Исповедь влюблённого мужчины. Ч. 1. Гл. 15 - 20
Георгий сообщил новость в письме Люсе. Он не сетовал и не жаловался. Ни в коем случае не собирался играть на её самолюбии. Дал понять без всякого ехидства и злорадства, что она в своё время отказалась связать с ним свою судьбу, она не захотела стать его женой, когда приглашал в Чуманку, и потому он создал семью с другой женщиной. Теперь семейный человек, у него всё нормально, и они с Людмилой могут остаться добрыми товарищами. Подчёркиваю, он искренне верил, что с Людмилой всё кончено, что всё это в прошлом, что он устроил свою жизнь, у него нет оснований сожалеть о свершившемся и переживать за прошлое. Сообщил, что в январе будет в университете на зимней сессии. Заочников два раза в год приглашали в Москву: зимой на десять дней, в летнюю сессию - на тридцать. Георгий позже путём несложных подсчётов установил, что университет окончил, если суммировать все сессии и пять месяцев на шестом курсе для дипломной работы и сдачи государственного экзамена, за один год. Сокурсники много занимались дома. Георгий дома выполнял только контрольные работы, обязательные для получения права быть вызванным на очередную сессию, принять участие в сессии. Даже ленинские работы, которые имел в личной библиотеке, удачно приобретённые у покинувшего Чуманку сельского интеллигента, не доставало времени прочитать дома при подготовке к экзаменационной сессии. Про остальную литературу говорить нечего, её просто не было под рукой. Вся его учёба проходила во время сессий, когда он, не пропуская лекции московских профессоров, безвылазно просиживал в читальных залах Ленинской библиотеки либо университетской фундаментальной. Он никому никогда не говорил, что университетское образование осилил за год усердных занятий, даже то, что учился заочно, мало кому рассказывал. Среди студентов-заочников пользовался успехом анекдот. «Вопрос: чем соловей отличается от воробья? Ответ: соловей консерваторию окончил очно, а воробей заочно». Студенты-заочники понимали, что на очном отделении получили бы более полноценное образование. Но общаясь со студентами дневного отделения, убеждались, что не уступают им в знании источников, в глубине понимания обсуждаемых философских проблем. Студенты дневного отделения охотно пользовались конспектами первоисточников, тщательно составленными более трудолюбивыми заочниками. Конспекты Георгия были настолько полными и аккуратно записанными, что студент, проживающий с ним в одной комнате, не только готовился к экзамену, но и представлял профессору для просмотра, проставив на конспекте свою фамилию. Сами преподаватели не раз подчёркивали, что ответы на экзаменах заочников более зрелые и глубокие. Студенты дневного отделения скорее походили на школьников в сравнении с имеющими практический стаж и жизненный опыт заочниками. Тем не менее, Георгий всегда помнил и для себя никогда не отрицал, что образование получил ущербное, и только благодаря самостоятельным занятиям в постуниверситетские годы стал достаточно грамотным, полноценным специалистом. Никогда в жизни ему не придётся краснеть за себя. Всё, что он не усвоил, недополучил в университете в годы студенчества, он с лихвой восполнит и приумножит путём самостоятельных занятий, чтения и размышлений.
В январе приехал в Москву. Люся сумела договориться на работе и, не оформляя отпуск, тоже приехала в Москву. Разыскала Георгия. Пригласила на квартиру к своей московской подруге, та уже после отъезда Георгия из Ленинграда пришла работать библиотекарем в свердловскую больницу и жила с Люсей в одной комнате. Тамара встречалась с матросом, который служил срочную службу водителем на служебной машине адмирала. Сергей был москвичом и носил уникальную фамилию Пушкин. Он не причислял себя к родственникам великого поэта. Но знал, что в России наберётся ещё с десяток однофамильцев, их не так много, но все они с гордостью носят эту фамилию. Сергей достоверно не знал свою родословную, но в семье из поколения в поколение установилась традиция: первых двух сыновей называть Александром или Сергеем, в зависимости от того, какое имя носил отец. Сергей был Александровичем, его старший сын Александром Сергеевичем, а младший Сергеем Сергеевичем. Когда Люся познакомила Георгия с семьёй Пушкиных, у них уже родился Александр Сергеевич. Это был счастливый брак по большой любви.
В первый момент, когда при встрече Георгий увидел Людмилу, у него вспыхнуло враждебное чувство к ней. «Зачем ты здесь? Зачем меня нашла? Что тебе от меня теперь нужно?» - думал он про себя, с трудом скрывая своё раздражение. Она не заметила его состояния или сделала вид, что не заметила. Восторженно подошла к Георгию с ласковой улыбкой, крепко обняла и расцеловала. Ему казалось, что в гневе он не смог ответить таким же страстным поцелуем. Но может быть, это только показалось. Она была рядом. Его любимая Люськин. Он опять был очарован и покорён ею. Пожалуй, и сам не сразу признал, что вновь оказался во власти Люси. Три ночи промелькнули, как один сладостный миг. Он даже не очень разобрался, был ли он хорош для неё в страстных любовных играх. Во всяком случае, все три дня оба были счастливы.
Проводил Людмилу на поезд. Долго прощались. Ничего друг другу не обещали. Ни на что не рассчитывали.
Через неделю Георгий вернулся домой, в семью, к жене. Встречу в Москве вспоминал, как случайное недоразумение, которое ничего не обещает и ничего не меняет в его жизни. И жизнь пошла своим чередом, в том числе и семейная. Жили мирно, дружно, он оказывал знаки внимания жене, которую, казалось, любил. Видимо, большинство семей и живут вот такой любовью, вроде любят друг друга, любят, как умеют, и считают, что всё так и должно быть. Они выходили по любви, они живут по любви. Возможно, другой любви в семье и не бывает.
Когда молодой человек ухаживает за девушкой, тут, конечно, и страхи, и волнения, и страсти. После свадьбы переживать и беспокоиться нечего. Она твоя законная супруга, в любой момент готова оказать услуги, удовлетворить мужское вожделение, она проявляет к тебе влечение, значит, любит, ты ей отвечаешь тем же. Страсти улеглись, волноваться и переживать больше не о чем. Живи и радуйся. Наслаждайся жизнью. Чего ещё можно ждать, чего ещё может дать семейная жизнь?
Увлечённые работой, а преподавать в начальной школе, особенно в первом классе очень и очень нелёгкий, но увлекательный труд, они жили полной волнений и тревог, маленьких радостей и успехов жизнью. А жизнь их была связана со школой и посвящена школе. Дома продолжали рассуждать, обмениваться мнениями и сомнениями, делиться впечатлениями о школе и школьных делах. Им не было скучно, однообразно, тоскливо ни на работе, ни дома. Но уже в первые месяцы семейной жизни появились трещинки во взаимоотношениях. Как-то Катя заявила:
- Мы уже три месяца, как поженились, и за всё это время я приобрела себе одну-единственную вещь, обнову – лифчик.
