О шпагах, кинжалах и саблях СС

       НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

       Настоящий краткий очерк ни в коей мере не является апологией СС, гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, идей и взглядов, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.


       О ШПАГАХ, КИНЖАЛАХ И САБЛЯХ СС


       Махариши берсерков оставил наш мир
       Оттого, что утратил к нему интерес.
       Где-то в небе ночном его черный мундир,
       Ордена и серебряной шпаги эфес.

       Алексей Михайлов. Генерал берсерков.


       Особо отличившимся эсэсовским офицерам и выпускникам юнкерских (офицерских) училищ СС «черный иезуит» Генрих Гиммлер вручал «почетные шпаги рейхсфюрера СС», предназначенные для ношения в особо торжественных случаях. При награждении «почетными шпагами» Гиммлер говорил награжденному: «Вручаю Вам эту шпагу СС. Никогда не обнажайте ее без необходимости. Никогда не возвращайте ее в ножны без славы»! И это были не пустые слова. Дело в том, что Гиммлер восстановил в «Шуцштаффеле» дуэли, принятые в кайзеровской армии, но запрещенные (по крайней мере, формально) в рейхсвере и вермахте.

       Существовали шпаги для унтерфюреров (то есть унтер-офицерского состава СС - от унтершарфюрера до обершарфюрера) и шпаги для фюреров (офицерского состава СС - от штандартен-оберюнкера до оберфюрера). Разумеется, шпаги для фюреров носили в торжественных случаях и эсэсовские генералы - бригадефюреры, группенфюреры, обергруппенфюреры и оберстгруппенфюреры, равно как и сам «черный иезуит» Генрих Гиммлер.

       Шпаги для унтерфюреров «Шуцштаффеля» отличались меньшим богатством отделки, ножнами из белого металла, белой ребристой рукояткой безо всяких украшений и широким черно-белым темляком (расцветки черной, с двумя белыми полосками по краям, ленты прусского Железного Креста), с черными сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») в круглом черном ободке над серебряной кистью темляка.

       Шпаги для оберфюреров «Шуцштаффеля» имели отделанные серебром ножны вороненой стали, с серебряными дубовыми листьями в верхней части ножен, черную с серебром ребристую рукоятку, украшенную серебряными сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») на черном поле в серебряном кольце, посеребренную гарду, венчающую эфес серебряную шишечку с серебряными сдвоенными рунами «Сиг» на черном фоне в серебряном кольце на навершии, и прошитый по краям черной нитью серебряный темляк с черными сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») в черном круглом ободке над серебряной кистью темляка.

       Оберфюрерам СС, являвшимся одновременно офицерами германской полиции, вручались такие же шпаги, но с эмблемой германской полиции - орлом с распростертыми крыльями на коловрате, наложенным на овальный дубовый венок - на рукоятке и более плоским навершием эфеса.

       Позднее, уже после перехода чинов «Шуцштаффеля» с черной на землисто-серую, а затем - на серо-зеленую полевую форму цвета «фельдграу» в ходе Второй мировой войны, аналогичный темляку офицерских шпаг СС серебряный темляк (по-немецки: Portepee) с кистью (но только без сдвоенных рун «Совуло» и завязанный особым узлом) носили на своих служебных штыках (которые не следует путать с кинжалами СС) унтершарфюреры и шарфюреры СС.

       «Почетная шпага рейхсфюрера СС» вручалась исключительно по личному приказу «черного иезуита».

       Кроме того, существовала особая «наградная шпага», вручавшаяся по личному распоряжению Генриха Гиммлера высшим чинам СС и партийным функционерам.

       При прохождении повседневной службы фюреры СС, подобно офицерам вермахта, до начала Второй мировой войны в некоторых случаях носили сабли армейского образца с украшенной поперечным пояском из серебряных дубовых листьев волнистой гардой и эфесом в форме серебряной львиной морды, отличавшиеся от армейских только наличием медальона с серебряными сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») на черном поле с круглым серебряным ободком под пучком серебряных дубовых листьев в верхней части клинка, с одной стороны, и серебряным орлом с распростертыми крыльями на коловрате в венке - с другой (до наших дней дошло немало соответствующих фотографий).

       Если верить мемуаристам (например, упоминавшемуся нами выше профессору Валентину Бережкову, дважды сопровождавшем советскую правительственную делегации на дипломатические переговоры в столицу Третьего рейха в 1949-1941 годах и оставившим об этом воспоминания), эсэсовские офицеры (по крайней мере, в 1941 году) носили и палаши (если только автор воспоминаний не путает палаши с эсэсовскими саблями).

