Свами Прабхупада и Общество Сознания Кришны

Религиозные идеи, высказанные в начале XVI в. Кришной Чаитанйей (http://proza.ru/2019/10/08/170), всегда имели в Бенгалии некоторое число сторонников, однако количество их оставалось незначительным. На протяжении пяти веков  его последователи, исповедующие сознание Кришны, составляли лишь незначительную секту, едва заметную в общем течении вайшнавизма. Но во второй половине XX века положение разительно изменилось – движение сознания Кришны гигантски расширило границы своего влияния, распространилось далеко за пределы Индии и в настоящее время имеет большое число последователей во многих странах мира, в особенности в США и Европе. Это удивительное само по себе явление тем более замечательно, что своим успехом на фоне общего упадка религиозности в Западном мире кришнаизм, по сути дела, обязан всего одному человеку – знаменитому миссионеру и проповеднику Абхаю Чарину Де (больше известному под своим ритуальным именем Свами Прабхупада), судьба которого представляет собой удивительный пример твердости, целеустремленности и преданного служения Богу. Заслуги его в распространении сознания Кришны по всему миру настолько велики, что  Прабхупаду справедливо называют не только миссионером, но и подлинным основателем всемирной кришнаитской церкви. Между тем, на первых порах ничто, казалось, не предвещало такого результата. Начало проповеднической деятельности Прабхупады в далекой Америке было очень трудным. Он приехал в эту страну уже стариком, накануне своего 70-летия, не имея ни денег, ни связей, а перед этим была целая жизнь, прожитая в Индии.

     Абхай Чарин Де родился в сентябре 1896 г. в Калькутте. Его отец был торговец тканями и принадлежал  к аристократической купеческой касте суварна-ваник. По вероисповеданию он был чистым вайшнавом и воспитал сына так, чтобы он рос в сознании Кришны. Еще до того, как Абхай научился ходить, отец часто брал его с собой в находившийся  неподалеку храм Радхи и Кришны. Позднее Прабхупада часто вспоминал, как они с отцом «часами стояли у входа в храм и молились… Изображения божеств с их миндалевидными глазами были необыкновенно красивы». Отец хотел, чтобы Абхай стал слугой Радхи и Кришны, проповедовал «Шримад-Бхагаватам» («толкование учения Кришны» - основное священное писание бенгальских вайшнавов) и научился традиционному вайшнавскому искусству игры  на мриданге. Свой замысел он начал осуществлять, когда Абхай был еще маленьким ребенком. Едва ему исполнилось шесть лет, отец подарил мальчику пару маленьких божеств Радхи-Кришны. С тех пор, чтобы не ел маленький Абхай, он сначала предлагал это Радхе и Кришне. На ночь он укладывал их спать.

    В школу Абхай ходил не очень охотно, так что его матери пришлось даже нанять специального человека, который отводил его на уроки.    Когда Абхай учился в колледже, отец устроил его женитьбу на Радхарани Датта, дочери торговца, с которым он вел дела. Но в течение нескольких лет после женитьбы Абхай по-прежнему продолжал жить со своими родителями, а она со своими, поэтому ответственность за содержание семьи легла на него не сразу. В 1920 г., окончив четвертый курс колледжа, Абхай отказался от дальнейшей учебы и получения диплома. Он сделал это под влиянием речей Мохандаса Ганди, который призывал индийских студентов уйти из английских школ и колледжей, вырабатывавших в них рабскую психологию. Это, впрочем, не помешало его карьере. Отец устроил Абхайя на фармацевтическую фабрику, где тот вскоре стал начальником отдела. Впоследствии он завел собственное дело и стал хозяином небольшой фармацевтической компании.

      Важнейшим событием в своей  жизни Прабхапуда всегда считал встречу со своим духовным учителем  Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, которая произошла в 1922 г. Бхактисиддхантха был сыном Бхактивиноды Тхакура – другого великого вайшнава, учителя в цепи ученической преемственности, восходящей к Кришне Чаитанйе.     Именно Бхактисиддханта отвлек его внимание от политической борьбы за независимость Индии и внушил мысль посвятить себя исключительно Кришне. Он сказал молодому Абхаю: «Сознание Кришны не зависит от того, кто стоит у власти… Ни одна из созданных людьми политических систем не способна помочь человечеству. Если мы действительно заботимся о всеобщем благе, то должны подняться над преходящим и готовить людей к последующей жизни, помогая им восстановить свои вечные отношения со Всевышним».