Георгий понимал её правоту: всякая женщина хочет хорошо одеваться, покупать красивые вещи, наряжаться. Но у него и у неё маленькие зарплаты, его мать только оформляла пенсию, причём по минимуму, ей не удалось восстановить стаж военных лет, в архивах не сохранились документы, пенсия сестры, у которой как психически нездоровой была вторая группа инвалидности, вовсе мизерная, но тоже шла в общий котёл. Георгий полагал, раз живут одной семьёй, деньги собираются в общую кассу. Катю это не устраивало. Она хотела, хотя бы свою зарплату тратить по своему усмотрению.
- Я хожу обедать к своей маме. Я не могу есть, что готовит твоя мать.
Такого рода претензии, в конце концов, привели к неприятному для Георгия заявлению:
- Давай жить отдельно от твоих родных. Я так больше жить не могу и не хочу.
Георгий даже опешил, в первый момент не знал, что сказать. Потом вспылил: «Я не для того уехал из Ленинграда, чтобы здесь оставить мать, бросить её!»
Но мать Георгия оказалась мудрой женщиной. Конечно, ей было горько и обидно поведение невестки. Но она по-матерински так беззаветно любила сына, ради него, ради его благополучия была готова на любые жертвы: «Лишь бы моему сыночку было хорошо!»
Сначала сняли комнату в большом пятистеннике у немолодой вдовы, которая жила вдвоём с великовозрастным сыном-холостяком. Позже управляющий поселил их в освободившейся однокомнатной квартире. Но этот шаг не внёс умиротворения в семью. Катя всё чаще стала раздражаться на мужа по любому, порой совсем незначительному поводу. Но если она заводилась, то остановить уже было невозможно. Будучи холериком, не выдержав злых нападок жены, необоснованных и неоправданных, как ему представлялось, он взрывался, с ним начиналась истерика, самая настоящая, в таком состоянии, казалось, он способен убить человека, но руки ни разу на неё не поднял, ломал стулья, рвал книги, мог разбить всё, что попадалось под руку. И лишь умолял об одном: остановись, прекрати унижать и оскорблять меня, пощади! Но, не каждая разгневанная женщина способна вовремя остановиться.
Однажды поздно вечером она его так допекла, что он наскоро одевшись, бросился в школу. В кабинете хранилась малокалиберная винтовка, которыми были оснащены все школы района для обучения школьников стрельбе. Георгий достал, зарядил винтовку и поставил рядом, прислонив к письменному столу. Самоубийца считал необходимым оставить предсмертную записку, где, не называя причины своего поступка, уведомлял, что в его смерти винить никого не следует. Катя, почуяв недоброе, пошла вслед за мужем. Георгий закончил писать, гнев его не остыл, не колеблясь, решил свести счёты с жизнью. В это время в кабинет влетела запыхавшаяся Катя. Увидев винтовку, она перво-наперво схватилась за неё. Приклад оказался в её руках. Георгий схватился за ствол, приставил к груди в районе сердца, и, дотянувшись другой рукой до спускового крючка, нажал. Раздался выстрел. Не испытывая ни страха, ни раскаяния, Георгий успел подумать – вот и всё, это смерть. И каково же было его изумление и недоумение, когда пуля, скользнув по ребру, срикошетила. Не учел малую убойную силу оружия. Если бы Катя не помешала, он бы стрелял в висок. Тогда было бы наверняка. Происшедшее ненадолго примирило супругов. Семейная жизнь по-прежнему не ладилась. Георгий недоумевал: в чём дело? Он такой хороший, уважаемый всеми, кто его знал, а она постоянно предъявляет ему претензии, постоянно недовольна им, постоянно раздражена на него. Прозрение придёт много лет спустя. Тогда было одно недоумение и возмущение неблагодарным, как он считал, поведением жены.
16. БИРЮСИНКА
Семейная жизнь не клеилась. Георгий был убеждён, во всём виновата Катя. Она постоянно проявляет недовольство: упрёки, пререкания, ссоры, скандалы. Семейная жизнь превратилась в неприятную обязанность. Совместное проживание становилось всё более невыносимым. Поэтому Георгий вечерами охотно задерживался в школе, благо, что дела всегда находились. Нередко случалось после уроков задержаться Валентине Ивановне. Уроженка Чуманки. Три года после окончания педучилища работала по распределению в соседнем районе. В том году вернулась в родное село, в свою школу. Как классный руководитель оставалась с ребятами после уроков, чтобы выпустить стенгазету. Она же возглавляла школьную самодеятельность. Репетировала с хором, отрабатывала танцевальные номера, декламировали чтецы, готовили небольшие одноактные пьески. Так что, задерживаясь по своим делам, директор присутствовал на репетициях, помогал красиво оформить газету, помните, он вёл уроки рисования, был неплохой рисовальщик и даже немножечко художник.
Деловое общение с Валентиной Ивановной не прошло для обоих даром. Она нашла в нём умного и интересного собеседника, увлечённого, романтичного, тонко чувствующего и понимающего. Он увидел, насколько она талантлива. Имея среднее педагогическое образование, Валентина Ивановна блестяще давала математику. Это сказано без всякого преувеличения. Георгий посещал уроки Валентины Ивановны и видел, с каким блеском проводит уроки учительница, с каким энтузиазмом дети занимаются на уроке. Впоследствии познакомившись с работой многих школ, Георгий убедится, что в сельских школах работают преданные этому делу люди, увлечённые преподаванием, ответственные и самоотверженные. И в каждом школьном коллективе непременно есть маяк, звезда, пусть в рамках местного масштаба.
Валентину Ивановну никто не рассматривал и не воспринимал, как звезду. Но в жизни Георгия это был уже не первый человек, который поразил его талантом. Мы привыкли восхищаться талантливыми артистами, спортсменами. Мы испытываем эстетическое наслаждение, читая книги талантливых писателей. Но встретить талантливого человека в жизни, да ещё где-то в маленьком сибирском селе, в махонькой восьмилетней школе, где учителей-то насчитывается едва с десяток, представляется невероятным. Он видел её талант, не сомневался в её таланте, хотя с не меньшим уважением и предупредительностью относился к другим учителям школы. Радовался таланту Валентины Ивановны и гордился, что судьба свела с таким человеком.
Валентина Ивановна была не только талантливым педагогом, но обаятельной девушкой и отличным товарищем. Волосы чернее чёрного ворона, овальное, несколько продолговатое лицо излучало свет, а рыжие веснушки, не сходившие круглый год, подчёркивали красоту её смуглого одухотворённого лица. Главной деталью лица-ансамбля, лица-шедевра были глаза: мудрые, проницательные, с поволокой в минуты сентиментального настроения, хитрющие, когда хочется пошалить, твёрдые и решительные, когда надо проявить характер, беззаботные в минуты безоблачного веселья, преданные и беззащитные, когда одухотворены любовью.
Одинокая незамужняя девушка и одинокий женатый молодой мужчина. Одиночество сблизило их. Поначалу Георгий относился к Валентине, как к доброму хорошему товарищу по работе. Никто из них не помышлял о романе. Общение во внеурочное время, общение наедине, общение, которое вызывало взаимные восторги и восхищение, привело к тому, что они влюбились друг в друга. Какое-то и достаточно продолжительное время сами себе не признавались в этом.
