аид одессэн - 5
http://www.proza.ru/2009/11/23/575
http://www.proza.ru/2009/11/24/462
http://www.proza.ru/2009/11/26/559
http://www.proza.ru/2009/11/28/759
Прервём на минуточку хронологический ход событий в саге о Джулиусе Дассене, сыне Шмуля (Самуэля) Дассена и Берты Фогель.
Оставив его ненадолго в трудные для него годы, когда он был внесен в ЧЕРНЫЕ СПИСКИ Комитета по антиамериканской деятельности (HUAC), в годы напряженные для всей Америки, «больной» таким серьезным заболеванием как МакКартизм. Пропустим также период его «изгнания» в Европу, которое, впрочем, самим Дассеном таковым не считалось. Он жил и работал в Европе, в основном, в Париже со всей семьёй с его первой женой Беатрисой Лаунер и тремя детьми. Старший сын Джозеф Айра (1938) стал знаменитым певцом 70-х годов, дочь Ришель (1940) стала известным композитором во Франции, а дочь Джулия (1944) стала известной певицей по имени Джюли Ди. Периодически вся семья с 1953 года выезжала на свою виллу в Калифорнию. «Изгнание» ли это в том смысле, который в слово это вкладывается?...
Настоящее изгнание, драма жизни – это не только «физическое» увольнение из Голливуда, но и вызов на допрос в комиссию по антиамериканской деятельности, объявление его «врагом народа», угроза заключения в тюрьму. Помните, тот эпизод из молодости «рабочего» паренька Жюля из Гарлема, когда он под воздействием своих друзей и учителей из Москвы вступил в КП США? Давно это было, он и сам уже забыл об этом, а также о том, что забросил он свой партбилет в 1939 году после опубликования (в США это было в открытой печати) новостей о пакте Молотова-Рибентропа.
Но ведь никто в Голливуде не знал, что Жюль Дассен был "комми", почему же его вызывают на допрос в комиссию конгресса?...
Во всех опубликованных источниках это объясняется подковёрной борьбой между молодыми одаренными сотрудниками и «старой гвардией» звёзд. Говорят (сам Дассен никогда никаких заявлений не делал), что «выдал» его хороший и не просто хороший, а выдающийся режиссер Эдуард Дмытрык. Тоже, между прочим, наш земляк из выходцев украинской ЭКЗЫЛИ первой волны, но который родился уже в Америке. Так это или нет – пусть Бог рассудит, но… до того памятного заседания комиссии, на которое Дмытрык «согласился» пойти и давать показания, он год был без работы (уволен) и 7 месяцев провел в тюрьме. Это для тех, кто захочет камень бросить в сторону «украинско-еврейской дружбы»….
Так было всё или иначе, но Жюль Дассен был включен в Чёрный список Голливуда из 10 лучших режиссеров, которым в США работать по этой специальности нельзя было под страхом ареста....
НЕТ, НИКОГДА В ВОСКРЕСЕНЬЕ или один выходной в неделю
Получив «черную метку» Дассен с семьей выехал в Париж, … а там уже образовалась колония голливудовцев, которые жили… ну, в общем, неплохо жили и не тужили и даже образовали что-то наподобие единого кредитного банка. А как же проще пересылать и получать деньги в Америку родственникам? Кроме того оказывали материальную помощь тем друзьям, которых лишили работы или посадили в тюрьму….
Сначала вокруг Дассена образовался вакуум. Французские кинокомпании не хотели делать рекламу «врагу американского народа» - «как бы чего не вышло». Имя «Дассен» быстро исчезло из печати, но тут на выручку пришло международное кинематографическое «братство» -- общество кино Франции учредило ему финансовую помощь, и он получил статус официального члена общества.
Однако «люди боялись меня и сторонились», - вспоминает Дассен.
Понимая, что во Франции он не будет иметь контрактов, он принимает предложение Италии снять фильм «Маэстро Дон Гузуальдо» по классическому роману. Однако, даже не приступив к съемкам, он вынужден покинуть Италию, которая объявляет его «персоной нон грата». Посол США в Италии – его знакомая Клэр Бут Люис, но она отказывается принимать его в посольстве.
