Квадрат Малевича за пять минут. Часть 2

    

            Так что же такое особенное мы с моей внучкой сотворили десять лет назад за каких-нибудь пять минут,  что до сих пор вызывает ажиотаж среди жителей города.  Я здесь отбрасываю время на подготовительные работы, которые вел я, а не внучка. Но пять минут - это точно! Не больше! Плюс еще потом моя возня с рамой и застеклением! Тоже считать не будем!Берем чистое или, как говорят технологи, машинное время операции. Всего пять минут! Пять минут "делов", а в картинной галерее города у этого "шедевра", у этого "произведения искусства", то есть, квадрата, всегда стоит народ! И чего, спрашивается, глазеют?! Чего еще там можно увидеть, кроме элементарного, небрежно «намалеванного» квадрата?! Ничего!!! Но они смотрят! И многие из них всерьез уверяют о мистическом воздействии этого квадрата на их психику! В городе возникло общество поклонников Анечкиного квадрата. Есть место в одном из домов культуры, где они собираются, проводят свои радения! А потом пошли разговоры о том, что Анечкин квадрат излечивает от некоторых болезней. Психических, нервныхи, простудных. И во время сезонных эпидемий гриппа "на прием" к нему образовываются целые очереди заболевших! И говорят, что многие вылечиваются! Им становится лучше! Все это было бы смешно, если бы не было так так печально! Что это - эпидемия всеобщего помешательства или здесь скрывается что-то более серьезное? Не знаю! Не знаю!
       Ведь мы с внучкой, невольные авторы этого " выдающегося" произведения местного изобразительного искусства, совершенно искренне убеждены что наше «творение» не имеет никакого отношения к произведениям искусства. Подобная точке зрения у нас с ней не вызывало ни малейших сомнений. Ни у меня, ни у внучки. Какими могут быть настоящие произведения искусства на самом деле, внучка видела в музеях. Такие произведения за пять минут не создают. Свою картину Иванов писал 25 лет. И даже для того. чтобы написать правдоподобную ее копию, понадобится несколько лет напряженнейшей работы мастеров художников. Тем самых людей, которые владеют мастерством живописца и умеют рисовать! А рисовать  сможет далеко не каждый! Попробуйте-ка вы нарисовать чей-нибудь портрет! Рискните! Я думаю, что из сотни попробавших, получится что-либо правдоподобное у дву-трех, не больше! Талант или способности воспроизводить окружающую нас действительность на бумаге или полотне рождается не так много. Кое чему можно и научить. Если только начать учить еще с детского возраста. Именно так поступали в Академии художеств, созданной при Петре первом. В нее брали детей крепостных с 6-7-милетнего возраста, не проверяя даже их художественных способностей. Учили с самых азов! И художником становился каждый из них.  Кто хорошим, кто – плохим. А кое кто и выдающимися!
           Но если не хочется учится, не хочется горбатиться, не хочется гнуть спину над мольбертом, а хочется всего сразу, в один момент! И славы, и почета, и признания, и денег! Ну, ладно, с деньгами сложнее, тогда хотя бы славы, хотя бы разговоров обо мне! В этом случае путь один  - во всю твердить о своем особом взгляде на окружающую нас действительность и своем неповторимом пути в искусстве! Я не хочу и не буду копировать  этот «поганый» мир! Мне он не нравиться! Я буду писать только лишь о собственных впечатлениях, о собственном взгляде на этот мир! Я пропускаю этот мир через себя и он выходит у меня на полотне таким, каким я его вижу! Не таким, каким видите его вы, а таким, каким вижу его я! И тогда мы, обычные люди, видим на картинах бог знает что! Беспорядочную мешанину красок, геометрических фигур и уродливых человеческих лиц. И нам говорят услужливые чиновники от искусства и представители около художественной интеллигенции, что все  это – современное искусством!  Так называемое,  передовое Авангардное искусством! Искусство будущего! И сыплется на нас с бесконечного ряда прославляемых полотен заключенные в массивные рамы квадраты, окружности, треугольники, кубы, многоугольники; люди, непохожие на людей; пейзажи в виде гниющих помоек; природа, похожая на землю после атомной войны и так далее и тому подобное. Все то самое, что не требует для своего изображдения никакого мастерства и можно намалевать на полотне с закрытыми глазами левой ногой или пдаже правой пяткой. А началось все это когда-то еще с квадрата Малевича!