       Уникальный эсэсовский меч был подарен рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером Великому муфтию Иерусалима (духовному главе иерусалимских мусульман)  Хадж Мухаммед Амину аль-Хусейни в ходе визита муфтия, симпатизировавшего Третьему рейху и его фюреру, в национал-социалистическую Германию в марте 1943 года. Подаренный рейхсфюрером СС иерусалимскому муфтию меч длиной 95 сантиметров был выкован из дамасской стали. На одной стороне клинка была выгравирована надпись «Великому муфтию Иерусалима, Хадж Мухаммад Амину аль-Хусейни, в знак верной дружбы, от рейхсфюрера», с двумя свастиками и эмблемой СС – сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») – выгравированными в начале и в конце надписи. На другой стороне клинка был выгравирован девиз СС «Моя честь именуется верностью». Рукоять меча, украшенная национал-социалистическими символами, была изготовлена из никеля и дерева.

       Отдельно следует рассказать об истории происхождения служебного кинжала СС. Наши (да и не только наши) историки-фантасты и публицисты-мистификаторы очень любят тиражировать побасенки о том, что эсэсовский кинжал якобы был точной копией кинжала на эмблеме пресловутого «Общества Туле», что, по их твердому убеждению, являлось неопровержимым свидетельством существования некоей «преемственности» между баварскими оккультистами из «Туле» и «Шуцштаффелем» гитлеровской НСДАП. Так, например, один «птенец», выпавший из «дугинского гнезда» - без тени сомнения утверждает, что «символом «Общества Туле» стал кинжал на фоне дубовых листьев. Позднее ежегодно 9 ноября в память «Хрустальной ночи» точно такие же кинжалы с надписью «Моя честь - верность» (курсив здесь и далее наш - В.А.) будут вручаться посвященным в СС». Тут у нас, как и у Дмитрия Жукова, сразу возникает масса вопросов к уважаемому «православному конспирологу».

       Во-первых, совершенно непонятно, какие «посвященные» в СС имеются в виду. Это только кинорежиссеру и сценаристу Ивану Охлобыстину мерещатся какие-то «оккультные посвящения» офицеров СС (о которых те преспокойно рассказывают первому встречному, но после которых «посвященные», принявшие впоследствии христианскую веру, немедленно караются смертью)! По уставу Шуцштаффеля служебные кинжалы носили не какие-то «посвященные», а все без исключения чины «Альгемейне СС (частей СС общего назначения)».

       Во-вторых, надписи «Моя честь - верность» (при том, что девиз собственно немецких СС звучал несколько иначе: «Моя честь именуется верностью»!) на клинке кинжала с эмблемы «Общества Туле» никогда не было, да и быть не могло. Ведь эти слова стали девизом СС лишь после того, как Гитлер адресовал их в конце 1931 года руководителю берлинских СС Курту Далюге, выражаю благодарность за помощь СС в подавлении бунта начальника берлинских СА Вальтера Стеннеса (Штеннеса), и только после этого попали на эсэсовский кинжал. Аналогичные по содержанию девизы были и у «черных эсэсовцев» других стран: у датских - «Troskab Vor Aere»; у норвежских - «Min Aere er Troskap»; у голландских - «Mijn Er Mijn Trouw» или «Mijn Eer Heet Trouw»; у фламандских - «Mijne Eer is Trouw», и т.д., но все они появились уже в подражание девизу немецких «частей СС общего назначения (Альгемейне СС)».

       В-третьих, служебные кинжалы эсэсовцев не могли быть точно такими же, как кинжал на эмблеме «Общества Туле» еще и потому, что и рукоятка, и гарда кинжала с эмблемы оккультного ордена совершенно отличались от рукоятки и гарды кинжала СС. Как совершенно правильно отмечает Дмитрий Жуков, прототипом нацистского служебного кинжала - а такие кинжалы носили не только чины СС, но и чины СА и Национал-социалистического моторизованного (автомобильного) корпуса (НСКК) - послужила вовсе не какая-то оккультная картинка, а вполне реальный охотничий кинжал XVI века (только не «шведский», как ошибочно полагает молодой российский историк, а швейцарский - «швайцердольх») - так называемый «гольбейновский» кинжал (подобный кинжалу, изображенному на известном портрете сира де Моретта кисти Ганса Гольбейна-Младшего). А форма «гольбейновского» кинжала, в свою очередь, восходит к древнеримским коротким мечам, изображенным на триумфальной колонне императора Траяна в Риме.
 