    В 1932 г. Абхай с семьей переехал в Аллахабад. Здесь он получил духовное посвящение и стал учеником Бхактисиддхантхи Сарасвати.   В 1936 г. его духовный учитель умер. Незадолго до смерти он сказал Абхаю: «Я совершенно уверен, что владея английским ты сможешь донести наши идеи до людей, которые не знают языка (бенгальского и хинди)… Это принесет благо и тебе и твоим слушателям. Я очень надеюсь, что ты сможешь проповедовать на английском языке». Абхай воспринял эти слова учителя как завет, но прошло много лет, прежде чем он сумел исполнить последнюю волю Бхактисиддхантхи. Вскоре началась мировая война, которая породила в Индии голод – один из самых страшных за последние полтора столетия. Затем, в 1947 г., страна обрела долгожданную независимость. Однако всеобщее ликование почти сразу сменилось  ужасом: сотни тысяч людей погибли  в вооруженных столкновениях, последовавших за разделом страны на Индию и Пакистан. В последующем Прабхупада писал: «В 1947 г. мы стали свидетелями индо-мусульманских столкновений. На одной стороне сражались индусы, а на другой – мусульмане. В этих столкновениях гибло множество людей. А после смерти уже невозможно было отличить индуса от мусульманина – муниципальные службы собирали тела в одну кучу и вывозили их за город». Все эти ужасы, свидетелями которых он стал, окончательно убедили Абхая, что ни одна политическая система, ни одна религия не может дать людям мира. Пока люди одержимы корыстолюбием и стремятся к чувственным наслаждениям, они не перестанут воевать. Подлинное единение возможно только на основе понимания духовной природы всего сущего и служения Всевышнему. В эти годы он ощутил настоятельную и глубокую потребность проповедовать идеи Кришны Чаитанйи и стал издавать на свои средства английский журнал «Бэк ту Годхед» («Обратно к Богу»). Тогда же он начал большую работу – свой комментарий к «Бхагавад-Гите».

    Но по мере того как проповедническая деятельность все больше захватывала Абхая, его бизнес и семейные дела шли все хуже и хуже. Он воспринимал это спокойно, так как всегда помнил один из стихов «Шримад-Бхагаватам», в котором Кришна говорит: «У того, к кому Я особенно благосклонен, Я постепенно отнимаю все чем он владеет. Тогда друзья и родственники отворачиваются от него, нищего и убогого – и у него не остается ничего, кроме Кришны». В конце 40-х гг. фармацевтическое предприятие Абхая обанкротилось. В 1952 г. он решил, что не может больше откладывать исполнение завета своего духовного учителя. Передав дела сыну, он решил всецело сосредоточиться на проповеднической деятельности, создать общество преданных учеников и начать проповедовать сознание Кришны по всему миру. Одному из своих знакомых он сказал: «Весь мир живет в ожидании духовной революции». И он начал ее готовить.

      Может показаться почти невероятным, что он приступил к этому грандиозному делу в возрасте 56 лет (когда многие уже склонны подводить итоги прожитой жизни), почти не имея денег и какой-либо поддержки. И тем не менее он твердо верил в успех своего предприятия. Решив посвятить себя всецело служению Кришне, он сложил с себя семейные обязанности. (Между ним и женой никогда не было духовной близости. Проповеди Абхая, его мысли о Боге ее никогда не занимали. Когда он собирал у себя дома друзей, чтобы рассказывать им о «Бхагавад-Гите», она пила чай в соседней комнате. Позже Прабхупада вспоминал: «Я делал все возможное, чтобы привлечь ее к проповеднической деятельности, чтобы она помогала мне распространять сознание Кришны. Но она была непреклонна. В конце концов, через тридцать лет я понял, что она мне не помощница»).

