Метафора тайны

                МЕТАФОРА ТАЙНЫ И ТАЙНА МЕТАФОРЫ
                (Основы нового научного мышления)

Развитие цивилизации тесно связано с развитием человеческого сознания. В определенные периоды качественные изменения наблюдаются не только в материальной сфере деятельности человека, но и в интеллектуальной. Современный этап можно характеризовать как поворотный пункт в когнитивной деятельности человека, после которого должны произойти качественные изменения уровня ее развития.

Книга «Астральные тайны» поэта Джамаля привлекает внимание не только своеобразием внутреннего содержания, но и необычностью методов постижения мира, парадоксальностью мышления, оригинальностью используемой лексики и поэтических средств. Их новизна и насыщенность заставляют задуматься о динамике познания и вообще сознания, развертывающегося на уровне Метареальности.

Познание мира — процесс сложный и противоречивый. Это обусловлено не только неисчерпаемостью внутреннего содержания Метареальности, но и недостаточной эффективностью когнитивных методов, которыми пользуется человек, по крайней мере, до настоящего времени. Сама природа человеческого сознания достаточно сложна для того, чтобы адекватно воспринять и отразить объективный мир.

«Я знаю, что ничего не знаю», — образно сказал Сократ о возможностях человеческого разума. Не менее сложной является проблема репрезентации (воспроизведения) познанного. О глубине этой проблемы еще в древности говорил Бодхидхарма, мыслитель иной интеллектуальной традиции — восточной: «Нет мудрости в письменах - в словах и знаках не передать Закон». Затем возникают проблемы коммуникации и адекватного восприятия информации адресатом. Об этом Бодхидхарма заявил уже не словами, а философским жестом -девятилетним медитативным молчанием.

Однако перипатетики (греческие и арабские), а затем и европейские картезианцы с энтузиазмом ринулись раскрывать тайны природы, Но вскоре стала совершенно ясна ограниченность рационалистического подхода к познанию Великой Реальности. Картина мира, которую они воспроизводили в своих наукообразных трактатах, оказалась апраксимативной, приблизительной. Соприкосновение с атомным и квантовым миром потрясло основы не только рационалистической логики, но и самого языка, которым пользовалась европейская наука.

Это ввергло ученых буквально в шоковое состояние. «Все попытки объяснить новые открытия были абсолютно безуспешны. Это напоминало ситуацию, когда почва уходит из-под ног и не на что опереться», — писал Эйнштейн. «Сложнее всего говорить обычным языком о квантовой теории», — повторял Гейзенберг.

Кризис рационалистической науки стал совершенно очевиден. В отличие от догматиков, закосневших на уровне «хорошо натренированного здравого смысла» (Гейзенберг) творчески мыслящие интеллектуалы начали искать выход из сложившейся ситуации. В своих фундаментальных работах крупнейший физик-теоретик Ф. Капра приходит к выводу о глубинных связях между достижениями современной теоретической физики и представлениями восточных религиозно-мистических учений. Для объяснения парадоксальной картины Метареальности современные ученые вынуждены все чаще обращаться к формам парадоксального, метафорического, а порой и мифологизированного мышления, которые в совершенстве разработаны в мистических учениях и широко применяются в духовной практике.

На наш взгляд, путь выхода из сложившейся ситуации достаточно ясно указал один из крупнейших мыслителей современности, английский ученый Грегори Бейтсон. Он пришел к выводу о том, что наиболее адекватным средством постижения и репрезентации парадоксальной сущности, метафоричной логики и метаморфизма Метареальности является метафора. Ибо метафора — это логика, на которой построен весь мир живого. Г. Бейтсон рассматривает метафору как «связующий паттерн», который заключает в себе тайны Великой Реальности.

Следовательно, задачей современной науки является не создание апраксимаций видимого мира, а раскрытие с помощью метафоры сущности процессов, лежащих в структурной основе Метареальнос-ти. Выдающийся философ X. Ортега-и-Гассет прямо утверждает: «Метафора — необходимое орудие мышления, форма научной мысли». Речь идет о творческом мышлении, а не о догматическом.

