Война началась

                ранее  http://www.proza.ru/2009/01/12/696

       В субботу 21 июня мы долго не ложились спать, собирали  и  увязывали вещи - в том числе и оба складных стула, красный и жёлтый - и составляли их в сторону. Рано утром должен был приехать на грузовике дядя Алёша, отчим двоюродного брата Серёжки, чтобы забрать наши вещи и отвезти вместе со своими на общую дачу. Помню, видел сквозь сон, как папа с дядей Алёшей выносили чемоданы и прочее, рвался одеваться, чтобы, как было обещано, поехать на дачу на грузовике. Мне говорили – рано ещё вставать, полежи, мол, когда надо будет одеваться, мы скажем. И я, естественно, уснул.

       Когда я проснулся, папа с мамой спали. За окном, хотя наши окна были на север, виднелось голубое небо, чувствовалось хорошее солнечное утро. Уже утро - а я не поехал на машине с вещами!... Сквозь сон папа пробормотал, что, мол, скоро дядя Алёша приедет ещё раз – будет второй рейс, тогда и поедешь, а пока ложись, поспи ещё. Но спать уже не хотелось. Я вскочил и помчался к соседке тёте Кате (её комната была за нашей стеной, в бывшей спальне царского генерала) сообщить, что мы сегодня уедем на дачу. Я влетел к тёте Кате - она тоже ещё дремала и включил её репродуктор: у нас, ведь, в комнате не было радиоточки…

       …И услышал сообщение о том, что немецкие войска перешли границу, что бомбили города, что нашим войскам дан приказ… Ну, и так далее: всё это давно и всем известно!...

       Тётя Катя охнула и сказала, что это – война.
      -С кем?! - видимо, я выпучил глаза.
      -С Гитлером, – сказала тётя Катя; она сидела на кровати в сбившейся на плечах ночной рубашке и поправляла волосы трясущимися руками.
      Я выскочил из тётикатиной  комнаты и с торжествующим криком ворвался в нашу:
      -Ура! Война! С Гитлером!
      Папа с мамой вскинулись:
      -Ты что, с ума сошёл? Прекрати свои глупости!
      Я сказал про радио. Неодетые, как было, они  кинулись к тёте Кате, и мы все вместе дослушали, а потом ещё раз прослушали сообщение. Папа, сразу сильно посерьёзневший, сказал – надо идти в военкомат.

       Возле военкомата на улице Чайковского уже стояла большая толпа, в основном, мужчины. Из парадной вышел военный с тремя "шпалами" в петлице и сказал, что он понимает, почему люди пришли сюда, но сейчас надо всем разойтись и ждать повестки. Они, мол, будут посланы, когда придёт время и тем, кому нужно.

       С самых первых дней я был уверен, убеждён, что вот сейчас именно сегодня радио скажет, что эти непонятные дураки, напавшие на нас будут побеждены нашей Красной армией, разбиты в пух и прах! Что уже разбиты. Чувствовалось, что несмотря на тревогу вокруг - а тревога эта почти звучала во всём (даже в слышанных несколько раз знакомых словах из басни Крылова: "ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона!") - всё вокруг думают только о том, надеются, что скоро война закончится. Удачно закончится.  Даже мама, когда мы на второй или на третий войны втроём заходили в ворота нашего дома, вдруг сказала те же слова про Моську. А папа вдруг почему-то непривычно резко её одёрнул.

       Наверное, в эти же первые дни войны в повседневный обиход вошло слово «бронь». Равнозначное слову «броня», оно было неприятно тем, что делало людей вокруг, как бы, неравными: одни, мол, должны были идти на войну, а другие – нет. В голове стало шевелиться: эти, другие, они, что – более важные, что ли? Хотя одновременно была уверенность, хотелось, чтобы все шли на войну; как и все мальчишки я мечтал, как именно сейчас Красная Армия... Ну, и так далее..

       Известный плакат «Родина-мать зовёт» появился на стенах домов очень быстро, на третий или четвёртый день войны. Если без предубеждения посмотреть – это призыв не к отпору, а просто художественно оформленная присяга. Не больше! Сегодня мне очень понятны предположения о том, что Сталин готовился начать войну первым, а Гитлер просто опередил его. Похоже, так оно и было, и столь быстрое появление плаката - лишнее подтверждение этому: как-то не верится, что за пару–другую дней можно отпечатать и распространить плакат, а до того его надо, ведь, было ещё и нарисовать, и это всё – работа не на три дня и даже не на две недели... Такой плакат вполне пригоден для сплочения народа, чтобы он вместе со своей армией пел:
                …И на вражьей земле мы врага разобьём
                малой кровью могучим ударом!

       По радио всё время звучала музыка, в основном, марши. Из сообщений  ничего нельзя было понять, и это не пересказ многих слышанных и читанных мнений, это – чёткое непонимание происходившего умом чуть ли не сразу повзрослевшего человека.

       Затем возникло новое понятие и новое непонимание – "народное ополчение". Мы, мальчишки, всегда знали, что Красная армия «всех сильней», и другого мы просто не могли понять! А теперь мы каждый день слышали - пусть понимая кое-что  по-своему, по-мальчишески (а которые грамотные ещё и читали) - что возле города N идут оборонительные бои, и что ефрейтор фон Шрамке или, там, Блямке, взят в плен, и заявил, мол, «Гитлер капут»... И причём тут какое-то «народное ополчение»? А что же Красная армия?… 
               
    Мама наклеила крест-накрест на стёкла окон бумажные полоски, и во всех домах тоже стёкла перекрестились этими полосками - иногда часто-часто, а некоторые совсем немножко. Мама сказала, что это для сохранения стёкол, если будут бомбить. Что ж, я давно знал, что взрослым всё виднее. Может было бы лучше даже не бумажки наклеить, а тряпочки?...   

