Радагайс

 
Переход Радагайса через Альпы
 
Аланы Гунния времен Роаса (Ругилы) и Радагайса
 
Томпсон Эдвард А.  Гунны. Грозные воины степей 2008


Когда полиэтничные войска Алариха (в опоре на визиготов; хотя король Аларих около 375 г. правил и эрулами у низовий Дона) еще были вдали от Рима, а для остроготов и их союзников походы на Рим были в далекой перспективе, неожиданно появился Он.

Радагайс (Родогайс, лат. Radagaisus, греч. ;;;;;;;;;; - так обозначаются написания,
которые сайтом не поддерживаются).
Король восточных варваров, вторгшийся во главе огромного войска в северную Италию в 405 году. Лишь у Флоренции соратники короля были окружены римскими войсками и после непродолжительной блокады сдались в плен. Радагайс был казнён в августе 406.
Это герой позднеантичной истории Великой Скифии. Русские летописи неоднократно подчеркивали, что народы Руси продолжают именно велико-скифские традиции.

«И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь"…
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000…» http://old-rus.narod.ru/02-main.html

Понятно, многое здесь надо пояснять и уточнять, что в современной литературе добротно сделано.

Весьма осведомленный Исидор Севильский (около 560 – 636; его матерью была дочь вестгогтского короля), суммируя ряд источников, упоминает имя Радагайса уже под 399 годом.
  « 13. В эру 437 ( = AD 399) в четвертый год императоров Гонория и Аркадия[17], Готы насильно поделили королевство на две части между Аларихом и Радагайсом[18], поскольку не могли прийти к соглашению, как уничтожать Римлян, и решили также для грабежа разделить на части Италию.
   14. В эру 443 ( = AD 405) в десятый год императоров Аркадия и Гонория, Радагайс, король Готов, Скиф по происхождению, приверженец культа идолов и варварской дикости, разрушительно вторгся в Италию с 200 000 войском, поклявшись, презирая Христа, даровать кровь Римлян своим богам в случае победы. Его армия была окружена Римским военачальником Стилихоном в горной части Тосканы и побеждена более голодом, чем мечом. После этого король был пленен и убит.
   15. В эру 447 ( = AD 409) в пятнадцатый год императора Аркадия, узнав о смерти Радагайса, Аларих, его соправитель – будучи Христианином по имени, но еретиком по делам – сильно огорчился, что так много Готов убито Римлянами. Он вышел на битву против Рима, желая отомстить за кровь своих соплеменников. Осадив Рим, он ворвался внутрь после разрушительного штурма[19]. Так Город, победитель всех народов, подчинился победоносным Готам; униженный и плененный, он стал служить им. Однако Готы отличились тем, что проявили к Риму милосердие. Они дали клятву, что если войдут в город, то не подвергнут тех Римлян, которые укрылись в церквях, уничтожению. После такой клятвы они пошли на приступ, все, кто бежал в святые места, избежали смерти и плена. Даже те, кто находился вне церквей, но просто взывал к имени Христа и святых, получили от Готов пощаду.
   16. Хотя грабеж остального населения не был запрещен, дикость врагов была достаточно сдержанной. Когда Готы подвергали город описанному опустошению, один знатный человек подошел к посвященной Богу пожилой девственнице. Он вежливо посоветовал ей принести все серебро и золото, какие у неё есть. Она благоразумно сделала это. Пока он любовался формой и красотой сосудов, созданными древними Римлянами, девственница сказала: «Эти сосуды мне доверили сохранить для святилища Апостола Петра: бери их, если осмелишься. Я не смею передавать такие святые вещи врагам.» Напуганный упоминанием имени Апостола, Гот через посланца сообщил об инциденте королю. Король немедленно приказал с извинениями вернуть всё в святилище Св. Петра, сказав, что он воюет с Римлянами, а не Апостолами.
   17. Таким образом, девственница отправилась обратно, удостоенная почетной процессии, сопровождаемая теми, кто, следуя за ней и распевая гимны и песни, нес на головах серебряные и золотые сосуды, в окружении вооруженной охраны, выделенной по приказу короля. Толпы Христиан стекались из укромных мест, заслышав поющие голоса. Даже язычники шли с ними, притворяясь Христианами, чтобы избежать гибели.
http://www.alanica.ru/library/Isid/text.htm

Сведения Исидора Севильского не поддерживаются другими источниками, поэтому игнорируются. Но их стоит помнить как версию. Скиф по происхождению,  Радагайс смог стать королем Готов (нехристиан), являясь приверженцем культа идолов и варварской дикости, разрушительно вторгся в Италию с 200 000 войском еще до Алариха. Поход христианских войск Алариха был как бы мщением за гибель войск Радагайса и самого короля.

Августин (354-430) в труде «О Граде Божьем (Риме)» придал событиям нравоучительный характер.
«Глава XXIII
 А вот то удивительное, что совершил по Своему милосердию Бог на нашей памяти в самое последнее время, то они не с благодарностью воспоминают, а стараются всячески, насколько это возможно, придать забвению. Мы были бы также неблагодарны, как и они, если бы умолчали об этом. Когда Радагайс, царь готов, расположившись с огромным и свирепым войском в окрестностях Рима, держал меч над головами римлян, он в один день с необыкновенной быстротой потерпел такое поражение, что в ту пору, как из римлян не только ни один не был убит, но даже и ранен, его войска пало более ста тысяч и сам он, попав в плен с сыновьями, был подвергнут заслуженному наказанию — смерти. Вступи он, такой нечестивый и со стольким нечестивым войском, в Рим: кого бы он пощадил? Каким местам мучеников отдал бы он честь? В чьем лице почтил бы Бога? Чьей крови не пролил бы он и чье целомудрие оставил бы неприкосновенным? А между тем, как они кричали о своих богах, с какой наглостью разглашали, что он якобы потому побеждал, оттого располагал такой великой силой, что ежедневными жертвоприношениями умилостивлял и привлекал к себе богов, чего римлянам будто бы не дозволяла христианская религия?
Когда он подходил уже к этим местам, где по мановению небесного величества постигла его гибель, и молва о нем повсеместно росла, нам рассказывали в Карфагене, что язычники верили, рассказывали, кричали, будто при покровительстве и помощи расположенных к нему богов, которым он ежедневно, как говорили, приносил жертвы, его решительно нельзя победить тем, которые и сами не совершали подобных священнодействий римским богам, и не позволяли совершать их кому-либо другому.
 И вот за такое милосердие не благодарят несчастные Бога, хотя Он, вознамерившись исправить человеческие нравы, заслуживавшие более тяжкого наказания, вторжением варваров, первоначально смягчил свой гнев такой кротостью, что предоставил римлянам чудесную победу над Радагайсом; это для того, чтобы демоны, которым он поклонялся, не воспользовались его славой для развращения слабых душ. А потом Он предоставил взять Рим таким варварам, которые вопреки всякому обычаю предшествовавших войн с уважением охраняли искавших убежища в священных местах христианской религии и против самих демонов и нечестивых жертвоприношений, на которых Радагайс основывал свои надежды, вооружились во имя христианства до такой степени, что, казалось, вели более жестокую войну с ними, чем с людьми.
Таким образом истинный Господь и Правитель мира и подверг милосердному наказанию римлян и превосходящей возможность победой над поклонниками демонов показал, что для благосостояния настоящей жизни нет необходимости в упомянутых жертвоприношениях; чтобы не те, которые с упорством оспаривают, но те, которые с благоразумием вникают в дело, не оставляли религии истинной по причине настоящих нужд, а напротив, держались ее еще более в вернейшем ожидании вечной жизни»

Этнические тонкости (скиф или гот) Августин  не интересовали. Но «царем готов» он этого варвара признавал.

Иордан в 6 веке постарался упомянуть всех славных готов и связанных с ними лиц. Радагайса среди них не оказалось. Хотя встречаются у Иордана исторические личности, хотя бы именами тяготеющие к славянству. Вот некоторые из комментариев к тексту «Гетики»».