    Следующие пятнадцать  лет были для Абхая очень трудными. Он начал с того, что приобрел в Джаханси право на владение заброшенным храмом. Но открыть его он не успел – губернатор отобрал у него помещение и отдал под женский клуб.  Лишенный крова, Абхай переехал в Дели и повел жизнь странствующего садха, переезжая из одного храма в другой или останавливаясь в домах благочестивых людей, готовых оказать ему гостеприимство. В это время он нуждался буквально во всем – в пище, одежде и крове, но более всего угнетало Абхая полное одиночество. Он делил время между литературной деятельностью и поиском богатых покровителей, которым проповедовал «Бхагавад-Гиту». Он обращался к богатым людям, заходил в их конторы или дома, знакомил со своими рукописями и рассказывал о своей миссии. Но откликались немногие. Не имея денег даже на приличную одежду, Абхай ходил по холодному зимнему Дели без пальто. Все деньги, какие ему удавалось добыть, он тратил на издание своего журнала «Бэк ту Годхед». Забрав тираж из типографии, он ходил потом по городу и сам продавал его в чайных. Часть издания он бесплатно рассылал по почте, как в пределах Индии, так и за рубеж – в иностранные библиотеки, университеты и правительственные учреждения. Таким образом он едва сводил концы с концами.

    Убедившись некоторое время спустя, что шумный Дели не дает ему возможности сосредоточиться, Абхай решил переехать в Вриндаван – священное место вайшнавов, поскольку именно здесь в далеком прошлом  воплотился на земле Господь Кришна. Абхай снял простую и очень дешевую комнату  в храме Вамши-Гопаланджи и продолжал упорно работать. Тогда же он принял санньясу (сделался монахом) и получил имя Бхактиведанта (преданный Господу ученый) Свами. По зрелым размышлениям он решил оставить издание журнала, который требовал огромной траты сил, и начать писать книги. (Сделать это посоветовал ему один библиотекарь, который сказал, что книги остаются надолго, а газету или журнал люди, прочитав, тут же выбрасывают). Первым делом он решил перевести на английский язык  «Шримад-Бхагаватам» – самое значительное и авторитетное вайшнавское писание, в котором это учение излагается глубоко и подробно. Его нимало не смущал огромный объем этого сочинения. (Двенадцать песен «Бхагаватам» содержат 18000 стихов; общий объем всего труда вместе с подробным подстрочным комментарием должен был составить 60 толстых томов). «Если Бог даст мне здоровья, - писал Бхактиведанта, - я смогу закончить этот труд и исполнить волю Бхактисиддханты Сарасвати».

    Работа целиком захватила его. День и ночь он печатал при тусклом свете свисавшей с потолка лампочки, сидя прямо на полу и поставив пишущую машинку на сундучок. Спал он урывками. Огромная важность взятой на себя задачи поддерживала в нем силы. Он был твердо убежден, что такая книга как «Шримад-Бхагаватам»  совершенно необходима для Запада, что она должна произвести переворот в сбившейся с пути цивилизации. Однако перевести книги было только половиной дела. Их нужно было еще и напечатать. Между тем издателей не интересовала 60-томная «Бхагаватам». Бхактиведанта обратился за поддержкой к известному издателю религиозной литературы Хануману Прасаду Поддару и тот дал ему 4000 рупий на выпуск первого тома. Бхактиведанте пришлось самому читать и править гранки. Наконец, в 1962 г. издательство «О.К. Пресс» выпустило первый том его книги. Она сразу обратила на себя внимание. Появились развернутые рецензии, в которых отмечалась «большая эрудиция автора и глубокое знание излагаемого предмета». Хотя продажа издания шла плохо и медленно, сам успех предприятия окрылил Бхактиведанту. К тому же, используя благоприятные отзывы в качестве рекламы, он теперь мог успешней добывать деньги у потенциальных меценатов. За два с небольшим года, не имея фактически никаких средств, Бхактиведанта  сумел выпустить три объемистых тома своего перевода.

