Александр Шисман, скрипач, педагог c фото

Опубликовано в ж."Рампа"  2, 2010
Сегодня 9 дней со дня смерти ( 12 сентября 1946 - 15 января 2023)
          
Александр Шисман -  последний из плеяды блестящих музыкантов, начинавших Уфимский институт искусств. 
 40 лет назад  З. Г. Исмагилов пригласил его в Уфу преподавать в новом, им созданном ВУЗе.
В Уфе существовал Учебно-консультационный пункт Московского музыкально –педагогического института имени Гнесиных, но Загир Гарипович мечтал создать свой музыкальный ВУЗ, который сделал бы столицу республики консерваторским  городом, и очень хотел, чтобы преподавали в нем музыканты не хуже столичных.
С этой целью он ездил в Москву, дабы пригласить лучших выпускников  института имени Гнесиных  на работу в новый  музыкальный ВУЗ, соблазнив их  возможностью большой педагогической практики, а главное – перспективой творческого роста, ведь все они – и скрипач Сергей Саркисьянц, и альтист Яков Папян, и виолончелист Алексей Калачёв еще в институте организовали струнный квартет, где четвертым и был герой данного очерка – скрипач Александр Шисман, тогда студент IY курса. Когда год спустя он получил диплом, от  Исмагилова  поступило личное приглашение  с обязательством предоставить 2-комнатную квартиру  в центре города в новом доме.
Ректор свое слово сдержал. Так 23-летний выпускник  Гнесинского института стал преподавателем Уфимского  института искусств.
- Порой студенты были старше меня, - говорит Александр Абрамович.
Даже с учащимися Уфимского училища искусств, куда его тоже пригласили преподавать, разница в возрасте была не более 4-5 лет.
Педагоги музыкальных ВУЗов, балетных училищ порой очень жестки в своих требованиях, объясняя свою позицию тем, что по-другому не добьешься успехов.
Балерина Надежда Павлова в одном интервью говорила о суровости своей знаменитой наставницы Людмилы Сахаровой.
Александр Абрамович, по моим  личным воспоминаниям, был – сама доброжелательность. Он никогда не позволял даже намека на чью-либо малую одаренность, на недостаточно тонкий слух. Обладатель абсолютного слуха, он не считает его главным в карьере музыканта.
Но при всей его доброжелательности к нему нельзя было явиться, не выучив урока.  В нем чувствовалась подлинная одержимость музыкой, не позволявшая и ученикам проявлять небрежность и нерадение.
С первых дней бывшие сокурсники,  теперь – ведущие преподаватели кафедры струнных инструментов возобновили репетиции своего квартета. Почти десять лет выступали  на сцене Института искусств, в филармонии, на пленумах Союза композиторов БАССР и РСФСР, в Москве и Ленинграде. В родном ВУЗе давали концерты бесплатно, в филармонии – за небольшую плату, но о деньгах  не думали: главное – возможность вместе играть, творчески развиваться!
А наших башкирских композиторов наличие такого коллектива подвигло на создание новых струнных квартетов, которые они могли тут же услышать в живом исполнении.
  - Мы жили музыкой, - говорит Шисман, -  А в Большом – ныне Шаляпинском  - зале института всегда бывали аншлаги. Когда из Москвы приезжал Валерий Самолётов – всегда играл в ансамбле с ним. ( а мне невольно вспомнился март 2001, приезд Самолётова  в Уфу из Франции, где он теперь живет, и  - едва половина Малого зала на его мастер- классе!) У нашего института появилась известность,  а потом и всесоюзная слава! К нам приезжали поступать абитуриенты из Одессы, Киева, Москвы. Конкурс  был огромный.
  Ему в свое время тоже пришлось рано уехать из родительского дома – в 14 лет, окончив семилетку и музыкальную школу, Шисман, уроженец Дальнего Востока, поступил  в Хабаровское музыкальное училище. В семье музыкантов не было, хотя отец обладал хорошим слухом.
 После первого курса тетя, сестра матери, забрала племянника к себе в Волгоград. Очень хотела, чтобы с Дальнего Востока переехала и вся семья, но не получилось.
В Волгоградском училище занимался в классе Э. Я. Завилянской. На четвертом курсе в зимние каникулы Эмма Яковлевна повезла своего лучшего ученика сначала в Киев, где сама училась, а затем и в Москву.
 - В Москве я играл ученику Ямпольского – Манилову. Прогноз был очень хороший.
 А на выпускном экзамене председатель Государственной комиссии из Горьковской консерватории  предложил приехать к ним в Горький и гарантировал поступление, но Шисман решил брать выше – только столичный ВУЗ.
Итак, в 17 лет ( до 18 – еще три месяца: день рождения в сентябре) юный музыкант приехал  в Москву с исключительно сложной программой: концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса ( его играют, оканчивая консерваторию!), пьеса Мануэля де Фалья.
Оказалось, что концерт Сибелиуса играют еще четыре абитуриента Гнесинского института!