  «339. Только у Иордана приведены имена трех готских предводителей – Респы, Ведука и Тарвара (или Турвара), возглавлявших пиратские набеги готов на малоазийские города. К III в. в готской среде уже выделилась племенная аристократия – знатные роды, представители которых становились вождями племени как в набегах на земли империи, так и в межплеменных войнах. 50-е и 60-е годы III в. были порой морских грабительских походов, в которые готы отправлялись из разных пунктов на побережье Северного Причерноморья. У Зосима (Zos., I, 31) есть интересное сообщение о том, что бораны (по-видимому, примэотийское племя, негерманцы; ср. L. Schmidt, S. 210, 212) для переправы к Пицунде и к Трапезунду взяли корабли у жителей Боспора (примерно в 256 г.) Готы отплывали с более западных берегов, вероятно, от устьев Днепра и Буга, Днестра и Дуная. В 257—258 гг. ими было совершено крупное нападение на города Вифинии (Zos., I, 34—35). Тогда были разграблены Халкедон (о его развалинах упоминает Иордан в § 107), Никомедия, Никея, Кий (турецкий Гемлик), Апамея (турецкая Муданья), Пруса. Поход под предводительством Респы, Ведука и Турвара относится к 262 г. Готы переправились через Геллеспонт и дошли до Эфеса, в котором не пощадили знаменитого храма Артемиды. Вслед за этим был совершен поход вглубь Малой Азии: готы проникли в Каппадокию (в 264 г.), откуда, как предполагается, они вывели вместе с другими пленниками деда епископа Вульфилы.
   Морские походы готов совершались и к западу, достигая Греции, где нападениям подвергались Коринф, Спарта, Аргос и даже Афины: ;;; ;; ;;;;;; ;;; ‘;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;; ’;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;; (Zos., ;, 39). Во время осады Афин проявил себя патриотом и организатором защиты города историк Дексипп (Dexipp., fr. 28; прим. 359). Готы побывали у берегов Афона, на островах Крите, Родосе, Кипре и других, пробовали захватить Фессалонику, причем применяли осадные машины (;;;;;;; ;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;, – Zos., ;, 43). По Орозию (Oros., VII, 22, 7), Греция, Македония, Понт, Азия были разрушены наводнявшими их готами («Gothorum inundatione»). Численность готских кораблей указана, например, Аммианом Марцеллином; он пишет, что толпы скифских племен прорвались через Босфор и прошли мимо берегов Пропонтиды на двух тысячах кораблей («duobus navium milibus», Amm. Marc., XXXI, 5, 15). И Аммиан, и Зосим называли нередко готов скифами («Scythicarum gentium catervae», ;;;;;;... ;; ;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;;;;;;), что было, как правило, понятно читателю. Впрочем, Дексипп объяснил: ;;;;;;... ;; ;;;;;;;;; ;;;;;; (Dexipp., fr. 16 ;).
   Недавно было высказано мнение, что организаторами морских походов в III в. были не готы, а бораны (А. М. Ременников, Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в., стр. 90 – 91). Автор, подобно предыдущим исследователям (см., например, L. Schmidt, S. 210), считает, что бораны были негерманским племенем, и определяет их как племя «...скифо-сармато-аланское или славянское». По поводу имен, приводимых Иорданом в § 107 (Respa, Veduc, Tharvar), А. М. Ременников высказывает мнение, что они славянские («среди их вождей встречаются иногда чисто славянские имена»). Присоединяясь к предположению, что племя боранов играло выдающуюся роль в морских походах середины III в. и что оно не было германским, нельзя не подчеркнуть следующего: Зосим, трижды назвавший боранов в кн. I своего сочинения (Zos., I, 27, 1; 31, 1; 34, 1), соединяет их с готами, уругундами и карпами и указывает, что все эти племена обитают близ Истра. О более ранних местах расселения боранов и связанных с ними племен можно, вероятно, судить по записи Зонары, который сохранил сообщения исчезнувшей части труда Диона Кассия. У Зонары сказано, что часть скифских племен приблизилась к Боспору, перешла Мэотиду и оказалась у Евксинского Понта (Zonar., 12, 21; ср. L. Schmidt, S. 210, Amn. 2). Л. Шмидт допускает, что эти скифы и включали в свой состав некоторые из племен, названных Зосимом, например боранов, бравших суда у боспорцев и плававших вдоль восточного побережья Черного моря (к Питиунту, к Трапезунду). Надо признать, что в морских грабительских набегах, описанных Зосимом, играли значительную роль не только бораны, но и готы. Весьма вероятно, что многие из подобных морских походов совершались отрядами, которые собирались из разных, живших по соседству друг от друга племен; предводителями отрядов являлись представители наиболее сильного племени. Однако трудно по имеющимся материалам источников допустить, что совместно с боранами и готами отправлялись в III в. в морские экспедиции и славяне.

Имена королей вандалов типа Визимар и Гелимер тоже не без праславянской «червоточины»
   
«358. Король вандалов Визимар, упоминаемый только Иорданом, погиб в битве с готами на реке Маризии (нын. Марош) незадолго до смерти Константина I, т. е. до мая 337 г. Визимар принадлежал к роду Асдингов, из которого происходили все вандальские короли, вплоть до последнего из них, Гелимера, свергнутого с престола в сентябре 533 г. Имя Визимара – первое определенное имя короля династии Асдингов. Подробно рассматриваются сведения о всех представителях Асдингов в приложении к книге Хр. Куртуа (Chr. Courtois, Les Vandales et ;Afrique, Paris, 1955, p. 390—404)».

Конечно же, наибольшее внимание привлекают выходившие из округи Северного Кавказа и Подонья полиэтничные аланы.