     Наконец он решил, что положенного основания достаточно для того, чтобы перенести свою проповедническую деятельность на Запад. Знакомые старались всячески отговорить его от задуманного переезда в Америку. Казалось безумием, что человек в таком преклонном возрасте (Бхактиведанте Свами исполнилось тогда 69 лет), не отличающийся крепким здоровьем, никогда до этого не покидавший пределов Индии, решиться ехать в далекую страну для того, чтобы проповедовать практичным и вечно делающим свой бизнес янки отвлеченное учение Кришны. Однако Бхактиведанта упорно стоял на своем и сумел преодолеть все трудности. Через одного своего знакомого – Гопала – он сумел получить официальное приглашение из США, достал немного денег и в августе 1965 г. отправился в далекую Америку. С собой он вез 200 комплектов своего трехтомника, рекламные буклеты «Шримад-Бхагаватам» и 500 брошюр со стихами Кришны Чаитанйи. Из личных вещей при нем были только маленький чемоданчик, зонтик и запас крупы (чтобы не питаться мясом).

      Морское путешествие далось Бхактиведанте тяжело. Почти всю дорогу его донимала морская болезнь и он перенес несколько сердечных приступов. В конце сентября судно прибыло в Нью-Йорк. Бхактиведанта сошел на берег, имея в кармане всего 40 рупий и 30 долларов, вырученных от продажи одного комплекта «Бхагаватам». Как он сам потом вспоминал, он чувствовал себя в чужой стране совершенно беспомощным и не знал куда идти.  К счастью, Гопал, устроивший ему приглашение, встретил его, привез в Батлер (штат Пенсильвания) и приютил на некоторое время в своем доме. Он же помог Бхактиведанте дать объявление в газете о цели своего приезда. Это вызвало интерес. Свою проповедническую деятельность в США Бхактиведанта начал с того, что прочел несколько лекций в местном «Лайон клубе», в Христианском союзе молодежи и в духовной семинарии Фиделиса в Германе. Проведя месяц в Батлере и несколько освоившись в чужой стране, Бхактиведанта стал предпринимать  более далекие поездки и наконец решил перебраться в Нью-Йорк.

    Деньги на жизнь ему давала продажа привезенных книг и небольшие гонорары за лекции. Он сумел снять небольшую  комнату за 70 долларов в месяц и объявил, что будет читать лекции три раза в неделю для всех, кто желает получить истинное знание. Первыми его слушателями стали завсегдатаи ресторанчика «Парадокс» на Седьмой улице. В большинстве своем это были молодые хиппи. Бхактиведанта сумел найти для них нужные слова, и они неожиданно потянулись к нему. Вскоре новые друзья  предложили ему переехать в центр города, в район Нижний Ист-Сайд. Знакомые, которыми успел обзавестись общительный Бхактиведанта, отговаривали его от этого шага. Говорили, что Ист-Сайд пользуется дурной репутацией из-за своих богемных нравов (здесь жило много молодых непризнанных музыкантов и художников, кроме того это была настоящая вотчина хиппи, которые чувствовали себя здесь на своей земле; наркомания процветала в Ист-Сайде как больше нигде в Нью-Йорке). Однако Бхактиведанта не пожалел, что переехал именно сюда. Его соседям пришлись очень по вкусу его сольные бхаджаны (пение молитв под аккомпанемент маленьких бронзовых тарелочек – каратал). Они с удовольствием пели киртан (то есть прославление Бога путем произнесения Его имен). Заодно они слушали его лекции и постепенно проникались философией «Шримад-Бхагаватам».