Конкурс  был большой. Соперники очень сильные. Достаточно сказать, что в тот год поступал Виктор Третьяков, через 2 года, в 1966, ставший лауреатом ( I премия) конкурса имени П.И.Чайковского.   
На первом экзамене – по специальности –  Шисман получил 5, и это, в сущности, было гарантией поступления: на коллоквиуме педагоги, наметившие взять в свой класс талантливого скрипача, старались не задавать трудных вопросов.
Таких педагогов было сразу двое: зав. кафедрой, доцент Михаил Израилевич Фихтенгольц, ученик П.С.Столярского, А.И.Ямпольского, М.Б.Полякина, получивший в 1935 – в 15 лет – II премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (I-ю тогда получил 27-летний Д.Ойстрах) и   Альберт Александрович Марков, ученик П.С.Столярского, лауреат конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе и конкурса им. П.И.Чайковского в Москве. Ныне он работает в Манхеттенской  школе в Нью-Йорке.
 Педагогом по специальности стал Марков, учеников у него было мало – всего двое, ведь он почти все время бывал на гастролях. К себе в класс он собирался взять только одного, и выбор его пал на Шисмана. Конечно, он сам выбирал себе учеников. 
 - Человек он был удивительно доброжелательный. При разборе всегда найдет хорошие стороны, - вспоминает своего учителя Шисман.
Он никогда не ругал, даже не повышал голос, но если после его указаний  (не замечаний!)
почти ничего не менялось – он ждал еще один урок. После столь же малопродуктивного второго занятия спокойно говорил:
- Прошу Вас зайти на кафедру. Там Вам укажут нового педагога.
Шисман говорит, что ощущал трепет на каждом уроке.
  Педагогом   по квартетному классу был  Исаак Абрамович Жук, ученик А.И.Ямпольского, с 1930 концертмейстер оркестра Большого театра, с 1952 – Государственного симфонического оркестра. Заслуженный артист РСФСР. Надо сказать, что такие звания тогда давали очень редко, и только тем, кто действительно имел заслуги перед всей республикой.
Вторым педагогом по квартетному классу стал Вадим Васильевич Борисовский, ученик М.И.Пресса, основатель альтовой школы в Москве, а стало быть, и в  СССР ( в Ленинграде – Юрий Крамаров), один из создателей квартета имени Бетховена (тогда, в 1923, он первоначально назывался «Квартет Московской государственной консерватории»), в котором Борисовский играл 40 лет, до 1964!
  Шисман, с благодарностью  вспоминая своих педагогов, говорит, что Жук был немногословен, умел одним выразительным кивком головы, жестом дать понять, как нужно сыграть ( думаю, что необходимо было быть таким понятливым  учеником!).  Приглашал к себе домой на Беговую, 15 (дом Большого театра). На стене у него висел подарок любимца публики  австрийского виртуоза-скрипача Фрица Крейслера – его смычок, а также фотографии других  знаменитостей с автографами.
 К.К. Розеншильд вел историю музыки. Человек энциклопедических знаний, полиглот
( знал 20 языков), он самые  сложные темы, например, «Гармония Бетховена», умел преподнести как захватывающий роман, хотя внешне был  абсолютно бесстрастен, говорил – всё на память - монотонным голосом, но, как хороший психолог, мог приковать внимание слушателей неожиданным замечанием.
А Б.В.Левик, по чьим учебникам  учились все музыканты! О нем – только один характерный эпизод, рассказанный Шисманом.
Экзамен. Студентка положила на стол учебник и просматривает его. Борис Вениаминович, маленький, щупленький, подходит к ней, и, краснея,  спрашивает:
- Позвольте, Вы списываете с учебника?
- Но ведь это Ваш учебник!  Я решила освежить знания.
 Она не смутилась. Он – смущен ее наглостью! 
Когда М.Булгаков пишет, что люди совсем не изменились – как он не прав. Мир меняется потому,  что меняются люди. Со смертью таких, как Левик, изменился мир.
  О своих учениках Шисман говорит также ( не так же, но тоже) уважительно. В его речи постоянно звучит: «Талантливый. Талантливая».
 Это верно: у талантливых педагогов должны быть талантливые ученики.
Или, по-другому, талантливые ученики должны быть удостоены учиться у талантливых педагогов.
  Первый же выпуск ознаменовался достижениями Шисмана – преподавателя: его ученик Слава Гольдфельд стал знаменитым скрипачом. Долгие годы он был участником  фортепианного трио в Челябинске, гастролировавшего с большим успехом в России, Украине, Белоруссии, Прибалтике, ставшего лауреатом филармонических конкурсов. В.Гольдфельд был лауреатом II Всероссийского конкурса инструментальных  ансамблей. Сейчас он живет в Германии,  в Любеке, на родине Томаса Манна, преподает в музыкальном колледже. В его международном классе  - ученики от 5 до 18 лет. Больше сотни стали  лауреатами   всегерманских  конкурсов. Он регулярно звонит своему любимому учителю, много раз приглашал его и в гости,  и на работу. Но – об этом далее в статье.