                далее  http://www.proza.ru/2009/01/11/448


Рецензии
В самом деле, сохранилась свежесть восприятия, какая есть только у детей. Вы молодец, что отказались от попыток "олитературить" рассказ. Такие жесткие решения, наверное, и отличают писателя от графомана... Но острота подачи как-то особо болезненна сегодня. Не покидает чувство, что в России все больше людей,далеких от понимания, какой это ужас - война... А что если такой полудурок окажется где-то у красной кнопки?

Станислав Радкевич   09.02.2018 19:55     Заявить о нарушении
Станислав, очень благодарен Вам за отзыв и понимание написанного мною! Я и стремился передать то, что казалось мне главным - восприятие происходящего мальчишкой. И Ваши слова о сегодняшнем дне... Стал писать ответ про своё понимание происходящего сегодня и увидел, что меня затащило в политические рассуждения больше, чем на две страницы! Счёл за благо (как ни жалко было!) всё удалить и ограничиться тем, что находится перед Вашими глазами...
С глубоким уважением!

Гордеев Роберт Алексеевич   09.02.2018 21:06   Заявить о нарушении
А вот что это удалили - жаль. Мне было бы важно сверить свои ощущения с ощущениями человека, который сам пережил "предвоенье" и начало войны. Грань истончается до прозрачности, а может, и до призрачности. А когда перестают работать органы чувств, остается полагаться только на экзистенциальный, так сказать, опыт свидетелей...

Станислав Радкевич   10.02.2018 10:58   Заявить о нарушении
Удалил, потому что такое даже родным не говорится, даже один-на-один, не то что во всемичитаемообсуждаемом месте! Я потом и сам неоднократно возвращался к тем временам, вернее к Тому Времени и пришёл к выводу, что это было особое, пока непонятое Чувство Прозрения, даже - Знания грядущего, но не понимания. Возможно, именно поэтому мобилизовалась "память на чувства".
Мы ведь, мальчишки, были воспитаны совсем в особом духе! Мама говорила, что первое стихотворение, выученное мной в детских яслях, я читал наизусть так: "мы асые адатики / мы дети атидя / и ёдотьки куматие / адети итидя..." Перевожу; "Мы красные солдатики / мы дети Октября / и звёздочки кумачные / надели мы не зря!" Во мне - и, уверен, во многих - не могла зародиться и тень сомнения в правильности и справедливости всего окружавшего нас мира, и поэтому наслаивавшиеся стопкой факты, сообщения - ещё не События! - начиная с августа-сентября 39-го, исподволь рыхлили, расшатывали веру. Грянувшее сообщение о войне было, видимо, подобно землетрясению, пробудившееся понимание, память и дали этот "эффект прозрения". Иначе не могу объяснить проявлявшийся у меня позже по разным поводам "эффект Ванги" (между прочим, посмотрите у меня на http://www.proza.ru/2009/01/13/600 ). Уверен, Вы тоже -хотя бы пару раз в жизни с этим сталкивались! А относительно сегодняшнего дня и жизни, событий нас окружающих, через которые проскальзываем, стараясь не поцарапаться - я уже ответил Вам.

Гордеев Роберт Алексеевич   10.02.2018 12:16   Заявить о нарушении
Так никакого будущего, отдельного от нас, не существует. Все, что будет, - следствие того, что мы делаем сейчас. А результат всегда можно так или иначе предсказать по предпосылкам, там, по процессу... Вопрос в цене ошибки. Одно дело предсказать количество сломанных лыж в походе. Другое - будет ли война.

Станислав Радкевич   10.02.2018 13:32   Заявить о нарушении
В ответ на Ваше лестное убеждение в моих экстрасенсорных способностях, извлекаю из эфира и публикую добрую улыбку... На нашем уютном шарике к сегодняшнему дню размножилось очень много непредсказуемых пауков и скорпионов, уже плохо соображающих, что к чему и как. Увы, раз приоткрытый Ящик Пандоры не закрыть никому из смертных, и дай мне Боже не увидеть грядущего!

Гордеев Роберт Алексеевич   10.02.2018 14:26   Заявить о нарушении
Последнее,что бы я хотел, это как-то вас обидеть, коллега! Но давайте чуть изменим акценты. Ваша природная способность предвидеть - не то, что у вас есть, а у других нет. У вас она, наверное, лучше развита, обострена (то самое пятое чувство) и т.д. Но и у других она есть, чему можно найти множество примеров, не покидая "Прозу". Ваше обостренное предощущение большой войны было вызвано всей обстановкой тогдашнего СССР - "малыми" войнами, патриотической трескотней в газетах и по радио, постоянным поиском "врагов народа" и "вредителей" внутри страны. Ведь так? Коли так много злодейства вне и внутри страны - ну, точно, быть большой войне - добра со злом... А что сегодня? Малые войны - пожалуйста: Украина, Сирия... Ура-патриотизм - да в каждом выпуске новостей на федеральных телеканалах, не говоря уже о таких "часах ненависти", как соловьевские и им подобные. Враги народа - они тоже есть: "либерасты", "болотники", "черные" - точнее, им несть числа. И поэтому к вам как к гуру вопрос: перед ТОЙ большой войной чувство тревоги было больше, чем сейчас? Меньше? Или эти вещи вообще нельзя сравнить?

Станислав Радкевич   11.02.2018 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.