Вечный зов Прометея

 
Уже вечер. Закончился день трудовой. Растрачена масса энергии, и благо, если не понапрасну. Но если остатки сил ещё не покинули Титана, и в тернистых дебрях его повседневного бытия ещё мерцают угольки энергии, то, может быть, мне удастся слегка раздуть огонёк костра. Ведь этот священный огонь, ниспосланный свыше - ангел-хранитель домашнего очага нашей смятенной Души.

Вечный зов Прометея
(Дневник Льва Толстого за 1847 год: заметки и размышления на полях).

В поисках своего духовного Эльдорадо нам всем следовало бы как можно раньше обратиться к дневникам Льва Николаевича Толстого. Быть может, тогда наши усилия в поисках Истины, своего Назначения, и Смысла жизни, не были бы столь драматичны, а их результаты так мизерны и плачевны подчас.

Поразительно, как, не смотря на течение времени и поистине глобальные изменения внешних обстоятельств, остаются так узнаваемы внутренние проблемы человека и интуитивно понятно его духовное содержание. Неудачи и наивная переоценка собственных сил и возможностей, как равно и их недооценка, свойственны всем в раннем возрасте и успех в деле самовоспитания и программирования своей жизни ожидает лишь тех, кто способен критически оценить результаты своей прошлой работы и признать ошибки, а также учитывать опыт других, и уж тем более, непререкаемый авторитет Великих. Знание - Сила! И эту простую Истину, доказанную миллион раз, надо бы усваивать вместе с молоком матери.

В дневниковых записях Льва Николаевича за 1847 год, в недавнем прошлом студента юридического факультета Казанского университета, рассматривается несколько проблем, актуальных, на мой взгляд, для молодого человека, активно культивирующего свою Личность, не только в наш технологический век, но и ещё на столетия вперёд.

При этом я совершенно не склонен представлять философское, мировоззренческое наследие, образ мышления и методику работы над собой Льва Толстого как некое руководство, классический образец в деле духовного и нравственного самовоспитания. Нет, и не может быть теорем, constant-ов и общепринятых норм в поиске Истины. Но игнорировать опыт развития мировоззренческой мысли, практику достижения Цели, накопленную предшествующими поколениями - себе в убыток. Это значит - изобретать велосипед. Ведь мы с вами хоть и не великие, но здравомыслящие мыслители (простите за тавтологию). И не подобает нам попугайски заучивать наизусть, как дацзыбао великого кормчего, цитаты и изречения гениев, но - сам бог велел - проникнуться их глубоким содержанием и смыслом.

Вот как выглядит, например, по толстовски, выстраданный в противоречиях, в неустанной борьбе с порочным самим собой поучительный опыт преодоления:

«Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое тогда только, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее №1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.»
(18 апреля 1847 г.)

Это всё то же самое, что сказать: "Не ставь перед собой непосильных задач, всегда начинай с малого, не распыляйся, будь последовательным, но твёрдым". Казалось бы, простые истины. Но одно дело, когда об этом говорит какой-то Отшельник, и совсем другое - Гигант, показавший на примере собственной жизни безграничные возможности Человека.

Свод правил и норм поведения, выработанный им для себя в этот же период (март - май 1847 г.) и выделенный в дневнике отдельной записью было бы полезно взять за основу каждому в самом начале жизненного пути, когда ещё не остыли внутренние порывы к самосовершенствованию и благородным устремлениям Души. Не всё здесь безусловно и приемлемо каждому - Толстой не ангел, не святой - но его восхождение на Олимп, пример делания Себя, духовного роста, постановки и достижения целей - неоценимый вклад в наше общее достояние, и им грех не воспользоваться.

Не должны же мы вечно, как неразумные дети, ценою проб и ошибок, а часто и собственной жизни, идти в слепую, игнорируя в своём заскорузлом невежестве всё то богатство, что даётся нам даром, только возьми, только оторви себя от насиженного проёма в диване.

«...какая цель жизни человека?
...цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего.
...Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдет в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели».
(17 апреля 1847 г.)

Но… жизнь прожить - не поле перейти. Мы все - аргонавты в своём безграничном желании найти Золотое Руно. Насколько же каждый из нас готов не в розовых очках самообмана, а в реальной действительности пройти через огонь, воду и медные трубы к своей заветной мечте? Читая ранний дневник Толстого, мы начинаем осознавать, что фундамент, духовный столп будущего романа "Война и мир", вошедшего в Золотой Фонд мировой литературы, закладывался уже здесь: на полях и страницах многострадальных тетрадок - этом тайном оружии Разума в борьбе с всесильным невежеством.

"Легче написать десять томов философии, чем приложить какое-нибудь одно начало к практике".
(17 марта 1847 г.)

О какой практике идёт речь? Очевидно, о практике формирования Личности, целеполагания, нравственного самовоспитания и духовного роста, которыми неизбежно озадачивается всякий молодой человек, начинающий осознавать своё Предназначение и место в этом большом бушующем, неизведанном мире, всякая зарождающаяся Душа, претендующая на Величие и бессмертие. Это практика становления и развития Личности, развития, как Смысла жизни, о чем будущий гений начинает говорить уже несколько дней спустя:

"Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития».
(7 апреля 1847 г.)

