Деньги писателям дадут только на похороны
Что же случилось с поэзией да и в целом с российской литературой в последние десять лет? Отвечая на этот вопрос, поэт Валентин Суховский, профессор Международной славянской академии,поделился своими мыслями и наблюдениями.
Поэтические сборники современных поэтов и лучших писателей,- говорит он,- в последние годы не появляютя на книжных прилавках , имена их авторов похоронены заживо. О массовых тиражах добротной русской литературы приходится только вспоминать. Впервые за 150 лет писатели России не могут жить за счет собственного творчества. В последнее десятилетие, скажем, гонорар поэтов в десять тысяч раз меньше, чем он был в советский период и в миллион раз меньше, чем до революции. Так в советское время поэт получал за строчку от 1 до 3 рублей, а до революции - от 2 до 5 рублей золотом. Чтобы вы смогли оценить эти деньги правильно, напомним, что в царские времена корова стоила 1 рубль золотом, а при социализме - 1000 рублей. Лет пятнадцать назад поэт, издав поэтический сборник, мог спокойно на гонорар жить и работать 3- 4 года. Сейчас об этом приходится только мечтать- поэзия практически не издается. А если издается, то мизерными тиражами и в основном за счет авторов. Единственные случаи государственной поддержки - книга избранных стихов Константина Вашенкина, издание , которой субсидировали по государственной федеральной программе - в честь юбилея ее автора , а также на средства федерального бюджета в 2000 году выпустили альманах“День поэзии”.
Конечно,некоторые читатели начнут кивать на Литфонд. Действительно эта организация существует давно. Еще в некрасовскую эпоху она оказывала активную материальную помощь талантливым поэтам из народа, пришедшим в литературу, как говорится, от сохи. Ощутимо помогал Литфонд литераторам и в советские годы. Сегодня, по словам того же В.Суховского, эта организация оказывает помощь своим членам случае их смерти или в случае рождения в их семье ребенка . Деньги небольшие,- в связи с рождением ребенка,например, выдают 1000 рублей.
Перестроечное время здорово потрепало и недвижимость Литфонда. Дома творчества, построенные на деньги всех членов писательской организации, вдруг перешли... в частные руки, поликлинику приватизировали два иностранных гражданина и теперь она писателям не по карману: чтобы пользоваться ее услугами, им предлагают платить 3=4 тысячи в год. Судебные тяжбы по этим вопросам завели писателей в глухой тупик, вывести из которого, по мнению В.Суховского, может только резкое вмешательство власти.
При том же Литфонде,- продолжает рассказывать поэт,- организуются творческие конкурсы. Но писатели, деятельность которых носит созидательный характер,которые народны по сути, глядя на эти представления, удивленно пожимают плечами: лавры из долларовых купюр достаются чуть ли не одним и тем же лицам и в основном противоположной идеологической ориентации.
Чем же заменяется подлинная современная русская литература? Последние полтора века российсские издатели в первую очередь поддерживали современных писателей. Однако с наступлением 90-х годов на книжные прилавки хлынула дисидентская литература русского зарубежья (ее обязательно нужно было издать, но не в ущерб творческой деятельности современных писателей и поэтов). Следом хлынула мутная волна примитивщины типа детективов , эротических романов, разнообразных “ужастиков” и.т.п. Натиск этой волны был настолько мощным, что она начисто смыла из сознания массового читателя имена крупнейших современных поэтов и писателей, понятия о нравственности, духовности, чувство патриотизма , умение самостоятельно мыслить... Это своего рода наркотик, который, разлагая души своих потребителей, уводит их от реальных проблем. Поистине такая ситуация стала национальной трагедией, на фоне которой уверения о том, что издатели преследуют чисто коммерческие цели повисают в воздухе.
“ Мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание или одурачивание людей - говорил в 1945 году на заседании ЦРУ Ален Далес, излагая программу по уничтожению России.- Человеческий мозг, сознание способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим общечеловеческие ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как?
Мы найдем своих единомышлеников, своих союзников в России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа на земле, окончательного необратимого угасимого его самосознания и нравственности. Из литературы и из искусства мы вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением действительности, исследованием процессов, происходящих в глубине народных масс.
Литература, театр, кино- все будут изображать и прославлять низменные человеческие чувства и инстинкты. Мы будем всячески поддерживать и поднимать тех художников, то искусство, которое станет насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, всякой безнравственности.
