Исповедь влюблённого мужчины. Ч. 1. Гл. 21 - 25

               
  21.  НЕОЖИДАННОЕ  НАЗНАЧЕНИЕ

          Возвращение домой было торжественным. Как-никак получил диплом об окончании Московского университета. И в РОНО, и сельчанам объявил, что получил назначение преподавать в Новосибирском медицинском институте. Сообщил заблаговременно, чтобы прислали преемника, было кому передать школу и школьное имущество. Настроение радужное, как всегда бывает перед отъездом на новое место, когда ты ещё здесь, но вот-вот должен оставить всё, ставшее привычным, и начать новую жизнь на новом месте. О Люсе старался не вспоминать, чтоб не травить душу. Со дня на день ждал почтового извещения. Вот уже 15-е августа, а вызова нет. Георгий терпеливо ждёт, когда получает приглашение явиться в райком партии. Направляют в кабинет секретаря по идеологии. Там застаёт заместителя председателя райисполкома. Два сорокалетних мужчины, много лет на руководящей работе, которых Георгий хорошо знал, приветливо встречают и предлагают сесть. Ничего не подозревая, Георгий слушает, о чём пойдёт речь. Секретарь райкома начинает объяснять.
          - Вы знаете, Георгий Васильевич, мы с Виктором Владимировичем имеем высшее образование, могли бы работать в городе, но вот уже много лет живём и работаем в сельской местности. Вы окончили университет, с чем Вас и поздравляем. Вы знаете, что в районе нужны кадры с высшим образованием. Вам была предоставлена возможность учиться, получить образование, теперь было бы благородно с Вашей стороны поработать и дальше в нашем районе.
          - Но по диплому я  -  преподаватель вуза. И мне, конечно, хотелось бы иметь работу по специальности, овладеть этой специальностью. К тому же я жду вызов на работу, где для меня забронировано место.
          - Новосибирский институт найдёт выход из положения, он не пострадает, если один выпускник МГУ не доедет по назначению. А нам, нашему району, где острая потребность в грамотных кадрах, потребность в специалистах с высшим образованием, Вы окажете неоценимую услугу, оставшись работать у нас. Мы предлагаем Вам должность заведующего РОНО. Для семьи предоставим квартиру. До начала августовской учительской конференции успеете оформить перевод на новую работу.
          Руководящим товарищам хватило десяти-пятнадцати минут, чтобы уговорить Георгия дать согласие на новое назначение. Был использован и такой аргумент: как член партии он обязан ответственно отнестись к партийному долгу и оправдать доверие, которое оказывает райком, рекомендуя на должность заведующего отделом народного образования.
          Георгий согласился не потому, что позарился на более высокую административную должность. Он не испытал того ликования, которое пережил четыре года назад, когда ему предложили должность директора школы. Но рассудил, что на селе действительно надо кому-то работать, здесь действительно нужны грамотные кадры. А для философа работа в народном образовании, работа по обеспечению действенного продуктивного образования и воспитания предоставляет широкое поле деятельности, когда в масштабах района и даже целого края можно проводить ценные социологические изыскания и исследования, заниматься проблемами коммунистического воспитания, формирования всесторонне развитой личности в непростых условиях отсталого сельскохозяйственного производства, материальной и бытовой неустроенности жителей села. Ошибаются те, кто полагает, что стоит людям предоставить все необходимые материальные блага, как они тотчас станут высоко нравственными членами идеально обустроенного сообщества.
          И не будем забывать, что перед нами ещё совсем молодой человек, которому в тридцать лет предлагают занять достаточно высокую административную должность. Георгию самому новое назначение представлялось престижным, ласкало самолюбие, ставило на голову выше других людей. Университетский диплом поднял на целую ступеньку его общественное положение.
          Из Новосибирска вызов так и не поступил, возможно, ректорат не очень нуждался в преподавателе, переходящим к ним из сельской школы, к тому же заочно окончившим университет. Как бы там ни было, с предложением принять должность зав РОНО всё устраивалось лучшим образом.
          На августовском совещании Георгий был представлен учителям района как новый заведующий. Со всеми директорами школ лично знаком, не первый год в районе. Так что никаких сложностей для Георгия в новой ситуации не предвиделось. К тому же рядом оказался отличный наставник, с которым можно было откровенно посоветоваться, вместе решать текущие вопросы. Бывший заведующий, тот самый, с которым Георгий с женой прошедшей зимой вовремя добрались до роддома, остался работать в должности инспектора. Это не было должностным понижением, собственная инициатива, самостоятельно принятое решение. Фронтовик в возрасте чуть более сорока лет тяготился административной работой, самостоятельно добивался освобождения от должности, устал от хлопотных обязанностей заведующего, нервотрёпки, без которой не обходится ни одна руководящая работа. Так что отношения между Георгием и Александром Петровичем изначально сложились доброжелательные, товарищеские.
          Штат сотрудников был небольшой. Кроме Александра Петровича были ещё три инспектора. Савина Зинаида Даниловна, бывший директор Верх-Чуманской школы, опытный толковый руководитель, по своим деловым качествам, не уступающая Нестеренко, блестящий учитель истории с высшим педагогическим образованием. Самарина Виктория Аркадиевна, местная, уроженка Нижней Чуманки, молодая выпускница Барнаульского пединститута, два года преподававшая математику в родном селе, согласившаяся работать инспектором в РОНО. Еще один инспектор по вечернему и заочному обучению – фронтовик-разведчик, всю блокаду воевал на Ленинградском фронте, полный кавалер ордена Славы трёх степеней Фоменко Андрей Ильич. Вечерняя школа в районе была одна – в райцентре. По всем остальным восьмилетним и средним школам действовала система заочного обучения. На каждый предмет выделялось такое количество часов на консультации, что по существу все заочные школы работали в режиме вечернего обучения. Учителя школ охотно вели именовавшиеся консультациями занятия-уроки, это давало значительную прибавку к зарплате. Трудность была в одном: сохранить контингент учащихся до конца года. Часть молодёжи, записавшись в школу, чтобы получить законченное среднее образование, среди года бросала занятия.
          У инспекторов был общий отдельный кабинет. В этом кабинете размещалась и секретарь-делопроизводитель, она же инспектор по кадрам Васильева Ирина Валерьевна. Ещё один кабинет занимала бухгалтерия в составе двух человек – бухгалтера и главного бухгалтера. У заведующего, естественно, отдельный кабинет с табличкой, указывающей должность, фамилию, имя и отчество.
          Отдел народного образования впервые за многие годы был полностью укомплектован штатными работниками. Учебный год начали с коллективных поездок по школам. Всем составом инспектора во главе с заведующим образовали выездную бригаду. Составили график проверки школ. В первую очередь наметили школы, где была низкая успеваемость. Начали с Павловской, где число второгодников из года в год составляло свыше 15 процентов. Цель была не в инспектировании, не в проверке и выявлении виновных за неудовлетворительную успеваемость. Поставили задачу разобраться, чем можно помочь школьным коллективам в улучшении учебного процесса, что можно сделать по улучшению работы школ в непростых условиях дефицита кадров, нехватки преподавателей с педагогическим образованием. Не обошли стороной и лучшие школы района, изучали, обобщали опыт, надо пропагандировать работу лучших учителей, лучших коллективов района.
