Фуга 43 - Пятёрка по физкультуре
Мы сидели в кабинете директора школы. Два дня в неделе я вёл уроки информатики, другой нагрузки не было, а отрабатывать три года после института по направлению положено. И вот руководитель учебного заведения предлагает мне вести уроки не по профилю, физкультуру, да ещё в первом классе.
- А я что говорю! Что физмат, что физвос, главное – корень «физ». Там физические приборы, тут физическое развитие, - убеждал меня он.
- Если бы я хотел вести физкультуру, я бы и учился на физкультурном, как вы не понимаете?
- Коллектив школы в моём лице обращается с просьбой - первоклассники уже два месяца без физкультуры, учительница в декретном отпуске, это четыре класса малышей – два раза в неделю. Они ещё не сделали ни одного упражнения, даже зарядку, это никуда не годится! Спортзал на ремонте, на улице слякоть, заниматься негде, но надо! Понимаешь, надо!
- Даже если я соглашусь, где я буду с ними заниматься?
- Да хоть в актовом зале - там сцена, вы все поместитесь.
- Ни в какие ворота! Там не развернуться классу, ни поиграть в мяч, ни побегать.
- Это временно, один месяц, спортзал отремонтируют, переберёшься. Наклоны, приседания, ходьба на месте, ну что там ещё полагается! Ты посмотри, какие у нас учителя в начальной школе. Одни не при них будет сказано, старухи. Им уже так далеко до детей. А ты молодой… тебе и флаг в руки, а?
И тут бы мне отказаться, заупрямиться, сказать - "не могу, хоть режьте" - но вдруг подумалось - а почему бы и нет? Опыт какой-никакой был, физкультуру я не боялся, да и работа любит дураков.
- Хорошо! Но только месяц. Зарядку мы может ещё и освоим в актовом…
- Я подготовлю приказ… Вот тебе и нагрузка до полной ставочки… Со вторника и начинай.
И вот я пришёл в свой первый класс. Я постучался и открыл дверь - и меня встретили два десятка любопытных живых глаз - моих будущих учеников. Учительница уже предупреждена, строго:
- Так, дети, встаньте. Это наш учитель физкультуры.
Дети загалдели:
- Ура!!!
Учительница:
- Это что за шум! Я кому сказала, тихо! А ну-ка сели, руки сложили, все смотрим на меня.
Дети сели за парты, послушно сложили руки и смотрят на учителя, как кролики на удава.
- Никому шуметь в классе нельзя. И на уроках физкультуры шуметь вам нельзя. А вы молодой человек, что стоите-то? У нас урок.
- Дети! – обращаюсь я к классу. – Во вторник у нас урок физкультуры. Возьмите с собой в сумочку коврик или лёгкое одеяло, мы будем заниматься в актовом зале, и так будет удобнее. Спортивная одежда – трусы, майка.
И не дожидаясь реакции учительницы, надувшейся, как туча, вышел из класса. И что ей так не понравилось? Хотела, чтобы я просто постоял за экспоната и пулей выскочил по её команде?
Про коврики мысль пришла только что. Что делать в актовом зале на маленьком пятачке сцены? И поскольку когда-то занимался йогой, подумалось, что это не потребует много места, и мы все уместимся.
В других классах я сразу заходил, представлялся, и, не давая учительницам, действительно всё не первой свежести селёдкам с недовольным видом, что-то рявкнуть, говорил, как подготовиться к уроку, и тут же выходил. Да, обстановка непростая… Вот он каков, первый класс! Дети приходят из детского сада, и их сразу усаживают за парты, программируют, строят, и … всячески подавляют всё то уникальное, индивидуальное, что в них есть.
И вот мой первый урок физкультуры в первом классе. Дети пришли все с ковриками, в светлых маечках, чёрных или тёмных трусах, изнутри ожидание - ну как же, первый урок физкультуры!
Мы расстелили на сцене наши коврики. У меня тоже коврик, я во вторник пришёл не в костюме на уроки информатики, а в спортивном. Что мне сразу понравилось в актовом зале – это рояль, ещё не добитый, настроенный.