Древние мудрецы знали тайну метафорической логики и метаморфизма живой природы. Лао-цзы и Гераклит Темный излагали свои учения исключительно в форме коанов и метафор. Гегель, в свою очередь, говорил: нет ни одного положения Гераклита, которого я не использовал бы в своей философии. Метафоричность и парадоксальность текстов Священных Писаний до сих пор вызывает недоумение догматиков от рационалистической науки.

На пути познания тайн мироздания после пророков первыми идут поэты. Выдающийся мыслитель и поэт  Низами Гянджеви писал: «В духовном пространстве пророки идут впереди,
За ними поэты несутсвои факелы мысли».

Книга поэта Джамаля «Астральные тайны» — это созвездия сверкающих метафор. Каждая метафора поэта таит в себе жемчужины метафизических истин и тайн мироздания. Если вслед за Бейтсоном и Гассетом мы признаем метафору как одно из наиболее эффективных средств научного познания, то, соответственно, поэтические тексты Джамаля можно рассматривать как формы научного мышления, имея в виду научность качественно иного уровня — творческого. «Астральные тайны» можно оценить как первую сознательную попытку выхода из замкнутой плоскости видимой реальности, доступной рационалистическому мышлению, путем вертикального взлета на уровень беспредельного метафорического познания Великой Реальности. Это попытка передать материальными средствами языка то, что
лежит за гранью материального.

Метафорическое мышление, оригинальный язык, парадоксальные способы познания, которыми пользуется Джамаль, становятся достоянием современной науки и поэзии. Каждая метафора в его текстах является определенным паттерном, заключающим в себе тайны мироздания. Их содержание практически невозможно исчерпать с помощью логики и языка рационалистической науки, не говоря уже об обыденном сознании.

Возникает естественный вопрос: каким должен быть подход к творениям Джамаля? Прежде всего читателю нужно отойти от устоявшихся представлений о поэзии как о средстве воспевания природных явлений, женских глаз, цветов, тиранов или элементарной формы развлечения. Подобный подход к поэтическому искусству формируется в результате примитивно-утилитарного использования возможностей поэзии автором или социумом. Эти возможности поэзии являются акцидентальными.

Основной функцией поэзии, естественно вытекающей из ее глубинной сущности и внутренних законов саморазвития, является: 1) интуитивное, эвристическое постижение и репрезентация Метареальности; 2) расширение пределов человеческого сознания и эстетического восприятия этой Великой Реальности, беспредельного Универсума.

Для решения этой задачи в природе не существует более эффективного средства, чем живой язык во всей его универсальности. Вот почему истинная поэзия раскрывает и использует беспредельные возможности языка (смысловые и эстетические) для расширения горизонтов ментальной сферы человека. Поэзия — посредник между знанием и обыденным сознанием. Через поэзию мистические ритмы и смыслы Метареальности могут влиять на духовный космос обыденности. «Поэты могут проникать в такие глубины хаоса, где нет еще разделения на пространство и время» (К. Фрумкин).

Чтобы адекватно воспринимать творения Джамаля, ищущему читателю необходимо подняться на четвертый уровень познания — духовный. Фактически творения Джамаля — темы для медитации, которые поднимают наше сознание на высочайший уровень и расширяют сферы человеческого «Я». Ошибаются те, кто думает, что , описывая мертвыми словесными стереотипами объекты и явления видимой реальности, они объясняют мир. Они могут внешне описать дерево или цветок, но передать их внутреннюю сущность бессильны. Духовный опыт Востока давно осознал это. Восточные мистики, вникая в сущность живого цветка, не расчленяют его по лепесткам и тычинкам, а с помощью медитации приводят в гармонию ритмы своей души с ритмами цветка. Только четвертый путь — духовный — может приблизить ищущего к сути.