Тем летом у Людмилы родился сын. Назвала Сергеем. В память о Жорине. Он всегда вслух мечтал, что у них с Люсей будет сын, и они назовут его Сергеем. Судьба развела их. Но сына она всё равно назвала Сергеем.
Зимой Георгий опять побывал в Москве. Как всегда, успешно сдал сессию. Возвратившись, продолжал проводить большую часть вечернего времени в школе. В один из вечеров, оказавшись в школе один, включил в учительской магнитофон, чтобы прослушать записи любимых песен. Магнитофон значился техническим средством обучения, учителя пользовались на уроках, воспроизводя выступления исторических деятелей или декламации литературных произведений в исполнении знаменитых артистов. У Георгия была кассета с записями песен. В те годы на селе были особенно популярны передаваемые по радио песни из «Таёжного цикла» Пахмутовой: «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе». Георгий включил магнитофон и услышал исполнение «Бирюсинки», что была в числе записанных им самим. Пусть блюстители авторских прав предъявят мне иск, но я не могу не привести полностью текст этой песни на слова Льва Ошанина и музыку Александры Пахмутовой. Я вынужден это сделать, чтобы читатель мог понять состояние моих героев. И ещё потому, что современный читатель мог не слышать этой песни и не знает её содержания. Вот эта песня:
До свиданья, белый город
С огоньками на весу!
Через степи, через горы
Мне на речку Бирюсу.
Только лоси славят в трубы
Там сибирскую весну.
Только валят лесорубы
Там ангарскую сосну.
Там, где речка, речка Бирюса,
Ломая лёд, шумит-поёт на голоса, -
Там ждёт меня таёжная
Тревожная краса…
Не берёзку, не осинку,
Не кедровую тайгу,
А девчонку-бирюсинку
Позабыть я не могу.
С ружьецом уйдёт под ветер,
Не найдёшь четыре дня.
…Может в лося выстрел метил,
А ударил он в меня.
Пусть красивы городские –
У неё глаза синей.
Городские не такие,
Если сердце тянет к ней…
Перед этим синим взором
Я как парус на волне.
То ль её везти мне в город,
То ль в тайге остаться мне.
Там, где речка, речка Бирюса,
Ломая лёд, шумит-поёт на голоса
Там ждёт меня таёжная
Тревожная краса…
(Лев Ошанин. Стихи и песни. Россия – Родина моя.
Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках.
Москва: Художественная литература, 1967)
Теперь, когда перед читателем полный текст, я могу сделать комментарии, понятные ему. Из белого города Ленинграда в Сибирь приехал мой герой. И не беда, что попал не в таёжную глушь, где речка Бирюса, где бродят лоси, а лесорубы валят ангарскую сосну. Валентина самая настоящая коренная сибирячка. Когда ехал Георгий в Сибирь, когда женился, не знал и не подозревал, что именно здесь встретит и полюбит таёжную тревожную красу. Покорён был Георгий Бирюсинкой, в город везти не предполагал, а из-за неё, ради неё, для неё готов был навсегда поселиться в приветливой и необъятной Сибири.
И когда уезжал в тот раз в Москву, не предполагал, что его и в самом деле ждёт сибирская краса. А она ждала. Только закончились последние звуки песни, как он услышал в записи её голос. Валя читала стихотворение незнакомого ему автора, стихи эти он слышал впервые. Но они написаны будто на заказ, словно специально для него от имени полюбившей его девушки. В стихах Валя обращалась к нему, Георгию, не называя по имени, говорила о своей любви, о том, что, видимо, он не догадывается о её чувствах, как она его любит, и потому сама сообщает ему об этом. Она его так любит, что не может больше молчать, не может не сказать ему недогадливому. И Георгий всё понял. Это была не декламация, записанная на магнитофон. Это было признание в любви. Валентина таким способом открылась ему, призналась первая. Он заслуживает её любви, и потому ей не стыдно сознаться в этом.
Стихотворное признание окончательно сблизило их, они больше не скрывали друг от друга, что любят, что влюблены. Некоторое время спустя, передали из РОНО: директору вместе с учителем математики побывать в соседней школе с каким-то поручением. Рано утром завёрнутые в тулупы сели рядышком в школьные сани и школьная лошадка повезла их по назначению. Расстояние совсем небольшое, километров восемь. Для лошади полчаса ходу. Накануне прошел буран. Дорога местами так занесена, что приходилось ехать наугад. К тому же утренний полумрак, да и небо закрыто тучами. Так что через час оказались совсем в другом селе. К тому времени рассвело, и они без труда добрались до нужного места. Задание выполнили. Вернулись домой. И на всю жизнь запомнили эту поездку: как им было хорошо вместе, какое ликование испытывали оба, блуждая по степи.
После этой поездки Георгий сочинил стихи. Это был ответ на стихотворение Валентины. Он записал его на магнитофон сразу после её стихов и дал прослушать оба стихотворения. В стихотворении было ответное признание мужчины, принявшего любовь Бирюсинки и счастливого этой любовью. Запись не сохранилась, в памяти осталось только одно четверостишие. Напоминая о поездке по степи, он декламировал:
Заблудившись в ночном полумраке,
Не дождавшись советов чужих,
Мы дорогу отыщем сами
Средь тревог и невзгод людских.
Летом того же года несколько дней вместе провели в Барнауле. Валентина поступила на заочное отделение физмата Барнаульского педагогического. У неё была сессия. Жила в студенческом общежитии. Георгий на несколько дней оказался в командировке. Эти несколько дней они встречались. Точнее несколько вечеров, когда Валя была свободна от занятий. Бродили ошалевшие от счастья по городу, забирались в парк, где целовались до одурения, таким образом изъявляя свои взаимные чувства. В выходной полдня купались в Оби и загорали на песчаном острове.
В Чуманке несколько раз приходил к Вале в гости домой. Она жила со своей матерью-вдовой. Но визиты смущали Валю. Происходило это на глазах всего села. Попросила не ходить к ней больше домой.
Однажды воодушевлённый её любовью, Георгий попытался добиться интимной близости. Она категорически пресекла подобную вольность. Такое поведение только возвысило Валю в глазах Георгия. Он решил, что не надо дальше откладывать, надо вступить с ней в законный брак. Но разрушить семью своей односельчанки Валентина не могла, не решилась на такой шаг. Она понимала, всё село осудит её поступок. Георгий не сомневался, что с ней могли бы создать красивую семью, красивую семейную жизнь, были бы оба счастливы. Валя поступила благородно. Она совершила мужественный поступок. Не знаю, что она думала в то время, какой ценой ей далось решение. Они расстались. По настоятельному требованию Валентины. Произошло это как-то само собой, без выяснений и объяснений, размолвок. Вот так прекратили встречаться наедине.
Сожалела ли Валентина когда-нибудь потом, что не решилась связать свою судьбу с Георгием, никто не знает, кроме неё самой. А для Георгия Валя навсегда останется в памяти сибирской Бирюсинкой – таёжной тревожной любовью.