- Так, ребятки! Сегодня мы будем учиться расслабляться под музыку. Как видите, места у нас мало тут, побегать пока негде, спортивный зал школы ещё месяц будут ремонтировать, а мы с вами чудненько позанимаемся самым интересным.
- А что самое интересное? - спросила малышка с кудряшками и веснушками по всему лицу. Я не знал ещё их по именам, у меня даже не было журнала, привёл из класса в зал по счёту по головам, и уведу обратно.
- Самое сложное и самое простое, самое интересное и сказочное, - говорю я тоном сказочника Оле Лукойе, - это умение заснуть в любой момент, и умение не спать, когда спать нельзя!
Дети сразу настроились на сказку, каждый сидит на своём коврике, глаза блестят...
- А ну-ка ляжем на свой коврик на спинку, протянем ручки и ножки… Давайте представлять себе разные сказочные ситуации… Вот мы лежим на золотом песке около моря… - я сажусь за рояль, и провожу по клавишам, наигрывая, как море играет, - на нас светит чудесное солнышко… А мы… потягиваемся… ну-ка потянулись, ножками вперёд, ручками за голову - тянемся… и расслабляемся…
- А я никогда не был на море, - сокрушается малыш.
- Тихо, - на него шипит сосед.
Никогда не надо давить ребёнка, говорить «молчать» - ребёнок достоин быть выслушанным, и я поддерживаю первого:
- А вот в мыслях ты можешь побывать где угодно! Знаешь, какое оно волшебное море. Вот мы легли, и начался прилив, море тёплое, вода мягкая и добрая, она обволакивает сначала ступни… почувствуйте…
Первоклашки сразу закрыли глаза, и представляют, как волшебное море сказки обнимает сначала их ступни, потом лодыжки (надо будет спросить, понимают ли они, где это лодыжки), потом коленки, бёдра, вот уже море обняло ноги, потом руки, спинку… и наконец полностью, как в тёплой ванной, мы лежим… Я играю романтическую музыку - "Алые паруса", и мне самому передаётся настроение детей – им приятно – мы расслабились.
- Над нами пушистые чудесные облака… а мы лежим и отдыхаем… отдыхаем… мы даже можем немного поспать! И что так не жить!
Кажется, я уложил их своим голосом и музыкой, слышу – засопели… Нет, спать весь урок мы не будем! Пора нам проснуться…
- Как здорово, что мы поспали на этом замечательном берегу! А теперь давайте просыпаться, но очень плавно… Каждый представляет себя котиком, который выспался, и потягивается… Жмуримся на солнышке! Ой, какой же ленивый котик… ему хочется ещё поспать… но надо ведь и пошалить! Потянем ножки, а теперь ручки… котики садятся…умываются лапками...
Дети сели на коврики, на лицах румянец, славно отдохнули десять минут.
- Когда котики просыпаются, они обязательно вылизывают свою шкурку, а мы проведём массаж… Ну-ка потёрли ладошки…. Котики… такие чудесные коты! Потёрли себе пяточки… ножки…. Так! А теперь ручки… спинку! Замечательные котики… Потянули себя за ушки! И как таких лапок мамы отпустили в школу, им же ещё хочется проказить! Ну-ка котики, подайте голос!
Дети начинают мяукать, повторяя каждое моё движение, ведь я сижу на коврике и тоже занимаюсь с ними. Нельзя заставлять ребёнка делать то, что не делаешь сам! Если ты хочешь, чтобы он бежал – беги рядом, беги впереди, если ты хочешь, чтобы он делал зарядку, делай сам. Только личный пример взрослого даёт ребёнку ощущение сопричастности к происходящему. А когда выходит брюхатенький физрук, берёт в руки секундомер, и говорит «побежали по кругу» – это не дело, конечно, это крайне низкий уровень педагогики… просто «урокодатель». Всё это проносится в моей голове молнией, и я … всё делаю с детьми, что и они. Вот мы начинаем потягиваться… делаем наклоны… вдох…. выдох… Никакого насилия, всё должно восприниматься как игра, светлая, добрая сказка. Поэтому на любое движение мы придумываем картинку, которую должно прожить сознание изнутри…
- Так, наши коты подумали про себя, кто из них выше сможет подняться на носочки! А ну-ка попробуем… поднялись вверх! Тянемся, тянемся! Вниз!...
