Письмо первое

И так 1995г. Январь. Я приезжаю домой из Иркутска. В кармане 550$. Сумасшедшая сумма по тем временам. Дома, хоть шаром покати. Остались лишь старые запасы, которые мы потихоньку расходуем. Работает только Люська и то на пол ставки, а это значит, на хлеб у нас есть, а вот всё остальное очень большой вопрос. Летом, не раньше уезжаем в Германию на, как говорят ПМЖ и бумажная волокита в самом разгаре. Паспорта, визы и ещё куча более мелких бумажек и разрешений, треплющих нервы, забирающих кучу времени и последние деньги.

Я сижу без работы. Через друзей устроиться не могу, хотя и предлагали потому, что через четыре - пять месяцев сделаю шефу ручкой и подведу рекомендовавших меня людей. Приходиться искать через газеты. Но тут выясняется, водители требуются, но очень опытные и не старше двадцати лет, а мне сорок три. Опыта не занимать, а что делать с возрастом? И я, звоня и оббивая пороги, начинаю потихоньку сатанеть. Предлагают такие зарплаты, впору удавиться. Оплатить дорогу не хватит, а пахать с утра и до ночи плюс ещё топливо, которого днём с огнём не сыщешь. На вопрос о топливе следовал примерно такой ответ: "Ну, как вам сказать? Ну, подумайте. Изыщите внутренние резервы. Мы вам поможем". В переводе на нормальный язык это означало, они мне выделят полтора - два часа в день, чтобы я потаксовал и "нашёл" на бензин.

Никто не хотел принимать во внимание, что можно было проехать совсем не маленький город из конца в конец, не встретив ни одного желающего, но это должно заботить только меня. "Вы же бывший таксист, как же так?" Как будто у бывшего таксиста в кармане пиджака за подкладку завалилась парочка бывших пассажиров. Через две - три недели мне становилось тошно и противно так как все до единого, включая уборщицу и дворника, думали, таксованием я уже заработал миллионы, а бедная фирма всё никак не может им выплатить зарплаты. И я уходил от них, получая обещание, они обязательно заплатят, но позже. Конечно, нужно было продержаться четыре - пять месяцев, но моральный прессинг был настолько сильным, что меня хватало максимум на три недели, минимум три дня. Было и такое.

Наконец-то после всех мытарств нашёл фирму, которая платила 20$ в месяц (прошу не забывать, последняя государственная контора платила 10$, правда сквозь пальцы смотрела на таксование, но ситуация за год сильно изменилась) и с семи утра до шести вечера, а иногда до восьми - десяти  я сидел как бобик на привязи. Потом отвозил шефа домой. Отдавал ему ключи от машины и на автобусе возвращался к себе, благо было не далеко. За это время нашёл, опять же по газетам одну не дорогую фирмочку, которая рассылала пособия по учёбе немецкому языку. Выписав первые несколько уроков, брал их с собой и усердно штудировал немецкий. Что, спрашивается сидеть днями истукан-истуканом в машине? Ведь нельзя отойти десять метров попить кофе. "Мы сейчас выезжаем" и это сейчас могло растянуться до вечера. Слава Богу, возможность отойти в обед со скандалом, но выбил. В общем, полное впечатление, отношение как, даже не к собаке, а к чему-то стоящему гораздо ниже. И не смотря на всё это услышав о моём увольнении, шеф искренне огорчился:
-Валера, очень жаль. А я хотел вас поставить начальником тех.станции.
- С чего бы это вдруг? Из водителей в начальники.
- Ну-у, учитывая вашу пунктуальность, честность и порядочность, плюс институтское образование,

но было уже поздно. На руках были загранпаспорта и визы. Оставалось купить билеты и собраться.
Квартиру решили не продавать потому, как вокруг поднялась такая возня, что стало ясно. Никто нас с этими деньгами из города и страны не выпустит. И мы решили оставить квартиру на мою мать и отчима, а так как собаку с собой брать нельзя, они присмотрят за ней до лучших времён и это будет, как бы квартплатой. Вроде всё устраивалось. За проданную мебель было решено купить билеты на автобус, но вот загвоздка, мебель продали люськиной школьной подруге, с которой мы дружили семьями почти двадцать лет, а она деньги всё не отдаёт. Завтра, послезавтра, сегодня после обеда. И нет и нет. Остатки от долларов нужно было обменять на марки. После долгих споров 150$ я оставил дома, подозрительно долго подруга отдавала деньги, а билеты не ждали, 250$ взял с собой и поехал менять.