Попытки понять «Астральные тайны» на втором уровне, т.е. рационалистическом, малоэффективны. Творения Джамаля — это связующие узоры, паттерны, отражающие парадоксальную сущность внутреннего содержания Метареальности. Их можно воспринимать только целостно, повторять как мантры, молитвы, медитировать. Космос поэзии можно постичь только на духовном уровне, сливаясь своими внутренними ритмами с мистическими ритмами поэтического текста.

Таким образом, после долгих блужданий человеческое сознание возвращается к целостному восприятию мироздания. Происходит сближение научных и поэтических форм познания на качественно новом уровне. Язык и методы новой поэзии становятся достоянием новой науки и наоборот. Возможно, приближается время, когда начнет сбываться предсказание Н.Бердяева о том, что наука и духовность соединятся и вступят в непосредственное общение с духами природы. И тогда окончательно раскроется микрокос-мичность человека.

Империят ХАЛИПАЕВА,
доктор филологических наук, 10.09.1998 г.

______________________________________________

Источник: Поэзия Джамаля - http://stihi.ru/2008/01/20/1788


Рецензии
Феликсов, о тайне сингулярности.

Какой же я капитан Лебядкин, если нельзя поделить на ноль, воскликнул Фёдор Михайлович со своим персонажем, предвестник всего чего ни возьми. Может это лишь моя сильно деформированная репрезентация из классика, которого не дай бог исказить наносной отсебятиной. Так вот не знаю имени того, чьё мнение оказалось самой прочной аксиомой ограничения сознания. Голубчики, увещевала седенькая учительница архиметики: не замай желания поделить на ноль. Что хошь с нем производи, можешь даже многократно множить, но только не этого святотатства! Цивилизация предпочла поставить ограничения математической власти, чтобы избежать массовых психических расстройств – синдрома Аспергера в частности, неконтролируемого множенья синестетиков. Гипотезу Пуанкаре, при попустительском подходе к таинству запретного плода, расщелкали бы теннисным мячом ещё на школьной олимпиаде, но тогда бы от пацифизма спасу бы никому не было. Выбор очевиден, между милленаризмом стабильности или эвристикой релятивизма.
Любое деление, исключая на ноль, это не наука – просто механический навык, который можно перепоручить арифмометру, другое дело поделить на ноль, это научно-религиозный и философский сподвиг. Много способствовал отупению и Аьберт Э. не сочтите за националистическую предвзятость со своей притчей-скороговоркой «еравномцквадрат» – тут по неволе голову снесёт и уже не до критических, оппонирующих воззрений. Межевой валун авторитета на поле интеллекта положил предел умопостижению миропонимания; взгляду отрадно, на слух поэтично (Е=mc в квадрате) хоть и банально, всё же практично.
Всё в мире производная математических формул, сказал неведомый пророк и был прав. Начало Вселенной в нуле, пусть не в обычном – в Абсолютном (конечно без унизительной коннотации). Аналог – в идеях Хиггса, нашёл их в Бозе (Боге), как известно придавшему вес словесам, делам нобходимый смысл, жизни самой – значение.
Так вот, Универсум порождён Нулём и на него делить запретом несуществующим когда-то. Не было тогда временипространства, ни в чём не нуждался Великий Нуль. Тут совпадает догматика фидеизма со сциентизмом с их синтезом – агностикой. По произволу делился(sic!) (амёбе не существующей подражать не мог) – количество нулей на сумму не влияет. Сам нуль ничто иное, как знак деления во вращении – спине. Вот эти метаморфозы пустоты, нулём означенные, и привели к делению нуля на самого себя, – себя – и в качестве делителя. Любой грамотей поведает, что число разделённое само на себя даёт единицу, – нуль не исключение – «Нет, дискриминации Нуля в натуральном ряде чисел!» Единица всем единицам, ставшая феноменом сингулярности – вот он полный грааль, подходи и испей, или вострая сталь приходи и владей! А единица с нулями – это вестимо повод к Бесконечности…, знай подрисовывай нолики!

Александр Феликсов   04.04.2016 13:23     Заявить о нарушении