Дети лукаво смотрят друг на друга, они уже перевоплотились в котиков, ревниво следят, кто выше потянется…
Мы сумели сделать и наклоны, и скручивания корпуса, и нагрузили мягко все группы мышц, при этом перевоплощались то в слоников, топающих по дорожке, то в Красную Шапочку, подпрыгивающую на одной ножке, и несущую бабушке корзинку с пирожками, потом мы ощутили себя «олимпиониками», которые превратили пирожки в камни и толкали, как ядра, бросая за гору…
От души повеселившись с ребятишками, я и не заметил, как прошёл мой первый урок… Дети сияли, они улыбались, им было весело со мной, а мне с ними… Я привёл зайчиков в класс, и они продолжили обычные уроки – переоделись и снова за парту…и что-то в них оставалось от нашего урока...
Вот так в актовом зале школы, играя на рояле, расслабляясь, придумывая смешные игровые ситуации, мы провели первые упражнения, с которых начинают йоги – расслабление, растяжки, разогрев мышц, разминку суставов, простейшие дыхательные… Два раза в неделю – четыре класса – четыре урока счастья… На каждом уроке я делал каждое упражнение… Если физкультурник выдаст своим скучающим видом, что физкультура – это занятие для рабов, бегающих по кругу, в этот день в детях убивают душу – они ходят на уроки, как на неизбежную каторгу, им неинтересно, ведь интерес исходит изнутри учителя, из его сердца. Формально этому учат в каждом пединституте, студенты благополучно отвечают по конспектам… но таким искусством владеют в школах немногие – ведь каждый урок должен быть уроком счастья… уроком самого солнечного воздействия… а где среди бытовых неурядиц, с малой зарплатой, под прессом многих личных и общенациональных проблем найти такое солнце в своём сердце, чтобы любить и любить наших детей - никакими деньгами это не оплатишь, никаких сил на это не найдёшь… Изо дня в день, из года в год штурмовать свой маленький Эверест, войти в класс и сделать детей счастливыми… неважно, в каком настроении ты была только что, от каких кастрюль и семейных ситуаций ты пришла – но дети достойны Сказки, Чуда, Любви… Пусть твои усилия будут уходить как вода в песок, но быть педагогом – это, прежде всего, служить… не надеясь на отдачу, служить вернее, чем самые истовые верующие служили своим богам...
Больше всего меня поражает, что в школах оказываются случайные люди, которые ненавидят детей всем существом. И для того, чтобы выразить свою ненависть, они… устраивают ребёнку террор, при этом строго в рамках учебной программы. О, сколько отработанных приёмов придумано в школе, чтобы отравить жизнь малышу!
Это сидение за партой, постоянная дрессура, одергивание, оценки… мне с первого дня было неприятно их ставить. Зачем? Если ставить, то только «пятёрки», если уж надо соответствовать стилю жизни этого достаточно консервативного сообщества! Я же знаю, что ребёнок в руках учителя сделает всё, что он может, потому что ему достаточно СЛОВА – ему нужно показать примером, что это весело и интересно, ему нужно дать максимум свободы в раскрытии собственной сказки – и он захочет творить, как Моцарт… И кто же кому потом будет ставить оценки? Учителя, ставящие «двойки» Ребёнку, не должны забывать, что любая оценка имеет обратный эффект, это они себе ставят «двойки», это они себя унижают, это они сами расписываются в своём неумении, нежелании работать с этой Звёздочкой…
Вот что я стал замечать, что творилось с моими первоклашками. Ко мне на уроки они ходили, как на самое лучшее представление в их жизни, ведь я старался не повторяться. Я даже увлёкся сказками, в планах урока писал сценарии, а не конспекты, распределял роли, и каждый урок должен был успеть не только их размять, разогреть, натрудить, нагрузить, но в душу каждому малышу рассказать сказку о любви, о верности, о чуде, о мечте… И наши уроки превращались в спонтанные инсценировки… Дети сами предлагали сказку на урок, и мы просто выбирали и делали, это было интересно каждому, да и я сам отрывался, развлекался от души! Я как маленький ребёнок, скакал с ними по сцене, и чувствовал себя немного неудобно, когда в стеклянное окошко кто-то заглядывал на то, как мы тут веселимся… Да, это ведь не урок… это просто наша дружеская игра, и посторонние соглядатаи тут ни к чему!