17. ДОЧЬ
Больше двух лет прожили вместе Георгий и Катя, а детей у них не было. Ребёнка хотели оба, несмотря на все злоключения их семейной жизни. Оба предполагали, что рождение ребёнка породнит их, уйдут в прошлое распри и раздоры, станут более терпимо относиться друг к другу, вернутся прежние отношения, что испытали в период знакомства, до брака, когда их чувства были окрашены взаимным влечением и любовью.
В конце мая Катя объявила, что беременна. Георгий отнёсся к этому сообщению с нескрываемым восторгом. Катя действительно стала ближе и милее.
В июне опять Москва. Это была предпоследняя учебная сессия. В следующем году – окончание университета, дипломная работа и госэкзамен. Люся в этот раз пробыла в Москве дней десять. И хотя, как всегда, встреча носила завораживающий характер безумно влюблённых друг в друга людей, это скорее была встреча любовников, соскучившихся после длительной вынужденной разлуки. У каждого была семья, каждый жил отдельной самостоятельной жизнью, оба смирились с тем, что никогда не будут вместе, не создадут семью, освященную колдовской любовью. Расстались без напускной грусти, не строя радужных планов, не теша себя обманчивыми надеждами. Тем более, что Георгий поведал, Катя ждёт ребёнка.
Вернулся в Чуманку. Беременность Кати была явно выражена. Георгий бережно относится и обращается с Катей. Иногда прилагая немалые усилия, чтобы не вспылить, оградить от опасных в это время волнений, не дать повода сердиться и раздражаться на него. Катя стала особенно ранима, легко выходила из себя по малейшему поводу и пустяку. Георгий старался вести себя, как подобает мужчине в такой ситуации, как будущий отец ожидаемого ребёнка. К его чести, надо признать, это ему удавалось.
Начался учебный год. Незаметно текло время. Закончилось первое полугодие. Георгий получил вызов на сессию. Первого февраля должен быть в Москве. В последних числах января в школу приехал заведующий РОНО на вездеходе-газике. Погода стояла буранная, дороги замело. Автобусы уже несколько дней не ходили. Приезд оказался кстати для Георгия: чемодан собран, есть чем добраться до райцентра.
Передал Кате приготовить обед, чтоб встретить гостя. Отобедали. Мужчины распили бутылочку водки. По такой погоде в самый раз для сугреву. И тут у Кати начались схватки. Георгий поначалу не придал значения. По их расчётам роды должны произойти не раньше, как недели через две. Но заведующий, умудрённый семейным опытом мужчина, отец взрослых детей, распорядился чётко и однозначно: немедленно в машину и в райцентр, в роддом. Сборы были мгновенными и вперёд. Ехали долго и трудно, нередко буксовали. Но доехали благополучно. Катю, к удивлению Георгия, в роддоме приняли без всяких разговоров. Началось тягостное ожидание, полное тревог и переживаний. В голову лезли устрашающие мысли о возможном неблагополучном исходе. Гнал их, стараясь не думать о плохом. Тревожные звонки в роддом. Так прошло два дня. И только на третий день на очередной звонок ответили: родилась… девочка. Вздох облегчения и тут же досада. Представлял себя непременно отцом сына, ждал и хотел сына. Против дочери не возражал, но первым должен быть сын. Это состояние прошло быстро. Роды прошли успешно. У него ребёнок. Он отец. Напомним, что Георгий был натурой романтической и сентиментальной. Поэтому не каждый мужчина может понять, что испытал тогда Георгий, почувствовав себя отцом. Учтите при этом, столько лет не получалось. И вот - на тебе! Восторгам не было конца. Весь светился и сиял. Места не находил от радости. Все дружно и от души поздравляли. Кто-то посоветовал, что роженицам в первое время полезно понемногу принимать коньяк. В магазине ни шампанское, ни коньяк даже в райцентре не купишь. Подсказали, по протекции у председателя рабкоопа раздобыть можно. Звонок из райисполкома: подойдёт директор школы, у него дочь родилась, надо отпустить бутылку коньяка. Через всё обширное село, торопясь и волнуясь, Георгий шествует в рабкооп, получает записку от председателя, и на складе ему продают коньяк и коробку шоколадных конфет. С пакетом под мышкой спешит в роддом. У него принимают передачу, в ответ получает записку. Катя рада, счастлива, благодарит за заботу, только какой же он глупый, кто же после родов пьёт коньяк. Ну, откуда он мог знать! Всё это неважно. Главное, что всё завершилось благополучно. У него дочь и он отец! Свидание, разумеется, невозможно. Но ему через комнату, разделяющую его от следующего больничного помещения, через две стеклянные двери показывают свёрток, из которого видно совсем малюсенькое красное сморщенное личико. Это его ребёнок. Это его дочь.
Георгий любил детей, и став взрослым, хотел иметь собственных. Воображая свою семью, он видел себя отцом не менее троих детей, о которых будет заботиться, которых будет растить, с которыми будет играть и воспитывать. И вот, наконец, у него появился первенец.
Вечером того же дня добирается до железнодорожной станции, и поезд Барнаул-Москва на третьи сутки доставляет его в столицу.
Дипломную работу печатал сам на машинке, которой охотно поделились студенты-дневники. Целыми днями просиживал в библиотеке, читал нужную литературу, делал конспекты, выписки. Выяснилось, что часть источников не публиковалась, находится в архиве Академии наук. С письмом-ходатайством от декана факультета встречается с директором архива. Тот ставит визу с указанием, какие материалы предоставить дипломнику. Список оказался слишком длинным. Директор заметил, что такого списка хватило бы на целую диссертацию. Для дипломной работы достаточно трёх рукописей. Заведующая библиотекой архива прежде, чем выдать материалы, взяла расписку, что тексты не будут использованы в печати без письменного разрешения администрации архива. После всех формальностей Георгий священнодействовал с архивными документами. Он держал записи, сделанные рукой большого знаменитого учёного с мировым именем. Можете себе представить ощущения человека, который получил возможность прочитать то, что читали немногие единицы, что никогда и нигде не публиковалось, не было доступно массовому читателю? Георгий оказался, можно сказать, единственным человеком, который постигает то, что не знает и не ведает никто, повторяю, кроме тех немногих, кто подолгу службы или роду деятельности имел доступ к бесценным рукописям. Эти мысли возвышали Георгия в его собственных глазах. Чтение уникальных рукописей так понравилось и так вдохновило, что он готов был всю жизнь посвятить работе в архиве. Для себя сделал важное открытие: знанием является лишь то, что известно ныне живущим. Знание живо, если оно хранится в памяти живых людей, используется ими. Иначе это мёртвое знание. Богатства, хранящиеся в архивах, знания и открытия, законсервированные здесь, сделать достоянием живущих поколений – это значит, мёртвое знание, недоступное знание сделать живым, заново открыть людям, чтобы они могли им воспользоваться. Такая работа больше подходит для историка. Учёные делают открытия, делают науку в сегодняшней жизни, открывают то, что в голову никому не приходило. Но и работа в архиве, при наличии ума и таланта учёного, не менее важна и значима.
