Число фибоначчи

Какая странная все – таки штука - человеческая память. Она способна откуда-то из недр мозга достать давно забытые, казалось бы, напрочь стертые временем знания и события.
-Ты знаешь, что такое число Фибоначчи?- спросила меня, зашедшая в гости, племянница. В памяти всплыл огромный желтый подсолнух с плотно утыканными черными семечками.
-Знаю - ответила я и замолчала. Племянница с ожиданием смотрела на меня.
Я вспомнила старенькую школу и высокого как жердь, худого и сутулого учителя. У него было доброе, изрезанное морщинами лицо и шаркающая походка. Казалось, что кроме математики его в жизни ничего не интересовало. Он как завороженный своими формулами, громко стучал мелом по доске, объясняя нам, откуда берутся квадратные корни и другие математические премудрости.
Учитель был уже стар и туговат на ухо. Он никому не ставил двоек, не выгонял из класса , не вызывал родителей в школу, и мы откровенного игнорировали все его призывы к порядку на уроке.
Был конец сентября. Ярко светило солнце. Я сидела за первой партой у раскрытого окна и вполголоса комментировала события, происходящие в школьном дворе, развлекая, таким образом, весь класс. Там , на перекладине старого забора, как воробышек, сидел первоклассник . Он держал в руке огромный кругу соцветия подсолнечника, и ел сырые семечки, выковыривая из середины круга.
-Ну что там интересного? Давай закроем окно, чтобы ты не отвлекалась- с такими словами подошел ко мне учитель , но увидев картинку за окном повернулся к классу с вопросом:
-Кто знает, что такое число Фибоначчи?» .
-Фибо - куда? - громко переспросила я, под хохот всего класса.
-Не куда , а кто. Фибоначчи был великим математиком средневековья - ответил учитель. В его голосе скользила обида за великого математика, которого я, по невежеству, хотела отправить куда подальше.
И он стал рассказывать нам о том , как один человек посадил пару кроликов в загон, окруженный со всех сторон стеной.
- Сколько пар кроликов за год может произвести на свет эта пара, если известно, что каждый месяц, начиная со второго, каждая пара кроликов производит на свет одну пару? -спрашивал у нас учитель.
И сам же отвечал:
-Можете убедиться, что число пар в каждый из двенадцати последующих месяцев будет соответственно 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, ...
Иными словами, число пар кроликов создает ряд, каждое число в котором — сумма двух предыдущих. Он известен как ряд Фибоначчи, а сами числа — числа Фибоначчи.
Мы слушали удивительную историю про размножение кроликов, и как благодаря последовательности Фибоначчи, были найдены явления природы, в которых эта последовательность, играет немаловажную роль. И что, именно, по закону чисел Фибоначчи располагаются семечки в соцветии подсолнуха и это называется спиралью Фибоначчи.
Давно прозвенел звонок, но мы, окружив старого учителя, все задавали и задавали ему свои вопросы. А кто-то из мальчишек, отобрав у первоклассника подсолнух, увлеченно считал семечки в его спиралях.
Я смотрела в лицо учителю и видела, как его глаза загорелись каким – то новым светом, казалось, что разгладились морщинки на старческом лице, а когда он выходил из класса ,его сутулая фигура выпрямилась, и походка перестала быть столь шаркающей.


Рецензии
Замечательный рассказ. Теперь и я буду знать. Сколько поэзии в этой математике)))

С улыбкой,

Февралина   30.11.2009 02:12     Заявить о нарушении
Спасибо большое ;-)

Бегущая Сволками   30.11.2009 02:25   Заявить о нарушении