Таким образом мы вдруг обнаруживаем, что дневник ведь не самоцель, а средство достижения цели. Это сама методика, система организации жизни, организации правильной, обоснованной, соответствующей избранным ценностям и духовным потребностям человека. А уж как это актуально: остаться самим собой, сохранить верность благородным юношеским порывам, как трудно бороться с пороками в агрессивной среде безразличия и цинизма...

"Ах, трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного. Пускай не было бы хорошего влияния, но не было бы и дурного, и тогда бы в каждом существе дух взял бы верх над материей…»
(14 июня 1847 г.)

Ощущение этого противостояния, этой извечной непримиримой борьбы света и тьмы, добра и зла, вечного и преходящего, жизни и небытия - как в капле живой воды отражалось в его дневнике, хранящем свет и голос формирующейся Души.

Этот внутренний голос, вечный зов своего Прометея, услышать бы нам своевременно…


Рецензии
Привет из Петербурга! С прошедними праздниками. Вячеслав здравствуй. Прочитал ещё одно ваше произведение. Когда был молод считал философию и публицистику самой что ни наесть нудным видом писанины. Потребовалось столько времени чтобы в голове что-то повернулось, хотя были предпосылки. Я о них вам писал. Я никогда не прикасался к философским записям на полях произведений Льва Толстова. По простой причине, не имел доступа к первоисточникам и не мало важное то, что сам не всё ёщё читал. Воспользуюсь случаем. Пообсуждать один не большой философский вопрос современности . (Не только для России)
В основном почти в каждой семье как-то соблюдаются нормы морали. Где как. И по разному. В детей как-то стараются что-то "вложить" мораль, этику, трудолюбие, тягу к знаниям, искусству и прочему. Родители в данном случае ответственны за первоначальное вложение всего перечисленного. Хочу отметить на этом приметивном примере, что и во взрослой уже жизни встречаются ответственные руководители
на своих местах (предприятиях, бизнесе и т.д.) Они следят за общеморальной обстановкой в своей сфере влияния.
Возникает законный вопрос, почему на уровне государство такое необходимое для общества направление дано на откуп руководителям СМИ? Под прикрытием "СВОБОДЫ СЛОВА" идёт разнузданная агрессивная политика на ТВ. Спасибо, что стали запиковать матерщину с телеэкрана. Нет никакой морали. Даже старшее покаление втянулись (как наркоманы) в эти глупые сериалы и шоу, которые только и пропагандируют

Орлов Игорь Борисович   22.01.2010 02:57     Заявить о нарушении
праздный образ жизни, на что сразу уже сколько лет клюёт молодёжь. Какой процент не знаю, но больше половины России. смотрят эту аморальщину. Телевидиние такими "телепередачами" способствуют уничтожению самого института семьи. Это касается многих телеканалов.
Почему государство сквозь палцы смотрит как убивается мораль и нравственность нашего будущего покалелия? Я не имею в виду цензуру, но отслеживать мораль необходимо на уровне государства. Не удивлюсь , если в "Доме-2" установяь камеры под одеяла участникам ШОУ. Ещё хватает совести назвать "Город любви". Наизнанку вывернуты все поятия. Одна ругань,слёзы, рукопрекладство, огбсуждение интима, и прочего не достойного. Как всё это увязывается с точки зрения самого государство. Там "Золотому Тельцу" принесут не только будущее страны , но похоже что и настоящее.
Валерий я много написал, меня переполняет непонимание такой политики, идущей в разрез с чистотой познания, духовности. Опять же нельзя все отдавать на откуп церкви, получится как в Иране. Если, вы сочтете нужным и найдёте время ответить ине в любой форме и объёме, заранее вам благодарен.

Орлов Игорь Борисович   22.01.2010 02:51   Заявить о нарушении
Игорь, разделяю твою озабоченность состоянием нравственности и упадком нравов среди молодёжи. Согласен, что ответственность за это в значительной мере лежит на законодательной и "четвёртой" власти. Но в ещё большей степени - на самом обществе, которое лояльно относится к подобного рода проявлениям и нетребовательно к своей морально-нравственной гигиене. Наивно было бы думать, что власть - это демоны, спустившиеся с небес, или мина замедленного действия, подброшенная нам из-за рубежа. Это - производное нас самих, так же, как и наши дети, наша молодёжь. Поэтому, в попытке что-то изменить к лучшему мы должны уповать не столько на Бога или доброго гения, ниспосланного нам свыше, а на собственные усилия и нетерпимость зла. В нормальном, здоровом обществе, даже если зло и не может быть изничтожено под корень, оно должно прятаться и уползать в щели, а не кичиться своим мерзким обликом и живучестью, как это сплошь и рядом происходит сейчас. Борьба с пресловутой властью - это борьба с ветряными мельницами. Пока мы этого не поймём, положение не изменится. Нам всем нужно лечить самих себя.
Таково моё мнение и ответ на поставленный тобой вопрос. И благодарю тебя за него.

Вячеслав Отшельник   25.01.2010 10:16   Заявить о нарушении
Спасибо за развернутый ответ. Он для меня авторитетен.

Орлов Игорь Борисович   25.01.2010 14:28   Заявить о нарушении