Когда дипломная работа была готова, научный руководитель предложил Георгию встретиться с кандидатом философских наук, который годом раньше здесь на философском факультете защитил диссертацию по научному творчеству учёного, так заинтересовавшего студента–выпускника. «Его компетентный отзыв, - заявил профессор, - будет самой объективной оценкой дипломной работы». И Георгий отправился в Голутвин, что недалеко от Москвы, где в педагогическом институте преподавал автор диссертации о знаменитом русском учёном. Игорь Николаевич, так звали молодого учёного, охотно и доброжелательно согласился прочитать дипломную работу, объём которой не превышал сорока страниц. Георгий поселился в местной немноголюдной гостинице, чтобы на следующий день в назначенное время узнать результаты. Работа была выполнена старательно, так что Георгий не сомневался в положительном отзыве. Каково же было его удивление, когда Игорь Николаевич сказал, что характеристика мировоззрения учёного, составленная дипломантом, подтверждается ссылками на его неизданные работы, неизвестные массовому читателю, но… И он поведал историю, которая приключилась с ним год назад, когда он представил научному руководителю уже готовую диссертацию. Научным руководителем был сам декан философского факультета. Фигура значительная, авторитетная, хорошо известная в философских кругах солидными исследованиями и прекрасно изданными монографиями. Он сказал, диссертация в таком виде не может быть допущена к защите. «Вы исказили образ учёного, каким его знала советская и мировая общественность, каким он известен в советской и мировой науке, - заявил профессор. – Вы можете заниматься какими угодно изысканиями и исследованиями, но вам не позволят указывать на изъяны выдающегося ученого, который составляет гордость нашей науки». «И мне, - продолжал свой рассказ кандидат наук, - пришлось убрать из диссертации всё, что могло бросить тень на имя учёного, которым так гордилась советская страна и советская наука. То, что написано вами, совпадает с моими оценками и выводами, но я не могу допустить, чтобы в дипломной работе провозглашалось то, чего мне не дали сказать в диссертации. Вы переделываете работу, в противном случае я не могу дать ей положительную оценку». Договорились, к концу следующего дня работа будет представлена в переработанном виде. Казалось бы, тут всё ясно. Любой выпускник университета не стал бы долго размышлять: чтобы получить диплом, надо сделать, что предлагает рецензент. Но перед Георгием встала неразрешимая проблема. Материализм всемирно известного учёного, так был важен и мил позиции партийных идеологов, что исследователи – авторитетные ученые вынуждены были закрывать глаза, что материализм был примитивный, на словах, дань моде, учёный был мистиком и всерьёз убеждён в существовании мирового разума, который верующие люди нарекли богом. Эту сторону мировоззрения уважаемого и заслуженного ученого-изобретателя, учёного-самоучки изложил и обосновал Георгий в дипломной работе, а рецензент в кандидатской диссертации. Как быть? Как поступить? Ради диплома пожертвовать истиной? Но если в самом начале пути, в самом начале научной карьеры поступиться истиной, как жить и работать потом? На следующих этапах научной карьеры история может повториться, произойдёт то, что случилось с рецензентом – кандидатом наук? Тогда может оказаться, что истина всю жизнь будет мешать научному росту, продвижению в науке? Но тогда о какой науке речь? Весь вечер до позднего часа терзался Георгий размышлениями: как поступить, как он должен поступить? Совесть требовала следовать истине. Здравый рассудок настаивал не делать глупости. Какая наука, если не получит диплом об окончании университета? Сам себе закроет путь в науку. Но грешить против истины? Какой же он тогда учёный? Так ничего и, не решив, уснул с мыслью: утро вечера мудренее. И действительно утром пришло решение. Против истины не надо грешить. Надо о ней умолчать. Так был достигнут компромисс с совестью.
Дня хватило, чтобы переписать работу заново, помните, объём был невелик. Рецензент в присутствии Георгия просмотрел сомнительные места и в кратком письменном отзыве оценил работу на «пять». Ведь автор использовал архивные материалы и действительно основательно потрудился.
Защита дипломной работы проходила прямо на кафедре. Научный руководитель и еще два профессора вежливо и терпеливо выслушали сообщение дипломанта, задали уточняющие вопросы. Убедившись, что выпускник владеет материалом и основательно вжился в тему, члены комиссии, посовещавшись и полистав зачетную книжку, где между «четвёрок» и «пятёрок» вклинились зловредные «тройки», благоразумно остановились на «четвёрке». Георгий был немного разочарован, такую большую работу проделал, так старался, но успокоил себя тем, что иметь такую оценку за дипломную работу, не так уж и плохо. Только успокоить совесть в связи с этим инцидентом до конца жизни так и не смог. И на старости лет не раз со стыдом будет вспоминать эту грустную и постыдную историю.
18. ДИПЛОМ
Перед государственным экзаменом волновались все. И не то, чтобы опасались не сдать. Хотелось получить хорошую оценку. И вот билет в руках. Все страхи позади, Георгий пространно, ведь каждый вопрос тема целой лекции, уверенно, со знанием дела, как ему казалось, осветил первый вопрос, потом второй. Накануне успел познакомиться с дополнительной литературой по этим самым проблемам. А экзаменаторов в первую очередь интересовало, в какой степени выпускник владеет дополнительной литературой.
Георгий был вне себя от радости, когда объявили итоги экзамена, и ему была выставлена оценка «хорошо». На торжественной церемонии вручения дипломов зачитали текст вкладыша, который вместе с дипломом получил каждый выпускник, на лицевой стороне которого помещён портрет Ломоносова в овальной рамке и полное название университета:
«ДОРОГОЙ НАШ ТОВАРИЩ! Сегодня ты получаешь диплом об окончании Московского университета. Где бы ты ни работал, куда бы тебя ни забросила жизнь, пусть твоими постоянными спутниками будут творческое горение, трудовой порыв, поиск и целеустремлённость. Отныне и навсегда, везде и всюду ты – полномочный представитель Московского университета, его духа, традиций и могучего интеллекта.
Помни: доброе имя университета – это твоё имя, слава университета – это твоя слава, успехи университета – это твои успехи.
Ты вступаешь на широкую дорогу жизни в знаменательный год 50-летия Великого Октября. И мы, твои профессора и преподаватели, прошедшие через огонь революции и гражданской войны, голод и разруху, защищавшие Родину на фронтах и трудившиеся в тылу в годы Великой Отечественной войны, наказываем тебе беречь и приумножать славные традиции Alma mater.
- Быть беззаветно верным нашим коммунистическим идеалам, быть последовательным борцом за их осуществление;
- Не сторониться «малых дел». Помнить, что в строительстве коммунизма нет черновой работы;
- Не бояться трудностей, учиться преодолевать их, быть требовательным к себе и окружающим;
- Стремиться всегда и во всём быть ленинцем. Ленинизм – вечно живой родник революционной мысли, действие и мужество. Быть достойным в своей жизни, в своих помыслах и делах нашей партии и её ленинских традиций;
- Во всём и всегда быть патриотом своей Родины. Пусть тебе на долю достанется великое счастье – сознание того, что все твои силы отданы самому великому на земле – борьбе за коммунизм, за счастье человечества».
