Немного о Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте – гениальный писатель своего времени. Творчество его невозможно понять вне исторических условий Германии XVIII века, сложнейшего контекста  развития общественно-эстетической мысли той далёкой эпохи. Нужно отметить, что жизнь величайшего писателя охватывает две эпохи – классицизм и романтизм. Однако романтическое начало в творчестве Гёте проявилось наиболее ярко (влияние Лессинга и Шиллера, увлечение творчеством Шекспира). По мнению Власова «Эпоха романтизма конца XVIII - начала XIX вв. – время наиболее действенного проявления романтического мышления, лишь отчасти вызванного кризисом академического классицизма, а в более глубоком смысле - результат периодического «качания маятника» от одного полюса к другому, от рационального мышления к мистическому ощущению реальности» (1).

Романтические тенденции отчётливо проявились и в художественно-эстетических воззрениях Гёте. Восприятие искусства у писателя – стремление к естественному ощущению красоты в природе: «Чувство для него – основной центр существования художника» (2). Таким образом, высказывания Гёте об искусстве не опираются на теоретический материал (нет единой теории). Писатель не систематизирует свои взгляды на изобразительное искусство, а  полагается на источники своего собственного вдохновения. Так, например, его измышления «по Фальконе и касательно Фальконе» (Из записной книжки Гёте  «Об искусстве и литературе. Т. 10») насыщены рассуждениями о произведениях Рембрандта, Рубенса, Пуссена и Рафаэля. Современное же искусство Фальконе – повод порассуждать о творчестве вообще. В творчестве Гёте достаточно много интересных размышлений об изобразительном искусстве, которые писатель нередко облекает в стихотворную форму («Стихи об искусстве и о художнике»). Это Гёте любил всегда: придать письму свободную, как бы стихотворную форму, или написать текст в стихах целиком. Впрочем, подлинные произведения изобразительного искусства у писателя неотделимы от поэзии. А потому вполне закономерно, что одна из глав его книги «Об искусстве и литературе» Т. 10, имеет название «Рейсдаль как поэт».

Необходимо признать тот факт, что восхищение классическим античным искусством и коллекционирование голландского искусства XVII в. – двойственность, характерная для эпохи Гёте. Свою коллекцию античных скульптур писатель перемежал работами голландского пейзажиста. Рейсдаль, в понимании Гёте, художник, мыслитель и поэт: «Якоб Рейсдаль признан всеми одним из лучших пейзажистов. Его произведения удовлетворяют всем требованиям, которые внешнее чувство может предъявить к произведениям искусства. Рука и кисть действуют  с величайшей свободой, чтобы достичь тончайшей законченности… В этом убеждается с первого взгляда каждый любитель и знаток», - писал в 1816 г. Гёте в своём эссе о художнике (3).

Гёте и Рейсдаль в своих убеждениях об искусстве действительно во многом похожи. Самое достойное изображение в их понимании – Природа и её реалистическое видение, изучение с точки зрения натуралиста: «Перестань такой художник придерживаться природы и думать о ней, и он начнёт всё  больше  и больше удаляться от твердыни искусства», - писал Гёте в главе под названием «Простое подражание природе, манера, стиль» («Об искусстве и литературе». Т. 10). Достоверное изучение природы – характерная черта пейзажей Рейсдаля. Каждая деталь на его полотнах передана с большой материальной убедительностью. Глава  «Рейсдаль как поэт» даёт читателю более развёрнутую информацию о деятельности пейзажиста. Анализ творчества художника основан на характеристике трёх его картин: «Водопад», «Монастырь» и  «Кладбище». В настоящее время трудно судить, почему писатель для оценки творчества Рейсдаля выбрал именно эти работы. Вероятно, качественное исполнение этих картин отвечало личным пристрастиям Гёте. А возможно и потому, что копии работ находились в Королевском Саксонском собрании, что давало возможность писателю о них судить: «Мы обладаем тремя удачными копиями этих картин, и поэтому можем говорить о них подробно и со всей ответственностью» (4).