       Чины национал-социалистической организации «Гитлеровской молодежи (Гитлерюгенд)» носили не кинжал, а нож с надписью «Кровь и честь (Blut und Ehre)» на клинке и черным коловратом, вписанным в красно-белый ромб, на черной рифленой рукоятке. Члены организации «Имперская трудовая служба» («Рейхсарбейтсдинст», сокращенно РАД) имели привилегию на ношение, вместо служебного кинжала, особой формы тесака c надписью на клинке «Труд облагораживает (Arbeit adelt)», офицеры германских военно-воздушных сил («Люфтваффе») и военно-морского флота («Кригсмарине») - особые служебные кортики, чины германской полиции - служебный штык-нож (зейтенгевер).

       Различные виды служебных шпаг, кинжалов, штыков-ножей и другого холодного оружия носили (с повседневной или с парадной формой) также шахтеры, лесники, чины Срочной технической помощи (Технише Нотгильфе, сокр.: Тено), Германского Красного Креста, Германского охотничьего общества (Дейче Егершафт), Ордена соколиной охоты, западно- и восточно-прусских государственных племенных хозяйств и прочих 64 организаций национал-социалистической Германии, членам и функционерам которых полагалось постоянно или хотя бы в торжественных случаях носить униформу.
      
       Ношение служебных кинжалов чинами «Альгемейне СС» было введено приказом рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера 15 декабря 1933 года. На гладкой черной рукоятке эсэсовского кинжала помещалось металлическое изображение «партийного орла НСДАП» на обрамленном дубовым венком коловрате, а над ним - черный круглый медальон с серебряными сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») в серебряном ободке. На стальном лезвии кинжала был выгравирован выполненный готическим шрифтом упомянутый выше девиз СС «Моя честь именуется верностью». Ножны окончательного (образца 1936 года) варианта эсэсовского кинжала делались из вороненой стали, с украшением в виде серебристого свастичного меандра, и подвешивались к поясу уже не на черном кожаном ремешке с серебристой пряжкой, как в предыдущем варианте 1933 года, а на серебристой металлической цепочке, изготовленной из сплава серебра и цинка и имевшей звенья в виде восьмиугольных пластин, украшенных попеременно сдвоенными рунами «Сиг» («Совуло») и «мертвой головой».
 
       В-четвертых, остается совершенно не ясной «связь» между вручением эсэсовских кинжалов и «Хрустальной ночью» (имеется в виду ночь на 9 ноября 1938 года, когда, в ответ на убийство германского дипломата Эрнста фом Рата еврейским эмигрантом Гершлем Грюншпаном, по всей Германии прокатилась волна еврейских погромов и были сожжены десятки синагог). Описанные выше кинжалы вручались эсэсовцам, начиная с 1934 года (когда до «Хрустальной ночи» оставалось еще, как-никак, почти четыре года!). Они вручались эсэсовцам действительно только 9 ноября (в годовщину подавленного баварской полицией и рейхсвером «путча Гитлера-Людендорфа», происшедшего 9 ноября 1923 года в Мюнхене), в ходе ежегодной торжественной церемонии производства «анвертеров (кандидатов) СС» в полноправные эсэсовцы (эсэсманы).
 
       После ликвидация верхушки СА (и некоторых других врагов и недоброжелателей Гитлера) силами «Альгемейне СС», германской полиции и рейхсвера (предоставившего эсэсовцам необходимое вооружение с армейских складов) в «Ночь Длинных Ножей» 30 июня 1934 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер наградил 200 эсэсовцев, особо отличившихся при ликвидации зарвавшейся верхушки СА и других «врагов народа» в Бад-Висзее, Мюнхене и других местах, особыми почетными кинжалами рейхсфюрера СС с надписью «В знак сердечного боевого товарищества, Г. Гиммлер».
 