«388. Аланы (Alani, Halani). Иордан называет аланов впервые (не считая указания на аланское происхождение матери императора Максимина в § 83) в связи с движением гуннов из прикаспийских степей на запад в середине IV в. Первым, но быстро преодоленным препятствием на пути гуннов были многочисленные племена, населявшие степи Предкавказья и Приазовья (восточнее Дона) и известные западным авторам еще в начале нашей эры под общим наименованием «аланы». Правда, первые встречи римлян с аланами происходили в Закавказье, где их видели участники походов Помпея против Митридата (Lucan. Phars., VIII, 133); но к тому же времени относится свидетельство Иосифа Флавия, который в «Иудейской войне» сообщает, что аланы, принадлежащие к скифским племенам, живут около Танаиса и Мэотийского озера (;; ;; ;;; ’;;;;;; ;;;;; ;;; ;;; ;;’;; ;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;; ;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;;;, – Joseph., De bell. Jud., VII, 7, 4). Таким образом, в самом начале нашей эры аланы уже сидели к северу от Кавказа, вокруг Мэотиды и на левобережье Дона. Оттуда они совершали походы на юг по хорошо известным путям, искони соединявшим Закавказье с Предкавказьем.
В большинстве случаев аланы, вероятно, пользовались перевалом на горной дороге, пролегающей по водоразделу между Тереком и Арагвой, на месте нынешней Военно-Грузинской дороги. Этот перевал иногда называли «Аланскими воротами». Но аланы могли проходить и по берегу Каспийского моря через Дербент. О «Каспийских воротах» (о том, что цари Иверии и Албании открыли их «скифам»: ;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;) записал Иосиф Флавий в сочинении «Иудейские древности (Joseph. Antiquit. Jud., XVIII, 4, 97), рассказывая о походах скифов в Армению и Медию. Ценно указание автора II в. н. э. Лукиана: в диалоге „Токсарид“ (№ 51) он отметил, что между аланами и скифами есть полное сходство в языке и в одежде („это и у аланов, и у скифов одинаково“), но разница в отношении длины волос. Однако, несмотря на столь малое различие, автор об аланах всегда говорит особо. Не обошел молчанием аланов и Птолемей в своем этническом перечне. На берегах Мэотиды он отмечает язигов и роксоланов, а за ними, в глубине страны, – амаксовиев и „аланов-скифов“ (Ptol., III, 5, 7). Вторично Птолемей упоминает аланов среди племен, размещаемых им „у поворота реки Танаиса“ (;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;), тут же называя и танаитов, а это имя в IV в. определенно относилось к аланам (Amm. Marc., XXXI, 3, 1).
   Богатейшим источником сведений об аланах справедливо считается сочинение Аммиана Марцеллина, современника гуннов в период их появления у северных пределов империи. В связи с этим событием он описал и аланов, через земли которых пронеслись гунны. У Аммиана также имеется указание на расселение аланов у Мэотиды, вокруг которой, как он говорит, «обитают многие племена» («plures habitant gentes»), непохожие друг на друга из-за различия в языке и в обычаях; среди них – язиги, роксоланы и аланы (Ibid., XXII, 3, 31). О том, что аланы связываются с Доном, свидетельствует сообщенное Аммианом иное их название: танаиты (Ibid., XXXI, 3, 1). Отражены у Аммиана Марцеллина и сведения о связях аланов с Закавказьем (Ibid., XXIII, 6, 61). В своих записях автор опирался на исторические и географические сочинения предшественников, и лишь в последних книгах своего труда он использовал современный ему материал – либо собственные наблюдения, либо рассказы очевидцев и близких к событиям людей. В характеристиках гуннов и аланов (Ibid., XXXI, 2) он дает ряд черт, отвечающих действительности IV столетия. Аммиан не мог, конечно, руководствоваться лишь книжными образцами описаний кочевников; его описания насыщены данными, которые предоставляла ему сама современность. Он рассказывает, что аланы населяют неизмеримо далеко раскинувшиеся пустыни (степи) Скифии («in immensum extentas Scythiae solitudines») по ту сторону Танаиса (буквально: «перейдя Танаис», «hoc transito», с точки зрения человека, находящегося западнее), и сообщает важные сведения о собирательном значении имени аланов, которые подтверждают предположение о существовании мощного племенного союза за Доном в III—IV вв.
   Говоря о союзе племен, называвшихся общим именем «аланы», Аммиан коснулся процесса возникновения этого союза: «постепенно, ослабив соседние племена частыми над ними победами, они стянули их под одно родовое имя» («paulatim... nationes conterminas crebritate victoriarum adtritas ad gentilitatem sui vocabuli traxerunt», – Ibid., XXXI, 2, 13). Эти различные племена («gentes variae») жили «оторванные друг от друга обширными пространствами („dirempti spatiis longis“) и бродили по неизмеримым степям, как номады („per pagos ut nomades vagantur inmensos“)». Тем не менее «с ходом времени они объединились под одним названием и суммарно зовутся все аланами, так как и нравы, и образ жизни у них одни и те же, а также вооружение их одинаково» («aevi tamen progressu ad unum concessere vocabulum et summatim omnes Halani cognominantur ob mores et modum efferatum vivendi eandemque armaturam», – Ibid., XXXI, 2, 17).
   Аммиан Марцеллин подчеркивает, что аланы вели исключительно кочевой образ жизни. Однако археологические исследования советских ученых показали, что к востоку от нижнего Дона и Азовского моря, преимущественно на Северном Кавказе, были оседлые аланские поселения IV—V вв. (см.: Е. И. Крупнов, Археологические памятники верховьев р. Терека и бассейна р. Сунжи, – «Труды Государственного Исторического музея», вып. XVII, 1948). Таково поселение в Тамгацикской балке, а также поселения в районе города Грозного – Алхан-Кала и Алхан-Юрт (см.: «Очерки истории СССР III—IX вв.», М., 1958, гл. «Северо-кавказские аланы»; из отдельных статей: Е. П. Алексеева, Археологические раскопки у аула Жако в Черкесии, – КСИИМК, вып. 60, М., 1955; новейшие работы: В. А. Кузнецов, К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, – «Советская археология», 1952, № 2; «История Северо-Осетинской АССР», М., 1959).
   В общественном строе аланского племенного союза, по описанию Аммиана Марцеллина, заметны черты военной демократии: аланы равны, так как «все происходят от благородного семени» («omnes generoso semine procreati»), старейшин же («iudices») до сих пор («etiam nunc») избирают («eligunt») по признаку длительных военных заслуг; о рабстве аланы никогда не имели понятия («servitus quid sit ignorabant», – Amm. Marc., XXXI, 2, 25). При описании образа жизни аланов автор говорит и об их внешности (Ibid., XXXI, 2, 21). Он называет аланов «pulchri» – «красивыми». Это говорит о том, что в глазах римского писателя, человека греко-римской культуры, они не были необычными (какими ему представлялись тюрки или монголы; это и отразилось в описании наружности гуннов, – Ibid., XXXI, 2, 2—3). Кроме того, у аланов отмечены светлые волосы («crinibus mediocriter flavis»), высокий рост («proceri»), быстрота и стремительность («veloces») и грозный, устрашающий вид («terribiles») из-за угрюмой, затаенной свирепости во взгляде («oculorum temperata torvitate»). Аммиан называет аланов «во всем почти подобными гуннам» («Hunisque per omnia suppares»), имея в виду не внешность, так как, по его же словам, аланы непохожи на гуннов, а образ жизни и род занятий, свойственные кочевникам. Единственным отличием аланов от гуннов является большая «мягкость» в жизненном укладе и нравах («verum victu mitiores et cultu»), а также разница в способах добывания средств к существованию. Аланы, как передает Аммиан, распространяются, «рассеиваются» («discurrentes») вплоть до Мэотийского озера и Киммерийского Боспора, равно как и до Армении и Медии, занимаясь грабежами и охотой («latrocinando et venando»).
   Облик кочевника с его стадами и повозками на фоне безграничных степей, в суровом, с точки зрения средиземноморца, климате, среди скованных льдом рек и озер края был хорошо известен античным писателям (см. подбор источников, сделанный В. В. Латышевым в SC, I —II). Поэтому изображение кочевых племен у более поздних авторов может показаться трафаретным, подражательным. Тем не менее, описание Аммианом Марцеллином (конечно, знакомого с произведениями древних писателей) как гуннов, так и аланов отнюдь не лишено ценности, – оно живо и достаточно полно. И если Овидий, закрепивший в своих стихах подлинные впечатления современника-очевидца, пользуется понятным доверием читателя, то заслуживает доверия и автор IV в., закрепивший в своем труде ряд сведений, которые он мог воспринять из подлинных рассказов очевидцев. Некоторые усматривают, между прочим, трафаретность у Аммиана Марцеллина в изображении как гуннов, так и аланов на том основании, что автор иллюстрирует кочевой образ жизни этих племен одним и тем же примером: отсутствием у них постоянных жилищ – крытых тростником или соломой шалашей, причем в обоих случаях автор употребляет одно и то же слово «tugurium» – «снабженное кровлей сооружение» (Amm. Marc., XXXI, 2, 4 – у гуннов и XXXI, 2, 23 – у аланов). Подобная идентичность в изображении естественна, так как, действительно, и о тех и о других кочевниках писатель хотел по данному поводу сказать одно и то же. Если уж говорить о подражательности, то можно найти и более яркие примеры. Так, в трагедии Сенеки «Федра» героиня говорит Ипполиту: «На греческом челе является скифская суровость» («Scythicus rigor», стих 660). Аммиан же, будто бы вторя, пишет, что аланы устрашают скрытой, сдержанной свирепостью во взгляде (Amm. Marc., XXXI, 2, 21). Едва ли в этом можно видеть подражание, и едва ли здесь есть какое-то отступление от истины.
   Иордан читал произведения Аммиана Марцеллина, и его сведения (Get., §§ 126—127) об аланах, подчинившихся гуннам, являются не чем иным, как отражением сведений, почерпнутых в труде Аммиана. Сообщение Иордана об аланах, хотя и равных гуннам в бою («suppares», – Amm. Marc., XXXI, 2, 21; «sibi pares», – Get., § 126), но отличных от них «человечностью, образом жизни и внешним видом» («humanitate, victu formaque dissimiles»), можно считать лишь вариантом соответствующего сообщения Аммиана.
   Иордан говорит об аланах преимущественно в связи с событиями V в. Он констатирует (по-видимому, ошибочно, – ср. прим. 362) их пребывание вместе с вандалами в Паннонии (Get., §§ 115 и 161) до перехода через Рейн в 406 г. в Галлию, но при этом он (как, впрочем, и другие авторы) никак не разъясняет обстоятельств передвижения аланов от Мэотиды до среднего Дуная и не освещает момента их объединения с вандалами. Судя по событиям конца IV-начала V вв., движение аланов на запад было вызвано напором гуннов и быстрым их переходом из Причерноморья на нижний Дунай и за Тиссу. Аммиан Марцеллин, конечно, так и представлял себе это явление. Но стремительность, с которой во времена Аммиана аланы оказались уже на Балканском полуострове, заставила его, – ранее сообщившего об аланах на Мэотиде, – выделить особых «европейских аланов» («Europaei sunt Halani», – Amm. Marc., XXII, 8, 42), живущих около реки Тиры (Днестра), рядом с костобоками и «бесчисленными скифскими племенами». В одном из писем Иероним отметил происходившее в его время нашествие различных племен, среди которых названы и аланы. Варвары распространились, как пишет автор письма, между Константинополем и Юлийскими Альпами; всюду здесь «уже более двадцати лет ежедневно проливается римская кровь. Скифию [имеется в виду Малая Скифия, нын. Добруджа], Фракию, Македонию, Дарданию, Дакию, Фессалию, Ахайю, Эпиры, Далмацию и все Паннонии опустошают, присваивают, хищнически захватывают гот, сармат [язиг], квад, алан, гунны, вандалы, маркоманны» («Gothus, Sarmata, Quadus, Alanus, Hunni, Vandali, Marcomanni vastant, trahunt, rapiunt», – Hieron. Epist., 60, 16). Но чаще источники называют только трех, наиболее опасных врагов империи: готов, гуннов, аланов. Краткие сведения Иордана подкрепляются рядом сообщений, устанавливающих присутствие аланов наряду с гуннами в придунайских провинциях непосредственно после битвы под Адрианополем (378 г.), в которой аланы и гунны принимали участие на стороне готов, в отрядах Алафея и Сафрака, и после которой готовились вместе с готами предпринять осаду Константинополя. Говоря о вторжении вандалов в Галлию, Иордан (Get., § 115) не упоминает аланов, хотя большинство авторов V—VI вв. называют обычно три племени: вандалы, аланы, свавы (ср. прим. 364). Ниже, в § 162, он пишет о вандалах и аланах, перешедших в Галлию. В §§ 194, 197, 205, 210 он называет их как часть варварского войска, которое Аэций противопоставил гуннам на Каталаунских полях. Аэций, уверенный в везеготах, не доверял аланам, так как подозревал их вождя Сангибана в желании перейти к Аттиле. Поэтому аланы были помещены в середине общего строя войск, выставленных против гуннов.
Аланы Сангибана, равно как и отмеченные Григорием Турским аланы с их вождем Респендиалом (Greg Turon., Hist. Franc., II, 9); аланы под предводительством Эохара (Гоара), направленные Аэцием в Арморику (Vita Germani. Acta SS, 31. Jul. VII, р. 216; MGH SS rer. meroving., VII, p. 271), и аланы Беорга, напавшие на северную Италию и отраженные, по словам Иордана (§§ 236—237), Рикимером при императоре Анфемии (467—472), – все они отделились от той группы, которая вместе с вандалами перешла Рейн в последний день 406 г., и рассеялись по Галлии. Некоторая часть их («Alanorum pars») осела где-то близ Луары (Иордан говорит: «trans flumen Ligeris», «по ту сторону Луары», смотря с юга, – Get., § 226); другая группа разместилась на Роне и по ее притоку Изеру; третья – остановилась около Гаронны (см. подробнее об аланах в Галлии в книге: Chr. Courtois, Les Vandales et ;Afrique, p. 47, n. 3). Все это рисует картину распространения аланов на крайний запад Европы и их смешения с населением Галлии. Тем не менее некоторая часть аланов продолжала сопровождать вандалов и перешла с ними в Испанию в 409 г. Гейзерих (428—477) перед переправой в Африку (429) распределил свое войско по отрядам, составившимся из вандалов и аланов; число вооруженных людей достигало 50 тысяч (;;;;;;;; ;;;;; ;; ;;; ;;;;;;;; ;; ;;; ‘;;;;;; ;;;;;;, – Bell. Vand., ;, 5, 19). Затем вся масса (;;;;;;;;;;;;) подчинявшихся Гейзериху племен, среди которых заметной частью были аланы, приняла общее название «вандалы» (;; ;; ;;; ‘;;;;;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;), ;роме мавров (;; ;; ;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;, – Bell. Vand., I, 5, 21—22). Возможно, что аланы слились с вандалами в Испании. Имеется сведение в «Хронике» Идация (ум. ок. 470 г.), что в 418 г. погиб последний аланский король Аддак и «уничтожилось» аланское королевство, так как много аланов было убито в войне с везеготами. После этого аланы всецело подчинились вандальскому королю Гунтариху, предшественнику Гейзериха (Idat., Chron., 68).
   Как имя аланов в приазовских и предкавказских степях покрывало, по объяснению Аммиана Марцеллина (см. выше), ряд союзных племен, еще, по-видимому, в III в., так в V в. в Африке сами аланы влились в союз племен, носивший имя одного главенствующего племени – вандалов (и затем растаяли в нем). Отзвуком крупного значения аланов в этом союзе племен осталось их имя в титуле вандальских королей в Африке: как первого из них – Гейзериха (428—477) – «rex Vandalorum et Alanorum», так и последнего – Гелимера (530—533) – ;;;;;;;; ;; ;;; ’;;;;;; ;;;;;;;;.
   Коснувшись судеб аланов, заброшенных далеко на запад от первоначальных мест поселения на Северном Кавказе, в прикубанских и приазовских степях, Иордан говорит о них снова в связи с распадом гуннского союза племен. В битве на реке Недао сражался и «алан в тяжелом вооружении» (Get., § 261), завоевывая себе новую территорию во время общего перемещения племен после смерти Аттилы. Здесь выступала какая-то часть аланов, остававшихся на Балканском полуострове, или аланы, которые примкнули к гуннам, когда последние шли обратно из Галлии и Италии. Небольшая часть аланов вместе с Кандаком пришла тогда же (т. е. в 50-х годах V в.) в Малую Скифию и в Нижнюю Мезию, где и осела, очевидно, совместно с германцами-скирами и с гуннским племенем садагариев (§ 265). В аланской среде, по-видимому, вырос Иордан, ставший, по примеру деда, нотарием, но уже не при аланском вожде, а при Амале Гунтигисе, племяннике алана Кандака.
   Имя аланов всплывает в позднейшие века в областях по нижнему Дунаю, в Таврике, на северо-западном побережье Черного моря. Это этническое название мелькает то в письмах патриарха Николая Мистика (начало ; в.), то в хрисовуллах (например, в хрисовулле 1086 г.; G. Rouillard et Р. Collomp, Actes de Lavra, I, Paris, 1937, № 41), то в сочинениях историков XIII—XV вв. (Пахимер, Никифор Григор;, Дука), то в частных записях лиц, живших в Причерноморье уже в XV в. (Барбаро). В начале царствования Андроника II Старшего (1282—1328) аланы, обитавшие за Истром, просили императора предоставить им лучшее место для поселения десяти тысяч человек и обещали за это бороться с турками. Андроник приказал снабдить их оружием, лошадьми и деньгами и переправить через Геллеспонт, чтобы создать из них оборонительные отряды в западной части Малой Азии вокруг города Магнезии. Никифор Григора в своем рассказе называет аланов массагетами, но замечает, что «на общеупотребительном языке они зовутся аланами» (’;;;;;;; ; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;, – Niceph. Greg., VI, 10). Особенно интересны сведения о пребывании аланов в Таврике, прежде всего потому, что до сих пор нет ясности в вопросе, какое население было коренным и преобладающим на полуострове в течение средних веков. Имеются некоторые, но не снимающие всего вопроса, указания, что в местном таврическом населении известную часть составляли аланы: с их языком связаны названия Феодосии (Ардавда) и Судака (Сугдея). В анонимном перипле V в. (Anonym; periplus Ponti Euxim), в разъяснении значения имени города Ардавды – Феодосии, сказано, что слово Ардавда на аланском, или что то же – таврском языке, значит «семибожная» (;;; ;; ;;;;;;; ; ;;;;;;;; ;; ’;;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ’;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;. – Geographi graeci minores, ed. ;. M;ller, ;, 1855, 415 (51). Ср. В. ;. Миллер, Осетинские этюды, III, М. 1887, 76 – 77). При скудости источников, освещающих средневековую историю Крыма, ярким свидетельством об аланах можно считать сведения, содержащиеся в так называемом «Аланском послании епископа Феодора» от 1240 г. Феодор, посланный из Никеи, для того чтобы возглавить епископию в «Алании» (на Северном Кавказе), находясь в пути, побывал у аланов, живших поблизости от Херсона (;;;;;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;; ’;;;;;;) и составлявших как бы защиту города (;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;).
Эти аланы, пишет автор послания, принадлежат к племени, рассеянному (в этом уличали и славян 6 века), «рассеченному» на много отдельных частей (;;;;;;;;;; ;;; ;; ;;;;; ;;;;;); древняя их граница простиралась от Кавказских гор до Иверии; они любят высылать от себя «переселенцев» очень незначительными группами (;;;;;;;;;;;...;;;;;;;), в результате чего «наполнили» чуть ли не всю Скифию и Сарматию (MPG, t. 69, р. 392 – 393). Рассеянные по многим местам на огромном протяжении от Предкавказья до Галлии, Испании и северного побережья Африки, аланы (версия - «ас» или «яссы» русской летописи ?) растворились в окружавших их племенах, и самое имя их исчезло. Выражается сомнение относительно того, что имя «аланы» содержится в некоторых географических названиях. Например, Каталония едва ли получилась из «Goth-alania». Только малая часть этого «любящего переселяться» (;;;;; ;;;;;;;;;;;... ;;;;;;;) племени сохранилась до наших дней в осетинах на Кавказе. Некоторые ученые умножают и без того многочисленные, рассыпанные в ряде источников сведения об аланах, уверяя, что название анты (в историческое для них время, в VI в., безусловно относимое к славянам) произошло от названия «ас» (аланы) и что анты с их вождем Божем (Get, § 247), воевавшие с готами после смерти Германариха, были аланами, ас, черкесами (см.: А. Olrik, Ragnar;k, Die Sagen vom Weltuntergang, S. 464; L. Schmidt, S. 241, 256, 275; G Vernadsky, Ancient Russia, p. 105—106, 156). Ср. прим. 610.

