Третья Великая техническая Революция. Глава3
барических процессов
Процессы, которые будут рассмотрены нами, относятся к достаточно понятным физическим явлениям гидро-и аэродинамики. Но хорошо известно, что теоретической базой для исследования этих процессов являются уравнения газодинамики, которые, по своей сути, и нелинейные, и нестационарные, полное решение которых ещё не найдено. Известны решения только для небольшого числа частных случаев, когда полная система уравнений сводится к более простым ( с математической точки зрения) уравнениям.
Полная система этих уравнений состоит из четырёх уравнений в частных производных второго порядка.
Уравнения это такие:
уравнение неразрывности,
d;/dt + div;v =0
уравнение сохранения количества движения,
[;[d;/dt +{ ;; V } ; V] = ; Q - ; p - ; V 2/2
уравнение сохранения энергии
[;[d;/dt + p d/dt ;] =0
и уравнения состояния.
f(;, p, T) = 0
в случае идеального газа
p= ;RT
Поскольку мы будем рассматривать только барические процессы, где перепад давления не превышает 1 атмосферы и скорости намного меньше скорости звука (раза в 3-4), то изменением состояния газа (плотности, температуры, энтропии) можем пренебречь и принимать во внимание только два первых уравнения.
В случае течения Бернулли ( стационарный поток незавихрённой жидкости (газа) без трения ) имеет место обычное алгебраическое уравнение:
gZ1+p1/ ; +a V21/2 = gZ2+p2/ ; +a V2/2+ F
F - потери на трение о стенки и местные потери
Течение реальной жидкости по трубам связано с такими понятиями как ламинарное (спокойное), так и турбулентное (вихревое) течение жидкости (газа). Переход ламинарного движения в турбулентное определяется некоторым критерием, называемым критическим числом (безразмерным) Рейнольдса.
Rе = V d/;
Здесь V есть средняя скорость по сечению (м/с). d – диаметр трубы (м)
;— коэффициент кинематический вязкости (м2/с), для воздуха при 0 Цельсия он равен 1.33 10 -6.
Величина Rе зависит от многих факторов: шероховатости поверхности стенок трубы, условий втекания жидкости (газа) в трубу, вибраций и т.п.
На практике при расчёте режима ламинарного течения в круглых трубах обычно принимают Rе равным 2300. Область 2300 ; Rе ; 4000 считается переходной. А при
Rе ; 4000 течение газа в трубе принято считать турбулентным.
Так, если диметр трубы 6 м, а скорость потока воздуха 10м/с, то Rе будет равно 107….., следовательно, течение будет (теоретически ) турбулентным.
На практике же важно оценить масштаб турбулентности. Если обеспечить плавный вход в основную трубу потока воздуха за счёт медленно сужающего входного диффузора, то можно рассчитывать и на малую турбулентность потока воздуха в таком канале.
Речь идёт о том, что в этом случае частицы газа будут совершать малые флюктуации скорости относительно основной (переносной) скорости. Например, если Vфл / V осн ~ 0.1, то энергия турбулентности составит лишь сотую часть от кинетической (поступательной) энергии струи, поэтому такая турбулентность практически не снизит поступательную энергию потока, а сам поток вполне может считаться ламинарным, и к его исследованию вполне применимы законы Бернулли для «спокойной» жидкости (газа).
Сводка основных физических величин и формул:
Масса = кг
Время = с
Сила = н (ньютон) =кг м/ с2
Плотность = кг/м3
Удельный вес = н/м3 = кг/м2 с2
- скоростной напор (давление потока на стенку при полном торможении):
р= ; V2/2 [ н/м2]
- скорость потока, вызванного разностью давления (р): V=;2р/; [ м/с]
здесь ;- плотность жидкости (газа) [ кг(массы)/м3]
для воздуха – 1.3 кг(массы)/м3
-объёмный расход газа ( w = м3/с)
Массовый расход газа = кг/с
Мощность потока – р w= н м /с = Вт
Будем далее рассматривать такую систему уравнений:
; gZ 1+p1/ +a ; V21/2 = ; gZ2+p2 +a ; V22/2 +F ;
S1V1=S2V2
Нас будут интересовать вопросы аэродинамического явления, именуемого в технике как явление тяги, естественной или искусственной. Изучение этого вопроса особенно актуально при работе в шахтах, где скапливаются опасные газы, которые необходимо выводить наружу. Имеется обширная литература на эту тему. Естественная тяга – движение воздуха под влиянием естественных факторов: разности плотности воздуха, ветра. Энергия, которую получает единица объёма воздуха от источников, вызывающих естественную тягу, называют депрессией естественной тяги.
