***

               ОСЛИНЫЕ   УШИ   НАУКОГРАДА – РАРИТЕТ?


                Есть несколько способов разбивать сады:
                лучший из них – поручить это дело садовнику.
                Карел Чапек. 
Привокзальная площадь – визитная карточка любого города. В последние годы наши ближайшие соседи: Малоярославец, Балабаново, Нара – обзавелись вполне современными и приличными визитными карточками. На что похожа привокзальная площадь Обнинска со стороны города? Раньше подобные застройки называли Шанхаем. Сейчас это сравнение просто неправомерно. Шанхай стал современным городом. А наша привокзальная площадь -  это что-то грязное и абсолютно непривлекательное.

     Многажды раз нас обнадеживали сообщениями о реконструкции привокзальной площади. И что мы видим сейчас – обратите внимание на фотографию? Старые безобразные металлоконструкции, которые кто-то едко и метко назвал «ослиными ушами Наукограда». Может быть, лет этак 50 тому назад какой-то архитектор города Обнинска «увлекся» идеями Баухауза и соорудил это «украшение». Но ведь в Баухаузе ее руководители (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования и архитектуры в дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластического искусства. Но на привокзальной площади Обнинска влияния идей Баухауза  не ощущается. Одно из высотных зданий города Майами (Флорида, США) венчает корона из подобных треугольных металлоконструкций, но эта корона органично вписывается в общий облик здания.


     При словах «привокзальная площадь» представляется что-то широкое, привольное и функционально связанное со словом «вокзал». Что же мы видим сейчас на привокзальной площади города. Ну, платный туалет (а был общественный!), стоянки для автобусов и маршрутных такси, газетный киоск, киоски с напитками – это функционально. Но что на привокзальной площади делают обувной магазин «Континент», магазин «Чистюля» и игровой зал под маскирующим названием «Развлекательный центр «Инем»»?

     В свое время (в январе 2006 года) главный архитектор города г-жа Ашварина в своих многочисленных критических выступлениях в адрес Обнинского пассажирского автотранспортного предприятия заостряла внимание на том, что ОПАТП не представило проекта реконструкции привокзальной площади. Удивительно, неужели реконструкцией привокзальной площади должно заниматься ОПАТП, а наше городское архитектурное бюро, в составе которого работают и заслуженные архитекторы, о которых г-жа Ашварина в одном из своих интервью высказалась так: «радует высокий профессионализм наших архитекторов», за многие годы так и не смогло разработать проект реконструкции привокзальной площади? Давным-давно в любом архитектурном ВУЗе  страны можно было объявить конкурс среди второкурсников на лучшую курсовую работу «Проект привокзальной площади города Обнинска» и мы имели бы не менее десятка вполне работоспособных проектов реконструкции привокзальной площади.


     Кстати, мне запомнился любопытный диалог, который однажды я услышал в городском автобусе:
 - Ну, так что, встречаемся вечером?
- Идет, но где?
- Давай на Ашваровке, в семь вечера под часами.
- О'Кэй!
Ничего необычного в этом диалоге не было. Но слово «Ашваровка» меня заинтриговало. Я извинился перед молодыми людьми за то, что «вклиниваюсь» в их  разговор, и поинтересовался значением слова «Ашваровка». Все очень просто, объяснили мне – это привокзальная площадь города, а называем мы её так потому, что главный архитектор Ашварина уже многие годы кормит нас обещаниями реконструировать площадь, а площадь все более и более напоминает клоаку. Вот мы и назвали её «Ашваровкой». Некоторым образом увековечили имя главного архитектора. Мы думаем, что это название уживется во времени, как Хитров рынок в Москве.

В нашем городе есть  раритеты современного времени – это первая в мире атомная электростанция, это и водонапорная башня  в старом городе, это и подвесной мост, и многое другое. Но неужели к раритетам можно отнести эти лишенные какой-либо  эстетики нелепые треугольные металлоконструкции, которым место, скорее всего, на свалке!

Российские железные дороги совсем недавно очень оперативно провели реконструкцию железнодорожного вокзала, снеся старенькое здание, построенное еще в начале ХХ-века. Хотя это здание также можно было бы отнести к раритетам, так как именно  отсюда выехал на заработки  в Москву юноша, ставший впоследствии знаменитостью и гордостью нашего края – Георгий Константинович Жуков.

Мне представляется, что реконструкция привокзальной площади  не интересна нынешней администрации города по очень простой причине: на станции Обнинское останавливаются только электропоезда и всего лишь один провинциальный поезд Брянск – Санкт-Петербург. Все именитые гости, в том числе и важные правительственные чиновники, железнодорожным транспортом не пользуются, их привозят в город на автомобилях и с другой стороны города. А чиновники администрации города редкие гости на привокзальной площади.
Правда, совсем недавно еженедельная газета «Деловой Обнинск» № 83 (99) от 25 ноября 2009 года сообщила, что чиновников администрации города возмущает, что водители маршрутных такси обедают на виду у горожан, рядом со своими маршрутками. Начальник Управления потребительского рынка г-жа Петик возмущена: «таким поведением маршруточники портят и без того не слишком привлекательную картину привокзальной площади Обнинска – кричащие зазывалы рядом с маршрутными такси, торговцы с ящиками, цыганы с детьми, а тут еще иностранные граждане с бутербродами и термосами. Как-то уж слишком…». Г-жа Петик попросила представителей правоохранительных органов обратить  на это внимание.


Надо же!


     Складывается общее впечатление, что в нашем первом наукограде страны де-факто не очень заметна забота городских архитекторов об облике города, особенно о его въездных воротах.
26.11.09


Рецензии