Вернемся к Радагайсу.

Его большое варварское войско предположительно из Германии и Востока ворвалось через Альпы на север Италии. Вопросы о том, откуда пришли варвары Радагайса и их племенной состав, продолжают оставаться предметом дискуссий. Современники нашествия Орозий и Августин обобщённо называют их готами, очевидно подразумевая их германское происхождение. Несколько более поздний историк Зосима назвал их «кельтами и германскими племенами, которые обитают за Дунаем и Рейном». Современные историки предполагают разноплемённый состав войск Радагайса, включают в него кроме готов вандалов и алеманнов, основываясь в основном на географической близости этих племён к месту событий. Иордан, написавший подробную историю готов, не упомянул в ней имени Радагайса.

В том 405 году командующий войсками Западно-Римской империи вандал (?) Стилихон задумал отобрать префектуру Иллирик (Греция и все земли к северу от Греции до Дуная) у Восточно-Римской империи, получившей у историков название Византии. Для этого он привлёк готского вождя Алариха, ожидавшего с войском везеготов подхода Стилихона в Эпире. Планы Стилихона и императора Гонория нарушило внезапное вторжение именно полчищ Радагайса. Орозий определилд 200 тысяч варваров под началом Радагайса, Зосима увеличил их число до 400 тысяч, а Августин просто указал, что их было более 100 тысяч. Современные историки оценивают количество воинов у Радагайса от 20 до 50 тысяч .

http://wiki-linki.ru/Citates/2878/6

Если войска Алариха состояли из христиан Скифии – преимущественно ариан, то варвары Радагайса пришли из мест, почти не затронутых римской цивилизацией. По словам Орозия, Радагайс — «язычник, варвар и сущий скиф..., с ненасытной жестокостью в убийстве любил само убийство»[5], в то время как Аларих был христианином, с которым можно было иметь дела и заключать соглашения, который воевал за добычу и деньги, но не ради разрушений и убийств. В начале V века готы и их союзники были рассеяны на большой территории: Аларих возглавлял только часть выходцев из Скифии, осевших на правобережье Дуная в 380-х годах. За Дунаем обитали другие «готы», подчинённые гуннам.

Радагайс отличался от других королей своей беспощадностью:
«Радагайс, самый страшный из всех древних и теперешних врагов, внезапно напал и наводнил всю Италию... Он, как это в обычае у такого рода варварских народов, обещал всю кровь римского народа выпить в честь своих богов.»[6]

Полчища Радагайса разделились примерно на три части (все вместе не могли прокормиться) и медленно продвигались на Рим. Впервые за 600 лет возникла серьёзная опасность столице империи. Среди населения Рима стали распространяться антихристианские настроения:
«Когда он угрожал римским крепостям, по городу пошли сомнения всех язычников: пришёл-де враг, могущественный как благодаря обилию сил, так и благодаря поддержке богов, а Город потому в безнадёжном положении и готов вот-вот пасть, что забыл богов и жертвоприношения. Всё наполнилось жалобными стенаниями, и тут же пошли разговоры о возобновлении и торжественном исполнении жертвоприношений, по всему Городу негодовали нечестивцы, повсюду поносилось имя Христа.»[10]

Стилихон смог собрать 30 когорт[1] (примерно 15 тыс. солдат) из Лигурии, привлёк конные отряды гунна Ульдина и гота Сара[11]. Об опасности положения свидетельствует статья в кодексе Феодосия, изданная весной 406, по которой разрешалось освобождение рабов с последующим призывом их в армию.[12]

Стилихон вступил в бой, когда варвары осадили Флоренцию. Ему удалось отбросить их на несколько километров от города к скалистым высотам Фьезоле, где они заняли неприступную позицию. Стилихон окружил высоты линией укреплений. Вынуждаемые голодом варвары вступили в сражение, но были отброшены назад. Тогда Радагайс капитулировал на условии сохранения ему жизни.