В течение 5 лет ( с 1948 по 1953 г.г.) Дассен безработный, пока к нему не приходит удача – он получает контракт на создание фильма «Рифифи». Работа над фильмом и премия в Каннах в 1955 году за лучшую режиссуру круто изменила судьбу «изгнанника». Он теперь без работы не сидит, он в постоянных переездах – из Парижа в Рим, из Рима в Берлин, из Берлина в Лиссабон, из Лиссабона в Афины. Новые фильмы, новые «звёзды», награды, презентации, банкеты, шикарные женщины, шампанское и фейерверки….
В 1949 году Жюль Дассен снял абсолютно «черное» кино, фильм этот насколько «нуар», что в течение 50 лет оставался практически неизвестным ни в Европе, ни в США. Фильм назывался La Loi (Закон), а в США его «крутили» совсем немного под названием «Когда дует жаркий ветер». В фильме этом впервые за всю историю встречается созвездие будущих «суперзвёзд»: Джина Лолобриджида, Пьер Брассийер, Марчелло Мастрояни, Ив Монтан и… никому не известная тогда греческая актриса Мелина Меркоури. «Законом» в городке, где происходит действие фильма, называется соревнование по количеству выпитого вина, а все люди в городе – это члены противоборствующих мафиозных группировок. «Ч-оо-рный, ЧИСТА КАНКРЕТНА, ч-оо-рный» фильм тот был….
Но после этого фильма «моральный облик» народного артиста Жюля Дассена стал резко падать, потому что впервые за свои 50 лет жизни и 30 лет примерного семьянина и отца трёх детей «бес в ребро поразил»…. Да так сильно, что он не только жене изменил, но … и родине своей, Америке, он отказался быть верным сыном, уехал навечно и обосновался на родине своей новой ненаглядной навсегда,… и уж никогда теперь с ней не расстанется.
Да, дорогой читатель и читательница, бывает в жизни всякое…. Но кто же это такая Мелина Меркоури, почему мы её не знаем, как это она посмела, разлучница злая, разрушить семью, построенную на вековых традициях народа своего, при полном согласии и любви, развалить 30-летнюю совместную жизнь?...
Если спросить у любого гражданина бывшего Советского Союза, знает ли он греческий танец «Сиртаки»? Без всяких промедлений любой совок тут же выпалит – кто же его не знает, а написал танец этот композитор Микис Теодоракис. Вот – пример, насколько коммунистическая пропаганда эффективной была: крутили эту мелодию с утра до вечера, телевизор включишь – Микис Теодоракис рассказывает по ящику, как «чёрные полковники» демократию в Греции нашей любимой разрушили под воздействием проклятых империалистов амЭрикЭнских.
А «Сиртаки» - это совсем и не «сиртаки» даже, а мелодия из греческого кинофильма режиссера М. Какоияниса «Зорба – грек». В этом фильме, который получил премию на фестивале в Каннах в 1955 году за лучшую женскую роль главный герой Зорба танцует танец, «Зорба-дэнс», абсолютно не народный, а написанный специально для этого кино Микисом Теодоракисом. В Греции и во всех странах, где фильм крутили, мелодия М. Теодоракиса так и называется, почему её назвали у нас «Сиртаки», я не знаю.
Большой разницы, конечно, нет, как называется любимый ритм и мелодия, но, как вы уже догадались, лучшая женская роль в Каннах в 1955 году досталась 25-летней красавице
Анне Амалии Меркоури (она же – Мелисса).
В 1955 году две звезды пересеклись в своём полете, а влюбленный Жюль Дассен решил посвятить своей ненаглядной целый фильм,… а что может подарить лучшее киношник звёздной уже (но мало известной за пределами земли родной Греции) кинодиве, коли он настоящий КИНОШНИК, а не … сапожник?
Сценарий готов к 1959 году.
Перед самой своей смертью Мелисса Меркоури призналась, что она полюбила Дассена
во время съёмок фильма «Рифифи». На фестивале в Каннах её роль была номинирована на лучшую женскую роль Стелы в этом фильме. Все признали, что она была лучшей, но по каким-то неизвестным причинам в этот год премию не присуждали. «Я забилась в угол, чтобы никто не видел моих слез. Я ревела, как ослица, когда подошел Дассен. Он посмотрел на меня своими синими-синими глазами. «Разве премия что-то значит?», - сказал он, и я ненавидела его, - какой он к чёрту режиссер, если позволил премии «уплыть» от его фильма «Рифифи». «Вы достойны намного большего, чем эта премия», - сказал он, и это было началом их достойной романа любви, которая только в 1966 году завершилась женитьбой.