… А когда через месяц мы вошли в чистенький, только что отремонтированный спортивный зал… вот где мы развернулись! В нашем распоряжении огромная площадка для игр, и мы то устраивали конкурсы, то дискотеки, то состязания по выдуманным нами видам спорта…
Мои малыши настолько залюбили лежать в начале тренировки на ковриках, что они упросили меня оставить этот элемент. Правда, уже без рояля, но мы немного полежим, расслабимся… потом разомнёмся в волшебной гимнастике котов… потом оставшееся время урока веселимся… и под конец снова на коврики, чтобы привести себя в спокойное русло, ведь детям сейчас идти учиться, и они не должны быть слишком перевозбуждены…
Но была в этой истории и своя печальная сторона. Сколько я не вкладывал сил в то, чтобы разбудить душу, привлечь на свою сторону сказку, импровизацию, поднять настроение детей… когда они возвращались на уроки, они попадали в самую настоящую тюрьму, которую им устраивали опытные надзиратели, которым уже настолько наплевать на детей… Ведь они всю жизнь привыкли только строить… окрик… а то и подзатыльник, запросто так, Сухомлинский плакал, Песталоцци отдыхал, Макаренко нервно покуривал в сторонке! Бесцветные лица… пустые внутри… и постоянное хамство по отношению к малышам:
- Селивёрстов, сядь прямо! Петрова, тебе что, непонятно! На меня смотри, ты что, не слышишь! – раздавалось то из одного класса, то из другого… Я пытался как-то воздействовать, мягко убеждать, чтобы они уважали достоинство этих маленьких людей в классе, не забивали их, как забивают ноги спортсмена, привыкшего бегать кроссы в лёгких шиповках, кирзовые сапоги и пулемёт на шее…
Судя по всему, им очень не нравилось, что дети ждут от уроков физкультуры радости, а потом приходят к ним, почти как в ад… «Что я буду, скакать перед ними?» - заявила одна учительница, и, оборачиваясь в класс голосом самой злой мачехи «А ну живо достали свои прописи!»… Это бесполезно, их убеждать, ведь роботы делают роботов, и мертвецы хоронят своих мертвецов…Убивают не слова - убивает тон - тон высокомерия и безразличия...
Кого они готовили из детей? Зомби… маленьких чиновников с портфелями, которые должны с серьёзным видом ходить в школу… зарабатывать свои оценки… потом уходить домой… туда, где их наконец-то ждали, если ждали, любящие их люди… Главное, отработать свои часы, с глаз долой, из сердца вон. Ребёнка они обламывали мастерски, чем меньше в нём движения, чем быстрее потухнут глаза малыша – тем лучше для тех, кто просто отбывает этот номер, но не служит детям. Сколько таких учителей ежедневно уничтожают всё домашнее, доброе, красивое... вампиры среди младенцев.
Думаешь, сложно определить, любит учитель ребёнка или нет? Смотри в глаза, и ты всё увидишь.