Большую часть варваров Стилихон продал в рабы (большинство из них скончалось вскоре от истощения и болезней), 12 тысяч отборных ратников Радагайса («оптиматов») он включил в свою гвардию.[13] 

Сам Радагайс казнён в августе 406 года. Согласно Августину погибли также его сыновья. Марцеллин Комит в своей хронике указал виновником казни Радагайса, сдавшегося под клятву Стилихона, готского полководца  Сара.
Как помним, Сар и Аммий – росомоны времен Германариха, создавшего значительную державу севернее Черного моря . Если престарелый Сар был лично заинтересован в казни Радагайса, то он мог помнить о событиях четверть века назад. Тогда хотя бы анты (вместе со словенами происходили из венедов) выступали вместе с гуннами против готов. Радагайс вполне мог быть из оставшихся в живых бояр короля Божа или из его полководцев. Хотя, понятно, надо помнить и иные версии, к примеру – о связях Радагайса с Аларихом.

Современники нашествия Радагайса (Олимпиодор, Августин, Проспер) не называют его этническую принадлежность, но отмечают, что под его началом находились готы. Орозий, чтобы подчеркнуть дикость Радагайса по сравнению с хорошо известными готами Алариха, называет первого скифом, как бы отмечая в контексте не столько этническую принадлежность, сколько степень варварства. Более поздние историки (Марцеллин Комит) повторяют Орозия уже без его контекста, просто называя Радагайса скифом.

Историк XVIII века Э. Гиббон в своей фундаментальной «Истории упадка и падения Римской империи» связывает имя Радагайса с именем одного из славянских богов Радегаста, известного по свидетельствам XI века. В поддержку своей гипотезы Гиббон приводит преимущественно фонетическую близость имён. Имена с окончанием на -гаст были хорошо известны в IV—VI вв. и адекватно отображались в источниках.[14] Историк 1-й половины XX века Джон Багнелл Бьюри полагает, что Радагайс привёл соплеменников остготов с берегов Днестра, где археологи отмечают зачатки «чисто славянских» археологических культур.

http://wapedia.mobi/ru/Радагайс

Надо отметить, что имена на «Р-д» первоначально более характерных Восточной Европе (Рудон – античная Двина) и индоарийству. Ра как Рэ Академик А. А. Зализняк  http://proza.ru/2009/10/06/283 Корни Роса-Руса  http://proza.ru/2009/08/26/1277
История России хотя бы со времен первых жителей    http://proza.ru/2009/03/11/779

Это отражают многие мифологические герои, когда наблюдается и изменение огласовок:
Радаманф, Радамант ; Раджи ; Радиэн ; радужный змей, змей-радуга ; Радха
Род ; Рода ; Родаси ; Рош, Рос, Руда ; Рудра ; рудры и т.п.

Радаманф, Радамант - в греческой мифологии сын Зевса и Европы, брат Миноса и Сарпедона. Родился на Крите, куда прибыл Зевс, похитивший, приняв облик быка, дочь финикийского царя Европу. Когда критский царь Астерий вступал в брак с Европой, он усыновил её детей. Радамант дал критянам законы, но затем бежал в Беотию и женился на Алкмене (Apollod. Ill I, 1-2), оставшейся вдовой после гибели Амфитриона. Являясь самым справедливым из всех людей, Радамант после смерти стал вместе с Миносом и Эаком судьёй над мёртвыми в аиде (III 1, 2; Pind. 01. II 75). О блаженной жизни Р. на елисейских полях и о его поездке на остров Эвбея к великану Титию сообщается у Гомера (Horn. Od. IV 563-565, VII 321-324). Сыновья Р. Гортин и Эритр - эпонимы городов Гортины на Крите и Эритры в Беотии. http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s28/a002884.shtml

Образ интересен в связи с распространением в Восточной Европе созвучных ононимов типа Радамсада (царь сарматов 4 века), , Радогоста (идола-бога славян на острове Рюген-Руян), Радко (летописного основателя народа радимичи) и т.п.
Радха она и есть Радость. http://proza.ru/2009/08/26/1277

В.Л.Васильев тщательно изучил преимущественно раннесредневековую ономастику на «-гост» : Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования). — (Серия «Монографии»; Вып. 4.). — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005. — С. 468. (глава 2)— ISBN 5-98769-006-4   (.pdf) http://ru.wikipedia.org/wiki/Радгостицы

По его оценкам, повышенный интерес к топонимии с основами на -гощ-/-гост- проявля-
ли многие исследователи: [Arumaa 1960; Топоров, Трубачев 1962, 127– 128 + карта 13; Загоровский 1975; Подольская 1983, 139–141; Микляев 1984; Агеева 1989, 177–181]. Знакомая всем славянским языкам, топонимия этого типа реализована в подавляющем большинстве случаев в
рамках йотовой деривационной модели. Если обратиться к составу соответствующих названий на Русском Северо-Западе, выясняется следующее распределение: до 85 % названий здесь возникли по *-jь-модели (их опознавательный признак – элемент -гощ-, редко -гош-: Мирогоща,
Уторгош), остальные – по модели на -ичи/-ицы или путем неморфологической топонимизации (они содержат элемент -гост-: Радгостицы, Милогость). Целесообразно в силу значительной специфики данного класса названий на новгородской территории, рассмотреть их отдельно
от иных композитных топонимов.
Среди древнеславянских антропонимических сложений личные имена со вторым компонентом -гост- занимают особое место. Они являются одними из самых архаических и вместе с тем частотных имен в древнеславянском антропонимиконе. В отличие от многих других структурных антропонимических моделей, модель композитов с постпозитивным -гост- часто включает узкоместные, изолированные элементы славянского или даже неславянского происхождения. Такие сложения отсылают к эпохе индоевропейской древности: известно, что и.-евр. *ghostis является имяобразующим в германской, греческой и кельтской языковых семьях [Топорова 1996]. Как таковая основа -гост- относится
к типовым, широко используемым в славянской ономастике [;milauer 1970, 70; Подольская 1983, 139–141]. Правда, соотношение «гайс» - «гаст» - «гост» - «гощ» (и тюп.) не рассмотрено.
Мощное скопление географических названий на -гощ-/-гост- ; характерная черта топонимического ландшафта центральных районов Новгородской земли. «Концентрация, не повторяющаяся нигде более во всей Европе!» ; подчеркивает А.М.Микляев, посвятивший специальную статью названиям этой категории на Северо-Западе России [Микляев 1984, 27]. Составленная им карта распространения топонимов на -гощ-/-гост- показывает выразительную кучность их к северо-западу от Ильменя, в верхнем течении Луги и Плюссы, отчасти по течению Шелони и в Южном Приильменье, небольшое скопление наблюдается в Среднем Помостье. По восточнославянским данным П.Арумаа, в Новгородской земле насчитывается 80 таких топонимов, тогда как в Поочье и на Верхнем Дону – 29, на территории бывших Ростово-Суздальской и Смоленской земель – 30, на Украине – 28, в Белоруссии и Литве – 43 названия [Arumaa 1960, 153–169].
Новгородское преобладание ономастики на «гост» может быть следом активности исторических деятелей типа Радагайса на Новгородской земле в конце античности. Но может и не быть.
По В.Л.Васильеву, плотный топонимический ареал -гощ-/-гост- требует в первую очередь этноисторического обоснования. Вместе с тем некоторые исследователи выразили сомнение в самом этимологическом единстве географических названий на -гощ-/-гост-, предполагая неоднозначность их возникновения. Так, Н.В.Подольская [Подольская 1983, 141] пишет: «Лишь в некоторых случаях можно считать, что эти топонимы ; производные от антропонимов на -гость, зафиксированных в памятниках, например, Воигоща от Воигость, Радогоща от Радогость <…> Материал позволяет
заключить, что большая часть топонимов-композит на -гощ- возникла самостоятельно в топонимии. Возможно, что первоначально эти названия были связаны или с постоялыми (заезжими) дворами или с гостиными дворами, т. е. поселениями, где были торги или постоянные торговые ряды [Даль I, 387], т. е. -гощ- ‘гостевой’, ‘гостиный’». Р.А.Агеева также считает, что далеко не все топонимы с элементом -гост-/-гощ- могут быть объяснены как происходящие из славянских личных имен [Агеева 1989,
179]. Одна из причин, заставляющих сомневаться в антропонимическом происхождении таких названий, обусловлена отсутствием в большинстве случаев однозначного соответствия между топонимами и зафиксированными письменностью исходными личными именами. Однако такого со-
ответствия нельзя ожидать уже хотя бы потому, что основной корпус письменных источников у славян начинает формироваться примерно с ХII в. и позднее, когда большинство личных имен со вторым -гост-, активно функционировавших в I тыс. н. э., уже вышло или выходило из употребления; кроме того, письменность по определению не способна охватить всего многообразия проявлений языка, а письменные памятники, как известно, донесли до нас лишь мелкие осколки древней языковой
мозаики. Поэтому не только многие названия на -гощ-/-гост-, но и немалое количество очевидным образом квалифицируемых йотово-посессивных топонимов, бесспорно берущих начало от древнеславянских композитных имен, не находят точных антропонимических подтверждений в письменности1, тем не менее никто не рискнет видеть в них апеллятивы, а не личные имена. Более оправданно для подкрепления ономастических этимологий перейти с уровня антропонимических композитов на уровень антропонимических компонентов. Базовые (прецедентные) основы древнеславянских личных имен комбинируются в разных сочетаниях друг с другом и способны с большей или меньшей свободой занимать и первую, и вторую позиции в антропонимическом сложении. В сущности, абсолютно достаточный контекст реконструируемому личному имени со вторым элементом -гост- составляют подобные композитные имена с общей первой частью.
К примеру, известные у славян Мирославъ, Миронегъ, Мирозаръ, Миролюбъ вполне доказывают былое существование личн. *Мирогость, извлеченного из геогр. Мирогоща; при этом наличие топонимических параллелей на других территориях свидетельствует о широком функционировании личн. *Мирогость у разных групп славян. В топонимии на -гощ-/-гост- названия с прецедентными базовыми антропонимическими компонентами в препозиции сложений составляют
большинство (по крайней мере на территории Русского Северо-Запада) и, будучи таковыми, они никак не выделяются на фоне всего остального массива йотово-посессивных топонимов от древнеславянских композитных имен.
Желающие могут непосредственно обратиться к талантлимвой и тщательной работе В.Л.Васильева, здесь же есть возможность кратко процитировать еще ряд сюжетов.