           Откуда идет это, так называемое, современное искусство?  И почему оно так непохоже на наш действительный мир, почему оно так не эстетично, так некрасиво? Ответ простой. Есть категория людей, нелюбящих красоту. Любую красоту. Начиная от женской и кончая природной. Они чувствуют себя рядом с красотой дискомфортно, неуютно. Им ближе помойка, чем клумба с цветами. И они затаптывают клумбы, затаптывают цветы. Не обращали внимания? Зря! Маленький пример. В начале 80-х годов в городе Донецке пришло новое начальство. Город был до жути пыльный, грязный, неуютный. И другим он не был никогда. Словом – шахтерский миллионный город. Новое начальство  решило облагородить город. И начать решили с посадки в городе цветов, с роз. На улицах города появились клумбы с цветущими розами. Утром городские власти высаживают на клумбах цветущие розы, ночью жители города вытаптывают эти розы. Городское начальство решило не сдаваться и продолжать свою деятельность. Жители города – тоже! Война шла три года! И жителей города приучили к тому, что розы теперь -  неотъемлемая часть лица города, что розы – это красиво! Теперь город Донецк – один из красивейших городов страны. Таких примеров варварского отношения людей к красоте можно привести множество! Вот совсем недавний! В Питере в этом году решили вывесить  на Невском копии картин русских художников, выполненных в антивандальном исполнении.  Благородная идея – ничего не скажешь! Пусть жители города в натуре увидят то, что является нашей национальной гордостью! Так вот, эти картины пытались ломать и выламывать из стен! А когда убедились, что сломать картины невозможно – стали пульверизаторами с краской писать на них бранные слова и просто закрашивать их! Красота раздражает некоторую часть нашего населения! Поэтому – ату ее из нашего изобразительного искусства! Вот это и есть наше Авангардное искусство!
             Ну, а мы вернемся к нашим квадратам, к квадрату Малевича  и к квадрату моей внучки!  И сразу вопрос - если квадрат Малевича считается выдающимся произведением искусства, то почему то же самое нельзя сказать и о квадрате моей внучки?! Ведь его зовут в городе Анечкиным квадратом. Таким образом, есть квадрат Малевича, но есть и  Анечкин квадрат! Хотя, если откровенно, язык не поворачивается назвать этот Анечкин квадрат произведением искусства. Ведь дети всего мира до Малевича спокойно рисовали подобные квадратики и квадраты на листках бумаги и не догадывались заключить их в рамки и повесить на стену. Просто мысли такой в голову никому не приходило! А я вот  взял обыкновенный детский рисунок семилетней девочки, заключил в рамку и повесил на стену. И что дальше? А дальше  получается очень большая странность. Этот детский рисунок  ни с того, ни с сего вдруг стал известнейшей картиной небольшого подмосковного города, своего рода, местной достопримечательностью, знаменитостью местного значения.  Будь я поумней,  понаглее,  да «понахрапестей», то можно было бы здесь создать такой пиар, что об Анечкином квадрате заговорила бы вся Москва. Но я этого не сделал  И до сих пор не сожалею об этом.
                Но что отсюда вытекает? А отсюда вытекает следующее:  квадрат, нарисованный или написанный обычным человеком – это просто квадрат и ничего  более. А квадрат, написанный в свое время известным художником Малевичем – это что-то из ряда вон выходящее! А куда же тогда девать квадрат моей Анечки? Ведь если бы я его не вставил в рамку, да не застеклили и не повесил на стену – он так бы и остался просто детским  рисунком! И о нем бы никто никогда ничего не  узнал и не было бы столько разговоров о талантливой девочке в семь лет написавшей свой квадрат, так называемый, Анечкин квадрат, который не хуже квадрата Малевича. Правда, девочка эта никогда не отличалась склонностью к живописи и ничего больше этого пресловутого квадрата в своей жизни не нарисовала и не собирается рисовать! Но эжто уже другой разговор!
               Так что же это такое – квадрат Малевича? Выдающееся произведение искусства 20-го века или же выдающаяся мистификация 20-го века?! Обладает ли квадрат Малевича художественной ценностью? Если – да, то почему бы не сказать то же самое и о квадрате моей внучки! Но мне говорят, что о квадрате вашей внучки того же самого сказать нельзя! Я спрашиваю – почему? Мне отвечают – да потому! Это, мол, разные квадраты! Самое здесь печальное знаете что? Если взять с десяток  копий квадратов Малевича и один квадрат самого Малевича и повесить их все в  зале музея, то никто не определит, какой именно из этих квадратов есть  квадрат Малевича! Это могут сделать только эксперты, взяв в руки сами картины. Так что же отсюда вытекает? А вытекает элементарная мысль, что любой квадрат, заключенный в раму и повешенный на стену, должен и будет обладать на посетителей таким же воздействием, как и сам квадрат Малевича! То есть – никаким! И все эти бесчисленные рассказы о потрясающей силе психологического воздействия квадрата Малевича  на людей  являются самовнушением экзальтированных барышень, элементарнейшей выдумкой или плодом больного воображения. И ничем более! Вспомните сеансы Кашперовского и его последователей! Это примерно то же самое – пустота, возведенная на пьедестал!