В управление государством мы внесем хаос и неразбериху. Честность , порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны. Они превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национализм, вражду народов - все это мы будем насаждать ловко и незаметно. Будем вырывать корни духовные, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем растлевать таким образом поколение за поколением. Мы будем делать главную ставку на молодежь. Станем разлагать и растлевать ее. Мы сделаем из них монстров и космополитов.”
Найдутся, конечно, желающие поспорить с той версией, что эта программа успешно выполняется. Но что делать, “ факты преупрямейшая вещь”.
Развивая эту тему, следует обратить внимание и на то, что литература в России с давних лет выходила далеко за рамки книгоиздательства: большой популярностью пользовались радиопередачи “Поэтическая тетрадь”, “Час поэзии”, выступления поэтов по телевединию. Сегодня поэзия в эфире практически не появляется, а поэтический и нравственный уровень большинства “русских” эстрадных песен, звучащих в эфире, упал так низко, что не подлежит никакой критике.
Почему такое безобразие творится в эфире? Раньше при Министерстве культуры, - объясняет В.Суховский,- была репертуарная комиссия, которая оценивала новые песни. И если песня действительно была народной по своему духу, глубокой по содержанию- ей давали “добро” на выход в эфир, за нее платили гонорар. Российское авторскоре общество (РАО) в этом случае ежегодно перечисляла автору текста песни 200-400 рублей. Сегодня РАО занялось другими делами: оно решило надстроить этаж, за что перечислило зарубежной фирме 400 000 долларов. Вскоре фирма обанкротилась, деньги пропали бесследно. А как бы они пригодились авторам песен, которым РАО в последние годы, как бы их песни громко не звучалии в эфире, не перечисляет даже ломанного гроша.
В советский период,- говорит В.Суховский, - и была, конечно, цензура. Никто из авторов ее не вспоминает с теплыми чувствами. Но, представьте, и она, помимо, так называемых, ущемлений, делала полезное дело: контролировала и общий баланс радиопередач и телевединия - была достигнута золотая середина: 30% эфирного времени отводилось на классику, 30% - на фольклор, 30% - на современную русскую эстраду и только 10% - на зарубежную. Сейчас же большинство передач телеведения и особенно радио отдают зарубежным голосам все 70, а то и 90 процентов эфирного времени.
Разумеется , расчитывать, что на такой почве взрастет новое поколение граждан, любящих свою отчизну, не приходится. “Человеческий мозг, сознание способны к изменению”, и плоды этих изменений налицо. Это вульгарный космополитизм, страсть к насилию, разврат, национальные распри, наркомания, алчность к наживе, полное отсутствие политического самосознания и ориентации в мире современной реальности.
Заинтересованные заморские дяди через подставных лиц активно поддерживают такое направление в литературе искустве то,что не стоит ломаного гроша, оценивается в десятки тысяч долларов. И уже не на перкрасные картины Васнецова, Репина, Серова смотрят распахнутыми глазами россияне, а с недоумением разглядывают “Черный квадрат” Малевича, приобретенный за 20 миллионов долларов. Не символизирует ли это черная дыра наше будущее?
Нет, все же хочется верить в лучшее. Не забываются стихи столетней давности:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,-
У ней особенная стать,-
В Россию можно только верить!
Эти строки Ф.Тютчева актуальны и сегодня, когда “особенная стать” России, несмотря ни на что, начинает проявлятся во всем. В том числе и в подходе к литературе, а через нее и к национальным и политическим вопросам. Так Международное сообщество писательских союзов в последнее время стало выделять деньги издательству “Советский писатель” на выпуск книг поэтов бывших союзных республик. Изданы книги белорусской поэтессы Таисии Бондарь, украинского поэта Бориса Олейника, готовится к изданию пятитомное собрание сочинений Расула Гамзатова и др.
Но самое лучшее положение в России для писателей создал губернатор Орловской области Егор Строев. Ежемесячно каждому члену Союза писателей, проживающему в его регионе, он выплачивает 1000 рублей ( в Волгодской и Архангельской областях псиателям местные власти выплачивают по 500 рублей в месяц). Кроме того, расчитывая на деньги областного бюджета, хорошие орловские писатели имеют возможность каждые 3-4 года издавать свои книги.