Профессора и преподаватели Московского университета
В унисон официальному обращению прозвучали слова немолодого профессора – напутствие именинникам-выпускникам: вы получили дипломы философов, но должны признать, что вы пока никакие не философы и философию не знаете. Когда со временем вы это поймёте и усвоите, прозреете и согласитесь с моим утверждением, тогда философия станет для вас родным домом, в котором не только будете знать, где что лежит, но и удобно работать. Тогда ваша мысль проникнет в глубины философии, усвоит, что из себя представляют философские проблемы, а если повезёт, то отыщите вразумительные обоснованные ответы, которые помогут людям жить, творить, создавать нужное и полезное обществу, не обязательно великое, но непременно ценное, почувствуете, что стали философами, что сделали в жизни правильный выбор и испытаете счастье в занятиях избранной наукой. Философ – не профессия, философ – призвание. Пусть каждый из вас найдёт в философии своё призвание.
Вместе с дипломами получили драгоценные ромбики об окончании университета. Георгий в трепетном волнении привинтил на лацкан пиджака памятный знак. С какой гордостью шагал по улицам Москвы, понимая, что никто не замечает и не обращает внимания на его значок. Москву наличием высшего образования не удивишь. И всё равно было приятно осознавать, что осилил в своей жизни важную и достаточно высокую ступеньку.
Уже по возвращении в общежитие ещё раз перечитал обращение к выпускнику. Каждое слово торжественного текста звучало, как клятва воинской присяги. Он разделял каждую фразу, он не сомневался, что сумеет воплотить каждый пункт напутствия.
Творческое горение, трудовой порыв, поиск и целеустремлённость его не покинут до конца жизни. Университет окончил в 1967 году – как отмечалось в тексте вкладыша, в канун 50-летия Октябрьской революции. Революцию, гражданскую войну, трудные годы коллективизации и социалистического строительства, Великую Отечественную войну знал и понимал, как тому учили школьные и вузовские учебники. Верил этим мифам, не могло возникнуть мысли, что это могут быть мифы. Он - гражданин и патриот Советской социалистической Родины.
Быть верным коммунистическим идеалам и борцом за их осуществление – а как же может быть иначе? Им принят девиз: «Человек и его счастье», следовательно, участие в построении коммунистического общества – это и есть борьба за счастье людей, всего человечества.
Не сторониться черновой работы. Он понимал, не каждому суждено сделать великие открытия, не каждому по плечу великие свершения, о себе судил скромно, и потому посильное самоотверженное участие в строительстве коммунизма должно стать убедительным оправданием его земного существования.
Стремиться всегда и во всём быть ленинцем. Все опубликованные работы Ленина, его биография со всеми подробностями свидетельствовали о гениальности Ленина, его величайшей прозорливости, он никогда не делал ошибок и не мог их сделать. Тем и отличался от своих сподвижников и соратников, людей неординарных, талантливых и выдающихся. Все ленинские предначертания подтверждены всей последующей историей. Откуда было знать тогда Георгию, что известная ему история Страны Советов и вся Ленинская биография были фальшивым вымыслом?
Всегда быть патриотом своей Родины. Об этом я уже говорил. Дети и подростки, пережившие страшную, но победоносную войну, не могли не быть патриотами. Таковыми они останутся до конца жизни, несмотря на все потрясения и социальные перемены, постигшие Россию на протяжении всего двадцатого столетия.
Георгий был самым молодым директором школы в районе, директором-комсомольцем. Комсомольцем его и в Коммунистическую партию принимали. Это был продуманный и многократно передуманный шаг, решение далось не сразу. Естественно для комсомольца, будущего преподавателя марксистско-ленинской философии вступить в коммунистическую партию. Преподаватель марксизма не член партии – это что некрещёный поп. О чём тут раздумывать? Оказывается, было о чём. Речь идёт о двух последних годах правления Хрущёва. В начале его деятельности Георгий восхищался Первым секретарём партии, с энтузиазмом слушал выступления по радио, одобрял борьбу с культом Сталина, безоговорочно признал Программу построения коммунизма в СССР. В шестьдесят втором-третьем годах последовало разочарование. О событиях в Новочеркасске толком никто не знал. В конце концов расстрел рабочих химического комбината мог произойти без ведома Хрущёва. Но повышение цен на мясо, масло, молоко – положительные меры для села вели к ухудшению материального благосостояния остальной части населения страны – рабочего класса и горожан. Последующие меры оказались ещё более авантюристичны. Чтобы ускорить построение коммунизма, по инициативе Хрущёва стали обобществлять личный скот у крестьян, ликвидировать приусадебные участки. Крестьянин должен трудиться на благо общества, а не на своём приусадебном участке. Это приведет к повышению уровня общественного сельскохозяйственного производства. Крестьянская семья будет получать все необходимые продукты в готовом виде в общественной столовой. Домохозяйки перестанут быть кухарками, а высвободившееся время посвятят приумножению общественного богатства. Труд, затраченный на личном подсобном хозяйстве, по уходу за личным скотом, превратиться в общественно-полезный. Такие примитивные рассуждения и действия главы партии и правительства дискредитировали Хрущёва в глазах населения страны. Вот тогда Георгий для себя решил: не может он, и не будет вступать в партию, когда в её рядах такие коммунисты, как Хрущёв. Скажете, мальчишество. А Георгий всерьёз так рассуждал. Сомнения развеял профессор, который читал им курс лекций по истории КПСС. В вузах страны история КПСС на первом курсе изучалась. Для студентов-философов сделали исключение: пусть будущие идеологические работники высшей квалификации изучают историю партии после того, как освоят марксистско-ленинскую теорию. История КПСС получит теоретическое обоснование.
Профессора Московского университета были убеждёнными коммунистами, в особенности, преподающие общественные науки, во всяком случае, признавали, что социализм и коммунизм должны стать итогом мировой истории. Но при этом отличались большим вольнодумством и свободомыслием. На лекциях не боялись устраивать критический разбор и анализ тех или иных решений и действий высшего партийного руководства. Профессор истории партии превзошёл всех. До снятия Хрущёва он не побоялся в лекциях развенчать перегибы, авантюризм главного политика и первого руководителя страны. Он осудил мероприятия Хрущёва в сельском хозяйстве. Выступая в таком тоне и таком духе, профессор сказал, что не надо отождествлять первого руководителя партии с самой партией. Хрущёв не есть партия.
И Георгий после очередных раздумий принимает решение вступить в партию. По возвращению домой его принимают в кандидаты, а через год на заседании бюро Баевского райкома КПСС единогласно принят в члены Коммунистической партии.