          Будучи директором Чуманской восьмилетки, Георгий не менее двух раз в год практиковал выезд всего коллектива на уроки в соседние школы, к тому же Нестеренко. В Верх-Чуманской школе у Савиной проводили совместные спортивные вечера. В первый год работы позаимствовал у Нестеренко две пары боксёрских перчаток, большего количества достать было негде. В своё время Георгий прошёл первоначальную боксёрскую подготовку у настоящего боксёра, мастера спорта, одиннадцатикратного чемпиона. Но занятия длились менее года, в связи с переездом прекратились. Даже в соревнованиях не успел поучаствовать. Но основные удары и приёмы ведения боя усвоил, как умел. Обучил мальчишек. Выступали с показательными боями по школам района. Один из выпускников потом, обучаясь в профтехучилище, стал чемпионом края.
                Став зав РОНО, Георгий рекомендует школьным коллективам встречи по обмену опытом, творческие встречи. Не конференции и педсоветы с докладами, как надо преподавать, а взаимопосещение уроков  уже в масштабах района – как мы на самом деле преподаём.
          Семью успел перевезти в райцентр накануне учебного года. Для Кати места в школе не нашлось, но она охотно пошла работать в ясли-сад, сразу решилась проблема, куда деть маленькую Ларису, которой не было года. Катю приняли хорошо, тем более, что заведующей садиком была жена бывшего зав РОНО, с которым, как я сказал, у Георгия были дружеские отношения.
          Квартира досталась уникальная. В те времена с квартирами на селе для специалистов было не менее сложно, чем в крупных городах. В городах хоть какое-то жилищное строительство велось. Сельские жители сами себе дома строили. А что делать с приезжими специалистами? Георгию с Катей повезло, им предоставили освободившуюся квартиру – трёхкомнатную. Во всех комнатах стояли батареи, куда горячая вода подавалась от небольшого водяного котла, что разместился на кухне. Следовательно, топить приходилось самим, к тому же, как выяснилось зимой,  квартира оказалась ужасно холодной, так что обходились спальной комнатой и кухней. Но зато в этой квартире была отдельная комната, которую Георгий превратил в свой кабинет. Там оборудовал книжную полку, где горделиво разместилась библиотечка, насчитывающая около тысячи книг. Такой солидной личной библиотеки не было ни в одном доме района и даже в райцентре. Приходящие в гости с уважением рассматривали библиотеку хозяина.
          В январе пришло письмо из Целинограда. Заведующий кафедрой философии обращался к заведующему РОНО, сообщить, не работает ли в их районе директор школы – выпускник МГУ. Автор письма Пак Никифор Данилович просил прислать адрес или уведомить Георгия Васильевича о письме и позвонить по указанному телефону. Георгий догадался, о чем пойдёт речь. Он посылал запрос в Целиноград, но ответа не получил. И вот его разыскивают. Из телефонного разговора узнал, что его приглашают на преподавательскую работу в Целиноградский медицинский институт. Заведующий кафедрой разъяснил, что в марте в «Медицинской газете» будет объявлен конкурс на должность преподавателя  в их институт. После публикации объявления Георгий должен прислать необходимые документы на конкурс. К началу следующего учебного года он получит извещение об избрании по конкурсу. Георгий ликовал от радости,  он получит работу по специальности, он получит доступ к преподаванию философии.

22.  РАЗВОД

          Приглашение на преподавательскую работу радовало, а пока надо было заниматься делом, работа в должности заведующего продолжалась. Сделано уже не мало. До конца учебного года познакомились с состоянием дел во всех школах района, даже малокомплектных, число которых по району превышало три десятка. Георгий и сам видел, что поработали хорошо. Посмотрели организацию учебного процесса, проблемы и трудности не по официальным отчётам и сообщениям директоров. Хотя проблемы и трудности были у всех одинаковые: не хватает квалифицированных кадров, плохо с материальным снабжением и обеспечением. В учколлекторе приходилось брать всё, что под руку попадёт, а того, что действительно нужно школе, всегда не оказывалось в наличии. А если директор не израсходует деньги, отпущенные на приобретение  наглядных пособий и школьного оборудования,  в следующем году урежут и передадут другим школам, где более расторопные директора.
          Магазины в районе были все кооперативными, им подавай только наличные. А сельский совет, который финансирует эти расходы, не имеет права дать деньги на приобретение, например, магнитофона для школы. Покупаешь магнитофон, а в товарном чеке пишут канцелярские товары и прочий ширпотреб, на который есть официальное разрешение. Все знают об этой практике. В сельсовете на баланс всё равно записывают магнитофон, а не канцелярские принадлежности. Но поделать ничего не могут. Никто не смеет нарушать установленные сверху правила и инструкции.
          Благородное решение Георгия сохранить семью ради ребёнка, его будущего не принесло успеха. Первые месяцы отношения между супругами вроде складывались нормально. Но потом всё  вернулось на круги свои. Катя опять стала раздражительной, скандальной. Георгия это злило, он опять недоумевал. Скандалы и ссоры усилились в связи с постоянными отъездами по школам района. Каждый раз не ночевал дома по два-три дня. Катино воображение рисовало ей любовные сцены мужа с другими женщинами. Она рассудила, что их интимные отношения складываются недостаточно успешно из-за его любовных увлечений. А он понятия не имел, ему в голову не приходило, что семейные нелады связаны с неудовлетворённостью жены им как мужчиной. Поэтому попытки Георгия снять с него нелепые подозрения и обвинения не имели успеха.
          Весной Георгий не выдерживает. Забирает свои вещи, книги и уходит жить к знакомым, снимает у них комнату. Так проходит два месяца. Оба возмущены друг другом, ни с той, ни с другой стороны никаких попыток к примирению. Георгий решается на развод. Сам обращается в суд. Катя ведёт себя гордо и непреклонно. Она разуверилась в нём, ей не нужен такой муж, ребёнка вырастит сама, без этого горе-мужа.
          Знали бы вы, сколько стыда испытал и пережил Георгий на этом бракоразводном процессе. Никакому врагу не пожелал бы он пережить эту унизительную процедуру. Он – заведующий народным образованием в районе, педагог, воспитатель не смог обеспечить порядок, мир, согласие в собственной семье. И вот теперь должен предстать перед чужими людьми, отвечать на вопросы и объяснять, почему они разводятся, а их ребёнку чуть больше года. Это ужасно!