Как видите, многое зависит от хозяина области или страны. А то ведь в некоторых местах дело доходит ло курьеза - смеется В.Суховский. - В одной из областей, например, местные власти, вместо того, чтобы помогать писателям, бросили все деньги на создание музея... Козьмы Пруткова. Надо же до этого додуматься! Ведь такого писателя не было и в помине - это литературный образ, созданный братьями Жемчужниковы и А.К.Толстым. Тут впору рассмеяться самому Козьме Пруткову. Но разве этим переубедишь властьимущих?
Теплое отношение к писателям проявляет президент Белорусии Александр Лукашенко: не гороворя уже о помощи в книгоиздании, только за последниие 3=4 года он выделил им 250 квартир! Российские писатели о таком внимании давно уже забыли. За примерами даже ходить далеко не надо. Скажем, тот же московский поэт В. Суховский проживает с семьей, состоящей из 6 человек, на 15 кв. метрах жилой площади, то есть, на каждого члена семьи приходится, как на кладбище, по 2,5 кв. метра. Перспектив на улучшениие жилищных условий нет,- сетует он, - для этого нужны деньги. Вот и получается: хочешь жить -пиши детективы, осмеивай исконные национальные традиции, толкай в болото безнравственности своих читателей - и у тебя будет все!
Самое удивительное заключается в том,- говорит В.Суховский.- что Москва и Подмосковье - единственный регион в России, где городская и областная администрация практически не помогает писателям! А ведь это самый богатый регион страны и здесь сконцетрирован цвет российских писателей, проэтов, драматургов.
Московская писательская организация, членами которой являются 2000 прозаиков и поэтов, пробует издавать на свои деньги два-три альманаха, изредка к юбилеям авторов - сборники стихов. Но вся эта продукция выходит такими мизерными тиражами (300-1000 экз.), что иначе как каплей в море ее не назовешь - к массовому читателю она попросту не доходит и писатели, как говорится, варятся в собственном соку: сами пишут, сами читают, что они написали.
Есть ли выход из этого тупика?
Да, конечно. Все эти накопившиеся проблемы может решить единый россчерк президента РФ Владимира Путина. Десять лет назад Верховный совет принял Закон о творческих союзах и Закон об интеллектуальной собственности. Однако утвердить документы в высшей инстанции было уже недосуг. Два этих важнейших закона до сих пор висят в воздухе. Вследствии этого в таком же подвешенном положении находятся писательские организации и авторы прекрасных романов, повестей, сборников стихов. А в конечном итоге тяжесть бескультурья могильной плитой ложится на весь народ, который из-за отсутствия нормальных книг оторван от реальной современной действительности и от глубокого художественного анализа происходящего вокруг нас сегодня. Произведения современных писателей несомненно подсказали бы пути выхода из кризиса, помогли бы наити решение национальных и политических вопросов. Такие книги уже есть .Например, “Россия в обвале” А.Солженицына. Наверняка не один неизданный роман лежит в столе величайшего писателя современности Валентина Распутина, новые книги которого массовый читатель давно уже не держал в руках.
Рукописи, как заметил Булгаков, не горят. Рано или поздно они будут изданы. И неужто опять за рубежом?
Можно сказать однозначно: книгоиздательское дело в России требует государственного подхода. Необходимо, в первую очередь принять законы регламентирующие права творческих союзов, интеллектульной собственности, регулярно оказывать материальную помощь писателям и поэтам ( в том числе в издании книг и их распространении ), а также редакциям литературно-художественных журналов, альманахов, еженедельников. Необходимо продумать вопросы распространения литературы по библиотекам, учебным заведениям и книготорговой сети всей страны и ближнего зарубежья. Словом, предстоит большая работа и писатели готовы трудиться ,засучив рукава, - лишь бы дело пошло на пользу всему народу России. Но, чтобы запустить это механизм этой системы, надо нажать рычаг государственных мужей, которые вместо реальных действий, рисуют иногда на телеэкране замысловатые загогулины.
Пока же Россия , а с ней вся русская литература находится в обвале и, если власти не разберутся в этой ситуации , останется рассчитывать , что “заграница нам поможет!”. Впрочем, она нам уже, как рассказывалось выше, помогает.
Олег ДЕМЧЕНКО
"Парламентская газета"
Свидетельство о публикации №209113001604