Таким образом, рассуждая о работах пейзажиста, Гёте попытался создать своеобразный творческий портрет художника, основанный на своих личных поэтических впечатлениях. Говоря о композиционной структуре данного текста, нельзя не заметить, что он имеет классическую форму написания. Гёте условно делит своё повествование на три основные части:

1)вступление (ознакомление читателя с художником, манерой исполнения и стилем его работ);
2)основная часть (подробное описание трёх картин);
3)заключение (выводы, итог вышесказанного).

Общее впечатление от текста – неизмеримое восхищение Гёте мастерством
художника, восторженность и любование изображением природы.  «На первой картине изображён в последовательности весь обитаемый мир. На скале, с которой видна прилегающая к ней долина, стоит старая башня… Стремительный поток на переднем плане мчится по скалам и по сломанным стволам стройных деревьев…» (5). Эта характеристика картины «Водопад» имеет скорее описательный характер, построенный на личных впечатлениях Гёте. Писатель подробно изучает изображение по планам (описание высоких сосен и стремительного потока воды). Таким образом, описание картины «Водопад» имеет очень повествовательный характер (литературный стиль). Впрочем, в данном тексте автор и не претендует на глубокий анализ картины, грамотно делая оговорку, что работа «… должна понравиться каждому, даже если у него нет времени и причин вникать в её смысл» (5).

Далее, следуя принципу нарастания значимости работ, Гёте характеризует картину «Монастырь». Описывая работу, писатель проявляет более серьёзный подход (описание очень осмысленное, философское). «Вторая картина, известная под названием «Монастырь», богаче и привлекательнее по композиции и преследует всё ту же цель: показать в современном уже минувшее, и это достигается самым удивительным образом: умершее здесь наглядно связано с жизнью» (6).  Таким образом, несмотря на то, что характеристика картины имеет всё тот же натуралистический, повествовательно-описательный характер, автор вносит попытку осмыслить задачи и цели самого художника, даёт краткую информацию о композиционном построении картины. Замечательно и то, что эту работу  Гёте рассматривает как художественное явление вообще, вносит попытку распознавания творческой манеры художника, повествует о произведении искусства с позиции философа и мыслителя.

Третья картина -  «Кладбище» (знаменитая работа Рейсдаля  «Еврейское кладбище») -несёт в себе глубокий символический подтекст – идею бренности человека и всего живого на земле. Гёте, исследуя творчество Рейсдаля, обнаружил это одним из первых, словно Пророк увидел «свидетельство, что минувшее не может оставить нам ничего, что не было бы смертным» (7).

Как и в предыдущих картинах, описание «Кладбища» пронизано восхищением недостижимости таланта пейзажиста. Гёте уверен, что  копия с этой картины не сможет передать значительности оригинала. Однако следует добавить, что в содержании картины заложен ещё один символ: сочетание развалин христианского храма и еврейских могил выражает мысль о всечеловеческой общности и единой судьбе всех живущих на земле людей. На это не обратили внимание ни Гёте, ни позднейшие исследователи картины (8).

Говоря о тексте произведения «Рейсдаль как поэт», трудно указывать на то, что должен был сделать писатель, исходя из опыта будущего, который был для него закрыт. Несомненно одно – его художественно-эстетические воззрения сыграли значительную роль в своём влиянии на умы людей. Так как его мысли (эмоциональные и повествовательные) интересуют как любителей, так и знатоков искусств. Гёте прежде всего писатель и поэт. А потому в его идейно-эстетических произведениях отсутствуют практичность и аналитический подход.









































Библиография:

1.В. Г. Власов «Стили в искусстве». Том 1, Санкт-Петербург, 1995 г. (стр. 471)

2.К. О. Конради «Гёте. Жизнь и творчество. Т. 1. Половина жизни». Москва, 1987 г. (стр 278)

3.Н. В. Геташвили «Малые голландцы». Москва, 2004 г. (стр. 82)

4.И. В. Гёте «Об искусстве и литературе». Том 10. М., 1980 (стр. 189)

5.И. В. Гёте «Об искусстве и литературе». Том 10. М., 1980 (стр. 190)

6.И. В. Гёте «Об искусстве и литературе». Том 10. М., 1980 (стр. 190)

7.Ю. А. Тарасов «Голландский пейзаж XVII века». Москва, 1983 (стр. 235)

8.   Ю. А. Тарасов «Голландский пейзаж XVII века». Москва, 1983 (стр. 235)


Рецензии