Какой же должен быть фильм-подарок любимой женщине, чтобы «не плакала» она… и премию ей дали? Что бы такое сотворить великое и бессмертное, думает Дассен? Может про войну чАвО наваять, или про шпиЁнов, или НУАР какой-нибудь сбацать?... Принесут ли все эти жанры, любимые народом, премию ненаглядной моей и лучшей гречанке мира?
Несколько бессонных ночей провёл влюбленный народный артист США и Европы и, наконец, решает,… не мудрствуя лукаво, пойти уже проторенным путем, который наметил на все века существования мужчин и женщин на Земле великий Бернард Шоу, интерпретировав греческий миф о Пигмалионе и Галатее.
«Пигмалион» будем модернизировать и приспосабливать к современной греческой послевоенной жизни!...
Синопсис «Только не в воскресенье ‘Never on Sunday’ таков.
Один амЭриКэнский ученый-исследователь древней Греции приезжает из своего Мидлтауна (штат Кентукки)… да, из того самого города и штата, где родился Дассен… в Афины для «полевых» исследований-раскопок. Его коллега по увлечению исследованиями древней греческой цивилизации местный учёный грек рассказывает об одной очень «хорошей», просто с открытым сердцем ПРОСТИТУТКЕ из порта Пирей (как Ильичевск в Одессе). Так все в Пирее любят эту проститутку (гости столицы – моряки из всех стран, а особенно США, так души в ней не чают), что готовы ей памятник поставить. Да, в НАТУРИ-и-и-и, хоть сейчас воздвигнут памятник проститутке с открытым сердцем и непосредственно в Парфеноне. Сомневается американец, профессор из Кентукки…. Раз так, то предлагает профессор-грек убедиться во всём самому и пойти в то кафе-забегаловку, где героиня всеЯ порта Пирей работает с помощью древнейшей профессии своей. Идут, значитСЯ, профессора эНти в забегаловку и на глазах ошалевшего от красоты неземной проститутки с широким открытым сердцем американца происходит сцена, когда она выбирает из двух скромного, но смазливого амЭриКэнского морячка, и уходит с ним на «хату», а на вопрос второго, более разбитного, но не понравившегося ей морячка, почему она отказала ему – ведь он в 3 раза больше ей предлагал, гордо ответила: «Я цены не устанавливаю, а выбираю тех, кто мне нравится». Ну, это – ВСЁ…. АмЭрикЭнский профессор влюбился с первого взгляда, а с греческим профессором, с ПОНТОМ, заключает пари, что он возьмет на воспитание эту замечательную девушку и ПОСТАВИТ ей правильное английское произношение, чтобы ей было легче с амЭрикЭнскими морячками-то общаться. Раз она такая открытосердечная и бескорыстная, за большой ДРАХМОЙ в таком серьезном вопросе как ОТДЫХ амЭриКэнских матросов и солдат НЕ ГОНИТСЯ, то и мы ей поможем бескорыстно и… сделаем из неё ЛЕДИ настоящую…. Сомневается теперь уже в ответ греческий профессор…. Заключают они пари, и амЭрикЭнский профессор, которого играет сам сценарист и режиссер Жюль Дассен начинает свой лингвистическо-эротическо-патриотическо-лирический эксперимент. Вся археология и раскопки, ради которых он и въехал в Грецию, как сами понимаете, на этом и закончились, началась упорная деятельность по внедрению английской грамматики и литературКи в массы одной, но с широким сердцем любимице Пирея и всех в порт этот заходящих на пароходах. В результате – сам профессор так влюбляется в плоды своего творчества, говорящие уже так ПРАВИЛЬНО на английском, что женится и остается навсегда в Греции. В процессе разворачивания основной линии сюжета, также, как и в «Пигмалионе», возникают разные отрицательные персонажи, наподобие папаши Дулитла, а здесь в «Только не в воскресенье» - сутенера по имени «Нетлица Noface», но, как понимаете, не плохие эти персонажи, которые большой любви хотят поперек дороги стать, но ничего у них не получается….
Фильм вышел на экраны Греции под названием «Поте тин Кириаки Кроме восресенья». Этот фильм – жемчужина черно-белого кино, прекрасны его натурные съемки в порту Пирей, замечательна музыка с греческим инструментом бузуки, которая написана композитором Маносом Хадзидакисом.
