Шанхай. Если вам дороги жизнь и рассудок...

Шанхай. Столица предстоящей грандиозной выставки «Азия EXPO»2010. Город, где сбылись все коммунистические мечты о «быстрее, выше сильнее»: есть самая скоростная в мире рельсовая дорога и самая высокая в мире телебашня. Город, население которого перевалило за 18 миллионов (зарегистрированных и бог знает, сколько незарегистрированных). Так вот – Шанхай – город шизофренический и более неприятного зарубежного города, где довелось бывать, я не вспомню.
Я отдаю себе отчет и предупреждаю читателя, что все нижеследующее, конечно, снобистский нудёж и «плач ярославны» на обманутые ожидания; но уж как есть. Резюме даю в начале, чтобы не утомлять – по моему опыту, любителям самостоятельного туризма без знания китайского языка в Шанхай ехать рано. Вообще с туристическими целями в Шанхай лучше не собираться.

Уже в самолете появилось ощущение, что что-то не так. Во-первых, рейс задержали на час, и непривычная суровость стюардесс лишь усугубила растущее неприятие предстоящей поездки. Во-вторых, на подлете к городу  Ш, в небе посреди белоснежных взбитых облачных слифков и ослепительного солнца возникло и стало сгущаться грязно-коричневое месиво, в которое мы и нырнули. Оказалось – это и есть атмосфера, которой дышит Шанхай. Коричнево-бурым было все – воздух, заливные рисовые поля, мутная река, лица людей. Сразу появилось ощущение зябкости и промозглости, ржавчина стала потихоньку наползать на подошвы, одежду, подбираясь к легким. Дорога от аэропорта до гостиницы заняла часа 4 (из-за пробок), позволив насладиться вполне апокаллиптическими пейзажами в духе терминаторских хроник. Чахлые умирающие деревца и раскуроченные строительные площадки из которых рвались наружу, как кости при открытом переломе, подъемные краны и какие-то доски, наводили на мысль скорее об апофеозе индустриального декаданса, чем о рождении города - сада». Собственно, городу я не понравилась также, вероятно, как и он мне – с первого взгляда. Оказалось, что свою карточку «виза», равно как и знание английского языка, я могу использовать только как модный аксессуар – говорят исключительно по-китайски, а платят тут везде наличкой, причем, банкоматы не всегда эту наличку выдают.

Вообще в туристической сфере для некитайцев уровень сервиса (даже в заведениях средней руки и выше среднего) оставляет желать не то что лучшего – а просто другого; отсутствует много чего: не говоря про отсутствующие улыбки (нам, русским, в принципе это привычно), не выстроена, например, система информационной и любой другой помощи туристам. Я например, не смогла приобрести билет на автобусную экскурсию по городу, не то что справиться о расписании или маршруте – мы так и не нашли общий язык с билетером. Даже в таком гиперместе, как телебашня - основная точка туристического притяжения и пуп Шанхая - застряв на высоте 269 метров, я бегала, как Фарада в «Чародеях» или как персонаж в каком-то дурном компьютерном квесте, пытаясь прорваться сквозь энигматическую систему циферок на полу и стенах в сочетании с запрещающими табличками «выхода нет», а «стражники» Башни, сиречь обслуживающий персонал, лишь молчаливо тыкали в противоположные стороны и путались в показаниях.

Первое испытание для самостоятельного (то есть вооруженного картой и путешествующего пешком) туриста на улицах города Ш – переход проезжей части дороги: водители не заморачиваются на цвет светофора, соответственно, пешеходы, понимая, что судьба у них все равно одна, бегут через дороги при первой же более – менее удачной возможности.

Второе испытание – метро; тут нужно изловчиться встать перед дверьми подошедшего вагона и постараться заскочить в него до того, как пассажиры из него вышли – желательно при этом растолкать их локтями. Первыми из вошедших садятся дети; если место одно – то ребенок будет сидеть, а взрослые – стоять. Личного пространства нет – и не потому, что вообще в принципе мало места, а потому что для него не выделено «место» в голове.

Третье испытание, выпавшее мне на долю, было испытание едой. Я специально выбрала ресторан приятной наружности в центре туристического района со специально европейской направленностью кухни, чтобы исключить всякую вероятность пищевого отравления. Однако, сурпризы начались еще с меню, в котором помимо прочего, можно было например найти салат из курицы с мороженным и картофельный суп-пюре с капуччино. Заказ в ресторане (предположительно) ускоренного питания выполняли минут 50, причем мне вместо заказанной лазаньи два раза принесли спагетти болонез с сосисками – и оба раза повторялась пантомима: официант, не глядя, плюхает передо мной тарелку и уносится в недра кухни, я минуты три безрезультатно пытаюсь привлечь к себе внимание обслуживающего персонала, наконец, в отчаянии машу руками и кричу на английском и русском, что это не мое, собирается консилиум из двух официантов и менеджера, следует диалог сторон, ни одна из которых не понимает ни одного языка, на котором изъясняется вторая, затем мне несут меню, я по тридцать пятому разу исступленно тыкаю в картинку с лазаньей, спагетти удаляют, через 15 минут официант заново плюхает тарелку с спагетти (подозрение, что ту же самую, которую 15 минут назад унесли с позором) – и мы начинаем шоу сначала. Нужно быть готовым также напоминать о том, что вам не принесли столовых приборов, сахара, салфетки, какого-то из заказанных блюд, или сдачи с крупной купюры – официанты до странности бывают рассеянны.

Четвертое глобальное потрясение, которое окончательно отвратило меня от города Ш, это интернет, точнее – компьютеры в бизнес-центре в гостинице, которые оказались не в состоянии поддержать некоторые приложения и серверы.
Ну и пара мелочей, чтобы дорисовать картину маслом:
* В Старом Городе, представляющем собой обычную китайскую барахолку, на каждом шагу атаковывают желающие что-нибудь продать, почистить ботинки или карманы, избавить от боли в спине/сотового/фотоаппарата, или просто помочь чем-нибудь, не исключая счастья в личной жизни.
* Я не люблю фотографировать стрит-лайф, с толпами людей; в каждом новом месте я пытаюсь выбирать безлюдные моменты, чтобы архитектура или ландшафт говорили сами за себя. Но не тут – то было в городе Ш: люди повсюду в огромных количествах; а некоторые из них еще и любят позировать – ты ждешь, пока они уйдут с первого плана, а они любезно задерживаются чтобы дать тебе возможность их сфотографировать – или внезапно вбегают в кадр.
* Практикуется сексизм в плане досуга - сауна в гостинице, куда я заехала, оказалась только для мальчиков.
* Налоговая инспекция Китая проводит интересные акции - на некоторых чеках в ресторанах при заказе на определенную сумму можно найти окошки, как в лотерейых билетах - чтобы тереть монеткой. Как объяснил местный товарищ,в таких лотерейных акциях можно выиграть какие-то деньги. Я тут же представила акцию нашей налоговой, которая выпускает лотерейные билеты, призовым фондом которых будет незаполнение деклараци, или уклонение от уплаты налогов в последующие 5 лет.


В общем, если вам дороги жизнь и рассудок, не ходите на торфяные болота (с)


Рецензии
Ну все! В Шанхай ни ногой!

Вадим Викторович   05.05.2010 14:12     Заявить о нарушении