          В тот раз суд заседал весь день: поочерёдно рассматривались различные гражданские иски, в том числе и бракоразводный. Георгию и Кате назначили на одиннадцать часов. Ожидали в коридоре. После рассмотрения очередного иска, их пригласили в зал заседаний. Это была больших размеров комната с несколькими рядами скамеек для приглашённых и желающих присутствовать на судебных разбирательствах. Катя пришла с подругой. Георгий один. В зале сидели человека три-четыре, видимо из тех, кто ожидал своей очереди. За судейским столом судья и два заседателя. Судья зачитала исковое заявление и обратилась к Кате. Спросила, согласна ли та на развод и чем вызвано такое решение. Катя запальчиво стала рассказывать, что муж невыносимо ведёт себя в семье, не проявляет достаточно внимания и заботы ребёнку, ко всему прочему пьянствует. На последнее заявление судья даже возразила: она не знакома лично с Георгием Васильевичем,  но районное начальство и его коллеги из отдела, возглавляемого им, характеризуют как добросовестного трудолюбивого работника и пьянства за ним не замечали. Потом свои объяснения давал Георгий. Катю он ни в чём не винил, но пояснил, что через столько лет совместной жизни им не удалось достигнуть взаимопонимания и взаимоуважения, они оказались несовместимыми для проживания одной семьёй. Питая уважение к Георгию, судья не стала затягивать процедуру. Выяснила согласие родителей, с кем остаётся ребёнок. Тут же поставила вопрос об алиментах: по решению суда был оформлен исполнительный лист на взыскание алиментов с отца. Судья объявила, что брак между супругами расторгнут. Решение  вступает в силу после получения свидетельства о разводе.
          В зале, где проходило заседание, электрическое освещение было неярким, в просторном помещении ощущался полумрак. Когда Георгий вышел на улицу, его ослепил радужный свет жаркого летнего солнца. Яркий насыщенный солнечный свет не порадовал. Всё ещё переживал стыд, который испытал на суде, не покидало ощущение, что произошло что-то стыдное, точнее – постыдное. Он официально получил развод. Ну и что? Это не принесло  утешения. Была надежда, что переезд в Целиноград, преподавание в вузе позволят забыть о перенесённых страданиях и неприятностях, на новом месте начнётся новая жизнь.  Вспомнил Люсю. Стоило расставаться, если год спустя, вопреки всем своим благим намерениям он оставил и ребёнка, и жену? Не осуждал себя за то, что ради ребёнка вернулся в семью. А чем это кончилось? Не повезло. Такова видно его доля. Он не раскаивался, что так опрометчиво расстался с Люсей, но после прошлогоднего предательства, которое совершил по отношению к ней, не стал ничего поправлять и исправлять. Люсе он даже не смел написать. Сейчас, когда стал свободен, когда освободился от брачных уз.
          В первых числах сентября получил письменное уведомление из Целинограда, оформил увольнение и через пару дней был на новом месте. Город сразу понравился: заново выстроенный в период целинной эпопеи имел сверкающий парадный вид, красивый просторный парк на излучине реки Ишим и Дворец целинников на две тысячи мест, где проходили праздничные торжества, устраивали концерты знаменитые ансамбли и прославленные артисты. Медицинский институт размещался в трёх новых корпусах, размещённых на одной территории. Просторные аудитории для теоретических занятий и лекционные залы амфитеатром на двести студентов каждый.
          В том году на работу приехало много новых преподавателей. Размещали в пятиэтажном жилом доме в двух- и трехкомнатных квартирах, превращенных в общежитие.
          Учебный год начнётся в октябре: весь сентябрь студенты первых трёх курсов на уборке урожая по элеваторам области.
          На третьем этаже административного корпуса в правом крыле находились кабинеты заведующих кафедрой истории КПСС и кафедрой философии и научного коммунизма, общий для двух кафедр методический кабинет, преподавательская и студенческие  аудитории для семинарских занятий.
          Штат преподавателей небольшой: четверо обеспечивали преподавание диалектического и исторического материализма, двое –  научного коммунизма. Курс философии в медвузах рассчитан на сто сорок часов. На четвёртом семестре второкурсники изучали диамат, на пятом студенты уже третьего курса – истмат, как сокращённо называли две части марксистско-ленинской философии. Зарплата преподавателя зависела от занимаемой должности, стажа и наличия степени. В первый год работы она составляла у Георгия 105 рублей, минус подоходный налог 10 процентов, минус алименты 25 процентов. Как видите, это больше, чем 40 рублей, когда он работал кочегаром в больнице. Но стоило ли шесть лет потратить на учёбу, получить высшее образование, чтобы иметь 105 рублей? Для сравнения приведу другую цифру. В троллейбусе Георгий обратил внимание на объявление: требуются кондукторы, заработная плата 115 рублей. Георгий, про себя улыбаясь, неизменно говорил: работу преподавателя на должность кондуктора всё равно не променяю, хотя тому и больше платят. Видно уж так было начертано Георгию на роду. Не умел он устраиваться в жизни. С его способностями при наличии диплома Московского университета мог бы иметь достаточно высокооплачиваемую работу. Но причём тут зарплата, если представилась возможность работать по специальности, которая нравится, которой готов заниматься свою жизнь. Не обеспечил себе материальный достаток и благополучие? Но в перспективе кандидатская диссертация, кандидатская степень. А это стабильные доцентские 320 в месяц. По тем временам с такой зарплатой можно было безбедно прожить.   

23.  ПЕРВАЯ  ЛЕКЦИЯ

          В вузах к чтению лекций допускаются только профессора, доценты и старшие преподаватели. Последние могут быть без учёной степени, это - имеющие опыт преподаватели, усвоившие учебную дисциплину и владеющие навыками лектора. Так что Георгий к чтению лекций в первый год работы допущен не был. Экзамены тоже не имел права принимать. В данном случае прибегали к некоторому организационному трюку. Заведующий кафедрой заинтересован, чтобы экзаменаторов было больше. В кабинете, где проходил экзамен, садились все преподаватели, в том числе и Георгий. Он принимал экзамен наравне с остальными, а оценку в зачётке и подпись ставил один из его коллег.
          Учебная нагрузка у преподавателей общественных дисциплин меньше, чем у остальных по общеобразовательным и специальным предметам – 550 часов в год. Но если у коллег значительная часть нагрузки перекрывалась экзаменационными часами, то Георгий выполнял всю нагрузку за счёт семинарских занятий, а это по две-три пары ежедневно. Тем не менее, времени свободного от занятий было достаточно. Георгий стал постоянным посетителем читального зала в Доме политпросвещения. В Целинограде всё было построено с размахом и на высоком уровне. Дом политпросвещения – настоящий дворец на расстоянии всего одной остановки от института, так что после занятий Георгий пешком ходил туда заниматься. На дом литературу не давали, но зато вдоволь можно было читать и конспектировать в просторном и уютном зале, где всегда было немноголюдно. Библиотека была забита философской литературой, социально-политическими и философскими журналами. Здесь можно было без спешки, обстоятельно читать и перечитывать всё то, что не успел или недостаточно успел прочитать и усвоить студентом. Здесь готовился к очередному семинарскому занятию. Кроме того читал журнальные статьи и дополнительную литературу, которая не была указана в плане семинара. Работал уже на себя, расширял горизонты своего знания. Мы же помним, что перед нами вчерашний студент, которому ещё предстоит подняться до уровня профессионала.