19. ЛЮСИНА СЕМЬЯ
Я всё о Георгии да о Георгии, а как сложилась в эти годы жизнь Людмилы, её семейная жизнь. В первый год замужества, лишив мужа права первой брачной ночи, зимой выехала к нему и пару месяцев провела на Алтае. Игорь работал тренером на Барнаульской лыжной базе, где спортсмены получали профессиональную подготовку для участия во всесоюзных соревнованиях. Здесь Людмила стала женой. Игорь изумлён, сам себе не верит, ему досталась невинная девушка. Это Людмила-то с её бойким характером, обольстительной женственностью, у которой отбоя не было от поклонников, об ухаживаниях которых беззаботно рассказывала своему будущему мужу. А ведь ей, когда пришли во Дворец бракосочетания, было двадцать четыре года. По меркам того времени была старой девой. И вдруг такая неожиданность. То, что Людмила дала согласие на брак, уже было невероятным событием. Хотя позже сама не могла толком объяснить, как согласилась на брак с Игорем. Сама не понимала, что делает. Игорь проявил невероятное упорство, заручившись поддержкой матери Людмилы. Принёс свадебное платье, туфли, показал кольца. И объявил: надо незамедлительно ехать регистрировать брак, он там обо всём договорился. И действительно сотрудники ЗАГСа согласились нарушить инструкцию, зарегистрировали брак сразу, без предварительно поданного заявления, в связи с их отъездом из Ленинграда к месту работы, в Сибирь, по распределению. Людмила опомниться не успела, собраться с мыслями, поддалась настойчивому напору жениха с двухлетним стажем, женой которого должна была стать еще годом раньше. Пожалуй, только неготовностью заключить брак можно объяснить её отказ от брачной ночи. Об отъезде из Ленинграда не могло быть и речи. Как позже вспоминала, она тогда рассудила так, если брак с Игорем окажется неудачным, у неё есть Жорин. В нём, в его любви не сомневалась.
Но супружеская жизнь не приносит ни ей радости, ни успокоения её мятущейся душе. Вот почему, как вы помните, она решается на неподдающийся никакому объяснению шаг, предлагает снять комнату и объявляет себя женой Георгия. А через неделю, не вступив в интимные отношения со своим избранником, покидает его. Её всё время одолевают сомнения. При властном и решительном характере оказалась нерешительным человеком. Всё время колеблется, не может сделать окончательный выбор.
После отъезда Георгия из Ленинграда, убеждает Игоря оставить Алтай. Поначалу поселяются в загородном домике матери Людмилы. Тренерской работы в городе не нашлось, и мастер спорта идёт преподавать физкультуру в сельскую школу. Уроков на ставку набралось, да ставка никудышная, женатому мужчине никак не соответствовала. И тогда Людмила, будучи человеком энергичным и пробойным, выяснила, что на рыболовецкие суда требуются матросы. Сама свезла Игоря в отдел кадров и оформила на рыболовный флот.
Первые два года оказались трудными. Ходили по Балтике, заработки мизерные, ненамного более чем в школе. Но это на первых порах. Потом дела пошли в гору. Игорь отлично зарекомендовал себя на работе, и его берут на суда, промышлявшие в Атлантике. А это уже загранплавание. Зарплата старшего матроса в рублях по-прежнему небольшая. Но во время плавания за границей шли бонны: кредитные билеты с указанием стоимости в рублях – талончики. Набегала крупная сумма за время шестимесячного похода. А когда приходилось заходить в иностранные порты, обзаводились заграничным барахлом, экзотической посудой, у себя дома была в ходу алюминиевая: кастрюли, тарелки, ложки, вилки, пользовались дешёвыми фарфоровыми тарелками и блюдцами, так что было чем порадовать семью по возвращении из плавания. В Ленинграде существовал магазин «Альбатрос», где на бонны можно было купить не поступавшие в обычные магазины редкостные вещи, модные, импортные.
Люся равнодушно относилась к покупкам мужа, неохотно ездила в «Альбатрос» и не испытывала восторга от уникальных импортных тряпок и обуви. К Игорю душа не лежала. По полгода не видела мужа, но оставалась к нему равнодушна. Соскучившемуся по женщине моряку отдавалась без страсти, исполняя по обязанности функции жены. Не о такой семейной жизни мечтала, не таким супружество представляла.
Игорь недоумевал, страдал, не получая полноценного удовольствия от близости с женой. Иногда приходил в ярость, подозревал в измене с другими мужчинами. Измен не было. Так уж устроена была Людмила. Ложилась в постель, отдавалась мужу, хотя и не любимому, к которому не испытывала волнующего влечения. Но это был муж. У них был сын. Исправно готовила обеды, не заботясь, чтобы угодить мужу, наводила порядок в квартире, стирала, делала всё, что входит в обязанности семейной женщины, и так же по обязанности относилась и общалась с мужем.
И мужчине, и женщине одинаково вредно длительное воздержание. При этом, как утверждают специалисты, женщина труднее переносит это состояние. У Людмилы в отсутствие мужа появлялись такие боли, что она не раз обращалась к гинекологу. И та, искренне ей сочувствуя и зная причины, совершенно откровенно, по-дружески советовала на время плавания мужа завести мужчину. Не разрушать семью, а чисто для здоровья. Но Людмила не способна была на такой шаг, она представить не могла себя в постели с чужим мужчиной. Её удерживал не только нравственный барьер, она физически не могла перенести подобной акции. Вы можете спросить: а как же Георгий, близость с ним втайне от мужа? В те редкие встречи, которые выпадали на их долю в Москве, она превращалась в любовницу не для того, чтобы подлечить здоровье, изменить мужу, она выражала своё отношение к единственно любимому мужчине, свою любовь к нему.
Холодность Людмилы привела к тому, что не испытывая женской ласки, привязанности, удовлетворения от взаимного общения, Игорь завёл себе любовницу. Одаривая подарками, привезёнными из-за границы, получал желаемое от одинокой женщины, которая в его отсутствие охотно принимала подарки от других мужчин. Ей не надо было хранить верность моряку, ушедшему в плавание.
Людмила обнаруживала всякий раз в чемодане мужа вещи, не предназначенные ей, но Игорь, не моргнув глазом, уверял, что это подарки его товарища, которые тот не хотел показывать своей жене. Людмила верила, ей и в голову не приходило ревновать, она не замечала и не чувствовала, что Игорь находит удовлетворение своей мужской страсти с другой женщиной. Но если бы узнала, никогда в жизни не легла бы с ним в одну постель. И не потому, что не смогла бы простить измены, она была брезглива, нечистоплотность мужа вызвала бы у неё омерзение.
Мой рассказ будет не полон, если я не поведаю, как проводила время эта семейная пара, когда Игорь возвращался домой. Они навещали многочисленных родственников и её семейных подруг. Она приучила Игоря быть щедрым на подарки во время таких визитов. Встречи непременно сопровождались застольями. Во время таких встреч был сдержан, пил умеренно. И только дома Людмила позволяла ему пить вволю, как душе заблагорассудится. Когда Игорь занимался спортом, то не пил и не курил. Курить он не станет на всю оставшуюся жизнь. А вот пить по возвращению с морей пристрастился. Пить буде много, нередко напиваясь до чёртиков.
Ходили в кино, посещали театральные спектакли. В глазах знакомых это была благополучная семейная пара. Никто не подозревал, что чувствовала, как болезненно переживала свою неудавшуюся семейную жизнь Людмила, и как переносил физическую неудовлетворённость от любимой женщины Игорь. При всей её холодности, строптивости, неласковости он её безумно любил. Любил и ставил выше себя, гордился, какая у него жена, всем на загляденье. Как величественно вёл её под руку по Невскому проспекту, замечая, с каким обожанием смотрят на неё прохожие мужчины. Он любил её пуще самого себя. И не понимал, почему не удостоен ответной любви. Он не замечал и не предполагал, что жена не испытывает с ним эротического наслаждения. Думал, что у всех так, что женщина по-другому любить не может, безразличие и холодность объяснял капризным и вздорным характером жены.