 Как все полунищие надеясь из этой последней суммы выжать максимум, потерял бдительность. Короче, меня "кинули" как последнего лоха. Это был нокаут. Я был морально раздавлен настолько, что уселся прямо тут же на обочине. В голове крутилось: «Как же так? Что теперь делать?" и некоторое время я был в полной прострации. Потом навалились все вместе: рожи, хари, рыла всех тех, на кого я работал всю жизнь за бесценок, кому  униженно "давал на лапу" только за то, чтобы они делали свою работу, все от кого зависела моя жизнь и маленькое благополучие моей семьи. Потом пришла мысль, жизнь почти прожита, и я ничего не стою в ней, стоит какому-нибудь дяде нахмурить брови. Да, видимо это было последней каплей и эмиграция стала видеться в другом ключе. Как возможность начать всё сначала. Очнулся от того, что меня трясут за плечо и какая-то женщина участливо спрашивает: "Вам плохо?" на что я ответил: "Нет. Спасибо. Сейчас гораздо лучше". И если ещё оставались какие-то сожаления и колебания, то тут я твёрдо решил уехать. Конечно, это может показаться не типичным случаем, но это мой случай. Это мне болит отдавленный мозоль. Слава Богу, не взял менять все деньги. Люська отговорила. Это её идея была оставить часть дома. Билеты стоили 150$. На всю эмиграцию у нас оставалось 10DM подаренных той самой подругой во время "празднования отвальных". Потихоньку крепло убеждение, подруга нас решила "кинуть". До отъезда оставалась неделя, а она всё кормила "завтраками". Мы перестали ей звонить, и она не подавала признаков жизни. Продавая разные мелочи, мы протянули эту неделю.

Утром в воскресенье подъехал автобус. Огромный. Прямо во двор. Двухэтажный с затемнёнными стёклами. На сие диво вывалил смотреть, почти весь дом. Мы спустились вниз с нашими пятью баулами и провожающими. Моя мать не провожала опасаясь устроить истерику. Были только мой брат, друг и люськина подруга. Начали взвешивать баулы. (Вес ограничен. За перевес доплата, а с этим см. выше) тридцать два килограмма завесили только железяки, то есть инструмент. Что я мог предложить в чужой стране кроме своих рук? А они без инструмента вообще ничего не стоят. Люська собрала посуду, книги и кое-что из одежды. В общем для трёх взрослых, ведь сыну скоро должно исполниться двадцать, было не так много. Слава Богу, перевеса не было. Все распрощались и мы поехали.

 Оказалось не далеко, аж до места основного сбора пассажиров, что-то типа автовокзала. Каким-то образом об этом пронюхал мой друг Игорь, и они с женой Иркой примчались на машине туда. И вот только там, глядя на них и болтая о чём-то совершенно не существенном, я понял, уезжаю навсегда. И не только от всех тех ублюдков о которых вспоминал недавно, но и от друзей, матери, брата. Что у нас там никого нет, с кем можно было бы словом перемолвиться, что теперь, чуть ли не с этой самой минуты, весь мой мир, это моя семья. Жена и сын, а они смотрят на меня, как на мужчину. Опору. Где сил-то взять? Продолжая болтать о каких-то пустяках, как-то само собой выяснилось, у нас в кармане 10DM. Ирка была в шоке. Вдруг она вытаскивает из сумочки 20$ и отдаёт нам. Сначала я подумал, это шутка, но нужно было знать Ирину. Когда речь шла о деньгах она из симпатичной женщины превращалась в фурию. Деньги были её больным местом.

 С этой парой мы подружились давно. С Игорем вместе учились в школе.  Мы не были большими друзьями, но как-то так издалека с симпатией относились друг к другу и когда в 1979 году переехали на новую квартиру оказались соседями по парадному. Они на девятом этаже, мы на седьмом. За какие-то пол года они стали нашими самыми близкими друзьями. Мы встречались, почти ежедневно. То ли пирушка вместе, то ли просто зайти поболтать, а уж о семейных праздниках и говорить нечего. Все наши и их друзья, а также родственники воспринимали наше сообщество, как нечто цельное. Мы были всегда в курсе всех проблем, а если выпадала возможность помочь, то это было настолько само собой разумеющееся, что выражение какой бы, то не было благодарности воспринималось, чуть ли не как оскорбление. Единственным "пунктиком" была любовь Ирки к дензнакам. Мы над ней подсмеивались, но и только.

Такого великодушия, а ведь мы уезжали в "чёрную дыру" и были все абсолютно уверенны, что не увидимся никогда, не ожидал никто. Эти 20$ и по сей день для меня дороже тысяч евро, прошедших в последствии через мои руки. Забегая вперёд, скажу, с нашим отъездом эта семья, не смотря на то, что они прожили вместе двадцать лет и имели двух детей, распалась из-за внутренних проблем. Видимо мы как-то их гасили, но кто может сказать, что было бы. Позже, приезжая к нам в гости Игорь сказал, это мы всему виной, так как уехали, и исчезла амортизирующая прослойка. Тут можно было бы поспорить, но мы не об этом.

Продолжение http://www.proza.ru/2009/11/27/1438 


Рецензии
Здравствуйте, Валерий.
Всё знакомо. Всё верно. Нигде не покривили душой. И это очень мужественно. Потому что зачастую не хочетя вспоминать плохое и говорить о нём.

Оксана Малюга   19.03.2017 18:39     Заявить о нарушении
Здраваствуйте Оксана. Конечно приятно, когда читают и оставляют отзывы и впечаталения. Когда у меня возникла идея написания этих писем, то первое, что я себе пообещал, так это правдивость. Иначе и начинать не стоило. Спасибо за отзыв.

Валерий Слободской   20.03.2017 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.