          Семинар не воспроизводит урок, но школьный опыт Георгию пригодился, помог быстро адаптироваться и уверенно чувствовать себя в роли вузовского преподавателя. На первых порах пугало: вместо 45 минут 90, как их занять, чтобы семинар не превратился в лекцию, когда преподаватель, не умея получить от студентов подробных и вразумительных ответов, начинает разъяснять, что хотел бы  услышать, невольно превращается в лектора. С первого семинара у Георгия дела складываются благополучно, а с годами достигнет такого совершенства, что будет себя негласно именовать мастером проведения семинаров. И в самом деле, всё оказалось не так уж сложно. Занятия проходили по заранее разработанным и утверждённым кафедрой планам, где фигурировали вопросы для обсуждения. Далее следовал список литературы с указанием страниц, которые к занятию надо не только прочитать, но и законспектировать. Конечно,  в любом вузе в группах найдутся  студенты, которые старательно изучают все предметы и по всем предметам выполняют полученные задания. Такие студенты непременно были. Они конспектировали первоисточники, остальные у них списывали. Без конспекта на семинар не пойдёшь и чужой не подсунешь. Студенты избирательно подходили к учёбе и к изучаемым дисциплинам. В последующие годы Георгий не раз был свидетелем, как студенты делали вид, что конспектируют его лекции, но записывали слово в слово, когда это были лекции по хирургии или терапии. Его такое положение дел не удивляло и не огорчало. У студентов по философии приемлемых объёмов учебники, из которых без особых затруднений можно прочитать ответы на экзаменационные вопросы. Писали краткие ответы, чаще всего в виде шпаргалок. Сам Георгий в студенческие годы шпаргалками не пользовался,  не было в этом необходимости. Но когда его студенты грамотно составляли шпаргалки – «шпоры», как они их именовали, он считал эту работу полезной. Достаточно продуктивная форма подготовки к экзамену. Предварительно надо прочитать материал, выбрать, что пойдёт в запись. А, записывая, студент усваивает и запоминает то, что должен знать. Худо, если студент заготовил шпаргалки не на все билеты, или пользуется чужой шпаргалкой, не удосужившись поработать над материалом самостоятельно. Но такого студента нетрудно вычислить по ответу. В таких случаях задаются дополнительные вопросы, которые ставят неподготовленного студента в затруднительное положение, а преподаватель демонстрирует, что провести его не удалось, и студент более чем на «удовлетворительно» может не рассчитывать.
          Надо сказать, что преподаватели охотно читают лекции, язык у всех хорошо подвешен, все они хотя и доморощенные, но ораторы, а на семинаре потеть надо, чтобы избежать пустого времяпрепровождения, привлечь к откровенному разговору, когда не только пересказывают прочитанное, но выдвигают аргументы в обоснование своей позиции, точки зрения. Читатель, получивший образование в советском вузе, скажет, что автор идеализирует своего героя, выдаёт желаемое за действительное. Ничуть не бывало. Просто такому читателю, видимо, не повезло с преподавателем. Как правило, философию преподавали люди не только с отличной профессиональной подготовкой, но и убеждённые в правильности преподаваемого учения, преподаваемой науки. В силу этого им удавалось привлечь внимание аудитории, вызвать интерес к обсуждаемым вопросам.
          Георгий удачно использовал приёмы диалектики, чтобы вызвать недоумение, повергнуть в смятение умы любознательных студентов. Спрашивал: чувственное познание даёт нам достоверное знание? Получив утвердительный ответ, демонстрировал, что органы чувств нас сплошь и рядом обманывают. К тому же существуют пороги чувствительности: не всё мы видим, не всё мы слышим. Такую же процедуру проделывал, выясняя у студентов, является ли достоверным теоретическое познание, наши мысленные умственные построения. И в этом случае повторялась ситуация, когда студенты должны признать, что наши мысленные манипуляции могут быть так же ошибочны. Обсудив и рассмотрев со студентами обе стороны познавательного процесса, ставил свой излюбленный заключительный вопрос: что важнее в познании, для достижения истины – чувственно-опытное или рациональное, теоретическое? Иногда с помощью преподавателя, чаще самостоятельно студенты приходили к верному ответу.
          Не обходилось и без вопросов, когда студенты хотели проверить преподавателя, поставить его в затруднительное положение: ответит искренне, схитрит или признается в своей неспособности на данный вопрос дать вразумительный ответ. На семинаре по историческому материализму, когда рассматривалась историческая перспектива неизбежности построения коммунизма, один из умненьких студентов спросил: «Георгий Васильевич! А Вы сами верите, что построение коммунистического общества возможно?» В первый миг Георгий растерялся. Да, он не сомневается. Но как ответить студенту, как ответить всей группе студентов, заинтересованных вопросом, чтобы быть убедительным. Ответ прозвучал мгновенно: «Коммунизм – не предмет веры, это предмет знания. Результат научного объективного познания истории, социальной жизни. Мы можем не знать, ошибаться, когда будет построено коммунистическое общество. И мы этого не знаем. Но одно достоверно, рано или поздно человечество придёт, не может не прийти к отношениям, основанным на принципах коммунистического общежития, коммунистических взаимоотношений между людьми».
          Запомнился и такой случай на семинаре. Это произошло несколько лет спустя, в 1970 году. Год столетия со дня рождения великого Ленина. На семинаре рассматривались человеческие способности, которые формируют личность, характеризуют личность. Говоря о таланте, гениальных способностях некоторых людей, Георгий сказал, что гения можно рассматривать как разновидность уродства, умопомешательства, сумасшествия. Один из студентов, не дожидаясь дальнейших рассуждений и пояснений преподавателя, прерывает его и громогласно на всю аудиторию заявляет: «Вы хотите сказать, что раз Ленин – гений, значит он урод?» Обращаю внимание, в какое время это было сказано. Георгий быстро нашёлся: «Вы не дослушали меня. Речь идёт об итальянском враче-психиатре Ломброзо. Вы знаете, что в медицине существуют понятия «норма» и «патология». Ломброзо утверждал, что если обычного человека с нормальными способностями считать «нормой», то все гениальные люди, значительно отклоняющиеся от этой нормы, представляют собой «патологию» в человеческом сообществе. Это не значит, что Ломброзо всех гениев считал уродами или умалишёнными. Тем более моё изложение точки зрения выдающегося психиатра девятнадцатого века не характеризует моё отношение к Ленину».
          Георгию стало по-настоящему страшно. Совсем недавно близкий товарищ доцент, дерматолог на занятии с группой рассказал, что он услышал по «Голосу Америки». А «Голос Америки» не может слушать советский человек, тем более коммунист. Ничего антисоветского, крамольного в сообщении доцента не было. Но уж таковы все медики. В мужских компаниях о чём обычно говорят? О женщинах и о футболе. Медиков обязательно тянет в политику. Они не могут не порассуждать на политические темы, высказывая ещё и собственное мнение. Вот и дорассуждался. Один из студентов написал донос в органы безопасности. Вызвали, строго поговорили и предупредили: повторится подобное, лишится партийного билета, если не будут приняты более строгие меры. Намекнули на 58 статью. Так что Георгию было  чего испугаться.
                Ведёт семинарские занятия Георгий месяц, другой. И вот в начале декабря в восемь утра раздаётся телефонный звонок. Коллега Георгий Георгиевич, или как он сам себя именовал сокращённо Гор Горыч, сообщает, что заболел, вынужден  вызвать на дом врача, а у него в девять лекция, назвал тему. Времени оставалось только одеться и, не завтракая, без опоздания доехать до института. Взял программу, по дороге в троллейбусе прочитал содержание темы. Материал хорошо известный со студенческой скамьи. Сформулировал устно четыре вопроса, чтобы зачитать студентам после объявления темы лекции. Тема в программе была расписана подробно, на треть страницы маленькой брошюрки. Вышел на кафедру, положил перед собой программку. Студенты в своём большинстве его уже знали по семинарским занятиям. И Георгий, совсем не смущаясь, начал рассказ. Обстоятельно осветил все вопросы. Говорил громко, в аудитории сидел весь поток – около двухсот студентов. Микрофона не было, но акустика отличная, хотя голос приходилось напрягать больше обычного.  Без каких-либо затруднений уложился в девяносто минут, было что сказать. Студенты остались довольны лектором, а Георгий сиял от радости, первая лекция прошла успешно.