В частности, несколько иной ситуация была с другими моделями древнеславянских двуосновных имен (в том числе с моделью с начальным Гост-: Гостомыслъ, Гостим;ръ и др.), которые показывают мень
ший набор привлекаемых лексических основ. В них семантическая нагрузка скорее равноправно приходилась на оба элемента, соответственно, смысловое содержание таких моделей было более конкретным, а структура более подвижной; это практически не требовало поиска новых лексических ресурсов: хватало и устоявшихся базовых элементов, которые, относительно свободно комбинируясь в препозиции и постпозиции, создавали большое количество разнообразных имен. Имена типа
*Любегость (< геогр. Любегоща, см.) и *Гостелюбъ (< геогр. Гостелюбле, см.), хотя и различались внешне только местом общих компонентов, имели, на наш взгляд, существенное смысловое различие: если первое обозначало просто ‘любимого’ человека, то второе ; человека, ‘любимого гостями’ или ‘любящего гостей’. Таким образом, имена со вторым -гост- в кругу древнеславянских антропонимических композитов были семантически маркированы: они, в отличие от всех остальных,
обладали более широким и общим смысловым содержанием. Включавшая нередко изолированные от базового антропонимического фонда славян лексические элементы модель личных имен со вторым -гост-, естественно, выглядит наиболее открытой для индивидуального имя-творчества; сам подбор этих изолированных элементов не случаен: в нем чувствуется творческий замысел имядателей, направленный обычно на возвеличивание, прославление человеческих достоинств.

Неизбежно интересны более близкие созвучия Радагайсу.

Радогоша рч., один из притоков Осьмы, пр. пр. Волхова. Упомянута в погосте Коломенском на Волхове Обон. пят. 1564 г.: «Да у Вяжиско деревни угодья за Радогошею рекою Сухая нива» [ПКНЗ 2, 66]. К личн. Радогость, встреченному и в новг. бер. гр. № 571 XII в. [Зализняк 2004, 454]. В древности являлось очень популярным именем среди всех групп славян. Помимо новгородского ареала, самостоятельные фиксации антропо-
нима имеются в др.-чеш. (Radоhost, Radhost), а также в альпослав., сербохорв., словен., болг. языках [Svoboda 1964, 83; Kronsteiner 1981, 209; Заим. БИ, 186], имя фигурирует в греческом источнике VI в.: ;;;;;;;;;; [Мор. СИ, 4] (= прасл. *Ordogostъ).

Здесь бы и Радагайса упомнить, да не вышло.

Среди географических названий от этого имени в средневековых новгородских землях, в частности, перечислим еще: Радогоще дер. и оз. в пог. Егорьевском в Колгушах Обон. пят. [ПКОП, 49], = ? Радогоща дер. и оз. Боровщинской вол. Тихв. у. [СНМНГ VII, 30–31],
сегодня – Радогощь (Радогоща) сел. Радогощинск. Бокс. в истоках Явосьмы, лев. пр. Паши; Радгостицы – дер. на оз. Черное Городенск. Бат., указанная ранее писцовой книгой Вод. пят. 1500 г. в Дмитриевском Городенском пог. [НПК III, 199] (по более поздней документации прослеживаются иные варианты этого ойконима: Рагостицы 1582 г., Рагостье 1709 г., Радговцы 1791 г. [Селин 2003, 154, табл. 13], Радгосцы сер.
XIX в., Радгостица нач. ХХ в. [Vasm. RGN VII 3, 498]). Отметим еще геогр. Радугошь ур. в истоках р. Луги близ дер. Дубровка Вольногорск. Бат. [Личн. зап., 2004].

Указанную новгородскую топонимию дополняет очень многочисленная (более трех десятков) йотово-посессивная топонимия на базе прасл. личн. *Radogostъ, сосредоточенная на восточнославянской (Белоруссия, Северная Украина, Орловская, Брянская, Калужская, Тульская обл.) и западнославянской территории, чаще в бывшей области проживания полабских славян (см. рис. 5). Изложим сначала имеющиеся у нас
восточнославянские материалы, почерпнутые в основном из публикаций [Vasm. RGN III 3, 503–504; Arumaa 1960, 162–163; Rospond 1983, 114–115; Топоров, Трубачев 1962, 126; Смол. ГБО, 34; Нерознак 1983, 145–146; Мiкратапанiмiя 1974, 208; Шульгач 1998, 233]: геогр. Радогощ дер. на р. Нерусса Севского у. Орловской губ., Радогощ (Радогощи) дер.
на р. Пина в окрестностях гор. Кобрин Гродненской губ., Радогощ Большая и Радогощ Малая – близлежащие пункты на притоке р. Вили вблизи гор. Ровно и Острог Волынской губ., Радогоща (вар. Редогощ) сел. под гор. Кромы Орловской губ., Радогоща дер. на р. Невда неподалеку от гор. Новогрудок Минской губ. + дер. в окрестностях гор. Овруч
на Волыни, Радогощь дер. в Карачевском у. Орловской губ. на р. Радогощь басс. верховий Оки, Спас-Радогожская пункт Дмитровского у. Орловской губ., Радогощская Буда (польск. вар. Radohoszczy;ska Buda) дер. неподалеку от Овруча Волынской губ., Радугощи (Радугощь) дер. на р. Малая Колодня Одоевского у. Тульской губ., Радогоще р., пр. Бре-
ни в Галиции, Радогощ, или Радогост, Радощ – бывшее, еще в XVII в., название города Погар в Стародубском у. Черниговской губ. (сегодня – Брянская обл.), Радогоще р. в окрестностях Пинска (Белоруссия), Радгоч или Рагодач (< Радогоща) р. неподалеку от Калуги, Радогоща р., лев. пр. Ясельды в округе гор. Гродно, Радогощь пр. пр. Свапы, пр. пр. Сейма, лев. пр. Десны, лев. пр. Днепра и наконец, вероятно, блр. Радохоч, название леса в районе гор. Береза между Брестом и Барановичами.
В западнославянской языковой области, по данным [Rospond 1983, 114– 115; Prof. MJ III, 517–518], присутствуют такие интересующие нас топонимы, как Radiho;t’ и Radho;t’ в Чехии, Radogoszcz четырежды в Польше, слав. Radogo;; и др. (= нем. Radegast, Rodegast, Radias и др.) на территории Северной и Восточной Германии (из полаб., др.-луж., всего
восемь названий), словен. Radigo;tь, откуда нем. Tradigist, а также словен. или чеш. *Radogostjь (> нем. Raabs) на территории Австрии, наконец геогр. Radogo; в Албании.

Перечисленным названиям созвучно геогр. Редогоща дер. Сеглинского пог. Дер. пят. [НПК I, 456; ПКНЗ 5, 198] (верховья Мсты). Ойконим обосновывается личн. Рядогость (прасл. R;dogostъ), находящим подтверждение в др.-чеш. личн. ;;dhost. На разных славянских территориях обнаруживаются несколько параллельных топонимов, некоторые из них показывают пересечение с названиями типа Радогоща: геогр. Редогощ с вар. Радогоща дер. на р. Свапа в окрестностях гор. Кромы Орловской губ., скорее всего Рядовошь (Редовица) и Редовощинский – смежные рч. И впадающий в нее овраг в Среднем правобережном Поочье [Смол. ГБО, 144], Redhoscz сел. 1203 г. в Чехии [Prof. MJ III, 549–550], Redgoszcz (из прежней формы Radogoszcz) сел. в Польше [Rospond 1983, 114].

Радегаст, или Радого;ст — западнославянский бог, названный Гельмольдом в Славянской хронике, 1167—1168 гг., богом земли бодричей [1]. Средневековые хронисты описывают храм Редегеста в Ретре, главном городе племени ратарей.