     Когда у него появились более или менее постоянные последователи, Бхактиведанта решил осуществить свою давнишнюю мечту – учредить «Международное Общество Сознания Кришны». Собрав 200 долларов, он снял и отремонтировал небольшое помещение на Втором авеню и устроил там в 1966 г.  храм. Поблизости за 70 долларов в месяц ему удалось снять крошечную квартирку, где он мог жить и работать над своими переводами. В том же году его «Общество» было официально зарегистрировано.  И вообще, семидесятый год в жизни Бхактиведанты оказался в полном смысле слова переломным. Молва о новом свами быстро разнеслась по Ист-Сайду. На его богослужения и лекции стало собираться  все больше народу. В подавляющем большинстве это были все те же хиппи, бунтующие против идеалов западной цивилизации. Учение, которое проповедовал Бхактиведанта, поражало их своей новизной и необычностью. К тому же все в этом пожилом, благообразном индусе, одетом в чистые домотканые одежды с вайшнавскими стреловидными знаками на руках и на теле, вызывало изумление. Он был прост, но мудр, умел найти ответы на самые трудные вопросы и обладал огромной силой убеждения. Часы, которые они проводили с ним, участвуя в его молитвах, были самыми чарующими в их жизни. Спустя несколько месяцев, некоторые из слушателей Бхактиведанты согласились принять посвящение. Получавшие его, давали обязательство исполнять четыре правила: не есть мяса, не вступать в внебрачные половые связи, не употреблять наркотиков и не играть в азартные игры. Фактически это означало, что хиппи должны полностью изменить свой образ жизни, но  Бхактиведанту это не смущало. Он говорил, что секс необходим только для зачатия детей. Ему указывали на то, что эти слова отпугнут от него хиппи, проповедующих культ свободной любви. «Я не могу менять древнюю философию ради того, чтобы угодить американцам», - отвечал Бхактиведанта. Своим слушателям он говорил, что секс – это что-то вроде чесотки. От того, что чешешься, зуд только усиливается. Поэтому нужно терпеть зуд и молить Кришну о помощи. К наркотика он относился еще более непримиримо. И это при том, что Бхактиведанта начал свои проповеди в самом центре наркотической культуры. Вокруг него жило множество молодых людей, отчаянно пытавшихся изменить свое сознание  наркотиками или чем-нибудь другим. Любые средства были хороши. Обращаясь к ним, Бхактиведанта обещал, что повторяя мантру Харе Кришна они с легкостью обретут  высшее сознание, к которому так стремятся. При этом он старался убедить их, что сознание Кришны гораздо выше наркотического «кайфа». «Вы думает, что ЛСД может вызвать экстаз и расширить ваше сознание, - спросил он однажды у собравшихся в храме. – Тогда представьте себе эту комнату целиком заполненную ЛСД. Таково сознание Кришны».  Постичь Бога нельзя, приняв таблетку или накурившись. Повторение Харе Кришна – это единственный очистительный процесс, который позволяет удалить пелену материальной скверны, застилающей чистое сознание человека. Наркотик, делает эту пелену еще плотнее и мешает человеку достичь самосознания. «Тот кто хочет увидеть Бога, - говорил он, - сначала должен обрести качества, необходимые для этого. Он должен очиститься. Когда облако закрывает солнце, люди говорят, что солнце скрылось, но оно на своем месте, просто наши глаза не видят его».

    Когда количество учеников увеличилось, и у Бхактиведанты появились средства, он приобрел два старых печатных станка и возобновил издание журнала «Бэк ту Годхед». Но теперь он уже не писал все статьи, а поручал работу  своим помощникам. Границы его проповеди расширились за пределы Нижнего Ист-Сайда. В 1967 г. двое учеников Бхактиведанты открыли кришнаитский храм в Сан-Франциско и пригласили его приехать к ним, ибо здесь также были прекрасные возможности для начала движения Харе Кришна. (Действительно, квартал Хейт-Эшбери в Сан-Франциско был как бы второй столицей хиппи, куда они тысячами стекались со всей страны). Бхактиведанта откликнулся на призыв, и действительно, его проповедь в Сан-Франциско имела большой резонанс. Количество его последователей сразу многократно увеличилось. Один из учеников Бхактиведанты вспоминал позже: «Храм Радхи-Кришны был для хиппи чем-то вроде духовной гавани. Подростки это чувствовали. Они бесцельно слонялись по городу, жили на улице, им некуда было пойти и негде было отдохнуть, не боясь того, что люди причинят им зло… Я думаю, наш храм многим спас жизнь. Число жертв и несчастных случаев  было бы гораздо больше, если бы не Харе Кришна. Это было все равно, что открыть храм на поле боя. Более неподходящего места для храма, пожалуй было не найти, но здесь храм был нужнее, чем где бы то ни было еще. И хотя раньше Бхактиведанта ни с чем подобным не сталкивался, он пришел туда с мантрой Харе Кришна, и его мантра творила чудеса».

