Голодомор в воспоминаниях моей бабушки

Моя бабушка, Циля Ханаановна Бух, 1906 года рождения, работала в учреждении, которое занималось спасением осиротевших во время Голодомора детей и доставкой их в детские дома. Я буду писать только то, что слышал от своей бабушки, никак это не комментируя.
Моя бабушка Циля была уроженкой села Белополье Казатинского района Винницкой области, но, после того, как вышла замуж в 1927 году, переехала в Киев. Ее рассказы я слушал в 70-е годы, когда само упоминание о голоде с СССР в 32-33 году расценивалось как антисоветская пропаганда. И еще, можете мне поверить на слово, моя бабушка Циля украинской националисткой не была. Но это все предисловие, теперь — по сути.
Во-первых, во время Голодомора, 32-33 годы, всякое свободное передвижение граждан было запрещено, по крайней мере, на Украине. Все население должно было находиться в населенных пунктах, где оно проживало. Выезд на законном основании мог быть только по служебной надобности. Моей бабушке во время каждой командировки выдавался документ, в которой были указаны маршрут, цель поездки и даты с указанием, где и когда она должна была находиться.
Она ездила в составе групп численностью человек в 10. Эти группы собирали детей, которые находились в различных стадиях истощения. Их направляли в лечебные учреждения, и, в дальнейшем, если они выживали, их отправляли в детские дома.
Сельское население Украины на тот момент практически не имела доступа к продуктам питания, и, при этом, не имело право покинуть места своего проживания. А население городов получало продукты по карточкам и в городах голода практически не было.
Условием, при котором истощенных детей забирало учреждение, в котором работала моя бабушка, было то, что данный ребенок страдал от истощения, и у него не было близких родственников (родителей, бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер). Население пыталось скрыть наличие родственников, пытаясь спасти детей, но это тщательно проверялось. Такой проверкой занималось примерно половина группы, в составе которой работала моя бабушка и, только после их заключения об отсутствии родственников, ребенка отправляли в лечебное учреждение.
Таких детей было такое количество, что для их приема были развернуты специальные палаты в больницах Киева.

PS. Моя бабушку Циля, земля ей пухом, никогда меня не обманывала.


Рецензии
Михаил, я, как мне кажется, тоже человек непредвзято видящий все эти события.
Что можно понять из Вашего рассказа:
1. Голод был - да этого никто и не отрицает.
2. Были приняты все меры, чтобы толпы обезумевших от голода людей не создали неуправляемую толпу, когда жертв могло быть гораздо больше - хаос в городах, погромы складов, остановка производства, вооруженное противостояние - т.е. обычный голодный бунт.
3. По крайней мере детей пытались спасти централизованно - т.е. песня о намеренном геноциде изначально ложна.

Спасибо за сохранение памяти очевидца - это дорогого стоит.

опечатки в тексте:
проверкой занималАсь примерно половина группы
PS. Моя бабушкА Циля

Владимир Репин   28.11.2009 18:15     Заявить о нарушении
При Советах официальных голодомора было три: в 1921 году, в 1932-33-годах, в 1947 году. Но деревня (большинство колхозников) при Советах жила впроголодь с 1930-года до войны, во время войны, после войны где-то до прихода Хрущева. Это я испытал на себе. Но я ничего не знал ни о голодоморах, ни о тяжелой жизни в стране. Все открылось потом. Объяснение власть нашла: все надо было пережить, чтобы победить нашего союзника...простите, нашего врага - гитлеровскую Германию.

Сергей Корягин   28.11.2009 20:16   Заявить о нарушении