 - Мои ученики,  а их уже 150 , - говорит Александр Абрамович, - играют в симфонических оркестрах, в оперных театрах, в  различных камерных ансамблях – квартетах, квинтетах, трио, занимаются педагогической работой. География – обширна: Российская Федерация, Украина, Узбекистан, Прибалтика. Многие за рубежом.
У нас в Уфе:
 Ирина Сидоренко, заслуженная артистка РБ, концертмейстер оркестра Театра оперы и балета,
Айслу Муратова, концертмейстер альтов Национального симфонического оркестра,
Татьяна Кривоногова, концертмейстер скрипачей.
  Преподают в Уфимской Академии искусств бывшие ученики Денис Гранов ( I  премия на конкурсе  имени Н. Сабитова 1996 года) и  Анна Козловская.
Следует сказать о конкурсе Наримана Сабитова. Это серьезное музыкальное соревнование, проходящее в три тура, причем третий тур нужно играть с оркестром, со сложной обязательной  программой, с представительным жюри: на  Первом – председателем был профессор Московской, затем, до 2008 года, ректор Санкт-Петербургской консерватории  Александр Владимирович Чайковский; на последнем, Седьмом, прошедшем в декабре 2008 года –  скрипачей оценивал профессор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Ханович Гантварг.
На YII cтала лауреатом ( II премия) ученица Шисмана Айсылу Сайфуллина.
 До этого лауреатами республиканских конкурсов становились Михаил Земцов, Фирюза Валиуллина, Александр Маломожнов, Лиля Нигаметзянова. Руслан Ишмаев победил на конкурсе в Киеве.
 Лауреатов, конечно, гораздо больше, но чтобы перечислить всех, пришлось бы переписывать целый список, который ведет педагог.
   После ухода Роберта Лютера исполняющим обязанности главного дирижера  Башкирского театра оперы и балета стал Рустэм Сулейманов. Окончив Уфимский институт искусств у Шисмана по классу скрипки, он был принят, пройдя конкурс 70 человек на место, в  оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии, где с 1988 главным дирижером, а с 1995 – художественным руководителем является музыкант с мировым именем Юрий Хатуевич  Темирканов.
Затем получил в Санкт-Петербургской  консерватории образование и как симфонический дирижер.
  Александр Анисимов, победивший в свое время на  многих конкурсах:  имени Андрея Корсакова в Твери,  «Учитель и ученик» I премия, на конкурсе в Болгарии  I премия, теперь преподает в Оренбургском институте искусств. Он уезжал заграницу, поработал в Нью-Йорке,  в школе на Лонг-Айленде, но вернулся в Россию.   
  Участники их студенческого, затем институтского квартета разъехались по миру.
  Алексей Калачев, организатор и художественный руководитель камерного оркестра «Башкирия» - коллектива европейского уровня –  теперь живет и работает в Финляндии.
  Сергей Саркисьянц – там же.
  Яков Папян уехал к себе на родину и был принят в Государственный квартет имени Комитаса – лучший в Армении и один из лучших в мире.
   Александр Шисман  остался  в Уфе. 40 лет он преподает в том же ВУЗе, а с конца 90-х, с момента создания,   и  в ассистентуре, где совершенствуются лучшие выпускники Академии.
 В 1996 он, единственный  на кафедре, стал профессором. Звание было присвоено  honoris causa, то есть «за заслуги», без защиты диссертации.
 - Мое  дело – исполнять музыку и учить музыке, а не писать. Хотя, конечно, приходилось писать различные методические разработки, а, работая в ССМШ, придумал и свои упражнения. Лучшие результаты  - с теми, кого вел с младших классов музыкальной школы, потому что легче учить, чем переучивать. Легче ученику.
 «Всякое новаторство, не подкрепленное школой, обречено» - это слова Артюра Онеггера.
А  в скрипичном исполнительстве – только от учителя к ученику. Не по учебникам, не по видео, не на потоке. Последнее  уже практикуется за рубежом, нивелируя  молодых музыкантов. Знаменитые профессора дают  крошечные уроки продолжительностью 25-30 минут.
 А Шисман  и со старшекурсниками академии работает буквально над каждой фразой, над каждым штрихом.
- Заметил одну закономерность,- сказал Шисман, - чем талантливее был ученик, тем больше он старается и потом, после окончания института, общаться со мной. Постоянно звонит, например, Слава Гольдфельд из Германии, приглашает к себе, гарантируя хорошие условия для жизни и работы.
 А Шисман не едет. Ни разу даже просто так не был заграницей.
Интеллигентнейший человек – категория, увы, стремительно исчезающая в современном мире, он чужд всякой позы, рисовки, дутого величия. По этому поводу он сказал всего одну фразу:
 - Жаль было бы бросать талантливых детей на полпути.
За этими простыми словами – цель и смысл всей жизни.
 

 , 


Рецензии
Памяти музыканта!

Нинель Товани   27.01.2023 04:24     Заявить о нарушении
спасибо !

Нина Тур   27.01.2023 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.