О моих самых верных друзьях

    Сколько себя помню, вокруг меня всегда были собаки. Большие, очень большие. В детстве меня окружали доберман и 2 королевских пуделя. В юности меня сопровождала черная догиня Гея ( названа она не в честь геев, а в честь Богини Земли), ее деда держал кинематографист Рошаль.   Потом компаньоном был серый дог. Его звали Лорд.  Маленькие собачки всегда присутствовали в нашем доме. Мой отец неизменно дарил их на день рождение, мне и маме и себе. У каждой из них своя судьба.  Жили они подолгу. Японский хин прожил аж до 24 лет! Когда  гуляла с собаками, то меня частенько поджидал мальчишка, младше меня. Я давала ему подержать поводок.  Он говорил: Какие же вы богатые, раз у вас столько собак! И все породистые!

 Самый большой дог песочного окраса прожил свою жизнь в Перово. У него в холке было 120 сантиметров. Упоминается в старом каталоге МГОЛС. Может быть, он и был самым большим псом в мире. Таких собак не водят за поводок, а придерживают и договариваются. Его хозяин все время ожидал Ирвинга, так звали дога, у подъезда. Ирвинг частенько обнюхивал округу, наворачивая круги вокруг дома.

Гея, догиня, была еще совсем маленькой, месяцев пять, и темным вечером, я со своей мамой, пошли выгуливать крошку. И около пустыря, где обычно выпускали собак, на освещенный фонарем тротуар на нас вышел Ирвинг. Догиня присела первой и из нее потекла лужа. Потом присели и мы…

     Ирвинг оказался мирным. Он нежно обнюхал дожонка, видимо узнав свое племя.

И с любопытством миролюбиво разглядывал нас И, облизал мне руку и лицо. Тогда еще принято было догам купировать уши и оттого Ирвинг казался совсем огромным. Его хозяин, чуть позже, вышел из темноты… Я так думаю, он все видел. Позднее мы с ним познакомились.

Вся его жизнь была подчинена любимцу. Маленькую комнату в своей трехкомнатной квартире он отдал Ирвингу. Там у Ирвинга лежал матрас и кости.

      Ирвинг прожил около 11 лет. Огромная жизнь для такого большого пса.

 

      Каждые выходные с отцом ездили на Птичий рынок. Покупали мотыль для рыбок. О! это тоже целый мир. Если отец чем занимался, то делал это с размахом. У нас было 2 аквариума на 250 литров. И несколько аквариумов поменьше. Целыми ночами можно было смотреть как цихлиды обмахивают свою икру, а гупии и меченосцы рожают своих маленьких головастиков. Или как достойно плавают огромные черные скалярии. Чистить аквариум, менять воду, это занимало много времени.

А если рыбы болели, то прокаливали песок, растворяли в в воде какое-то лекарство и рыбки были благодарны.

       В одну из таких поездок отец разговорился, и новый знакомый предложил забрать щенка дога с родословной. Дима, так его звали, был согласен отдать хоть даром, он ходил на работу, и времени, заниматься щенками не было. Отец отказывался, но оказалось, что живет Дима недалеко, и они обменялись телефонами. Вечером маленький щенок дога был у нас. За нее отдали несколько книг из Академии и 50 рублей. Не верилось, что из такой крошки вырастет огромная собака. Первое время я лежала на софе, свесив голову, и смотрела на щенка. Собака много спала, во сне она подрыгивала лапками, и росла на глазах. Так как она была с отличной родословной, то мы возили ее на выставки.  Одна из них происходила в Битце. Сразу после обработки лошадей, пострадавших из-за Чернобыля. И много собак облучилось и погибло. Гее повезло, она почти не болела. А вот ее жених - мраморный дог Жан-Луи де Нувель погиб от саркомы кости на лапе. Хозяйка в нем души не чаяла. Завела потом догиню, но это уже совсем другая история. От него у Гейки были щенки. До сих пор жалею, что не оставили себе щенка. Гея прожила почти 12 лет.

          Она умерла, а идя по улице все время, казалось, что она рядом. Через год после  ее смерти случилось нечто, неподвластное разумному объяснению.

          Шла от метро по темным закоулкам к дому. Какой-то мужик шел за мной. В сумке лежала огромная сумма денег, зарплата человек на 30. И вдруг мужик убыстрил шаг и попытался приблизиться. Я заспешила, побежала. И вдруг мужик страшно заорал.  Я обернулась. Моя черная догиня Гея бежала на него, преграждая ему путь ко мне.

Она посмотрела на меня и набросилась на мужика. Кричал он страшно, развернулся и побежал к метро, а догиня растворилась в воздухе…

            А однажды позвонила знакомая из дома напротив, сказала, что во дворе дог. Была зима. Стояли морозы за 20 градусов. Вышла на балкон. Посередине двора у детской площадки сидел дог и глядел вверх. Спустилась. У подъезда стояли местные мужики распивающие водку, человек 15. Я дошла до дога, в руках у меня был поводок, и сказала ему: Парень, хочешь, пойдем домой, буду тебя кормить, гулять. Он очень пронзительно посмотрел в глаза и пошел сам к подъезду, прошел сквозь строй мужиков. Придя домой, дог рухнул на пол. Это был остов, живой скелет. Через 10 дней при прогулке он убежал, увидел стаю бродячих собак.  Звала его, но он не бежал ко мне. Ну, значит не мой пес,- решила я. И вернулась домой без него. И только разделась, за дверью раздался такой осторожный лай. Это Лорд прибежал домой.

