Коллайдер-4

                ИНТЕРЕСНЫЕ  ФАКТЫ  О  КОЛЛАЙДЕРЕ


              ОПИСАНИЕ  РИСУНКА :

                Детекторы  и  предускорители  БАК.
                Теория  протонов р (и  тяжёлых  ионов  свинца  Рb )    начинается в  линейных  ускорителях  (  в  точках  р  и  Pb,  соответственно ).
                Затем  частицы  попадают  в   бустер  протонного  синхротрона  (PS),  через  него  -   в  протонный  суперсинхротрон  (SPS)  и,  наконец,  непосредственно  в  туннель БАК.
                Детекторы  ТОТЕМ  и  LHCf,  отсутствующие  на  схеме,  находятся
на   CMS   и  ATLAS ,  соответственно.


                СОБЫТИЯ :

                11  августа  2008  года  успешно  завершена  первая  часть  предварительных  испытаний.
                Во  время  испытаний  пучок  заряженных  частиц  прошёл  чуть  более  трёх  километров  по  одному  из  колец  БАК.
                Таким  образом,  учёным  удалось  проверить  работу  синхронизации  предварительного  ускорителя,  так  называемого  протонного  суперсинхротрона  (SPS)  и  системы  правой  доставки  луча.
                Эта  система  передаёт  в  основное  кольцо  разогнанные  пучки  таким  образом,  что  они  начинают  двигаться  по  кольцу  по  часовой  стрелке.
                В  результате  испытаний  удалось  оптимизировать  работу  системы.

                24  августа  прошёл  второй  этап  испытаний.
                Была  протестирована  инжекция  протонов  в  ускорительное  кольцо  БАК  в  направлении  против  часовой  стрелки.


                10  сентября  был  произведён  официальный  запуск  коллайдера.
                В  12 : 24 : 30   по  московскому  времени  (  по  официальной  информации  в  12 : 28  по  московскому  времени )  запущенный  пучок  протонов  успешно  прошёл  весь  периметр  коллайдера   по  часовой  стрелке.
                В  17 : 02  по  московскому  времени  запущенный  против  часовой  стрелки  пучок  протонов   также  успешно  прошёл  весь  периметр  коллайдера.

                12  сентября  примерно  в  00 : 30  по  московскому  времени,  команде  БАК  удалось  запустить  и  непрерывно  удерживать  циркулирующий  пучооок  в  течение  10  минут.
                Чуть  позже  пучок  был  запущен  вновь  и  циркулировал  уже  непрерывно,  прерываясь  лишь  в  случае  необходимости.
                На  этом  задача  по  установлению  циркулирующего  пучка  завершилась,  и   физики  приступили  к  подробным  тестам  магнитной  системы.

                19  сентября   в  14 : 05  по  московскому  времени,  в  ходе  тестоа  магнитной  системы  сектора  3-4  (34)  произошёл  инцидент.  в  результате  которого  БАК  вышел  из  строя.
                Согласно  данным  предварительного  расследования,  подтверждённым  и  детализированным  позднее,  один  из  электрических  контактов    между  сверхпроводящими  магнитами  расплавился  под  действием  возникшей  из-за  увеличения  силы  тока  электрической  дуги,  которая   пробила  изоляцию  гелиевой  системы  охлаждения  ( криогенной  системы ),  что  привело  к  выбросу  около  6  тонн  жидкого  гелия  в  туннель  и,  как  следствие,  резкому  росту  температуры.
                Для  восстановления  криогенной  системы  потребуется  вернуть  участок  ускорителя  к  комнатной  температуре,  а  после  ремонта  -  охладить  его  снова  до  рабочей  температуры.


                23  сентября  официальный  представитель  ЦЕРНа  сообщил,  что  БАК  возобновит  работу  не  раньше  весны  2009  года.


                16  октября  ЦЕРН  распространил  пресс-релиз,  в  котором  описываются  промежуточные  результаты  расследования  инцидента  происшедшего  19  сентября.
                Подробная  техническая  информация  представлена  в  четырёхстраничном  отчёте.


                21  октября  состоялась  торжественная  церемония  официального  открытия  ( ИНАУГУРАЦИЯ )   БАК.