              Снова повторимся со своими вопросами.  Что же это такое квадрат Малевича и откуда он взялся в истории нашей Российской и мировой культуры? Есть такая точка зрения, о которой высказался Горький в одном из своих писем Леониду Андрееву в начале 20-го века. Горький сказал, что квадрат Малевича – это злая шутка нетрезвого Малевича, сделанная им на спор со своими товарищами в одном из ресторанов тогдашнего Петрограда.  Малевич, находясь в большом подпитии, заявил, что он может поставить свою подпись на любой чепухе, запечатленной на холсте, хоть на черном квадрате, и обыватели все равно будут восхищаться и восхвалять его картины. Компания тут же поехала  в мастерскую, где Малевич на одном из холстов, закрепленном на подрамнике и готовом к живописи, тут же, в течение каких-то пяти минут, написал квадрат и поставил свою подпись. О квадрате сразу же  заговорили в интеллигентной среде Петрограда. А вскоре, 19 декабря 1915 года, он был выставлен на «Последней футуристической выставке картин 0,10» в Петрограде. И произвел буквальный фурор среди обывателей и всей Российской интеллигенции. И еще одни слова Горького про квадрат Малевича примерно тех же лет.
               "Квадрат Малевича - это вызов, это плевок в лицо прогнившего буржуазного общества, совсем потерявшего ориентиры прекрасного и погрязшего в созерцании собственных экскрементов.  Никто еще за всю историю существования человечества, кроме Малевича,  не говорил этому человечеству так ярко и так открыто о его  пустоте и  ничтожестве". 
                Что испытывает обычный интеллигентный человек с нормальной психикой, впервые увидевший квадрат Малевича, самую известную из всех, написанных человеком картин, на земле? Естественно, что шок! Шок  и изумление от примитивности увиденного.  И это, мол – все?! Появляется крамольная мысль –  меня просто дурачат, обманывают?!  Ну, не может эта «чепуха» считаться выдающимся произведением искусства! Да я вам таких квадратов за день с десяток «намолюю»!  Но потом, успокоившись, он пытается размышлять. Хорошо, пусть это будет примитивщина, пусть это будет чепуха, пусть это будет издевательство над здравым смыслом. Но люди-то смотрят на него уже почти сто лет. И не просто смотрят, но еще и восхищаются, и во всю хвалят. Может, я чего-то не понимаю? Вон рядом стоят и все смотрят. С благоговейными, неземными какими-то лицами. И никто не возмущается! Он растерян, он подавлен, он презирает себя за свою серость, за свою необразованность, за свое бескультурье, за свою дремучесть. Но изо всех сил сдерживается, старается не показать своей культурной дикости. Стыдно! Люди увидят и догадаются.  Поэтому он делает умное лицо и тоже начинает  усиленно вглядываться в этот квадрат. Но ничего в себе  не ощущает, кроме элементарного раздражения. И от этого раздражения начинает злится. Но уже на себя. На свою непонятливость. И он берет себя в руки,  собирается с духом  и  тоже делает  благоговейное лицо, и тоже испускает из себя восхищенный многозначительный вскрик! Мн-да-а-а! Могут же люди-и-и! 
           И все!  Спектакль окончен! Теперь можно и вздохнуть! Слава богу, он не сорвался! Он выдержал свою роль до конца! И ему не приходит в голову, что стоящие рядом посетители музея испытывают примерно те же самые чувства, что только что испытал и он. Ему кажется, что это только он один такой «дурак». Поэтому он всегда теперь будет показывать окружающим, как сильно на его психику подействовал квадрат Малевича. И он начинает выдумывать всякие невероятные истории о воздействии квадрате Малевича на него самого, на его родственников и знакомых. И настолько увлекается своими фантазиями, что даже начинает верить в то, что сам рассказывает. И начинает чувствовать себя особенным, чуть ли не избранным и поглядывает теперь на людей свысока. Все! Квадрат Малевича на него по настоящему подействовал! Разве это не доказательство его силы и могущества?  Ура квадрату Малевича – самому гениальному и самому пустому произведению изобразительного искусства на земле! Ура! Ур!

                ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2009/12/01/678
            


Рецензии
...эффект плацебо от Анечкиного - это хорошо. Механизм "голый Король" - ... тоже хорошо,
своего рода
тест Роршаха.
Хотя квадрат
по сути -
сплошная
чернуха...
:)

Рон Вихоревский   04.01.2022 08:50     Заявить о нарушении
Да, согласен с вами - сейчас на плаву и в моде одни лишь "голые короли". То есть, певцы, которые сами петь не могут, ибо за них поет комп, и художники. которые рисовать или писать не умеют. Так что, жизнь изменилась кардинально. Скоро и женщины ражать разучатся, а мужчины детей делать.

Виталий Овчинников   06.01.2022 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.