       Я живу на 8 этаже. И мы с ним ни разу не ходили пешком по лестнице. Лифт работал исправно. Через некоторое время дог округлился и стал очень красивым. В холке у него было 105 см.  И, пожалуй, это было самое лучшее время в моей жизни. Гуляла я с ним днями и ночами. Он все понимал с полуслова. Это было время счастья. Так было 5 лет.

      Однажды люди, с которыми работала в одном маленьком издательстве, пригласили поехать на Клязьму. Стояла жара, дело было в конце июля. Поехали на машине начальника. До этого  на Клязьме никогда не была. Сидели на берегу, а над головой все-время пролетали самолеты. Лес там мертвый, стоят высохшие сосны.  Решили пройтись по лесу. Этот человек, начальничек, заспешил и затерялся среди деревьев. И вдруг Лорд ринулся бежать вперед. А потом мы шли вместе к машине, а мой пес не отходил от этого человека.

        На следующее утро Лорд проснулся больной. Он блевал и шатался. Поехала в ветлечебницу на Перврмайской, они сделали анализы и уверили что с собакой все в порядке.  Ясно было, что так быть не может. Помчались, на Динамо, потому что когда-то там работал хороший знакомый ветеринар. Очереди ждали 8 часов. И когда попали в кабинет, то врач боялся зайти, глядя на большую собаку. Как он блюет?- спросил он.

        -Мисками,- ответили мы.

        -Ну, это не страшно, вот будет блевать ведрами, тогда посмотрим.

В общем, так день за днем угасал мой пес. Оказалось, что гастороскопию делают на другом конце Москвы… Много денег проездили, прежде чем нашли хороших ветеринаров, которых теперь и держусь, но было уже поздно. Дог совсем ослабел, лежал под капельницами.

         8 сентября дог Лорд попрощался со мной. Он встал, вилял хвостом, и облизывал мне лицо и руки. Потом лег, и спал до ночи, а под утро  вдруг поднялся и побежал к дверному проему большой комнаты, и в коридоре  рухнул. Это был конец. Шел 2001 год, потом было 11 сентября.

         Потом этот начальничек признался, что он отравил собаку. В этот момент делили портфели, и меня надо было отстранить от дел. Да еще его раздражало, что он столько лет за мной ухаживает, а я на него внимания не обращаю. А он старше меня в 2 раза, мне даже и мысли такой не приходило, что у него там какие-то чувства могут быть. Бог ему судья.

        И теперь, когда я разбогатею,  поеду в Германию или Австрию за щенком дога серого окраса, я мечтаю о голубом щенке.

        Сходила на выставки, наше договодство меня не устроило. За 20 лет ничего не поменялось. Все те же лица. И доги мне не понравились. Догов в СССР поставлял один ГДР-ский питомник, судья оттуда. Этим собакам победы и достаются, и неважно какие у них пороки…

       

        И еще была овчарка Марта. Отец купил ее на Птичьем, что бы пасти коров. Отец окончил Литинститут, а еще филфак МГУ,. Несколько сезонов он проработал пастухом. В те времена это были очень хорошие деньги.

Я с ним тоже отпасла сезон. На этом материале поступала во ВГИК. Написала рассказы и очерк о деревне. В моей трудовой книжке есть запись пастух. Отец общался с Александром Гордоном. И его рассказами, тот вдохновленный снял фильм о пастушестве.

Марту, немецкую овчарку с Птичьего рынка отец привел домой, она зачем-то была крашена черным. У нее были огромные уши.  Она боялась выстрелов. И могла в глубоком снегу найти ключи.
Она прожила в нашем доме 14 лет. И умерла в один час с отцом. Про нее у меня рассказано в очерках.



      


Рецензии
Многие собаки не удостоились памяти. Пурш и др. А главное - нет образов собачьих, индивидуальностей не видно, текст настроен на себя, как мемуарнно-необязательный, как сугубо домашний. И обобщений нет.

Человека достойный памятник только один – земляная могила и деревянный крест. Золотой же памятник можно поставить только над собакой. В. Розанов.

*/ "Самая верная, самая преданная, самая разумная собака с той минуты, как она умерла, становится для нас отвратительным отбросом, от которого мы хотим избавиться как можно скорее. Мы даже не задаем себе вопроса, сохранилось ли где-нибудь, кроме нашей памяти, нечто от разумной жизни, которую мы любили в ней, и существует ли загробный мир для собак? Нам показалась бы забавной мысль, что время и пространство могут бережно сохранить в течение вечности среди звезд, в
беспредельном дворце эфира, душу бедного животного, состоявшую из пяти или шести трогательных, но наивных привычек – из желания пить, есть, спать в тепле и приветствовать себе подобных известным образом. Но по какому праву воображаем мы себе, что между нами и животным существует бездна? Прежде всего нужно было бы исследовать, имеем ли мы право считать себя столь далекими, столь отличными от всего, что живет на земле". М. Метерлинк.
"Самый поразительный пример настоящего общения, преодолевающего одиночество, есть общение человеческого "я" с собаками, которые являются на-стоящими друзьями, часто лучшими, чем другие люди. В этой точке совершается примирение человека с отчужденной, объективированной природой, в природе человек встречает не объект, а субъекта, друга. Отношение человека к собакам имеет метафизическое значение, ибо здесь происходит прорыв через объекты к подлинному существованию". Н. Бердяев. "Я и мир объектов".

Николай Рустанович   29.04.2014 08:56     Заявить о нарушении