     Движение сознания Кришны стало разрастаться на глазах. В 1967 г. отделения Общества появились в Лос-Анджелесе и Бостоне, а количество основанных храмов достигло 21. Когда число учеников сделалось значительным, Бхактиведанта стал именовать себя Свами Прабхупада (буквально это имя означает «вместо Бога»; в ведических религиозных кругах  этот титул означает высшую  степень почтения; так обращались к великим святым, перед которыми преклонялись другие святые). В 1969 г. он отправил нескольких своих учеников  основать отделение Общества в Лондоне и проповедовать там Харе Кришна. Здесь они получили поддержку от Джорджа Харрисона из группы «Битлз» и с его помощью сняли в центре Лондона пятиэтажное здание. В сентябре 1969 г. в Лондон прилетел сам Прабхупада. Его встречали как признанную знаменитость телеоператоры и корреспонденты  многих газет. На вопрос одного из корреспондентов: «Чему вы пытаетесь учить, сэр?» Прабхупада ответил: «Тому, что Бог существует. Одни из вас говорят, что Бога нет. Другие утверждают, будто Он умер. А третьи заявляют, что Бог является чем-то безличным или представляет собой пустоту. Все это чушь. Я хочу убедить всех нормальных людей в том, что Бог существует. В этом заключается моя миссия».

   Открытие в Лондоне великолепного храма Кришны и Радхи стало переломным событием в истории Общества. После этого  дела его пошли все лучше и лучше. Прабхупада, которому к этому времени уже исполнилось 73 года, почувствовал, что может переложить большую часть административной работы на своих учеников и сосредоточиться на переводах.  Структура общества окончательно сложилась в 1970 г., когда существовало уже 34 его отделения. Каждая храмовая община, по мысли Прабхупады, должна была действовать самостоятельно и быть самоокупаемой. Во главе всего общества стоял Руководящий совет. Весь мир был разделен на 12 зон, каждой из которых руководил его представитель. Сам он стал разъезжать со своими учениками  из одной страны в другую, всюду проповедуя сознание Кришны. В 1970 г. со множеством учеников он прибыл в Индию. На индийцев (которые именно в эти годы усиленно старались подражать Западу и с пренебрежением относились к собственной древней культуре) произвело сильное впечатление множество американцев и европейцев, которые отреклись от мира, стали вайшнавами и славят Кришну.  В 1971 г. Прабхупада совершил свое первое длительное кругосветное путешествие, побывав в Англии, Индии, Малайзии, Австралии, СССР и Кении. Всего за десять лет, с 1966 по 1975 гг., он совершил восемь кругосветных путешествий, посетив все важнейшие столицы мира.

   За всей этой хлопотливой и многосторонней деятельностью Прабхупада не забывал о главном – переводе книг. Он считал, что книги о сознании Кришны должны распространяться по всему миру, быть во всех домах, во всех школах и во всех университетах.  Продолжая перевод «Шримад-Бхагаватам», он одновременно работал над другими сочинениями – перевел на английский «Бхагавад-Гиту», затем взялся за перевод одного из главных писаний бенгальских вайшнавов – «Чаитанйя-чаритамриты», повествующей о жизни Кришны Чаитанйи и излагавшей его учение. Поскольку весь день был заполнен у него множеством дел, Прабхупада  переводил в основном по ночам – вставая для этого в час ночи. В последние десять лет жизни он отдавал сну всего лишь несколько часов.

   Усилия его не пропали даром.  В 1967 г. компания «Макмиллан» заинтересовалась публикацией его перевода «Бхагавад-Гиты». Затем появились первые американские издания его книг. В 1972 г. Прабхупада основал собственное издательство «Бхактиведанта Бук Траст». Поначалу это было крошечное предприятие, оснащенное всего двумя ручными станками.  Но всего за несколько лет оно превратилось в мощную компанию, оснащенную по последнему слову техники, где работал целый штат квалифицированных менеджеров, редакторов, корректоров, художников, фотографов, дизайнеров и фототехников. Едва Праубхада сдавал перевод очередного тома, как он тут же переводился с английского на основные европейские языки и распространяли по всем странам. Вся прибыль должна была делиться на две части: 50 % - оставалось издательству, а другие 50 % шли на нужды Общества, то есть на покупку земельных участков и строительство храмов. Прабхупада видел в распространении книг основу экономики Общества. Это было в одно и тоже время проповедью и источником дохода. Президенту одного из храмов он писал:  «Меня очень обрадовало твое сообщение о том, как хорошо идет распространение наших книг. Это наш главный бизнес во всех странах мира. Уделяя ему должное внимание вы никогда не будете испытывать недостатка в средствах». Так оно и оказалось на самом деле. В 1974 г. было продано 387000 книг в твердом  переплете и 4000000 экземпляров журнала «Бэк ту Гоухэд». В 1975 г. эти результаты были утроены, а в 1976 г. общий тираж книг и журналов на 23 языках составил 55314000 экземпляров. Общий доход от издательской деятельности составил миллионы долларов, так что к концу жизни Прабхупада сделался очень состоятельным человеком. Впрочем, его личные потребности всегда оставались  скромными. Заработанные деньги шли всецело на нужды Общества, деятельность которого принимала все более грандиозные размеры.