Природа естественной тяги ещё мало изучена. Вот что пишет БСЭ: «Тяга бывает естественная, когда движущая сила возникает из-за разности плотностей газов различной температуры *естественная тяга возрастает с увеличением высоты вытяжной или дымовой трубы, с уменьшением температуры атмосферного воздуха и т.п.)…»(БСЭ.т.26,1241)
; gZ1+ p1 +a ; V;;2c/2 = ; gZ2+p2/ ; + ; a V;2c/2
(математическая символика искажена, но специалисты лекго разберуться)
Свидетельство о публикации №209112200831
Владимир Морж 18.10.2010 16:24 Заявить о нарушении
Владимир Морж 18.10.2010 16:29 Заявить о нарушении
"Кстати, разница в температуре воздушного потока в принимаемой части системы не окажет ли какого-либо влияния на ту же окружающую среду? Насколько значительным будет этот обмен?"
Не уловил вопроса?"Принимаемая часть системы" принимает воздух окуружающей среды таким, каков он есть (тёплый,холодный, влажный, сухой...)
Какое влияние и обмен (чего с чем) ВЫ имеете ввиду?
Анатолий Фёдоров 18.10.2010 18:23 Заявить о нарушении
По поводу транспортной системы.
А принципе можно перейти и на более медленный вид транспорта, напр., гужевой: фактически никаких энергетических затрат, скорость 20 км/час позволяет еще лучше обозревать окрестности путешествующим. Топливо выращивается прямо на обочинах. В специальных местах развешаны красивые торбы. Дети с удовольствием кормят из рук транспортное средство.
Единственный минус - это навоз, который выделяет аммиак, что не очень хорошо для окружающей среды.
С другой стороны можно усовершенствовать фаэтоны, брички, телеги и пр. так, чтоб уменьшить страдания животных.
Но это все ответ на замечание о скорости.
Значит, из кибуцы (э... неополиса) под Петербургом в кибуцу под Москвой нужно ехать от 7 до 12 часов. Но бесплатно (если считать только затраты за само передвижение). Это без остановок.
Мне кажется, что очередной сон Веры Павловны не учитывает увеличивающуюся мобильность человека. Да, возможно, комфортные условия для жизни и работы в кибуце будут обеспечены (за счет дешевой энергии). Но та же кибуца под Норильском (где добывают крайне важные для электроники полезные ископаемые), в Ростове-на-Дону и в Дубае различные и требуют различных энергетических затрат, а это потребует перекачки энергии из Дубая в Норильск. Вот Вам начало: натурального хозяйства не получится, экономика все равно останется мировой.
Транспортная сеть - это не только перевозка людей, но в гораздо больших масштабах - перевозка грузов. На столбы поставить трубы для перевозки тысячетонных поездов не получится.
Как быть с морскими переправами?
Другими словами, предлагаемая транспортная сеть не только не исключает других транспортных средств, но и не сможет существовать сама по себе.
Наверняка эти первые пришедшие в голову скептические мысли Вам известны. Очевидно, что рамки анонса не позволяют более подробно отвечать на такие вопросы и предлагать решения.
Где-то у Вас есть более подробное выверенное и логично выстроенное изложение идеи, проблем реализации, эксплуатации и пр.? Или всё, что Вы здесь изложили, - всё?
Владимир Морж 20.10.2010 10:50 Заявить о нарушении
Анатолий Фёдоров 20.10.2010 11:55 Заявить о нарушении
Владимир Морж 22.10.2010 12:33 Заявить о нарушении