               
                29  октября  ,  в  ходе  восьмого  заседания  Комиссии  по  работе  LHC  (  LHC  Performance  Committee),   Роберто  Сабан  озвучил  подробности,  касающиеся  сектора  3-4  ускорительного  кольца  LHC,  который  пострадал  во  время  сентябрьской  аварии.
                Докладчик  показал  схему  повреждённого  участка  участка  ускорительного  кольца,  на  которой  было  отмечено,  насколько  сместились  те  или  иные  магниты  во  время  аварии.
                Новый  анализ  показал,  что  поднимать  на  поверхность  для  ремонта  потребуется  в  2-3  раза  больше  магнитов, чем  было  заявлено  первоначально  (  речь  уже  идёт,  как  минимум,   о  полусотне  магнитов  и  так  называемых  коротких  прямых  участков ).
                Был  разработан  план  действий  для  того,  чтобы  к  концу  декабря  2008  года  поднять  на  поверхность  все  магниты,  требующие  ремонта.
                Кроме  того,  оказалось,   что  на  внутренних  стенках  вакуумных  труб  осели  частички  металлов  (  прежде  всего.  меди  и  нержавеющей  стали )  и  некоторых  других  материалов  ( стекловолокна),  выброшенные  в  вакуумную  трубу  в  момент  аварии.
                Они  достаточно  крупные,  размером  в  десяти  микрон,  и  от  них  необходимо  избавиться,  поскольку  они  будут  мешать  движению  протонных  пучков.
                Прошла  чистка  и  были  разработаны  более надёжные  крепления  к  полу  и  новая  сеть  клапанов,  предотвращающих  слишком  сильный  рост  давления  внутри  криостатов  в  случае  аварийной  ситуации.
                Именно  из-за  резко  возросшего  давления  в  конечном  счёте  и  произошло  повреждение  магнитов.

                По  последним  данным  при  благоприятном  исходе  ремонтных  работ  возобновление    работы  БАК  произойдёт  в  июле  2009  года.


                На  следующем  этапе  испытаний  будут  производиться  одновременные  запуски  пучков  навстречу  друг  другу,  чтобы  наблюдать,  что  происходит  при  их  "лобовых"  столкновениях.
                Затем  частицы  будут  сталкиваться  на  более  высоких  энергиях.
                Выход  на  энергию  14  ТэВ  протон-протонного  столкновения  намечен  на  2009  год.



                СОБЫТИЯ  :

               
                9  февраля  2009  года  состоялось  заседание  директората  ЦЕРНа,  на  котором  был  одобрен  план  работы  БАК  в  2009-2010  годах.
                В  соответствии  с  утверждённым  расписанием,  коллайдер  будет  охлаждён  до  рабочей  температуры  в  августе,  пучки  начнут  циркулировать  в  конце  сентября,  столкновения  протонов  начнутся  в  октябре.
                Но  в  середине  июля  2009  года  в  секторах  8-1  и  2-3  обнаружена  новая  неисправность  -  недостаточная  герметичность  гелиевой   криогенной  системы.
                Поскольку  все  остальные  ремонтные  работы  ведутся  в  срок,  сейчас  ожидается,  что  коллайдер  будет  готов  к  работе  в  середине  ноября  2009  года
                Главный   пункт  утверждённого  плана  :  БАК  будет  работать  непрерывно вплоть  до  осени  2010  года,  в  том  числе  и  в  течение  зимы  (  не  считая  небольшой  рождественской  паузы ).
                В  2010  году  также  возможно  выделение  времени  и  для  экспериментов  по  столкновению  ядер.

                6  августа  2009  года  появилось  официальное  сообщение,  в  котором  говорится,  что  коллайдер  заработает  на  энергии  в  3,5  ТэВ   на  протон.
                Таким  образом,  полная  энергия  протон-протонных  столкновений  поначалу   составит  7 ТэВ,  но  и  обсуждавшийся  в  последнее  время  первоначальной  энергии  10  Тэв.

                16  октября  2009  года  завершено  охлаждение  всех  восьми  секторов  коллайдера,  их  температура  установилась  на  отметке  1,9 К.

                23-25  октября  2009  года  -  впервые  с  момента  аварии  были  проведены  испытания  БАК.
                Пучки  протонов  и  ионов  свинца  были  запущены  в  ускорительное  кольцо,  по  которому  прошли  несколько  километров.
                Ожидается,  что  19  ноября  все  испытания  будут  завершены  и  протонные  пучки  пройдут  уже  по  всему  кольцу.
                Энергия  пучков  составит  3,5 ТэВ  на  протон,  что  составляет  примерно  половину  от  максимально  возможной.

                17  ноября  2009  года  -  последние  тесты  сверхпроводящих  магнитов,  системы  безопасности  и  всей  инфраструктуры  .
                98 %  всех  сильноточных  электрических  цепей  уже  прошли  испытаний  для  работы  на  энергии  протонов  1,2 ТэВ  -  именно  такой  энергией  физики  планируют  ограничиться  в  2009  году.


                20  ноября  2009  года  -  впервые  после  аварии 19  сентября  2008  года   пучок  протонов  успешно  прошёл  по  всему  кольцу  Большого  адронного  коллайдера.


                23  ноября  2009  года  -  Европейский  центр  ядерных  исследований  (CERH)    объявил  о  том,  что  на  БАК  было  проведено  столкновение   пучков   протонов,  двигающихся  со  скоростями,  близкими  к  скорости  света,  с  суммарными  энергиями  порядка  900 ГэВ.



                (  Выписка  из  ВИКИПЕДИИ  )
               

 
               
               


Рецензии