По данным Писториуса (von Pistorius)[2], впервые описание идола Радигаста появляется в 1492 году в первом печатном издании Саксонской хроники Конрада Бото. Именно, на гравюре, помещенной в 1133 году, изображен бог Радигаст и сделана подпись:В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове - птицу.
Оригинальный текст (нем.)  [показать]
 
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/e5/Redegast.png


На гравюре «Радегаст стоит обнажённым на постаменте, у него радостное юношеское лицо и курчавые волосы, на голове — птица с расправленными крыльями. В правой руке он держит у груди голову быка, а в левой — секиру. Помимо того, что гравюра на дереве содержит больше сведений, чем само описание, ошибка состоит в том, что изображения рук заменены местами в результате недосмотра резчика, который вырезал руки так, как было на рисунке, и потому секира оказалась в левой руке.»[3] В тексте самой Саксонской хроники о Радигасте не сказано ни слова, что давало повод отнести её на счет фантазии иллюстраторов. Тем не менее, по этому оригиналу делались все рисунки, которые встречаются у авторов XVII—XVIII века, напр., Вестфалена (Westphalen, Monumenta indedita rerum Germanicarum praecipue Cimbricarum et Megapolensium), Бера (Beehr, Rebus Mekelburgicis) и в издании Bangert’а Славянской хроники Гельмольда.

В Mater Verborum бог Радигост сопоставлен Меркурию и сообщено, что он внук Кирта (лат. Mercurius: Radihost, wnuk Kirtow), Кирт же, наряду с Сытивратом (лат. Sytiwrat) и Гладолетом (лат. Hladolet), — славянский Сатурн. [4] Сербо-лужицкий этнограф Абрахам Френцель (1696) пишет: «De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo».

Есть современные исследователи, считающие, что у славян такого божества, как Радогост , никогда не существовало. Раз впервые этого вопроса каснулся лишь Титмар, который сообщил, что в земле славянского племени редарей есть город Радогощ, в котором поклоняются главному богу Сварожичу. А поздние хронисты и историки, судя по всему, пользовались лишь этими данными. Через полвека Адам Бременский пишет уже о городе Ретре и боге Радегасте. Исследователи считают, что он ошибся и перепутал название божества, города и племени, причём имя Сварожич выпало. Известно, что Сварожич — широко распространённое у славян имя божества. Также известно о многих славянских личных именах на гост-, а славяне не называли детей в честь божеств. Кроме того, у западных славян встречается множество топонимов на -гост. Отсюда,  Радогост — это только название города, что такого божества не существовало, а появилось оно только из-за ошибки одного из хронистов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Радогост

Индоевропейская Гестия – богиня добра и домашнего очага – не против домовитости имен на «-гост-«.

Интернет не против обсуждать такую проблему
Среди антской знати с 4 века (7) были очень популярны и распространены имена с компонентом "гаст": Ардагаст, Андрагаст, Анангаст, Доброгаст, Келагаст, Невиогаст, Оногаст, Пирогаст, Радогаст, Унигаст и др. И из всех других народов такой же компонент мы встречаем только у франкской знати! Arogast, Bodogast (кельтские имена, где -gast - благородный, достойный) , Hodogast, Salegast, Widogast, Wisogast и др. Безусловно, франкский союз в своей основной массе - это германские племена. Словообразование типа изначального скифского: Арпоксай, Колоксай, Липоксай.

Но вот, кто такие собственно франки, т.е. правящий франкский род? По преданиям самих франков собственно франки являются пришельцами среди германских племен и пришли они с территории именно Северного Причерноморья (кста, интересно, что Боги и правящий род норманнов по преданиям самих норманнов тоже являются пришельцами в Скандинавии и тоже пришельцами из Северного Причерноморья)!
Исследователи, обращавшие внимание на наличие компонента "гаст" среди антских имен, выдвигали предположения, что этот компонент по происхождению кельтский (что более вероятно), германский или славянский. Но в любом из этих случаев неразрешимой остается проблема, что ни у многих кельтов, ни у германцев (кроме франков), ни у ранних славян (кроме антов) имена с этим компонентом больше не встречаются!
http://forum.meta.ua/viewtopic.php?t=26843

Возьмем популярную у самих франков «КНИГУ ИСТОРИИ ФРАНКОВ» (LIBER HISTORIAE FRANCORUM).
Здесь использованы важные для народа  франкские предания (в том числе, предание о троянском происхождении франков),
http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_истории_франков

1. Начало, происхождение и деяния франкских королей и их народов хочу я рассказать 1. В Азии находится город троянцев, он называется Илиум и правил там Эней. Народ был храбр и силен 2, мужчины [были] полны неукротимой воинственности и вели постоянные войны, пока не подчинили себе окрестные народы. Тогда поднялись короли Греции с большим войском против Энея и сражались с ним в ужасной битве и много народа троянцев погибло там. Эней бежал оттого и заперся в Илиуме; они же воевали за этот город 10 лет подряд. Когда же они наконец захватили его, тиран Эней бежал и переселил свой народ для борьбы в Италию 3. Другие князья [троянцев, такие] как например Приам и Антенор погрузили оставшиеея войско, двенадцать тысяч человек, на корабли и провели их в берегов Дона 4. Они прошли через болота Меотиды в чьей близости они, наконец, прибыли в Паннонию и выстроили город, которому дали, в память о своих предках, название Сикамбрия 5, там жили они много лет и стали большим народом.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gesta_Fr/frametext.htm

2. В то время восстали, как уже часто [ранее случалось], ужасные, злобные аланы против Валентиниана, императора римлян, и остальных народов 6. Он составил в Риме большое войско, двинулся против них и одержал в сражении решительную победу. Побежденные, они пересекли Дунай, и прибыли в своем бегстве к меотийским болотам. Сказал тогда Валентиниан "Всякому, кто проникнет в эти болота и изгонит оттуда сей злой народ, тому буду я выплачивать почетное жалование десять лет". Тогда  собрались троянцы, сделали засаду, а в этом они понимали толк, [и] с остальным римским войском ворвались в болота Меотиды, изгнали оттуда и уничтожили силою меча. Тогда дал им император Валентиниан из-за непоколебимой их смелости имя франков, что на аттическом языке значит "дикие" 7.

3. Когда прошли 10 лет, послал упомянутый император к франкам сборщиков налогов под началом сенатора Примария 8, которым они должны были выплатить обычные подати. Те же в своей обычной дикой и необузданной манере приняли безрассудное решение, сказав друг другу: "Мы победили аланов, храбрый, неукротимый народ, который император с всем римским войском не мог изгнать из их болотных укрывищ; почему же должны мы, мы, которые их победили, платить налоги. А потому  восстанем мы против этого Примария и его сборщиков налогов, убъем их и заберем у них то, что они имеют при себе; а потом не будем платить римлянам податей и будем мы все вместе- свободными".  И приготовили они им [сборщикам] засаду и убили их.

4. Когда император 9 услышал это, он, выйдя из себя от гнева, приказал составить войско, состоявшее из римлян и других народов, передал верховное командование [над ним] Арестарку и двинул войска против франков. Там же, однако, произошла жестокая битва между обоими народами. В конце концов франки осознали что они уступают такому большому войску и отошли с очень тяжелыми потерями; и Приам, храбрейший из них, погиб там. Они покинули Сикамбрию, прибыли к лежащим, на отдаленнейших [местах по] Рейну, городам Германии и с своими предводителями Маркомиром, сыном Приама, и Сунно, сыном Антенора, поселились там 10; здесь жили они долгие годы. После смерти Сунно пришли они к заключению, последовав примеру остальных народов, выбрать себе короля. И Фарамир посоветовал им это, и, таким образом они выбрали его сына, Фарамунда 11, своим королем с вьющимися волосами. Тогда же появились у них впервые и законы, выработанные старейшинами племени, именами Визоваст, Визогаст, Арогаст и Салегаст в местах Ботхагм, Салехагм, и Видехагм, по ту сторону Рейна 12. 
 http://proza.ru/2009/06/03/248

Имена типа Арбогаст и Маркомер не чужды раннесредневековым славянам, соседним к ним вандалам (Свод древнейших письменных известий о славянах. Том 2. 1995. С. 555, 559, 563 и др.)  http://proza.ru/2009/06/03/248

Критики вероятности Радогоща как славянского бога привычно избегают неудобные для них факты. Радамсад как полководец начала 4 века или Радагайс как герой начала 5 века есть – божеств с именами Радогощ у славян хотя бы со времен поздней античности быть не может. И все же поговорим об этом поподробнее.