    Строительство новых храмов шло во многих странах, но Прабхупада решил, что самые величественные и богатые храмы Общества должны находиться в трех индийских городах – Вриндаване, Майяпуре и Бомбее. Эти грандиозные строительные работы стали венцом его деятельности. В 1971 г. началось возведение огромного 90 м храма Майяпур-Чандродаямандир в Майяпуре. По желанию Прабхупады в центральном куполе храма должна была разместиться трехмерная модель Вселенной, в основе которой лежали описания, взятые из Вед и «Шримад-Бхагаватам». Внутри храма предполагалось расположить миниатюрный дворец, где среди шелков и колонн, украшенным золотом, серебром и драгоценными камнями находились бы изображения Радхи и Кришны. Рядом начали возводить гостиницу на 500 мест с огромным на несколько тысяч человек залом для принятия прасада (прасад – собственно ритуальный прием пищи; во время прасада прихожанам храма предлагаются разнообразные, но строго вегетарианские блюда, изготовленные по специальным рецептам и с соблюдением особых церемоний), большой гошалой для коров, которые должны были пастись на окрестных лугах. Просторные, хорошо проветриваемые комнаты должны были быть оборудованы туалетами, душевыми, вентиляторами. Весь проект был оценен в десятки миллионов долларов. Своими масштабами он поразил как учеников Прабхупады так и архитекторов. Ничего подобного никто из них не видывал. Однако по планам Прабхупады этот храм должен был стать только началом. Он мечтал о тех временах, когда в Майяпуре возникнет  образцовый трансцендентный город с населением в 50 тыс. человек, с особыми кварталами для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, который будет духовной столицей мира. Возведение Майяпура по его мысли как бы открывало новую эру в истории мира – эру сознания Кришны.

       Претворение в жизнь этих планов Прабхуда завещал своим последователям. Сам он умер в ноябре 1977 г.   Пишут, что он скончался в идеальной обстановке, именно так как всегда хотел – в священной Вриндаване в окружении множества любимых учеников. Смерть он встретил величественно и безупречно.

Сатсварупа дас Госвами  «Прабхупада. Человек Святой. Его жизнь. Его наследие»

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии
Сейчас движение сознания Кришны утратило безупречность, заложенную Шрилой Прабхупадой при его основании, и превратилось в разноликую массу, что мы наблюдаем и в других религиозных конфессиях: повсеместное нарушение четырех регулирующих религиозных принципов.

Но я на это не обращаю внимания, так как меня интересуют только знания, которые, как бриллианты, сверкают в трудах Шрилы Прабхупады.

«Шримад-Бхагаватам» - один из основных его трудов, предназначенный, прежде, всего для очень чистых и возвышенных личностей, которых на санскрите называют парамахамсами, т.е., тех, кто подобен лебедям, умеющим отделять молоко от воды, и способен отчетливо видеть разницу между духовным и материальным.

Однако могущество и высочайшая сладость этого произведения настолько велики, что даже сердца обыкновенных людей оживают от соприкосновения с ним.

Шрила Прабхупада открыл человечеству сокровенные ведические знания. И его духовные свершения приближаются к рангу Иисуса Христа, который две тысячи лет назад воплощался на Земле и оставил людям десять ведических Заповедей, суть которых сводится к четырем ведическим регулирующим принципам:

- отказ от убийства коров;
- отказ от принятия одурманивающих средств;
- отказ от недозволенных половых отношений;
- отказ от азартных игр.