При этом всё глубже врезается в сознание мысль, что никто не собирается учить детей, их тут воспитывают лишь в русле постоянного подчинения… угнетения, несмотря на косметические изменения и передачу власти от одних бюрократов к другим система осталась всё той же, и ей нужны только рабы. Если ребёнка не искалечили в школе, считай, повезло. «Ну, хорошо, я попробую пободаться с системой, сколько получится», - подумал я на второй месяц работы с первоклашками… Я их всех полюбил, ребёнка нельзя не любить, ведь он наивно верит в сказку, и ты для него сказочник, добрый волшебник, способный его удивить. Великое искусство – породниться с чужим ребёнком как со своим собственным…
К сожалению, мы отучились удивлять наших детей…
И они вырастают в таких условиях чёрствыми людьми… На них потом бесполезно орать – они вырабатывают в себе иммунитет против любой агрессии, против любого взывания к совести… Они знают, что взрослые, это их враги, потому что взрослые хотят убить душу, и знают это ВСЕ ДЕТИ…
Есть профессии, например, лётчик, где работник проходит комиссию, чтобы перед каждым полётом пройти проверку – годен ли ты, готов ли ты по состоянию здоровья к полёту, не повредишь ли пассажирам, если у тебя неурядицы в личной жизни, достаточен ли твой нынешний уровень знаний чтобы обеспечить высокий уровень безопасности полётов.
Но учителей… кто их проверяет на то, чем они НА САМОМ ДЕЛЕ занимаются с детьми, когда делают вид, что учат? Нет, я говорю не об оценках, не о ведении урока, не о внешней стороне дела… Я говорю о том простом свойстве – ЛЮБЯТ ли они детей, СЛУЖАТ ли они детству?
Я не скажу ничего нового – каждый урок должен быть просто счастьем для учителя и детей… просто игрой, забавой, сказкой, нужно побудить ребёнка к самосовершенствованию, к знаниям изнутри, а не из-под палки…
Спустя два месяца моей борьбы за настроение этих первоклашек я заметил, что, несмотря на то, что я прилагал колоссальные усилия, я проигрывал. Два урока в неделю у меня – у этих тёток всё остальное время. Моих детей сломали, каждого, задавили так, что мне не удалось их отстоять, то нежное, что в них оставалось после детского сада, где тоже система угнетения, но всё-таки не так сурова, как в школе. Там отругали, тут шуганули, здесь заставили стоять навытяжку… А много ли надо маленькому человечку, чтобы сломить его волю?
Что поделать! Умные люди не идут работать в школу – денег платят меньше, чем в так называемом «реальном секторе экономики», нервов надо немеряно, и в обществе уже укоренилось отношение к детям и учителям, как к людям второго сорта… Временщики учат своих детей в особых школах подальше от общей массы, чтобы потом спихнуть за границу, где их отпрысков окончательно превратят в пластмассовых чурок с хорошим знанием языка - нашу будущую "элиту".
Я проиграл мою маленькую педагогическую войну – без помощи коллектива, родителей, общества мои потуги как-то изменить отношение к детству в условиях отдельно взятых уроков физкультуры начальных классов обычной школы выглядели всё более неуместно и нелепо… Когда ржавым сеялкам "разумного, доброго, вечного" окончательно надоело, что дети их постоянно сравнивают со мной, они сами попросили из другой школы прийти физкультурника на пару деньков подхалтурить… и меня вежливо отправили в отставку.
- Тем более у тебя диплом не физкультурный, а физмат, так что молодец, выручил, а теперь освобождай часы, - пробурчал директор, не глядя мне в глаза, и мы оба знали, почему. Вот так вот - мне понравилось общаться с малышами, и мой счастливый вид тоже кого-то раздражал. Ведь школа роботов - это казарма и ад для всех, в том числе и для выжатых, как лимон, учителей. Несчастные люди не прощают другим их улыбки...
Я попрощался с детьми - это была грустная картина, самые впечатлительные пустили слезу. Вздыхаю - больше им не нужны были коврики, они не играли на уроках. Всё вернулось в свою привычную колею, система победила. Теперь к радости училок начальных классов два раза в неделю приходил скучный мужик с типично физкультурно пропитой физиономией, забирал моих котят в спортзал и там командовал:
«По кругу бегом марш!»… а сам садился на скамейку и равнодушно поглядывал, как по его команде дети бегают, ползают, прыгают… и … ненавидят физкультуру.
----------------------------------------------
иллюстрация - http://i060.radikal.ru/0908/89/7c027e7058ed.jpg
Свидетельство о публикации №209112900274