Песня Илии (так зовут героиню), в 1961 году была удостоена премии Оскар, из всех остальных 6 (шести!) номинаций на эту награду, только Оскар за режиссуру ещё был присужден.
Поёт она песню под названием «Твои мальчики, порт Пирей *Та Педиа Тоу Пиреа*)
http://www.youtube.com/watch?v=VcTdvBr30xY Melina Mercouri - Ta pedia tou Pirea (не открывается этой ссылкой - надо в строке появившегося браузера напечатать never on sunday melina mercouri).
Из своего окна шлю один, два, три и четыре поцелуя.
Пусть в порт летят, как первая, вторая, третья и четвёртая птички.
Пусть у меня будет один, два, три и четыре сына,
Которые, когда вырастут, будут гордостью Пирея.
Где найдешь лучше место – моего порта лучше нет.
В нем такое волшебство, о мой Пирей.
Когда приходят сумерки, порт мне поёт песни –
Это молодежь подхватывает эхо песни – на весь порт.
Никто без моей любви не останется, только постучи.
Но завтра, во сне, мне явится тот, для кого
Я всё лучшее из украшений надену, и счастье я всегда
Готова встретить – привет тебе, приди из порта….
Из своего окна шлю один, два, три и четыре поцелуя.
Пусть в порт летят, как первая, вторая, третья и четвёртая птички.
Пусть у меня будет один, два, три и четыре сына,
Которые, когда вырастут, будут гордостью Пирея.
Все 60-е годы песня была популярна в Европе, но только одна Далида по-французски пела
почти полностью такую «лирику».
Все остальные английские версии «эксплуатировали» особенности древнейшей профессии героини и беззастенчиво рекомендовали – «целуй меня в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, но – только не в воскресенье; это мой день отдыха».
http://www.youtube.com/watch?v=9SjI6Wl175I
http://www.youtube.com/watch?v=I1HLhfB8znA&feature=related
"NEVER ON A SUNDAY"
Never on a Sunday when the church is full of people
And the bells are ringing in the steeple,
la la....
Oh, you can kiss me on a Monday
A Monday, a Monday is very very good
Or you can kiss me on a Tuesday
A Tuesday, a Tuesday in fact I wish you would
Or you can kiss me on a Wednesday
A Thursday, a Friday, and Saturday is best
But never never on a Sunday
A Sunday, a Sunday 'cause that's my day of rest
Come any day and you'll be my guest
Приходи в любой день – будь моим гостем
Any day you say but my day of rest
В любой день, но в мой день отдыха.
Just name the day that you like the best
Называй любой день, какой тебе больше нравится,
Only stay away on my day of rest
Только не трогай моего дня отдыха.
You can kiss me on a cool day
A hot day, a wet day which ever one you choose
Or try to kiss me on a grey day
A May day, a pay day and see if I refuse
And you make it on a bleak day
A freak day, a week day why you can be my guest
But never never on a Sunday
A Sunday's the one day I need a day to rest
Just name the day that you like the best
Only stay away on my day of rest
Never on a Sunday when the church is full of people
And the bells are ringing in the steeple,
la la....
Oh you can kiss me on a Monday
Monday, Monday's very good
Or you can kiss me on a Tuesday
Tuesday and I wish you would
Or you can kiss me on a Wednesday
Thursday, Friday and Saturday is best
But never never on a Sunday
Sunday, Sunday 'cause that's my day of rest
На всю свою жизнь актриса Мелина Меркоури сохранила это «святое» отношение к настоящему воскресенью – дню отдыха….
Жюль и Мелина женились в 1966 году, сделали вместе девять фильмов и стали заметными политиками. Дассен всю жизнь оставался «в черном списке», а Меркоури, как социалистка, преследовалась «черными полковниками». В 1977 году она была избрана в Парламент новой Греции без хунты полковников. В 1980 году она стала министром культуры Греции.
Когда она умерла от рака легких в 1994 году, то вся Греция на её могилу вместо цветов приносила любимые ею сигареты, все обещали бросить курить,… но через несколько дней опять все закурили, задымили и забыли, отчего умерла народная артистка Греции.
Сын парикмахера из Одессы Жюль Дассен дожил до 96 лет и умер в 2004 году.
КОНЕЦ ФИЛЬМА
Свидетельство о публикации №209112900681