Религия - это законы Бога! Кто следует этим законам, тот религиозен, независимо от того, кто он – христианин, индус или мусульманин. Хотя истине могут следовать очень немногие, в отличие от большинства людей, охотно следующих какому-нибудь вздору.

Сейчас никто не знает истинного смысла религии. Религия подразумевает науку о Боге и подчинение Его законам, так же, как под словами «хороший гражданин» подразумевается, что человек подчиняется законам правительства. А основой законов правительства должны быть Законы Бога. Подавляющее большинство людей не имеют понятия о Боге.

Люди забыли религию и считают ее своего рода верой. Вера может быть слепой. Слово «вера» не отражает истинного смысла религии.

Откровенно говоря, сейчас трудно найти хотя бы одного истинного верующего. Так называемые христиане не повинуются указаниям Господа Иисуса Христа - Его десяти Заповедям.

Законы Бога – это стандарты, которым должен следовать человек, неважно в какой стране он живет и в каком веке. Вот почему труды Шрилы Прабхупады являются общечеловеческой культурой, а не уставом какой-либо из церквей: кришнаитской, христианской, мусульманской. Это - практики, которые, если не нарушают законы Бога, можно только приветствовать. И, кстати, Шрила Прабхупала писал, что все религии, как искры из костра, вышли из Вед.

Раиса Беляева   01.08.2021 16:46     Заявить о нарушении
Тем, кто хочет постичь науку самоосознания, рекомендую прочитать предлагаемые статьи неспешно, вдумчиво и по порядку. Они расположены по академическому принципу: от простого к сложному.
1. Веды - культура, неподвластная Времени! - http://proza.ru/2021/07/08/14

2. Перпетуум-мобиле, или Кто есть Бог? - http://proza.ru/2018/01/11/148

3. Джива, или Что есть человек? - http://proza.ru/2019/04/17/200

4. Все ищут Бога - http://proza.ru/2016/10/31/2273

5. Имена Бога - http://proza.ru/2016/09/24/2108

6. Эпохи, или Циклы жизни вселенной - http://proza.ru/2018/01/07/419

7. Признаки людей Кали-юги - http://proza.ru/2021/07/12/1505

8. В чем смысл жизни? - http://proza.ru/2019/03/21/799

9. Тайны реинкарнации - http://proza.ru/2018/11/19/1955

10. Жить просто и мыслить возвышенно! - http://proza.ru/2021/03/16/1621

11. Мистеру Бигелоу. Сознание существует вечно! - http://proza.ru/2021/02/27/606

12. Вегетарианство - путь к высшей цели! - http://proza.ru/2019/12/26/1993

13. Вегетарианская пища жизни - без крови и грязи! - http://proza.ru/2021/03/10/117

14. Грех в форме пищи - http://proza.ru/2016/10/13/1586

15. Ваше сознание - это то, что вы едите - http://proza.ru/2016/10/12/1876

16. Мы не знакомы, но я знаю, отчего вы страдаете! - http://proza.ru/2019/03/19/95

17. Где ты, Влесова книга? - http://proza.ru/2018/03/17/2193

18. Качества праведного президента - http://proza.ru/2016/09/15/157

19. Духовное решение проблем России - http://proza.ru/2020/02/29/79

20. Коронавирус. Миф о перенаселении Земли - http://proza.ru/2020/05/23/204

21. Законы Бога в Конституции - это формула мира! - http://proza.ru/2020/04/08/1848

22. Тридоша - ключ к гармонии - http://proza.ru/2020/02/11/177

23. Что за прелесть, эти Экадаши! - http://proza.ru/2020/01/11/1666

Раиса Беляева   01.08.2021 16:53   Заявить о нарушении
Существенные и полезные положения, Раиса! Буду очень рад, если кого-то увлекут и заинтересуют эти тексты. Спасибо.

Константин Рыжов   01.08.2021 19:27   Заявить о нарушении
Все зависит от Бога. Кришна - Его главное имя, означает "всепривлекающий". Ему нужно просто предаться - http://stihi.ru/2016/10/16/11185

Раиса Беляева   01.08.2021 23:14   Заявить о нарушении