          Уже в следующем семестре заведующий поручит чтение лекционного курса по научному атеизму. Существовал такой учебный предмет. В педагогических, медицинских и сельхозинститутах это был обязательный предмет со сдачей экзамена. Идеологический центр партии считал, что выпускники этих вузов должны иметь специальную подготовку для участия в атеистическом воспитании населения. В остальных вузах этот предмет давали факультативно.
          Так что уже в первый год преподавательской работы в вузе Георгий почувствовал себя полноценным преподавателем. В следующем году его проведут на должность старшего преподавателя. Немного поднимется и зарплата.


24.   ГОР  ГОРЫЧ

          Сколько у человека может быть друзей?  Говорят, настоящий друг только один, один и на всю жизнь. Георгий таким вопросом никогда не задавался. Он познал, что такое мужская дружба. И не с одним человеком.
          Первым другом стал Саша Акимов. Они вместе прибыли в Казахстан по комсомольским путёвкам осваивать целинные земли. Оказались в одной тракторной бригаде в маленьком степном селе на тридцать хат с плоскими крышами, как и стены обмазанными глиной. Население: немцы, выселенные с Поволжья в сорок первом, и украинцы, самые старшие из них помнят, как приехали с родителями в эти места с Полтавщины во времена столыпинской земельной реформы.
          Поселили их поначалу на постой к одному хозяину. Больше месяца спали вдвоём на тесной койке. Потом развели по разным хатам. Но за полтора года, проведенные вместе в этом заброшенном на край света селе, сдружились. Они были разные. Саша на целую голову ниже Георгия, то есть совсем маленького роста. Но широкоплечий, коренастый, силы необыкновенной. Куда до него щупленькому, тщедушному восемнадцатилетнему пареньку, вчерашнему школьнику. Саша на семь лет старше. Не один год проработал на шахте в Сланцах. Но к подземной работе душой не прикипел. Когда началась целинная эпопея, подался в трактористы. У Георгия характер податливый, простодушный. Саша был уверенный в себе человек, напористый, пожалуй, даже нахальный, себя в обиду никогда не даст, в споре не уступит. А лицо улыбающееся, улыбка располагающая, с какой-то хитрецой. Сдружили Георгия и Сашу книги. Библиотеки, естественно, не было. Покупали в сельском магазине, где продавалось всё, в том числе и книги, продавщица прихватывала на своё усмотрение, получая товар на базе. Когда случалось бывать в райцентре, везли оттуда. Читая одни и те же книжки, неизбежно обменивались мнениями. Саша семилетку не окончил, рано пошёл работать, а у Георгия - среднее образование. И что Георгия всегда поражало: Саша так здорово рассуждал, высказывал такие мудрые мысли, своей основательностью и глубиной понимания мог Георгия поучить уму-разуму. Многочасовые беседы-обсуждения сблизили их. Саша тоже был высокого мнения об интеллекте товарища. Слушая рассуждения Георгия, часто вставлял: «Что ж удивительного, у тебя же образование». К образованию относился уважительно. Так, не сговариваясь и не договариваясь, сдружились. Потом разъехались, жили далеко друг от друга. Переписывались, были в курсе житья-бытья другого. Виделись редко, когда обстоятельства позволяли, но остались верны дружбе до конца жизни.
          С Юрой Талалаевым подружился на военной службе. Юра - из Подмосковья. После демобилизации устроился учеником электрика на железной дороге. А когда получил разряд, взяли электриком на завод, на котором в восьмидесяти километрах от Москвы производили двигатели для космических ракет. Юра быстро пошёл в рост, повышая свою квалификацию. Мастер на все руки, окончил телевизионные курсы, так для себя, чтобы потом монтировать всякие замысловатые радиоприёмники. Фотографией занимался на профессиональном уровне. Заочно окончил электромеханический техникум. Женился на девушке, с которой был знаком до службы и которая дождалась его возвращения. У них было двое детей, две девочки. Поначалу жили в общежитии, потом получили квартиру.
          Георгий, пока учился в Москве, всякий раз, приезжая на экзаменационную сессию, навещал друга и его семью. Летом останавливался у них. Подрастающие девочки охотно играли с добрым дядей Жорой.
          Судьба Юры сложилась трагически. Он часто навещал мать, которая жила в том же районе, в селе, расположенном возле военного городка, воинской части. Заготавливал сено с отцом, ходил на охоту. Охотиться умел и любил. Однажды, возвращаясь с охоты, встретил знакомого офицера. О чём разговаривали сказать трудно. Тот потом утверждал, что не ссорились. Но офицер с десяти-пятнадцати метров выстрелил в Юру. Заряд дроби попал в живот. Юру доставили в Московскую клинику. Он находился в реанимации, когда Валя, жена Юры, позвонила в Целиноград. Сказала, что положение тяжёлое, отказывают почки. Георгий тут же в разговоре заявил, что готов на пересадку своей почки, чтобы спасти жизнь друга. Разговор происходил вечером. Валя дала телефон клиники. Георгий на следующий день позвонил в Москву и предложил свою почку находящемуся в тяжёлом состоянии умирающему человеку. Лечащий врач объяснил, что, если бы дело заключалось только в почке, смертельно поражены все жизненно важные внутренние органы. Заключил, пересадка ничего не даст. Через два дня Юры не стало. Но и после смерти Юры Георгий продолжал навещать семью, могилу друга.
          В Целинограде судьба свела Георгия с Гор Горычем. С чувством шутливой гордости любил повторять, что он чалдон. И пояснял, что казаки с Дона в своё время переселились на реку Чалку, обжились там и стали именовать себя уже не донскими казаками, а чалдонами. Родился и вырос в городе Фрунзе, так именовалась в советское время столица Киргизии. Старший брат  пилот, окончил авиационное училище накануне войны. В войну летал в полку ночных бомбардировщиков на двухмоторных «Ильюшин-4». В сорок третьем призвали Георгия, после подготовки в школе младших авиационных специалистов попал стрелком-радистом в экипаж к брату. Как он рассказывал, по сталинскому указанию практиковали формирование танковых и воздушных экипажей из родственников, считали, что так надёжнее. Брат брата не предаст, в бою не подведёт. Вы не представляете, сколько этих бомбардировщиков было сбито за время войны. Но экипажу братьев Чернооков повезло. Были попадания зенитных снарядов, были вынужденные посадки, к счастью, на своей территории, но отвоевали до конца, живыми вернулись оба. А ведь каждый боевой вылет – ад кромешный, каждый вылет мог быть последним.
