Мастер и его время

   На первом курсе университета, студент факультета «Промышленное и гражданское строительство» писал реферат по курсу «культорология» на тему «Мастер и его время» (по роману «Мастер и Маргарита»). Мне случайно попался в руки черновик и, сам не знаю чем, очаровал. Автор реферата давно уже работает в строительстве в другом городе, но я разыскал его и попросил разрешения опубликовать реферат на сайте ПРОЗА.РУ. Инженер-строитель не возражал, но своего имени просил не называть.
   Так и поступаю, немного отредактировав текст. При этом совершенно не уверен, что сделал его лучше.
                Александр Румянцев

                Мастер и его время

   
   «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
   
   Так начинается роман Мастера. Сейчас прокуратор смалодушничает и струсит. Не станет рисковать должностью римского наместника, и, после колебаний и моральных мук, отправит на казнь героя романа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, за распространение неведомого ранее, странного и, как казалось, вредного учения. Приговорит к распятью на кресте на радость книжникам, фарисеям и разнузданной, хулиганствующей, тупой и свирепой толпе.
   
   Толпа эта, соберется вскоре поглазеет на садистскую казнь. И никакой поддержки приговоренному! И ученики разбежались. Никто не оказал ни сопротивления властям, ни моральной поддержки осужденному.
   
   Это потом, когда руки и ноги Га-Ноцри прибили гвоздями к кресту, и он умирал в муках от боли, жары и мух, облепивших  лицо, Левий Матвей молил Бога - просил избавить от мук учителя и поскорей послать ему смерть. Это потом, уже после смерти и погребения, тот же Левий Матвей проявит потрясающее мужество в разговоре с грозным Понтием Пилатом. Это потом, после всего свершившегося,  сам прокуратор, в том же разговоре сообщит Матвею с огромным наслаждением, что Иуда, предавший Га-Ноцри, зарезан сегодня ночью служащим тайной стражи по его (прокуратора) приказу.
   
   На этом заканчивается роман Мастера. Дальнейшее известно из книг Нового Завета и из дошедших до нас исторических документов. На протяжении веков вначале ученики-апостолы, а затем и другие последователи распространяли учение Христа (Га-Ноцри) по планете Земля. Бесчисленное количество приверженцев Христа брошено властями в ямы со львами, приковано к стенам тюремных камер и замучены, казнены зверской казнью. А ученье непостижимым образом завоевывало умы и сердца все большего числа людей. Уже и церковь официальная образовалась, имеющая наглость называть себя христианской. Несмотря на чудовищные искажения учения Христа «начальниками» церкви, на крестовые походы, прямо противоречащие учению, на костры инквизиции, на разврат, обжорство, пьянство и продажность властям священнослужителей, вопреки всем деяниям «генералов» от церкви, не существует другого учения обустройства человеческого общества, столь сильно повлиявшего на исторический процесс развития цивилизации на планете. Равно как не существует другой книги, непрерывно переиздающейся огромное число раз и столь громадными тиражами, как Библия, содержащая жизнеописание Христа и суть его удивительного учения.
   
   Таков был Га-Ноцри – герой романа Мастера. Читая произведения любого автора, можно сложить представление о личности самого автора. Но у меня лишь чуть-чуть получилось показать самого автора-Мастера через его героя Га-Ноцри. А в теме-то реферата еще и ЕГО ВРЕМЯ значится.
   
   «ВРЕМЯ» всегда оказывалось неподходящим для настоящих Мастеров в любой сфере человеческой деятельности. Коперник и Галилей подвергались сильнейшим нападкам церкви, именующей себя христианской. Джордано Бруно спалили на костре живым добросовестные исполнители приказов «генералов» от «христианской» инквизиции. Опричники Ивана Грозного по степени озверелости нисколько не уступали «солдатам» и «генералам» европейской инквизиции, тысячами сметая русских Мастеров кровавой метлой в могилу.
   
   Но особенно неудачным для Мастеров оказалось время тотальной коммунистической идеологии атеистов-большевиков. Инквизиции, опричнине, нацистскому режиму в Германии слабо тягаться числом загубленных своих соотечественников с нашими доморощенными приверженцами «единственно правильного в мире» марксистско-ленинского учения. Я склонен считать, что время их правления воспитало толпы людей с психологией рабов. Это окончательно подорвало нормальный генофонд страны, процесс нравственной деградации принял необратимый характер. Мы обречены, как нация. Заявление, конечно… мне самому страшно. Но что делать, если эта мысль все чаще приходит в голову?
   
   Я далек от мысли обрушиваться с зубовным скрежетом на носителей этой идеологии, силой оружия захвативших власть на 72 года и убившей страну   за это время зловонной, атеистической и насквозь лживой пропагандой. Полагаю, надо относиться к этому, безусловно, прискорбному факту, как к объективной данности исторического процесса. Если позволили себя захватить, - значит, того мы и заслуживаем. Или такой захват понадобился зачем-то Творцу. Сообщал же Волонд, дискутируя с Берлиозом: «Кирпич ни с того и ни с сего никому и никогда на голову не свалится».             
   
    По-моему, Михаилу Александровичу Булгакову удалось показать на примере мастера, как в тоталитарном государстве исполнительные и бездарные прислужники властей, неизбежно губят все лучшее, созданное умом и душой своих сограждан, двигая страну к социальной, экономической, экологической и всем прочим катастрофам.
   
   Редактор журнала высоко оценил работу Мастера, но без согласования с «хозяевами» никак не мог публиковать историю казни Христа. В стране Библия под запретом, Божьи Законы заменены коммунистической идеологией. Не прозвучал в разговоре даже устный положительный отзыв, какая уж тут публикация! Прекрасный роман так и не увидел печатного станка.
   
   Однако отрывок появился в печати. И мгновенно, со всех сторон, от многочисленных «литературных критиков» собачий лай в угоду идеологии: «враг под крылом редактора», «воинствующий старообрядец», «апологет Иисуса Христа»… призывали критики «крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать». Очень можно понять по-настоящему любящую Мастера Маргариту, когда она «хриплым голосом и стуча рукою по столу сказала, что она отравит Латунского» (один из «критиков»). Верные большевикам «мастера слова» ревностно служили не столько своим хозяевам, сколько своему собственному брюху. 
   
   Мастер ушел в мир иной заколотый копьем критики «литераторов» никому ныне не известных, по причине бездарности. Общается, наверное, Мастер там со своей Маргаритой… О чем и как? «Теперь мы видим, как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» - утверждал апостол Павел («Новый Завет», Первое послание Коринфянам, гл.13, стих12). Так что… все ТАМ будем… и с Михаилом Александровичем пообщаемся.
   
   Критики с отравленными пропагандой копьями остались здравствовать, и, вместе с многочисленными могорычами, варенухами и другими героями Булгакова, произвели на свет потомство, которое стало еще большими начальниками, писателями и литературными критиками. Эти-то мастера служения собственному брюху и подвели страну к сильнейшим кризисным явлениям в начале девяностых. Очень печалит, что они и сейчас там, только партбилеты сменили. 
   
   Но «рукописи не горят» - говорил Воланд. Не верить ему у меня нет оснований – наше поколение прочло «роман Мастера».
   
   Однако разошелся я, вышел за пределы темы. Это уже другое время и другой о нем разговор (не менее интересный).
    


Рецензии