Культы. митра

 
     Долго сомневался, выкладывать здесь этот пост или нет? Но, все-таки, хоть и косвенно, он имеет отношение к политике, к политике церкви. Поэтому не обессудьте.

     Митра — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу-предку индийцев и иранцев.
     Индийские Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитиев, которые все вместе являлись верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка.   
     Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком.
     В гимнах, однако, существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью.
     Любопытно, что исследователи индоиранской мифологии уже давно установили идентичность индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам).
Глава Адитиев, Варуна просто копия иранского Агурамазду; спутник Варуны — Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифре.

     Есть предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием ещё более раннего семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло «семерицу» верховных божеств.
     За несколько сотен лет до нашей эры, возникла особая религия, связанная с культом Митры – митраизм.
Митраизм получил наибольшее распространение в I - II веке нашей эры на территории всей Римской империи, особенно в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами Митры, считавшегося - богом, приносящим победу.
     До наших дней сохранились остатки многочисленных святилищ - митреумов (вблизи римских лагерных стоянок).
     Выше приведено каноническое изображение Митры убивающего быка, наиболее часто встречающееся на стенах святилищ.
     Очень важную роль в распространении культа Митры сыграли социальные низы империи, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство, среди посвященных в него, и сулил блаженную жизнь после смерти.
     В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам, состоявшие из жертвоприношений, культовых трапез, танцев и пр.
     С конца II века римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры и, в течение нескольких сотен лет, митраизм стал одним из главных соперников  раннего христианства.

     В III – IV веках нашей эры митраизм и христианство были признаны равноправными религиями всей Римской империи. При этом культ Митры главенствовал особенно в западной половине империи, а христианство стало гораздо раньше преобладающей религией восточной части империи.
     Таким образом, в некоторых источниках борьба между Митрой и Христом трактовалась как противостояние между Западом и Востоком.
     Всё это было бы интересно как исторический факт и не более того, если бы не одно но – история Митры в древнеперсидских гимнах:

     Для них он был не только богом солнца, но и провозвестником истины.
     Родился Митра в пещере в день зимнего солнцестояния. Мать Митры Анахита была девственницей, и при рождении его присутствовали пастыри, принесшие ему дары.
      У него было двенадцать учеников, и они сопровождали его во всех странствиях. Похоронили Митру в гробнице, а вскоре он воскрес из мертвых. И его воскрешение каждый год праздновали как возрождение.
     Вам не кажется эта история до боли знакомой?
     А между тем эта традиция существовала у персов еще за несколько столетий, до рождения Христа.
     Может именно по этому последователи Христа сделали всё, чтобы это учение было забыто, а его адепты уничтожены, впрочем, как и храмы, которые ещё в древности сровняли с землей.
     Да и разве могло быть иначе после того, как церковь объявила Митру исчадьем Сатаны?
Вот такая получается история.


Рецензии
К глубокому сожалению автор не ответит, но кто-нибудь прочтет.

1."А между тем эта традиция существовала у персов еще за несколько столетий, до рождения Христа".

2.И о "схожести":

На самом деле в Римской империи митраизм появился после Христа: “самые ранние материальные памятники митраистского культа датируются концом I столетия нашей эры, а достиг пика своей популярности он лишь в III столетии” (David Ulansey. The Cosmic Misteries of Mitras. NY., 1991).

Лучшим способом оценить влияние, которое якобы оказали на ранние христианские верования о смерти и воскресении Христа языческие мифы об умирающем и воскресающем боге-спасителе, будет внимательное изучение предполагаемых аналогий. Смерть Иисуса отличается от смертей языческих богов по крайней мере по шести позициям:

1) Ни один из так называемых богов-спасителей не умер за кого-то другого. Идея о Сыне Божьем, умирающем вместо своих созданий, присуща только христианству.

2) Только Иисус умер за грехи. Как отмечает Гюнтер Вагнер, “ни одному из языческих богов не приписывали намерение помочь людям. Смерть, которой они умирали, была совершенно иной (несчастный случай на охоте, самооскопление и т.п.)”

3) Иисус умер один раз и навсегда (Евр. 7:27; 9:25-28; 10:10-14). Напротив, боги мистических культов были божествами растительности, и их повторяющаяся смерть и воскресение отражали ежегодный цикл природы.

4) Смерть Иисуса была действительным историческим событием. Смерть богов мистических культов описывается в мифологической драме, не имеющей исторической основы; постоянное повторение этой драмы знаменует собой постоянно повторяющиеся смерть и возрождение природы. Неопровержимый факт, что ранняя Церковь верила в реальность исторических событий, на которых основывалась проповедь смерти и воскресения Иисуса, превращает в абсурд любую попытку доказать происхождение этой веры от мифических, неисторических историй языческих культов.

5) В отличие от богов мистических культов, Иисус умер добровольно. Ни на что подобное в мистериях нет даже намека.

6) И, наконец, смерть Иисуса была не поражением, а триумфом. Христианство абсолютно не похоже на языческие культы тем, что весть о смерти Иисуса для христиан является посланием о триумфе. Даже когда Иисус терпел боль и унижение на кресте, Он был победителем. Торжествующие интонации Нового Завета резко контрастируют с духом мистических религий, последователи которых плакали и скорбели об ужасной участи, постигшей их богов.

7) Митру вообще нельзя назвать умирающим и воскресающим богом.

Алексей Косиновъ   03.11.2010 04:51     Заявить о нарушении
Алексей ,дорогой.. Здесь читаю и отвечаю только я. Я приняла на себя этот долг перед покойным Сашей.

Я не буду дискутировать с Вами по простой причине- я не принадлежу к Христианской учению.
У Чистильщика открыта дискуссия- Вам там будет комфортабельнее.
С благодарностью и уважением, Соня.

София Павлова   04.11.2010 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.