          Георгий только в книжках да на почтовых марках видел самолёты «Ил-4», а человек не только летал на них, воевал. Вот с таким преподавателем свела судьба в Целиноградском медицинском институте. По окончании войны Гор Горыч поступает и оканчивает юридический институт там же во Фрунзе. Работал в соответствии с полученным образованием, а потом пошёл на преподавательскую работу в вуз. Когда ввели преподавание марксистско-ленинской философии, предложили вести новую учебную дисциплину. Гор Горыч с таким энтузиазмом стал осваивать философию, читал и изучал не только многопудные труды Маркса и Энгельса, философские рассуждения и упражнения Ленина, но не поленился вчитаться в Гегеля, Платона и Аристотеля. Георгия с его профессиональным философским образованием поражало многознание коллеги. Они всегда разговаривали на равных, разница в возрасте не имела значения. Гор Горыч не только читал, знал философскую литературу. Могли часами дискутировать, обсуждая замысловатые философские проблемы. Он был прирождённым философом. Студенты любили лекции Черноока, а его самого за то, что был непривередлив на экзаменах. Нрава весёлого, любил удачную шутку и сам любил пошутить. Душа нараспашку, как у всякого, по-настоящему русского человека. Всё в Чернооке говорило, что жизнью он доволен. Да и как быть недовольным? Жена - красавица, умница, работала главным бухгалтером в солидной организации: и зарплата приличная и продуктами семью обеспечивала, включая деликатесы, доступные только высшему руководству города через спецмагазины?» Я, вероятно, не рассказывал, что в советское время существовали не только спецбольницы, но и спецмагазины, спецраспределители и даже специальные дома отдыха для высшей партийной и советской элиты.
          Однажды Гор Горычу на лекции по историческому материализму был задан вопрос: «Почему в социалистическом обществе, провозгласившем всеобщее равенство и справедливость, существуют спецбольницы и спецмагазины. Самого Гор Горыча такое положение вещей как-то не смущало, не вызывало озабоченности. Он за свою жизнь привык, что вышестоящие начальники имеют лучшее материальное положение, чем рядовые работники. Как в армии, солдат получает махорку, а офицеры папиросы дорогих сортов. Поэтому вопрос Гор Горыча не смутил, он ответил легко и свободно, не прибегая ни к каким уловкам. Сказал: «Живём при социализме. На этом этапе коммунистического строительства экономика не в состоянии удовлетворить все материальные потребности всех членов общества. Действует принцип: каждому по труду. Ответственные руководящие работники должны быть избавлены от каждодневных материальных забот, чтобы иметь возможность все силы, всего себя отдавать делу служения своему народу во имя его будущего процветания». При этом он без всякого умысла игнорировал тот факт, что водитель городского общественного транспорта имел зарплату намного выше, чем кандидат наук. Но и на этот счёт партийная пропаганда имела объяснение: согласно учению Маркса все материальные ценности, все материальные блага создают непосредственные работники. Интеллигенция, в том числе и техническая, живёт за счёт труда рабочих и крестьян, поскольку, по Марксу, их труд непосредственно материальных благ не создаёт. Отсюда, не только преподаватели, врачи, но и инженеры получали меньше квалифицированного рабочего. Тем самым оправдывалось название государства – государство рабочих и крестьян, государство трудящихся. Поэтому остальные нетрудящиеся должны довольствоваться тем, что социалистическое государство выделит для их  проживания.
          Так что повторяю, у Гор Горыча не было причин жаловаться на жизнь, проявлять недовольство существующим порядком вещей. При стаже преподавания в вузе свыше десяти лет у него была максимальная ставка 185 рублей в месяц. Это был потолок до ухода на пенсию. Можно и надо было защитить диссертацию. Но в более молодом возрасте Гор Горыч об этом не позаботился. А заниматься кандидатской диссертацией, когда тебе под пятьдесят, было уже ни к чему. Материально семья обеспечена. Авторитет и престиж преподавателя от отсутствия учёной степени нисколько не страдал. Студенту медицинского вуза важно, чтобы медицине обучали профессора, и им было без разницы, имеют преподаватели общеобразовательных дисциплин степень или нет. К тому же в условиях обычного вуза вряд  ли профессор смог бы дать по философии больше и лучше, чем это делал Гор Горыч. 
          Судьба не обошла своими бедами и такого благополучного человека, как Гор Горыч. В семьдесят шестом году умирает брат от ракового заболевания. Через год двадцатисемилетний старший сын - с тем же диагнозом. Ещё через год младший сын-восьмиклассник нечаянно повредил глаз. Дома никого не было. Когда вернулись родители и обратились в поликлинику, глазная жидкость через маленький порез вытекла более чем наполовину. Парнишка остался без глаза, калекой на всю жизнь.
          Сам Гор Горыч мучительно умер от рака пищевода в возрасте 62 лет. Но добрую память о нём сохранили студенты, которым он искренне и от души преподавал и передавал любовь к мудрости. Верен мужской дружбе остался и Георгий, который гордился, что на его долю выпало счастье дружить с такими людьми, как Санька Акимов, Юра Талалаев и Гор Горыч.

 
25.  ПЕРСОНАЛЬНОЕ  ДЕЛО

          Читатель окажется в большом заблуждении, если посчитает, что у Георгия были проблемы только в личной семейной жизни. У него были не только светлые будни, наполненные вдохновенным трудом, доброжелательными контактами с окружающими людьми, поощрительным отношением начальства, радостными скромными успехами в работе, успехами, которые делают жизнь и работу привлекательной, рождают радужные надежды и перспективы и вызывают ощущение счастливого благополучия. Так уж складывалась судьба моего героя, что при всей своей доброжелательности к людям, товарищам по работе, почтительном отношении к стоящим выше руководителям всех рангов и уровней, он обязательно попадал в какую-нибудь неприятную историю. Во всяком случае, нет-нет да находились руководящие товарищи, у которых он оказывался в немилости, хотя, как известно, был до педантичности исполнительным работником.
          Вот одна такая история произошла с ним в период работы в Целиноградском медицинском. Прочтём, что сообщает Георгий в объяснительной записке на имя первого секретаря обкома партии. Дело рассматривалось на таком достаточно высоком уровне. Георгий пишет:
          «Мне предъявлено обвинение в организации и проведении религиозной пропаганды среди студентов. (Напомню читателю, что это происходило в советское время, когда партия вела непримиримую борьбу с религией, с искоренением религиозной веры из сознания советских людей, строящих коммунистическое общество. Коммунизм, согласно научной теории Маркса, который провозгласил: «религия – опиум народа», - несовместим с религией и любыми её проявлениями в сознании свободного от пережитков прошлого населения).
          Сообщаю некоторые анкетные данные. Окончил в 1967 году заочное отделение философского факультета МГУ. На четвёртом курсе в течение двух семестров изучал «Историю и теорию научного атеизма». Согласно учебному плану сдавал зачёт по содержанию и критике Библии и экзамен за весь курс атеизма. Выполнил курсовую работу «О преодолении религиозных пережитков в сознании трудящихся СССР». По положению выпускники философского факультета имеют право преподавать научный атеизм в вузах страны.
          23 августа сего года я с группой студенток в количестве 44 человек прибыли на работы по уборке урожая в Совхозградский элеватор. Девочки разместились в двух просторных смежных комнатах с асфальтовым покрытием в здании, построенном под ремонтные мастерские.  Разместились со всеми удобствами, каждой была предоставлена койка с полным комплектом постельного белья. Никаких жалоб и претензий к администрации на жилищные условия не было.
