Евхаристия и время. Размышления в Великий Четверг

Тайная Вечеря Христа с учениками, где Им были произнесены слова, согласно которым хлеб и вино, бывшие за той трапезой, стали Его Телом и Его Кровью. Действительны ли сегодня на каждой Литургией эти слова, сказанные Им тогда ученикам по поводу определенных хлеба и вина? Нет ли в этом ошибки, когда символические слова воспринимаются нами как заклинание, когда произносящий их по примеру Христа священник предстает сегодня неким волшебником? Или же наоборот, не заблуждаемся ли мы, считая действительным изменение сущности вещей и преложение за Литургией хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы? Ответ на эти вопросы может нам дать лишь наше понимание и восприятие времени.

Мы, современные люди, привыкли считать время неким параметром. Любые вычисления, самые всевозможные исследования, даже исторические факты и детские сказки, а также произведения эпоса мы рассматриваем в контексте времени. «Это было тогда-то», - говорим мы, разделяя события по их причинно следственной взаимосвязи и дополняя это разделение хронологией. Точно также и в Литургии – мы перечисляем события, глобальные события человеческой истории – сотворение человека, грехопадение человека, пришествие Спасителя, восстановление падшего человека и т.п. Но использование в литургической молитве причинно-следственной связи не предполагает совмещение ее с историческим контекстом – мы не используем хронологию. Молитва течет вне исторического контекста. И в этом – ее чудесное свойство. Как будто мы раз за разом входим в одну и ту же текущую реку, в которую, по мнению философа, «невозможно войти дважды». А мы входим – и в этом проявляется чудо Евхаристии.

Если стать вблизи текущей реки, то можно почувствовать время. Оно течет подобно воде в реке. Если вода остановится, то она потеряет свои живительные свойства – стоячая вода мертва, и это ее свойство отражено в эпосе многих народов, эта же мысль содержится и в Библии. И время лишь тогда прекращает свое движение, когда наступает Вечность.
Но свойство текущей воды таково, что изменяясь по внешним признакам, она остается неизменной по своим главным свойствам, согласно которым, кстати, она приобретает качества, делающие ее подобной времени. Поэтому теча е меняясь, вода, все-таки, остается неизменной. Точно также и время. Изменяясь внешне время, ход которого остановить невозможно, по своему внутреннему характеру остается неизменным. И в этой его неизменности нам открывается Вечность. Но Вечность - не мертвящая, пустая и холодная бездна, а Вечность дающая жизнь и наполняющая эту жизнь глубоким смыслом. И именно это свойство времени раскрывается в Евхаристии.

В Евхаристии используются хлеб и вино, как символы жизни. Хлеб является основным продуктом, питающим плоть человека, вино веселит его душу. Наполнение жизни содержанием и радостью – сокровенный смысл этого Таинства. Но совершенное содержание и совершенную радость в жизни дает лишь Бог, Который Сам находится вне времени. Оттого и в Евхаристии внешние символические вещи приобретают совершенно иной сущностный характер. И это их изменение также отмечено двойственностью состояния – изменяясь внутренне, вещи остаются неизменными внешне; но однажды изменившись, они уже никогда не возвращаются в прежнее состояние. Хлеб, становясь по внутреннему свойству Телом Христовым, начинает не просто питать органы тела человека, насыщая их необходимыми углеводами, аминокислотами и минеральными солями. Он дает телу человека то, что тот потерял, отойдя от Бога в грехопадении. Хлеб Евхаристии становится для человека источником не просто жизни телесной, а источником вечной жизни, восстанавливая в нем причастность к утерянному некогда совершенному состоянию, которое пребывает вечно. Евхаристическое вино, становясь Кровью Христовой, наполняет человека душой Христа, подобно тому, как собственная кровь человека несет свойства и качества его личной души. Проходя через все органы и сердце, и питая человеческий организм, Христос наполняет всего человека жизнью в вечности, выводя его из времени, отрывая жизнь человека от состояния конечности.

И тогда уже время не воспринимается как нечто страшное, несущее, в конце-концов, смерть. Тогда человеку становится не просто подвластно течение времени – тогда он просто живет в каждом уголке времени, находя везде определенный смысл своего состояния. И он не боится окончания земного времени, ибо он уже здесь, на земле, стал причастником Вечности. Как, если бы кто плыл по реке, по своему желанию заплывая в отдельные ее рукава, и причаливая, когда хотел, к берегу, и иногда поворачивал бы назад, но при этом неизменно приближаясь к тому морю, в которое река впадает, будучи причастным ему от начала замысла своего творения.

«И показал мне чистую реку воды жизни, … исходящую от престола Бога…». «Река жизни» - Христос – фактически опровергает утверждение древнего философа, ибо Он – Вечность - отличен от простой текущей реки – времени. Вечность антиномична – она динамична и неизменна, она движется и одновременно стоит, в ней течет и развивается жизнь и присутствует состояние смерти. Сможет ли мы понять ее и объяснить это словами? Наверное, нет. Мы может лишь почувствовать ее и, почувствовав, понять только то, что обрели в ней свой удел. Или НЕ обрели. Точно также как мы чувствуем Христа в Евхаристии: Он находится рядом с нами, он проникает в наше естество в Причастии, наполняя нас радостью и жизнью. Или НЕ проходит. Порой Он лишь стоит рядом, взирая со скорбью на то, как мы выходим с Его Вечери, подобно Иуде оставляя Его вне себя самих.

Реальность Христа в Его Теле и Крови в Евхаристии не зависит от нашего их восприятия. Точно так же, как не зависит течение реки от нашего желания и течение времени от нашего к нему отношения. Мы может лишь приобщиться к Нему или оттолкнуть от себя. Но бурный поток времени мы оттолкнуть не можем. А поток времени несет нас к морю спокойствия. Оттолкнем Христа и не приобретем свойства, позволяющие сочетать Время и Вечность. И тогда Вечность принесет нам смерть. Примем Христа – получим от Него самый главный дар – дар жизни в Вечности, который уже сегодня может проявиться в нас, приобщая нас к Вечному источнику радости и смысла жизни, минуя состояние смерти.


Рецензии
А какое время: КАЙРОС, ХРОНОС, ЭОН? И какой ТОПОС?

Юрий Камов 2   05.11.2013 16:09     Заявить о нарушении
В системе русского языка отсутствует такая дифференциация. В этом сложность восприятия греческого текста Священного Писания - мы не дифференцируем различное греческое обозначение времени. От этого в русском понимании время воспринимается в таких сложных формах и требует своего, русского осмысления, что лишь характеризует невозможность буквального перенесения текста из одного языка на другой.

Владимир Борисович Егоров   28.01.2014 14:16   Заявить о нарушении