Ежегодно в отпуск всей семьёй летали на родину к его родителям. Сельчан приводила в восторг простая и общительная городская жена Игоря. Особенно полюбила невестку мать Игоря. Так и говорила в глаза, что сыну крупно повезло: «Такой жене надо ноги мыть, опосля эту воду пить». Отец любил рассказывать ленинградке, как в войну был на Ленинградском фронте, защищая блокадный город. Оставаясь одна на долгие месяцы, Людмила думала не о муже, она представляла, как ей было бы хорошо с Георгием, грезила им, мысленно разговаривала, сетовала, что наделала массу глупостей, связав себя браком с Игорем. Не было успокоения душе её. Не было утешения. Молила, чтобы Георгий услышал её, её любовный зов, её нерастраченную любовь.
20. ВИТЯЗЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ
В деканате порекомендовали нуждающимся в работе по специальности обратиться в Министерство высшего образования, там имеются заявки из вузов на выпускников философского факультета. Заявок в том году оказалось больше, чем выпустил университет на дневном отделении. Пошли втроём. Двум повезло сразу. Позвонили в вузы, получили согласие, и в Министерстве тут же оформили и вручили направления на работу. Третьему не повезло. Им оказался Георгий. Заявка из Днепропетровского политехнического. Звонит. Спрашивают семейное положение. – Женат, ребёнок. – Где жить собираетесь? Квартир у нас нет. – И следующий вопрос: «Владеете украинским языком?» – В итоге последовал отказ. Хотя преподавание в вузе велось на русском.
Доброжелательно настроенная женщина в Министерстве, занимающаяся трудоустройством выпускников, предлагает ещё один адрес: Целиноградский медицинский и тут же советует самому сделать письменный запрос. Потом сжалившись, после некоторых колебаний предлагает Новосибирский медицинский. Направление не выписывает, говорит, что оформит и сама отправит в Новосибирск. Оттуда придёт вызов по месту жительства Георгия, что будет служить основанием для увольнения с прежнего места работы. Георгий не сомневается в успехе. Но в Целиноград запрос посылает. На всякий случай. А сам представляет себя уже преподавателем вуза, и где – в самом Новосибирске. О такой удаче мечтать не смел.
Перспектива получить работу в Новосибирске порождает надежду, что Людмила согласится оставить Ленинград и они, наконец, соединятся и устроят свою семейную жизнь. Георгий сознаёт, у него ребёнок, что он четвёртый год женат, но возвращаться в семью не хочет. Решение твёрдое. Окончательное. Он жаждет любви, он хочет семьи с всепоглощающей любовной эйфорией. Его смущают такие намерения. Он осуждает себя за безнравственное отношение к жене, которая надеется на него, ждёт его. Больше всего тревожит судьба ребёнка, он обрекает дочь на безотцовщину. От одной такой мысли становится невыносимо. Совесть протестует. Но он гонит эти мысли от себя. Вновь и вновь обсуждает с самим собой эту проблему, многократно разговаривая с собой, размышляя, как должен поступить, как он вправе поступить. Георгий всякий раз уговаривает себя, что семья должна строиться на взаимной любви, только такая семья имеет право на существование. Даже у Энгельса цитату откопал: «Брак, не основанный на любви, безнравственен». В ход пошёл и такой аргумент: если великий писатель Горький мог оставить семью и по любви жить с Андреевой, то почему он, простой смертный, стыдится, стесняется поступить также.
Георгий едет в Ленинград. Люся радостно и с любовью встречает его. Она уже не надеялась на встречу с ним, страшно соскучилась, даже не физически, сейчас для неё важнее не интимная близость, не потребность насладиться телесным общением с любимым человеком, она хочет его видеть, общаться с ним, смотреть в его глаза, такие голубые, ясные и бесконечно дорогие, любоваться им, наслаждаться его присутствием. Поздравляет с окончанием университета и дарит на память авторучку в футляре с выгравированной надписью на колпачке: «Не на память, а в благодарность за встречи. 15.06.67 г». Знакомит с сыном, ему уже почти три года. Растёт без отца. Отца видит два раза в год. Но тому не до сына. Отец не питает к нему привязанности, нежности, у него не пробудилось чувство отцовства. Оказавшись на берегу, Игорь озабочен собственными удовольствиями и развлечениями. Сын это чувствует. У сына тоже нет привязанности к отцу. Поэтому трёхлетний парнишка охотно гуляет, играет с чужим дядей, с которым познакомила, которого привела в дом мама. Ребёнок с полным доверием относится к дяде. Свою потребность в общении с мужчиной, в его покровительстве, в его ласке он выражает Георгию. Георгий за то короткое время пребывания в Ленинграде становится для Сергея родным и близким. В этом возрасте ребёнок ещё способен признать отцом чужого дядю, тем более, что он родного отца почти не знает, по-настоящему не общается. Люся радуется отношениям, которые установились между Георгием и её сыном. Без такого контакта она никогда не согласилась бы на брак со своим возлюбленным. За прошедшие годы она окончательно убедилась, что любит Георгия, без него не представляет себе жизни.
Обо всём договорившись, окончательно решив судьбу свою, они расстаются. Расстаются ненадолго. Как только Георгий устроится на новом месте, решит все бытовые проблемы, они съезжаются и заживут счастливой семейной жизнью. Прощаясь, Людмила не сомневается в Георгии и его решении, но на всякий случай напутствует: «У тебя есть ещё время подумать. Ты вправе вернуться в семью, чтобы не обездолить собственную дочь. Я не стану тебя осуждать, если ради дочери ты оставишь нас». Георгий не собирается отказываться от принятого решения. Он в себе не сомневается. Клятвенно заверяет Людмилу, что они расстаются на короткое время.
Но по дороге в поезде сомнения опять одолевают его. А может Людмила права? Он должен вернуться в семью. Будем ли мы счастливы с Людмилой, сознавая, что сделали несчастными двух других людей, и прежде всего маленькое существо – дочь, которой по его возвращении исполнится всего пять месяцев. Об Игоре Георгий не думал, за него не переживал: сам виноват, что не смог стать для Людмилы близким и родным человеком, которого она не променяла бы ни на какого другого мужчину в мире.
Уже по дороге домой мысленно соглашается с Людмилой: надо вернуться в семью. Он понимает, что это предательство по отношению к Людмиле. Второй раз предаёт её. Первый, когда скрыл свой отъезд из Ленинграда. И теперь, когда обо всём договорились, обнадёжил, собственно, ради того, чтобы договориться, в Ленинград приезжал. В поезде пишет письмо. Прощальное. Последнее. Он не просит прощения. Он должен выполнить свой отцовский долг перед ребёнком. Он далёк от мысли тешиться своей добродетельностью. Его жжёт позор за измену Людмиле. Обнадёжил и обманул. Но он не может побороть в себе чувство долга: он обязан вернуться в семью.
Свидетельство о публикации №209112200916