          На организационном собрании мной был объявлен конкурс по оформлению комнат: одну назвали «рай», другую – «ад». Оформление соответствующее: курьёзные рисунки на листах большого формата, афоризмы из студенческого фольклора. Студенты любят, понимают и ценят юмор.
          В стенгазете, выпущенной совместно со студентами, я поместил две заметки. В одной – правила техники безопасности, изложенные главным инженером Геннадием Емельяновичем при инструктаже, были пересказаны в форме «Откровения святого Геннадия сына Емельянова»:  «Несоблюдающий правила техники безопасности будет отправлен в ад, ибо душа его не угодна Богу». Другая заметка – фельетон на работу столовой и её заведующей Анастасии Ивановны названа «Молебен в честь пресвятой девы Анастасии».
          Секретарь по идеологии райкома партии Жакупов О.Ж. во время посещения элеватора побывал в общежитии студентов. Ознакомившись с оформлением наших комнат, секретарь райкома не нашёл ничего предосудительного либо непристойного, но заявил, что сама идея «рая» и «ада» порочна, ибо может быть неверно воспринята и понята местным населением.
          Считаю:
В воспитательную работу со студентами был введён элемент игры.
Выполняя ответственную и нужную работу на уборке урожая, не забывали о юморе и шутке.
Карикатурное изображение «рая» и «ада» рассматривалось как одна из форм атеистического воспитания студентов.
Обвинения в религиозной пропаганде признаю несостоятельными». 7.10.69 г. Подпись.
          Этой объяснительной предшествовал целый ряд событий. Через неделю после посещения студенческого общежития секретарём райкома три милиционера пришли, когда студенты были на работе, сняли со стен все плакаты и надписи, прихватили заодно стенгазету, аккуратно свернули всё в рулон и унесли. Возмущённый Георгий не смог противостоять блюстителям закона при исполнении, тем более, что старший из них объяснил, что выполняет распоряжение секретаря райкома. На следующий день Георгий был приглашён в райком партии. Секретарь по идеологии, чувствуя своё превосходство в силу занимаемого высокого положения, недружелюбно и нравоучительно стал отчитывать Георгия.
Не кичитесь своим философским образованием. Я тоже читал и знаю работу Ленина «О значении воинствующего материализма». В вашем случае, по всей вероятности неумышленно, а в силу вашей молодости и неопытности, вы стали на путь религиозной пропаганды. Вы не учитываете местные условия и состояние религиозности в нашем районе.
          Георгий вежливо, как ему казалось, не теряя самообладания, но довольно запальчиво и энергично стал возражать. Это не понравилось и не могло понравиться высокому партийному чиновнику, каким он себя представлял. Нелицеприятный разговор, в котором ведущая роль принадлежала хозяину кабинета, был завершён словами:
          - Ваши художества я отправляю в обком партии на экспертизу. Пусть идеологические работники вышестоящего партийного органа разберутся с вами и дадут надлежащую оценку вашим сомнительным действиям.
          Прежде чем продолжить рассказ о злоключениях Георгия, познакомлю с содержанием заметки-фельетона о работе столовой. Столовая в самом деле вызывала справедливые нарекания студентов невкусно приготовленным первым, непрожаренными котлетами и постоянным обвешиванием при выдаче хлеба.
                МОЛЕБЕН
                в честь пресвятой девы Анастасии

          Пресвятая дева Анастасия, мать наша и кормилица!
          В ножки тебе кланяются рабы Божии, по Божественному проведению в Святоградскую землю посланные. Перед самим Богом славим тебя, дщерь Божия, и воздаём хвалу тебе после каждой трапезы: утренней, полдней и вечерней. А у кого живот пучить начнёт, тот ещё чаще вспоминает твой святой лик.
          Щедрость твоя превосходит Иисусину. Ибо Иисус Христос пятью хлебами тысячи людей накормил. Ты же в щедрости своей один хлеб готова поделить на сорок человек.
          Молимся за тебя, за тот чудесный напиток, борщом именуемый, коим потчуют нас ежедневно твои ангелы, наши хранители. Ничего, что сей напиток чуть кисловатым бывает и от него воняет мочёными тряпками. Зато он доставляется из кухни самого Господа Бога нашего. А расстояние оттудова, сказывают, немалое, не одни сутки проходят.
          Воздаём хвалу тебе перед Господом нашим Богом за непрожаренные котлеты, ибо в них тоже мясо бывает. А ежели кому котлеты кажутся пересолёнными и переперчёнными, так это всё блажь. Сам Дьявол попутал этих людей и отвратить хочет от Творца нашего Господа Бога.
          Падаем ниц перед тобой и готовы молиться за тебя денно и нощно за тот божественный кофий, которым ты потчуешь нас по великим дням. Злые языки «бухенвальдским напитком» его прозвали. Не верь им! Это – антихристы! Пусть языки у них поотсыхают!
          Пресвятая дева Анастасия! Пусть дойдут до тебя наши молитвы! И пусть впредь ты будешь также щедра и милостива к нам!
          Аминь!
          Познакомил я вас с этим текстом вот почему. Через несколько дней после возвращения с сельхозработ пригласили Георгия в обком партии к секретарю по идеологии. Встретил строго, разговаривал с возмущением. Как мог преподаватель вуза позволить себе такие непростительные вещи!? Георгий с недоумением возражал, но разве мог рядовой член партии в чём-то переубедить такое высокопоставленное лицо!? Грозный начальник разговаривал стоя, прохаживаясь возле массивного стола, соответствующего занимаемой должности. Потом подошёл вплотную к столу, наклонился, посмотрел, что там написано. Это был текст молебна. И говорит гневным голосом: «Это что же вы хотите сказать, преподаватель марксистско-ленинской философии, коммунист, что в нашей стране, в нашей советской столовой советских людей кормят и поят, как в фашистском концлагере!?»  Тут поневоле испугаешься – это же статья политическая. Никаких оправданий и опровержений не признавал. Заключил: «Напишите объяснительную записку на имя первого секретаря обкома, а там посмотрим, что с вами делать. Поручим партийной организации разобраться с вами».
          Пришлось Георгию, напуганному и возмущённому, возвращаться домой в полном неведении, что делать дальше. Понимал, что с обкомом дело может кончиться плохо. Могут и от преподавательской работы отстранить. Диплом не поможет. В угнетённом, подавленном состоянии стал размышлять, что можно сделать, как защитить себя от обкомовского гнева. Разное передумал. Выход напрашивался один – обратиться в Центральный Комитет партии. Уж там-то разберутся, что к чему.
          Георгий стал было уже успокаиваться в надежде, что, скорее всего, эта история забудется, и никто не станет применять по этому вздорному обвинению санкции. Но ошибся. На отчётно-выборном партийном собрании после доклада секретаря парткома и выступлений, предусмотренных регламентом рядовых коммунистов, взял слово сидевший в президиуме секретарь горкома. Как принято в таких случаях похвалил коммунистов института за достижения в обучении и подготовке медицинских кадров для республики, после чего обратил внимание на недостатки в работе парторганизации. Сказал, на что надо нацелить коммунистов, на какие нерешённые проблемы в работе надо направить усилия коллектива. И тут, перечисляя недостатки, заявляет:
          - Надо парткому обратить должное внимание на идеологическое воспитание коммунистов. В вашем коллективе преподаватель философии в период сельхозработ осенью этого года допустил серьёзные ошибки в воспитательной работе со студентами, позволил заигрывать с религией. Партийной организации надо разъяснить молодому специалисту ошибочность занимаемой им позиции.
