Немецкие окна. Германия в литературных этюдах

Душа каждого человека отражается в его глазах. У разных людей глаза бывают разными - злыми, добрыми, уставшими, грустными, веселыми. Бывает так, что лицо бесстрастное, а глаза смеются. А бывает, что глаза мертвые. Это - признак смерти духовной. Мертвые глаза бывают у чиновников или у служащих соответствующих ведомств. Глаза раскрывают душу.
Глаза Германии - в окнах немецких домов. Хотя, почему только Германии? Ведь каждый народ строит дома. Очень красивыми бывают окна в русских деревнях, где-нибудь на Волге или под Рязанью. Или на русском Севере. Но эти окна невозможно назвать глазами России, а окна немецких домов действительно являются глазами Германии Отчего такое?

Окно всегда бывает точкой соприкосновения двух миров - внутреннего мира дома, который взирает на внешний мир улицы, и внешнего мира улицы, города, который старается проникнуть во внутренний мир дома, повлиять на него изменить в свою сторону. Идет незримая борьба этих двух миров. Но борьба не на поражение, а на совершенствование. Внутренний мир Германии целостен. Его невозможно разделить на мир города или улицы, и мир внутреннего пространства дома. Он везде одинаков. И именно это чувствуется, когда смотришь на окна немецких домов. Их глубина как бы приглашает соучаствовать в построении этого мира. Они, как огромные глаза у восточной красавицы, в которых отражается внутренний мир всего Востока.

В него невозможно до конца проникнуть, но им можно просто жить. в нем можно соучаствовать. Так и в Германии, внешнее обозрение внутреннего мира не дает ничего, тогда как проникновение в него возможно только лишь приобщением к его жизни.
Еще глазами Германии, но уже ее совсем внутреннего мира, являются немецкие книги, написанные на готике. Окна домов и готика книг, готический шрифт вместе являют собой то, что отражает душу Германии, раскрывает ее сущность. Иногда немного холодную, но спокойную и уверенно идущию вперед. Окна немецких домов очень похожи своим внутренним свойством, а иногда даже внешними чертами, на литеры немецкой готики - они вместе отражают душу немецкой культуры. Культуры немецкого быта, культуры немецкой мысли, культуры немецкой жизни.

В России нет такого. Глаза России в русских иконах. Именно в них, на их границе происходит соприкосновение этих двух миров - внутреннего мира русской души и внешнего мира русской действительности. Особенно отличаются этим иконы Рублева. Они несут свет. Изнутри. Они наполняют своим светом все пространство жизни. Наличники на деревенских, или иногда городских, в старых русских городках, окон не несут отражения внутренней сущности души. Они - явление чисто внешнее. Но именно это делают русские иконы. Они раскрывают русскую душу. Подобно тому, как древнерусская или церковная кириллица раскрывают русскую душу через книгу, являясь окном во внутрениий мир русского мышления, так икона открывает мир божественный. Тот мир, которым издревле живет русский человек. Этот мир взирает на человека, а человек обращает свои взоры к нему...

Россий и Германия - такие разные страны. Русская и немецкая культуры тоже внешне очень разные. Но у них есть то, что их объединяет и одновременно разделяет. Это - окна. У России - окна дома Божьего, у Германии - окна дома человеческого. Древнерусская икона со славянской вязью или кириллицей русской книги может сочетаться с немецкой готикой домов и книг, выраженной в строении окна немецкого дома и литерах, которым зачастую пишут надписи над этими окнами.  В этом нет противоречия. Просто в этом может находиться путь к нашему сближению. Если умело использовать это свойство. В этом сочетании положительным фактором поступательного развития может стать пресловутое единство противоположностей. Тогда два разнонаправленных вектора, уравнивая друг друга, становятся стабилизатором внутреннего совершенства.


Рецензии