Овцы, волки и козлища

ПРО РЯЖЕНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ И ВОЛКОВ В ОВЕЧЬИХ ШКУРАХ

Знание об истинах не тождественно познанию истин

Интересно идет процесс познания: слой за слоем. Подобно процессу редактирования талантливо, но безграмотно написанного текста. Поправил один уровень ошибок — проступил другой, поправил этот — обнаружил следующий. И таких слоев может быть N-ное количество, причем, пока не снят первый слой — второй остается невидимым, не доступным для восприятия.

Долго в моем сознании было лишь частичное понимание упоминаемых в Евангелии образов овец, козлищ, волков в овечьих шкурах…

Многие годы накапливался духовный и житейский опыт, необходимый для осознания и понимания. Но что интересно, образы ведь работают с нами не зависимо от нашего понимания, они создают чувство, переживание, ощущение, которое направляет душу в нужное русло и, постепенно, формирует вИдение-понимание. Именно поэтому Христос говорил притчами, чтобы в самое разное историческое время самые разные люди могли снимать все новые слои заложенных Им смыслов.

Итак, Господь назвал нас овцами, а себя — Пастухом стада овец. Овца — неагрессивное и, в общем, неразумное животное. Для себя я расшифровала этот образ, объясняющий нашу суть, так: мы нуждаемся в Пастухе, то есть не можем быть самодостаточными и вполне самостоятельными.

Царица Александра говорила почти то же: «народ — дитя», то есть неразумен, внушаем, доверчив и нуждается в руководстве и опеке. Мы легко можем увидеть, что ныне власть имущие используют это наше природное качество в корыстных целях. Лишь Христос — истинный Пастырь своих овец, Сам полагает душу свою за нас.

Народ, однако, уже не помнит себя, не знает своей сути, а потому мнит о себе, чрезмерно дорожит своим мнением, не взирая даже на увещания Спасителя и Церкви Его.

Господь говорил нам и о козлищах, которые затесались в овечье стадо, и обещал, что овцы, в свое время, будут отделены от козлищ.

В связи с тем, что я типичный городской житель, этот образ был долго непонятен мне. Лишь узнав, что козлы страшно смердят, я уразумела, что козлища — символ нечистоты. Действительно, встречаются люди, которые любят нечистоты и, естественно, устремлены к сокровищам сердца своего — в грязь. Их сердца любят то, что смердит пред Господом. Понятно, что на своем пути встретить Бога они вряд ли смогут, разве только как исключение, если Господь Сам явит к ним милость и сотворит чудо (не нам о том судить).

Волки, понятно, — образ хищников. Мне встречались такие пожиратели чужой жизни, чужой радости, чужих добродетелей. У них, правда, есть «клыки», которые больно вонзаются в сердца ближних, раня их и причиняя страдания. Они — насильники, ибо творят душевное или духовное насилие, они посягают на то, что им не принадлежит.

Господь также говорит  о волках в овечьих шкурах. Изначально сознание верно расшифровывает этот образ: внешняя (показная) добродетель. Но лишь со временем приходит глубина постижения его, головокружительная глубина.

Если с волками и козлищами все просто и ясно, то с волками в овечьей шкуре — лишь на первый взгляд.

Мы призваны быть незлобивыми овцами, послушными Пастуху. Все мы знаем об этом. Таков образ христианина, такими мы хотим видеть себя и выглядеть перед окружающими. Евангелие рисует нам подробный портрет истинного христианина и дает массу указаний как таковым стать.

Но беда наша в том, что путь становления христианина — это не умозрительное прохождение этого пути, не абстрактное теоретизирование на тему, а реальное дело — подвиг. Без подвига нет христианина.

Только действительно возлюбивший Христа начинает строить жизнь свою реально по заповедям. Воображать что-либо крайне просто, но и крайне опасно. Слишком легко внушить себе то, чего нет, но очень хочется. Слишком легко вообразить себя христианином — мы же знаем что это значит, мы же много читали, даже учились — МЫ ВСЁ ЗНАЕМ! Но путь ко Христу — не знание, а страдание ради Него, отказ от себя и своего в пользу ближнего и Его.

Живя благополучно, в комфорте и довольстве, человек не может стать настоящей овцой стада Христового, у него нет возможности обнаружить в себе волка. А он там есть — сидит, наряженный в овечью шкурку.

Ряженый волк агрессивен, он не любит ближнего, а лишь изображает любовь — по этому признаку его легко можно обнаружить. Потому любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Но что такое эта самая любовь? Ряженый волк смотрит на себя в зеркало и вполне доволен собой: очень милая овца.

Потому и дал Господь заповеди. Тот, кто любит Его, то есть Красоту, Чистоту, Любовь, Добро, Истину, тот обязательно потянется сердцем к Нему, захочет исполнить все Им заповеданное. И, по мере исполнения, будет вновь и вновь, слой за слоем, открывать свое сердце Господу, очищая его от всяческой скверны. В центре личности своей он поставит Христа и ближнего, сместив самость свою — только не умозрительно, а реально, через подвиг самоотречения, самозабвения, через подвиг служения Христу и Христовым ценностям. А без такого подвига ряженные волки остаются волками.

Исходя из всего вышесказанного, я делаю весьма печальный вывод. Типичный христианин нашего времени — скорее ряженый волк, чем овца. Именно поэтому столь часто окружающие ужасаются, видя на что мы способны. Назвавшись христианами, мы таковыми, увы, не стали. Гробы крашеные — наше второе имя.

Обо всем этом я размышляла раньше. А сегодня вот подумалось: а бывают ли ряженые под волков овцы? Думаю, да. Только эти «волки» вовсе не страшны Христу, хотя мы, конечно, можем принять их за волков.

А представьте себе схватку ряженой овцы с ряженым волком. Кому будет сочувствовать толпа ряженых доброделателей?

А козлища ряженые могут быть? Наверное, могут, но козла всегда выдаст его запах…


Рецензии