       Вне всякого сомнения, Гиммлер сделал это в подражание главной жертве «Ночи Длинных Ножей» - начальнику штаба СА капитану Эрнсту Рёму (по заданию которого, в его бытность офицером-«особистом» баварского рейхсвера, будущий фюрер и рейхсканцлер, ефрейтор Адольф Гитлер был в далеком 1919 году внедрен в ряды «Германской рабочей партии» - предшественницы НСДАП). Именно Рём стал первым награждать особенно преданных ему фюреров штурмовиков почетными кинжалами начштаба СА с дарственной надписью аналогичного содержания (от которой большинство уцелевших после «Ночи Длинных Ножей» счастливчиков поспешили поскорей избавиться!). Правда, рукоятки и ножны кинжалов СА отличались от черных с серебром кинжалов СС своей преимущественно коричнево-серебряной цветовой гаммой (хотя до нас дошли и кинжалы СА в черно-серебряном цветовом исполнении).
 
       Существовали и другие, вручавшиеся по разным случаям, наградные варианты кинжалов СС, изготовленные из дамасской стали и особо богато украшенные. Эти почетные кинжалы рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер вручал своим подчиненным также в знак своего особого расположения (но и в этом случае вручение кинжалов совершалось прилюдно, так что ни о каких «посвященных», «адептах» и «инициациях» в данном случае также и речи быть не могло)!

       В-общем, кинжал с эмблемы «Общества Туле» походил на кинжал СС не больше, чем «солнечное колесо» с эмблемы «Туле» - на гитлеровский крюковидный крест. Не существовало большого сходства также между гитлеровским коловратом и свастикой с эмблемы Германенордена (еще одной полусекретной организации, попавшей, с легкой руки Николаса Гудрик-Кларка, в разряд «оккультных» и якобы «серьезно повлиявших» на идеологию Гитлера и становление НСДАП»).

       «Солнечный» вращающийся («мужской») коловрат Германенордена, наложенный в первоначальный период существования этой «эзотерической» организации (в которой, при ближайшем рассмотрении, не было, как и в СС, никаких оккультных посвящений и вообще ровным счетом ничего эзотерического!) на прямой равносторонний крест, а позднее - на четырехлучевую звезду типа современной «звезды НАТО», имел на концах своих лучей слегка изогнутые поперечные перекладины в форме лезвия косы (свастика такой формы именуется по-немецки также «зензенкрейц», то есть буквально: «косовидный крест»). Кстати, и свастика «Ордена новых тамплиеров» Йорга Ланца фон Либенфельза весьма отличалась по внешнему виду от равностороннего вращающегося «женского» черного нацистского коловрата в белом круге на красном поле.

       Прямостоящий левосторонний гакенкрейц на знамени адептов Ланца, поднятом в 1907 году над его «орденским замком» («орденсбургом») Верфенштейн на берегу Дуная, был не черного, а красного цвета и сочетался на полотнище, если верить солидному академическому немецкому изданию «Большая история Третьего рейха и Второй мировой войны» (том II. Государство Адольфа Гитлера»), с лазурными геральдическими лилиями, причем прямые поперечные перекладины на концах лучей красной «ланцевской» свастики были вполовину короче самих лучей коловрата. По утверждению исследователя ариософских культов в донацистской Германии и Австрии, Николаса Гудрик-Кларка, «на Рождество 1907 года Ланц, объявивший себя Великим магистром Ордена Нового Храма, поднял над своим орденским замком не одно, а два знамени собственного изобретения:

       1) Орденское знамя с красной свастикой и двумя голубыми лилиями на золотом поле (таким оно описано большинством современников, за исключением Франца Герндля, утверждавшего, что на знамени «Ордена Нового Храма» была изображена «красная свастика, окруженная четырьмя голубыми цветами (Герндль не указывал, какими именно - В.А.) на золотом поле»;

       2) Знамя с гербом самого Ланца, как Приора и Великого магистра Ордена «новых тамплиеров» (ОНТ).
 
       Этот герб представлял собой «норманнской» формы щит, имевший во главе красную правостороннюю свастику на серебряном поле, а в нижней части - пять золотых геральдических лилий на лазурном поле.

       Впрочем, по сведениям современной австрийской исследовательницы Бригитты Гаманн, автора нашумевшей в свое время книги «Вена Гитлера. Годы учения диктатора», «на башне своего орденского замка Верфенштейн в области Штруденгау Ланц в 1907 году впервые поднял знамя с крюковидным крестом, «в знак борьбы и победы духа арийской расы» - правда, выполненное в цветах его ордена - лазури и серебре» - из чего явствует, что знамя «новых храмовников» представляло собой голубое (или синее) полотнище с серебряной свастикой (или наоборот).
 
       Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии