Свирель Господня

Зимний вечер. Тревожно будоражащее предконцертное оживление у входа в Большой Зал. Фонари сияют. Напирают счастливцы, прокладывают русло, втекая в святая святых – за некую магическую границу.

Из тихого снегопада являются и проходят совсем рядом недосягаемые, осиянные мировой славой великие музыканты со своими спутницами: меха, искры неподдельных бриллиантов, сладко-горькие волны бесценных духов, как бы отрешенные от всего мирского, пошлого и плоского, возвышенно-неприступные лица титанов.

Ты же – где-то в толпе безнадежно рвущихся примкнуть к ним, среди навеки прописанных на галерке, с завистливой печалью провожаешь взглядом тех, что проходят. С внезапной радостью узнавания находишь овеянные благодатью серебряные виски гениальных маэстро.

Вон проносит холодное олимпийское лицо Рихтер, вон по-бетховенски некрасивый Гилельс, вон – застенчивый, невысокий Леонид Kоган, вдохновенный Светланов...

Демиурги, подвижники Музыки собираются в святилище на свою вечерню. Но всё меняется вдруг.

Дальняя родственница, по службе вхожая в этот заповедный мир, встречает и ведет меня за руку по неким потайным подземным переходам, по темным коридорчикам и лесенкам, по закоулкам, пахнущим стариной, неистребимой слежавшейся пылью... Проводит и тащит под непонятными циклопическими агрегатами, похожими на извилистые переплетения гигантских артерий невообразимой сосудистой системы.

– Садись здесь... вон табуретка, но только тише... ни звука. Ну все, я пошла...

И вот я один. Сижу на дне какой-то узкой маленькой шахты, еще не веря в свою удачу, еще ничего не соображая, ошеломленный неожиданно свалившимся расположением небес, понемногу прихожу в себя, стараюсь осмотреться.

Где я? Все обычные ракурсы перевернуты, перспективы спутаны и искажены: на линии глаз – край какой-то необозримой площадки, над головой все те же детали колоссального металлического организма...

Доносится шелестящий гул, и в какую-то щель меж тускло-бурыми занавесями различаю высоко поднятый и высвеченный кругом прожектора желтый паркетный кусок сцены, а за ним – неясное беспокойное колыхание, хлопки, покашливания, ропот многих голосов, отдельные всплески смеха, восклицаний...

И вдруг – нарастающий гром как от крыльев тысяч взметнувшихся птиц.

Мимо меня, обдав ветром стремительного движения, проносится темная тень – порывистая спина во фраке, белый слепящий удар воротника крахмальной сорочки и пригнутая напруженная темно-курчавая голова.

Поклон. Спина в черном выхвачена лучом света. Резкий оборот жадного губастого лица. Быстрые шаги к высокой конторке пульта. Отброс назад головы. Слепой бросок рук...

И громадная, придавливающая тяжесть рокочущего перебора грозных звуков обрушивается на меня.

Это хрипло-рычащее горнее пение подхватывается и разворачивается ввысь тонкими пронзительно-отчаянными голосами... Kороткая борьба, несогласие и препирательство обращаются мощным созвучием. Плакальщицы возносят рыдания небу под грохот низвергаемых хребтов.

Рев и холодные прозрачные ледяные стрелы падают сверху, вбивают меня в пол моей тесной ниши, а этот первый всесметающий натиск истаивает в долгом глубочайшем вздохе... Но вновь разрывающие мироздание звуковые каскады ниспадают на меня отовсюду, – и все существо мое покорно им в резонансе, всякая клетка моя дрожит и вибрирует вместе с ними...  сейчас взорвусь, весь превращусь в пульсирующие атомы, погибну и разлечусь тяжелыми частицами звуков... Возношусь - и погибаю...

Я понимаю, что сижу прямо под органом, прямо под многометровыми звуковыми трубами, внутри исполинской музыкальной машины, а этот страшный рокот, и плач, и зов – есть Бах, воскресающий под руками Гродберга. Бах, орган и Гродберг – нерасторжимая триада абсолютного повелевания сущими мирами...

Орган расходится, ширится в неистовстве звука, голоса его труб гуляют, перебегают вблизи и уносятся в пространство, в высь купола собора, в даль Божьего неба. Звуки отрываются и парят, истаивают и нарождаются из ничего, из могучего вселенского дыхания – и я не гибну, не глохну, я просто сам становлюсь звучащей частью органа, живой клеточкой мессы, и какие-то дрожащие обертоны моей плоти участвуют в этом сражении...

Тело и душа свыкаются, сродняются с переливами и перепадами животворящего грома, в этом сплетении гибели и творения – такая неоспоримость, перед которой все ничтожно, все уменьшено в несчетное число раз – до невидимости, до полнейшего распыления. Живу только звуками и вновь ничего не могу понять, когда это вдруг обрывается после протяженного, нескончаемого басового аккорда...

Я еще дышу этим звуком, еще храню в себе его дрожь, когда в шуме аплодисментов органист проносится рядом, почти касаясь меня, пробегает, ничего не видя, еще весь в том звуковороте, на ходу скидывает фрак, утирает длинным белым полотенцем лицо, толстую шею, мокрый лоб. Kрепыш-молотобоец, выковавший Бахову мессу, вновь взмахивает черными крыльями фрака, вдевает в рукава короткие руки и улетает к пульту клавиатуры, усаживается, укрепляется и неуловимым движением ног пробегает по широким планкам педалей, вызывая надо мной ворчливый говор потревоженного атланта...

И вновь происходит это. Из рокота и нежнейшего флейтового парения сотворяется музыка, и снова он, Гродберг, раз за разом пролетает мимо меня сосредоточенным сгустком вдохновения, пробегает, швыряет ворохом цветы, сбрасывает фрак, обмахивается, пропитывает полотенцем мокрые лицо, шею, и вновь, как ненасытный лев, устремляется к пульту.

И я уже изнемогаю в паузах, уже не могу без этих раскатов перемещаемых вершин, без этого ветра, без молитвенных прорывов к Нему, где Бах восседает у Его подножья, играя Ему на своей свирели...

И это длится – вне времени. После долгого антракта – опустошение. Я вдруг понимаю, что вот это, слышимое мной, и вот  т а к – не слышит никто из сидящих в зале, что так не слышит самого себя и сам Гродберг, что мне подарена минута поразительного постижения и сопричастности с тем, ради чего стоит рождаться на этот свет и с чем не страшно исчезать.


1989


Рецензии
Какая Музыка была...какая Музыка играла! Одно название "Свирель Господня" уже настраивает душу на трепетный и нежный лад! И вот... "Все обычные ракурсы перевернуты, перспективы спутаны"... и только ЕЕ Величество Музыка наполняет тебя своим Волшебством от кончиков пальцев до кончиков волос, всю сущность...и звучит, звучит, звучит! "И это длится вне времени".
Благодарю, Феликс, что "мне подарена минута поразительного постижения и сопричастности с тем, ради чего стоит рождаться на этот свет и с чем не страшно исчезать". Видите и слов своих нет. Всё-вашими... Очарована! (похоже сидела на соседней табуретке)))С сердечным теплом и пожеланием всех благ, искренне:)),

Ирина Ярославна   20.03.2011 22:16     Заявить о нарушении
Я распечатала Ваш роман. Когда прочитаю, обязательно отзовусь. С уважением,

Ирина Ярославна   20.03.2011 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.