          Так и сказал: «заигрывать с религией». Возмущенный Георгий сразу после выступления, оно было последним, после чего должна была состояться процедура выборов нового состава партбюро, запросил слово для справки. Он жаждал публично дать отпор незаслуженному обвинению. Но председательствующий благоразумно объявил перерыв. В перерыве с ним сначала по просьбе ректора разговаривал секретарь парткома – его заведующий кафедрой. Потом присоединился сам ректор, авторитетно от своего имени попросил не устраивать перебранку на собрании, не нарушать привычный ход собрания. Со своей стороны обещал спокойно во всём разобраться и не дать в обиду хорошо зарекомендовавшего себя члена коллектива.
          Георгий понимал, что если партийные органы распорядятся, ректор, даже если действительно захочет, не сможет ему помочь. Решил: надо незамедлительно действовать. Просматривая как-то журнал «Крокодил», самый популярный в те времена и всенародно любимый сатирический журнал, Георгий обратил внимание, что это орган ЦК КПСС. Вот куда надо обратиться. Садится и составляет письмо в редакцию. Кратко изложив своё участие со студентами в уборке урожая, рассказывает, что в студенческой стенгазете поместил две заметки. Прилагает их к письму. А в заключение, ни словом не обмолвившись, что обвинения против него выдвинули высокие партийные инстанции, предусмотрительно пишет: «Когда я познакомил с содержанием заметок своих товарищей по работе, они осудили меня, заявив, что я поступил непозволительно для преподавателя-коммуниста, что эти заметки выглядят, как «завуалированная форма пропаганды религии». У меня возникли серьёзные неприятности на работе, почему я и обращаюсь к «Крокодилу». Зная тебя, как самого квалифицированного специалиста в вопросах Сатиры и Юмора, прошу помочь ответить на три вопроса:
 - допустима ли принятая форма для подобного содержания?
 - не превалирует ли форма над содержанием?
 - какой формы, по твоему мнению, следует придерживаться в другой раз, чтобы избежать
   подобных обвинений?          -  С уважением!    -      Подпись».
          Формулировку, что ошибка преподавателя, избравшего такую необычную форму воспитательной работы со студентами, заключается в нарушении соответствия между формой и содержанием, предложил Пак. Он же философ, знает, что форма и содержание должны находиться в диалектическом единстве. Сформулированное подобным, мало кому понятным образом, обвинение выглядело убедительно. Не найдётся человека, который смог бы опровергнуть такое обвинение. Членам парткома формулировка понравилась, и её утвердили на заседании. Заодно единогласно проголосовали решение: объявить строгий выговор. На меньшее наказание не рискнули, опасаясь нагоняя  за мягкотелость от обкомовской элиты.  За выговор проголосовали и член парткома ректор Полетаев, и секретарь парткома заведующий кафедрой философии Пак. Георгию передали, что обвинение в его адрес будет сформулировано таким образом. Эту позицию парткома Георгий предусмотрел, когда обратился в печатный орган ЦК.
          Ответ пришёл через месяц. В это время в фойе  крупным планом было вывешено объявление о предстоящем партийном собрании, на котором первым пунктом стояло персональное дело Георгия. Ему было не по себе. И тут буквально за день до собрания передали ответ из «Крокодила». На обратном адресе Георгий указал координаты института. Письмо Георгию вручили в распечатанном виде, из чего следовало, что члены парткома ознакомились с содержанием ответа, но настолько  были уверены в своей правоте, что передали письмо адресату, не сочтя нужным запечатывать конверт. Георгий был благодарен судьбе и парткому, что письмо передали до партийного собрания. Им ничего не стоило сделать это и после. Видимо, решили, что члены парторганизации поддержат решение парткома, по крайней мере, большинством голосов, а может даже единодушно осудят зарвавшегося мальчишку-преподавателя.
          Собрание проходило в обычном режиме. После информации секретаря парткома о содержании персонального дела, немолодой профессор-медик с места обратился к членам президиума с вопросом: «Не подвергли ли члены парткома обвиняемого преподавателя экспертизе у врача-психиатра?» Выступивший с вопросом хотел обратить внимание аудитории, что только психически ненормальный человек мог позволить себе так безответственно вести в вопросах религии. Потом последовало несколько заранее подготовленных выступлений, единодушно осуждавших опасные заблуждения коллеги-преподавателя и призвавших присутствующих коммунистов проголосовать решение, принятое парткомом.
          Председательствующий уже обратился с предложением приступить к голосованию, когда Георгий, не дождавшись обычного  в таких случаях последнего слова обвиняемого, потребовал своего права подняться на трибуну.
          - Я не буду ничего говорить в своё оправдание. Я зачитаю ответ «Крокодила», который мной получен накануне собрания.
          Размеренным, с соответствующими интонациями голосом Георгий зачитал письмо. В нём говорилось, что редакция не видит в представленных заметках никакой пропаганды религии. «Если, как вы пишите, у вас действительно возникли неприятности на работе, обратитесь за помощью в свою партийную организацию».  На этом месте по залу прошёл одобрительный смех. «По поводу того, как избежать подобных обвинений в будущем, - продолжал автор письма, -  подсказать ничего не можем потому, что не знаем, какие бредовые идеи придут в головы ваших коллег». Это было здорово! В зале даже раздались поощрительные аплодисменты. Георгий с трибуны спускается в зал. Просит слова всеми уважаемый профессор Волох и с места заявляет:
          - Вы слышали, наказывать не за что, состава преступления нет. Нечего друг другу голову морочить и из мухи делать слона. Предлагаю взыскания не выносить, ограничиться
обсуждением.      
          Выступление профессора вызвало переполох в президиуме, партком единогласно проголосовал за выговор. Председательствующий ставит вопрос на голосование перед собранием. Большинством голосов проходит предложение Волоха: ограничиться обсуждением. Это не устраивает президиум, они должны информировать обком о принятых мерах. Председатель объявляет, что надо голосовать в порядке поступления предложений. Процедура голосования повторяется. Тщательно подсчитывают голоса. На собрании присутствовало 116 коммунистов. Итоги голосования не изменились. Только 28 голосовали за выговор: члены парткома и наиболее преданные делу партии коммунисты.
           Георгий не знал, кому больше обязан: ответу «Крокодила» или выступлению профессора Волоха. Видимо, одно дополнило другое. Многие после собрания подходили к Георгию и от души жали руку. А ему было грустно оттого, что вообще возможен был подобный инцидент. Но и после случившегося ему не пришло в голову усомниться в правильности и справедливости социалистического строя, в правильности линии партии, возглавлявшей строительство коммунизма. Просто, полагал он, на различных уровнях партийного руководства могут оказаться люди недостойные, некомпетентные и непорядочные в своих решениях и действиях.


Рецензии