Глава 11. Что нового пришло в школу?
Детей и народа в целом. В результате воспитания, школьного и институтского образования известная часть народа на призывы и лозунги партии стала реагировать, как собака Павлова реагировала на мигание электрической лампочки. «Ленин и теперь живее всех живых!», «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» – и от умиления хотелось плакать. «Правильной дорогой идёте, товарищи!», Партия и народ едины!», «Как партия сказала, так и будет!», «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!» – гордость переполняла душу, «Всё выше и выше, и выше стремим мы полёт наших птиц!», – грудь вздымалась выше и глаза поднимались к небу. У вождей идеи бредовые, энергия кипучая. Однако граждане с нормальной психикой понимали, что из опилок хлеба не испечёшь, что дрессировка, постоянное понукание, бесконечные мобилизационные меры, лозунги скоро перестанут действовать. Так и случилось, к 1985 году «котел остыл» и коммунистический «паровоз» остановился.
Ныне граждане с нормальной психикой взяли власть в России. В экономику пришёл экономический интерес, в политику – здравый человеческий смысл, в духовную сферу – свобода. (Бредовые идеи не запрещено производить, но их запрещено навязывать обществу в качестве единственно правильного учения.) Опыт преобразований накапливается во время преобразований. А что нового пришло в педагогику?
Мировоззрение – взгляд на мир, внутренний и внешний. Нас всех сделали материалистами. Нематериалистам не позволялось работать там, где имело место хоть какое-то отношение к духовной сфере. Только в церкви власть коммунистическая власть разрешала священникам говорить о духе, взяв с них, как плату за услугу, обет – доносить на партийных товарищей, на учителей и пр., которые крестят своих детей. Души как субстанции – нет, учили мы, учителя, а есть лишь субъективный набор чувств, представлений и понятий. Есть материя как объективная реальность, данная нам в сознании и ощущении. Данная нам в отражении. (Некоторые материалисты учили: как печень вырабатывает желчь, так мозг вырабатывает сознание.) В течение миллиардов лет материя обособлялась, соединялась, изменялась, развивалась, совершенствовалась и приняла различные формы по степени совершенства. Мозг человека – вершина развития материи. Материализм – прогрессивное мировоззрение, идеализм – реакционное. Идеализм – примитивная поповщина. «Сволочь идеалистическая!» – сказал Ленин о Гегеле, величайшем мыслителе всех времён и народов. В этом суть марксистско-ленинской философии. Ныне в школу, в педагогику, пришла возможность свободного выбора мировоззрения. Учитель избавился от страха перед властью за выбор веры, за выбор научной позиции. За терпимое отношение к нетрадиционным видам художественного творчества. Можешь свободно читать Маркса, Фрейда, труды папы римского, восхищаться творчеством Рембрандта и Сальвадора Дали.
Идеология – выбор общественно-политического идеала. Большевики, пользуясь детской и юношеской беззащитностью, навязали марксизм целому ряду поколений. А какой был выбор? Пойти в священники я не мог, стать изгоем – тоже не решился. В наш век все дороги ведут к коммунизму, и все извольте так думать! Говорят, можно лошадь подвести к воде, но нельзя заставить пить. Лошадь – нельзя, человека, оказывается, – можно. Яд марксистской идеологии мы принудительно пили в течение десятилетий и в конечном счёте усвоили его (исключений здесь немного). А теперь что будем делать? Идеологии из души не выкинешь. Педагогические кадры, обученные в советское время, и сегодня «поют всё песнь одну и ту же». Есть болезни, которые излечивает только смерть. Но сегодня идеал позволено выбрать.
В школу пришло новое представление о личности человека. (Не пришло, а пробилось с Запада.) Личность человека, являясь продуктом общественных отношений (по Марксу), имеет, однако, свои корни в природе (или в Боге). И в этом своём качестве она не может быть продуктом манипуляции политиков. Политики приходят и уходят, а личность остаётся. За личностью стоит природа со всеми её потребностями, задатками, инстинктами, рефлексами. Конечно, оловянными солдатиками управлять легче, чем управлять реальными солдатами, но с оловянными солдатиками войны не выиграешь. Должно измениться представление и о личности ребёнка. Возникнут новые проблемы. Они уже возникли: учителя жалуются, что дети стали непослушными. Переучиваться надо тем, кто прежде видел в ребёнке пластилин, из которого рука мастера вылепит любую фигуру. Марксистское представление о человеке, как о ходячем желудке, придётся оставить и серьёзно заняться теорией Фрейда, углубиться в изучение т.н. буржуазной психологии и философии. И не забыть о Библии. Познай самого себя, учили древние. Эту «книгу» – самого себя – надо читать постоянно.
В школу пришло новое представление о гражданине. За гражданином стоит собственность. За гражданином стоят права на жизнь, на достоинство, на свободу, которые государство записало в первых строчках своей Конституции. Демократическое государство – более надёжный инструмент защиты внешней и внутренней безопасности граждан, здесь представительные и законодательные органы власти, а также чиновничество контролируются общественными институтами, здесь большую власть имеют органы самоуправления, всевозможные союзы, общества, комитеты. Непросто это усвоить современному учителю, воспитанному на принципе, что мы имеем только то, что нам дали партия и советское правительство. Надо переплыть на другой берег очень широкой реки. А вода – ледяная. («Верните нас туда, где мы имели гарантированные хлеб и мясо», – требовал выведенный Моисеем из египетского плена народ.) Ныне дети приходят из семьи, владеющей собственностью, в которой родители ценят свои семейные традиции, права и свободы, записанные в Конституции; не поклоняются Дьяволу, имя которому Коммунистическая партия; возможно, верят в Бога.
Ценность человеческой жизни возросла. Право на жизнь требует соблюдения права на здоровье ученика. Физкультура должна стать предметом, приравненным к математике и родному языку. Роль естественного отбора, когда женщина рожала до 20 детей и половина из них умирала в младенчестве, ныне сведена, по сути, до нуля. Физкультуре суждено стать ежедневной и доступной для каждого ребёнка, которому медицина помогла выжить
Чувство достоинства и степень свободы ученика в новой системе повышается, это должно быть учтено. Возникают новые трудности для учителя, повышаются требования к умению его. После коммунистической заорганизованности в школе наблюдается растерянность. Дети теперь не клянутся на линейках в верности Ленину, Сталину и коммунистической партии. Пока не найдены соответствующие формы организации детей. Задача общества – адекватно оплатить учительский труд.
Методы обучения и воспитания радикально не реформируются, потому что психика человека (ребёнка или взрослого человека) на протяжении тысячелетий мало изменилась, однако некоторые подвижки есть. Новые схемы воспитания и обучения на уровне государства вырабатываются. Институтским и школьным кадрам предстоит великая работа, работа, которая требует времени. В педагогике укрепляется ныне представление об ученике как комплексе элементов, данных природой, семьёй и школой. Задатки – природный элемент, склонности – продукт семейного влияния, а школа формирует способности. С этим можно согласиться. Но с уточнением: личность человека, включая характер, формируется с первого дня его рождения, когда он ещё укладывается поперёк лавки.
Новая Россия вынуждена была совершить «обратный скачок», чтобы снова стать на своё, определённое историей место, место в «колонне» движения христианских народов к свободе, к материальному и духовному благополучию. И мешает ей в этом движении лишь одно – разруха в головах нашей общественной элиты, которая определяет направление и темп движения.
Свидетельство о публикации №209113001398