от  удмуртского  племени  ватка. Кто  же  сейчас  знает?
    Сотни  лет  несла  Вятка  серебристые  воды  свои  мимо  Кикиморской  горы, пока  не  пришли  в  эти  места  новгородские  ушкуйники  и  не  затеяли  на  холме  у  речки  Хлыновицы  город  строить. И  почти  сразу  на  низком  правом  берегу  Дымковская  слобода  образовалась.
    Появление  слободы  очень  просто  объясняется.  Коль  возник  город,  к  нему  торговые  люди  стягиваться  начинают. Если  река  широка  и  нет  в  ней  брода, для  них  перевоз  возникает. При  переправе  ремесленный  люд  селится:  перевозчики, ямщики, шорники, плотники, лобазники.
    Жила  слобода  и  развивалась  вместе  с  Вяткой. Поэтическое  название  происходит  от  дымов  печных  труб, окутывающих  село  дымчатой  пеленой. И  сейчас, если  выйти  зимним  утром на  набережную  Грина, удивительный  пейзаж  возникает.  В  морозном  золоте  лучей  встающего  солнца  предстаёт  слобода  пушистыми  белыми  дымками,  восходящими  к  небу  среди  искрящихся  инеем  тополей. Изумительное  зрелище.
    Или  весной, в  пору  разлива, видится  слобода  сказочным  островом,  медленно  плывущим  по  водной  глади, с  игрушечными  домиками, с  лубочными  дымками  печных  труб.
    Предки  мои  по  отцовской  линии  издавна  жили  в  Дымково.  Караваевы, Мартыновы, Исуповы, Загузины   два  столетия  составляли  костяк  жителей  слободы. Многие  связаны  были  с  перевозом. В  тяжёлом  сорок  третьем  году  тринадцатилетним  пацаном  и  мой  отец  примерил  на  себя  лямку  перевозчика.
    Прославилась  малая  моя  родина  Дымковской  игрушкой.  Начиналось  с петушков-свистулек,  которых  сотнями  лепили  из  глины  к  празднику  Свистопляски. Позднее  стали  делать  индюков, домашних  животных и  целые  композиции  из  мещанской  жизни. И  сейчас  они  покоряют  жителей  всего  мира  простотой  и  яркостью  раскраски.

    Услышав  иной  раз  на  Ярославском  вокзале  знакомое  чоканье  и цоканье, порой подмывает  подойти  к  землякам  и  спросить – как  живется  моей  родине.  Без  меня…


Рецензии
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.