Жизнь под плотиной

Психологи заявляют, что  некоторые родственники погибших энергетиков на Саяно-Шушенской ГЭС не смогут выйти из стресса даже через полтора года
Бежит батюшка Енисей, делает огромные деньги горстке олигархов, а простой народ, «живя под плотиной», ничего не имеет. Платят сибиряки большую часть своего нищенского бюджета за электроэнергию, дышат ядовитыми выбросами металлургических  заводов, мёрзнут в сорокоградусные морозы и гибнут от халатности и воровства...  Такие мысли приходили мне, когда я ехал по мраморной жиле одной из самых дорогих дорог в мире в автобусе по маршруту «Саяногорск – Черёмушки».
Раньше на Саяно-Шушенскую гидроэлектростанцию по согласованию с  администрацией ГЭС водили туристов на экскурсию. Сейчас для любых посетителей закрыли даже смотровую площадку. Без специального разрешения на режимный объект вход запрещён.
В посёлке Черёмушки, где почти в каждый дом пришла беда, ещё не скоро вернётся к обычной жизни. Люди устали от журналистов и не хотят ещё раз вспоминать о пережитом  ими горе. Напротив посёлка высится  священная для хакасов пятиглавая гора Бохус  с каким-то укором «смотрит» на меня, заставляя безрезультатно уехать.
Поехал в  деревню Сизая, в которой проживали трое из числа погибших в аварии. Местные жители до сих пор в растерянности. Первая информация в деревне появилась через мобильные телефоны  уцелевших в аварии земляков.  Ясно, что они могли в шоковом состоянии рассказать…  А по официальным каналам – тишина. Жители с детьми, схватив документы и ценные вещи, полезли на гору, куда не всякий турист поднимется. 
В Абакане мой родственник Михаил Ступенёк рассказал, что происходило в городе во время аварии:
– ГЭС прорвало. Город эвакуируют. Эта страшная новость уже через несколько минут после аварии облетела город.  Паника страшный враг. В магазинах  опустели полки с продуктами. Бензин вырос в цене до пятидесяти рублей за литр. Выстроилась огромная очередь машин на выезде из Абакана. Город опустел – как будто вымер.  Все кто мог – уехали или ушли в горы. У меня парализованный тесть и нет машины, чтобы его вывезти. Решили с женой остаться. Я начал звонить маме: попросил прощение и сказал, как я сильно её люблю. По телевидению мэр города успокаивал граждан, что опасности подтопления нет. Появились ящики для сбора денег пострадавшим, которые через некоторое время убрала милиция.
В случае разрушения платины могла образоваться волна до пятидесяти метров и затопить пол Хакасии с полумиллионным населением.
В Красноярске мой друг Михаил Стрельцов рассказал следующее:
– Иду по университету, а мне говорит работник с «гражданской обороны», что авария на ГЭС. Необходимо взять документы и приготовиться к эвакуации.  Все жители города со страхом ждали любую информацию с места аварии.
На Красноярской ГЭС, которая в два с половиной раза меньше Саяно-Шушенской, начали сброс воды.  Набережную подтопило. Уровень воды на Енисее поднялся всего на десять сантиметров.
Жителям Красноярского края долгие годы сомневаются  в  надёжности  гидроэлектростанций. Специалисты утверждали, что даже атомная бомба не в силах разрушить ГЭС.  А жители  Красноярска до сих пор гадают, как на кофейной гущи, какие районы города затопит в случае катастрофы.  Никто толком не знает что делать, куда бежать и как спастись от «цунами».  Если не дай Бог,  прорвёт плотину,   люди боятся, что захлебнутся в водах всё ещё непокорного Енисея.
                Андрей Тесленко
                Красноярск


Рецензии
Человеческий фактор, техногенная катастрофа, халатность, русское "авось", огромная безхозная страна, где человеческая жизнь не является достоянием государства, государство в государстве - центр и окраины, извечное - "Дураки и дороги", "Иван кивает на Петра..." - печальная история...

Андрей!
Я - с Вами и Вашими тревогами!
Сожалею и скорблю по трагически погибшим, соболезную семьям, перенесшим утрату...

Таисья   02.10.2010 16:32     Заявить о нарушении
Огромное спасибо,Таисья.
Ваши слова приятно встревожили душу...

Андрей Тесленко 2   02.10.2010 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.