Всем Армянам
Архитектором Софийского собора, ныне главной мечети Стамбула Айя-София был армянин, армянином был также и хозяин первого кафе в Праге. Главным архитектором Москвы многие годы был Каро Алабян.
У всех этих фактов, помимо отсутствия связи между собой, отсутствует еще одна связь – связь с Арменией.
Со времен императора Августа, армяне селились (или же их селили) в разных концах света, строили свои дома, районы, города.
Со времен разрушения Ани, эмиграция армян стала массовой, массовым стало и строительство. Армяне сыграли огромную роль в развитии Крыма, Болгарии, Румынии, Молдавии, Западной Украины и Польши. Знаменитейшие люди тех стран, были армянами. Армяне основали свои колонии в Индии, Сингапуре, Бирме, Бангладеше, селясь в отдельные кварталы, которые со временем стали называть армянскими. Там же, в местах проживания богатейших армянских общин, стали появляться красивейшие армянские церкви, первые армянские типографии и газеты.
Антиохию, Алеппо, Дамаск, Бейрут, Триполи, Константинополь (Стамбул), Каир, Александрию, Мадрас, Калькутту, – все эти города Востока в период своего рассвета трудно представить без армян, армянских кварталов и церквей, армянских купцов и их торговых компаний. К 17 веку армяне уже владели монополией на торговлю шелком в Британских колониях, торговлей драгоценными камнями во Франции.
В конце концов, банковская система Османской империи, торговля с восточными странами Российской империи издревле были прерогативой армян.
В первую очередь, армянам должны быть благодарны Тифлис и Баку, которые за 19 и начало 20 веков превратились в крупнейшие культурные и экономические центры Кавказа. Почти все отцы-основатели Бакинской нефтедобычи и 95 процентов мэров Тифлиса были армяне.
Таких, разных по содержанию и географии фактов из жизни армянской диаспоры, можно привести ТЫСЯЧИ. Сотнями можно исчислять города 5 континентов, где когда-то были армянские улицы, кварталы, города…
Но все эти факты, связаны все же, одной закономерностью: все эти места рано или поздно, или приходили в упадок, что приводило к исходу армян, или армяне ассимилировались с местным населением, или же уничтожались правителями стран, для процветания которых трудились.
Так, с 19 века пошла на убыль и к 60 годам 20-го века сошла на «нет» армянская жизнь в Индии и соседних странах, оставив после себя лишь сотню армян и десятки церквей, у которых есть все шансы остаться без паствы. Так в Дакке, столице Бангладеша, из многотысячной в 18 веке диаспоры, остался лишь…один армянин 75 лет.
В восточной Европе, в частности в Польше, имели места массовое принятие армянами католичества и сливание с местным населением. Так в Польше, в 16 веке сразу 200 000 армян приняли католичество, и уже через 2 поколения, следов «армянства» в Польше не было. Не менее ужасающими темпами шла ассимиляция в России.
С 1878 по 1923 года в Османской Турции было уничтожено 2 миллиона армян, а еще около миллиона (в основном женщин и детей) были насильственно отуречены. Это стало концом не только богатейших армянских общин в Смирне (Измир), Бурсе, Трабзоне, Александриетте (Искендерун), но и проживанию армян на 9/10 исторических земель.
Для соблюдения приличия, продолжала существование стамбульская диаспора, которая была лишена как 9/10 своего населения, так и своего влияния. Однако сегодня, в турецких городах возобновляется жизнь армянских общин.
В годы гражданской войны в Ливане, в 80-е годы Ливан покинули по разным данным от 200 000 до 350 000 тысяч армян, а Бейрут, этот «Париж востока», в строительстве которого армяне играли не последнюю роль, вот уже седьмой раз разрушается в ходе очередной войны.
Из Тбилиси, в котором в свое время армян проживало в 10 раз больше, чем в Ереване, только по официальным данным эмиграция армянского населения перевалила за 250 000. И, к сожалению, этот исход не был репатриацией. А уничтожение и присвоение памятников армянской архитектуры в Грузии прияло поистине государственный уровень, уступая лишь подобной политике Турции и Азербайджана.
В Баку, в январе 1990 года была дана весьма своеобразная оценка заслугам армян перед этим городом, которая выражалась в массовом уничтожении армян и присвоении их имущества. Так закончилась история проживания армян в Баку, армян, которые любили и делали для этого города больше, чем для своей Родины.
В России, для которой за последние триста лет армяне построили не один город, и не одна тысяча армян влилась в массу русского народа, повсюду, от Москвы до Дона, почти каждую неделю убивают армян. И очень многих из них – на национальной почве.
Вообще-то, не евреи, а именно армяне, занимают в мире первое место, по количеству «безвозмездной помощи» в виде своего труда, своего меча и своего генофонда самым разным народам мира. И как не прискорбно, но никаких дивидендов от этого ни Армения, ни армянский народ не получили.
Ни Польша благодарит нас за 200 000 талантливых и трудолюбивых граждан, ни Россия относиться к армянам иначе, чем к вьетнамцам, даже в городах, основанных армянами, ни Грузия, ни Болгария…ни…ни…
Как говорил античный историк Иосиф Флавий, «я воздержусь от выводов, ограничиваясь лишь изложением фактов». Его примеру, последую и я.
А пока, пусть армяне обустраиваются на новых местах, в том числе и в Турции, строят новые церкви в Москве, Лос-Анджелосе, Торонто, Сиднее.… В то время, когда … в Баку, Тифлисе, Батуми, Калькутте, Дакке армянские церкви прошлых лет уничтожаются под ударами времени и людей, когда в Бейруте и Каире, Пловдиве и Бухаресте с каждым годом, на литургию приходят все меньше людей… И пока еще живи некоторые свидетели 1915, 1988,1990 годов, пусть вновь обживаются старые, уже орошаемые однажды армянской кровью земли, пусть воздвигаются новые храмы, хотя сотни храмов в самой Армении, останутся без паствы, пусть растет новое поколение, пусть строятся новые дома, и церкви… и путь песок, на котором они воздвигаются, будет молчалив, и не напоминает строителям о том, как когда то, земли не менее благодатные и твердые, превратились в пески…пески пустыни Дей-ер-Зор.
Свидетельство о публикации №209112500570