РАДИГАСТ (РАДОГОЩ) — молниеносный бог, "светозарный гость", являющийся с возвратом весны; по одной из версий - это вариация имени Даж(д)ьбога. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю. Славяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местного очага, бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и также торговли вообще. Славянский Радогощ(Радигость) изображался с головою буйвола на груди. http://ariskpriest.narod.ru/SlovarPersonagei.html
Третьим центром язычества у балтийских славян был город Радигощ в земле ратарей. По описанию Титмара Мерзебургского город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Лес этот считался священным и неприкосновенным. Внутри города, куда вели трое ворот, стояло только одно деревянное святилище, стены которого были украшены снаружи рогами зверей, а изнутри резьбою с изображением богов и богинь. В святилище стояли грозные статуи богов, одетые в шлемы и панцири, и первое место среди них занимал идол Сварожича, почитаемого всеми славянами.
Возле берега Балтийского моря лежит огромный остров Руян (нем. Rugen). От острова тонким перешейком отделяется полуостров Витов. А на скалистом мысу полуострова, выступающем в море (скала более 40 м. высотой), стоял в IX-XII вв. священный городок Аркона. Мыс отделялся рвом, валом и плетневой стеной («плотиной»). О святилище Арконы подробнее всех сообщил Саксон Грамматик:

«Посреди города лежит открытая площадь, где находилась святыня, которая связывала балтийских словен в один народ, - храм Святовита. Храм был деревянным,.. изящно построенным. Он был окружен забором, который привлекал взгляд искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными… Самое капище состояло из двух отделений. Снаружи его ограждала стена и покрывала красная кровля, внутренняя отделялась четырьмя столбами и вместо стен прикрыта была завесами из богатых пурпуровых ковров, достигавших земли. С наружными стенами это внутреннее святилище, в котором стоял истукан Святовита, соединялось только кровлею и несколькими поперечными балками. Святовит, - большой, превосходящий рост человеческий, - кумир с четырьмя головами,.. волосы и борода были стрижены коротко. В правой руке кумир держал рог из различных металлов.., левая рука, которою кумир упирался в бок, подобилась луку».

При храме бога Святовита, вооруженного огромным мечем, содержался совершенно белый конь, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста считалось несчастьем. При наступавшей войне у коня как бы испрашивали решение о предстоящем успехе или неуспехе следующим образом. Перед храмом втыкали остриями в землю тройной ряд копий. Ряды копьев, связанных накрест по два, ровно отстояли один от другого. Жрец, после торжественного общенародного молебна божеству, выводил коня за узду. Если конь делал шаг через копья прежде правой, а потом левой ногой, - это почитали за счастливый признак («дело правое»). Если же конь шагнул хоть раз сперва левой ногой, то план войны изменялся (Шеппинг. Святовит). Через действие коня, как очевидно считалось, проявлялась воля самого Святовита. Жрец в таком случае выступал как «судия», но в этом слове звучало скромное его положение по отношению к божьему суду (суд и я). А слово «конь» расшифровывается: «кон есть» (не просто лошадь).

Арконскому Святовиту поклонялись все западные словене, «давала дань вся славянская земля». Храм содержался также за счет народных приношений, частных пожертвований и даров.

 При храме Святовита имелось особое войско в 300 вооруженных всадников, а в конюшнях Арконы содержалось для них очевидно вдвое большее количество белых коней (по образцу белого коня Святовита). Явление было удивительным, так как особых войск при храмах других народов в Европе не существовало. Храмовое войско бесспорно считалось у словен священным. Оно состояло, вероятнее всего, из посланцев-юношей 300 ругских родов. Причем юноши, конечно, периодически сменялись, но уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами. 300 всадников охранной дружины храма Святовита назывались «витязями»1, - что можно подкрепить анализом названия.

Слово «витязь» состоит из корня «вит», местоимения «яз» и окончания «ь» (ерь), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «я есть вит». Остров Руян был знаменит храмами языческих богов, которые имелись (помимо Арконы) в Коренице, Корбеле. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. – свет, еще украинск. свit – весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева истуканы были многоголовыми: Святовит имел 4 головы, Перевит – 5, Коревит – 5 лиц (четыре – под одним черепом, пятое – на груди), Руговит – 7. В немецких хрониках имена богов всячески перевраны, но словенское окончание «вит» писалось всюду верно: немецкое wiht, wicht означало некое лицо, персону и относилось к сверхъестественным силам: духам, демонам. От словенских богов – «витов» - и более ниоткуда произошло слово «витязь». Слово было в употреблении у чехов, - наиболее близких к западным словенам, а «witezki» означало у них – «победоносный».

Чехи и поляки приняли христианство в IX-X веках, в X-XII веках оно почти полностью победило язычество у норманнов. Полабские и поморские словене-язычники оказались в середине Европы внутри кольца христианских государств: священной Римской (Германской) империи, Датского, Норвежского, Шведского, Польского, Чешского королевств. Но они продолжали упорствовать в своем язычестве2, продержавшись в самом центре христианской Европы в постоянных войнах более трех столетий (IX-XII вв.)! Это было удивительное историческое явление. Как же словенам удавалось так долго отбиваться от наседавших со всех сторон врагов?!!

Судьбоносные кони содержались при богах и континах многих городов словен. В Щетине Поморском при храме Триглава содержался черный конь, при храмах в поморском же Волыне, лютическом Радогоще, стодорянском Сгорельце… вероятно кони других мастей. Их также использовали для предсказаний, по разному раскладывая копья. И как в Арконе, при континах других богов, в других племенных центрах также содержалось по 300 витязей, «рекрутируемых» из других словенских племен, - ведь это были, по существу, необходимые охранные войска священных градов-крепостей. Поэтому в битвах, например, против германских войск впереди словен выступали во главе с «божественными» конями по 300 витязей на конях, одноцветных с конем божества: на белых конях 300 витязей Святовита, на черных – 300 витязей Триглава, на рыжих – 300 витязей Яровита… Соответствующими были возможно цвета одежд всадников: белые, черные, красные... Каковы были эти воины?

Датским христианским королям в XII веке пришлось шесть раз совершать безуспешные походы на Руян, безрезультатно штурмовать Аркону. Отсюда не трудно догадаться о высоком призвании витязей, об их выдающихся достоинствах. Только в седьмой раз датчанам удалось захватить остров, перебив всех его святых защитников. Случилось это потому, что в 1168 году папой римским был объявлен всеобщий крестовый поход на балтийских словен и они были разгромлены одновременным ударом со всех сторон мобилизованных церковью немцев, датчан, шведов, поляков… Вот когда кольцо христианских государств Европы сомкнулось в центре, обрушив язычество словен.

Однако витязи продолжали борьбу за своих богов и после этого погрома, устроенного всей христианской Европой. В норманнских сагах («О иомских витязях» и др.) рассказывается о том, как в Иоме (Иомсбурге) существовала своеобразная интернациональная «запорожская сечь». Здесь обитали словене-язычники, бежавшие сюда от захваченных немцами родных земель, а также язычники датчане, норвежцы, шведы… Гильфердинг И. в своей «Истории балтийских славян» писал об Иоме и иомских витязях: «Это притон удальцов в земле славянской, был убежищем и защитником упадающего язычества… Иомское поселение произошло от союза датчан и славян, стоящих за старых богов, против христианства и немецкого влияния» (Собр. соч., 4, с.443).
http://arkona.hoter.ru/

Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст – Сварожич, бог плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дед славян, сын Сварога. ("Ипатьевская летопись"), согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." – бог солнца и живительной силы.

В поучениях против язычества (Лет. рус. лит. т.IV, 89, 92, 97, 107) среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова – не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ".
Прародитель славянского рода по "Слову о полку Игореве":
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась".

"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".

Он же Радегаст, Радогост — у западных, Радигощ и Радогощ – у вятичей. Сын Сварога, внук Кръта ("Славянская хроника" Гельмольд, "Хроника" Дитмар Мержиборжский, "Mater Verborum"), бог солнца и явьего Света (соотносимый с Митрой и Аполлоном Таргелием), его день – воскресенье, его металл – золото, его камень – яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь — 953 г. разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь, как Радигош, Радогощ – на его роль претендуют два городища – это либо Погар на реке Судость (притоке Десны) к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо это собственно Радогошь на реке Нерусса к северу от Севска и к западу от Крома. Священным животным Даждьбога-Радегаста считался лев, Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. У Радегаста, как и у Вишну, священным животным являлся также вепрь.
http://fenomens.narod.ru/religiya/sbsl.htm#Dazhbog

Часть римлян поддерживала Алариха в его осаде «вечного города». Среди них особой активность отличалась Прова (Проба) http://www.krotov.info/acts/06/2/prokop6.html
http://www.krotov.info/acts/06/2/prokop6.html http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ALARIH.html и др.

И наряду с Радогощем у славян отмечено почитание Прова (Прове) – уже мужской ипостаси, бога права. Конечно, почитание обоих божеств было задолго до Радагайса и Пробы. Но события начала 5 века могли отчасти усилить эти культы, звучавшие имена реальных исторических героев повышали статус божеств, имевших схожие имена.

Проно, Прово, Прове (Рrovo; Проба) – бог права, бог дубовых рощ, его день – вторник (хотя у Перуна – четверг), почитался ваграми, бог альденбургской земли (Гельмольд, "Славянская хроника" 1157-1170-е): "... мы отправились дальше по Славии в гости к одному могущественному человеку, имя которому было Тешемир, ибо он приглашал нас к себе. И случилось, что по дороге мы пришли в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь, среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу этой земли — Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной искусно сделанной оградой, имевшей двое врат. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли... Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны." О нем сообщают также "Щедий Михей, "О германских богах" (ок 1750 г), А.Френцель ("История народов и обычаев Верхней Лужицы",1696). http://fenomens.narod.ru/religiya/sbsl.htm#Prono

Возможно, все эти сведения в сумме позволят чаще обращать внимание на Радагайса как на скифа во главе полиэтничных войск, выходивших из Великой Скифии на земли Римской империи. Именно с 5 века н.э. археологи отмечают более устойчивое закрепление славян на придунайских территориях. Часть войск Радагайса стала гвардейцами у Рима. Затем не гнушались набирать в гвардию славян и императоры Византии. Гвардия князя Небула при Юстиниане Втором насчитывала 30 тысяч всадников.


Рецензии