Расплата

На улице жара, многие окна раскрыты настежь. В некоторых квартирах видны люди. «Лицом к лицу лица не увидать». Сначала вещи делаются старыми и никому не нужными. Проходит много времени, вещи становятся старинными и уже именно потому более дорогими, чем в пору своего создания. Дорогими не только в денежном смысле, хотя и в этом тоже. Этот непонятный парадокс человеческого сознания действует и в отношении людей. Пока они рядом, могут нас возмущать, раздражать. Проходят годы, люди исчезают из нашего мира. Живые осмысливают прошедшее, вспоминают ушедших. На некоторых людей хочется взглянуть вновь, взрослым взором. Но уже поздно.
Жара напомнила мне давний эпизод. Мне было лет девять, когда из окна четвертого этажа я увидел во дворе похороны. Несли раскрытый гроб. В нём в чёрном костюме лежал молодой па-рень, старшеклассник. Говорили, что он утонул.
Мне захотелось посмотреть на неведомого мне парня, когда он ещё был жив. Прокрутив время в обратную сторону, я быстро нащупал нужный день. На стульях стоит гроб, над ним плачет мать подростка. Теперь я знаю, в каком подъезде он жил. Передвинул время на два дня в прошлое.
Из подъезда вышел этот подросток. Надо предупредить его об опасности.
— Слышишь, парень, можно тебя на пару слов?
— Чего вы хотите?! — недовольно глянул школьник на незнакомого дядю.
— Советую тебе сегодня не купаться или быть осторожнее!
— Вы будто сговорились! Только что мама не хотела отпускать меня на речку. «Не ходи, — го-ворит, — моё сердце чует недоброе!» Бабьи глупости! Я отлично плаваю! А вам-то какое до меня дело?!
— Я знаю то, чего не знаешь ты!
— Много буду знать, скоро состарюсь. Как вы.
— В том-то и дело: не состаришься. Кстати, я лет на десять тебя моложе. Но не об этом сей-час речь. Ты не осознаёшь серьёзность моего предупреждения. Я тебя в гробу видел!
— Вы мне угрожаете?!
— Нет, я реально видел твои похороны вон из того окна. Было это много лет назад, а точнее: будет через два дня. Неужели так трудно один день не купаться?! Только сегодня. Не думай, что я сумасшедший. Это очень важно для твоих родных.
— Вы говорите странные вещи, но оставляете впечатление разумного человека. Хорошо, я выполню вашу просьбу. Тем более что моя мама настаивала на том же.
Я отошел, довольный тем, что спас парню жизнь. Мне стало любопытно: как изменится буду-щее оттого, что остался жить этот подросток? Наверное, он женится, появятся дети, внуки. Прав-да, его женитьба может оставить холостяком другого мужчину, который женат на будущей жене этого подростка.
Переведя время, я оказался в том дне, из которого начал своё путешествие. Из моего кармана исчез паспорт. Затем обнаружил, что ключ от квартиры тоже пропал. Случайность или нет? Я ни-чего не делал в прошлом такого, что могло бы изменить будущее в худшую сторону. Всего лишь спас человеческую жизнь.
Подошел к двери своей квартиры и позвонил. Открыла женщина, я заметил: в квартире иная обстановка, чем была у меня.
— Скажите, пожалуйста, кто здесь живёт?
— Я.
— Раньше здесь обитал мой приятель. Не скажете, куда он переехал?
— На кладбище.
— А что с ним случилось?
— Что случается с покойниками?! Ушёл из жизни.
— Умер или погиб?
— Попал под машину. Его задавил водитель из соседнего подъезда.
— Не скажете, из какой квартиры?
— Из тридцатой.
— Он сидит?
— Да. Во дворе, с внучкой.
— Нет, я имел в виду: понёс ли он наказание.
— Откупился.
Выйдя во двор, я увидел на качелях девочку лет пяти. Рядом с ней на скамейке сидел неста-рый ещё мужчина.
— Леночка, осторожнее качайся! Если упадёшь, будет больно.
Благостная картинка: дедушка с внучкой. Но эта идиллия без моего участия. Придётся восста-новить справедливость. Как говорится: умерла так умерла. Жаль, конечно. Я возвращу всё в ис-ходное положение. Исчезнет этот дедушка, его внучка и другие потомки.
Достал приборчик и вернулся в тот злополучный день. Снова из подъезда вышел парень. Гля-нув на меня равнодушным взглядом, он направился к реке. Немного погодя, я пошёл за ним так,  чтобы он не заметил слежки. Вот и берег реки. Парень абсолютно спокоен: пришел отдыхать и ку-паться. А я ощущаю себя пришедшим на казнь в роли палача. Народу на берегу немного. Солнеч-ное утро, ясное небо. Жить бы да жить. А подросток сейчас утонет. Страшно за него, но иначе я лишусь своего будущего. Мук совести я не испытывал. Я ведь не убивал его. А вот ему надо было быть осторожнее за рулем в том времени, до которого он не дожил. Провидение наказало парня всего лишь за вероятность совершения преступления.
Паренек разделся и нырнул в воду. Через пять минут на берегу забегали люди с криками:
— Подросток утонул! Помогите спасти!
Я не бросился спасать: не умею плавать. Но будь я отличным пловцом, призадумался: вытас-кивать его из воды или нет. Спасая его, я убил бы себя. А ведь самоубийство — грех. Да и стоит ли вмешиваться в ход событий?
Вскоре на берег вытащили бездыханное тело школьника. Прибежала взволнованная мать уто-пленника. Тяжёлая сцена. Лучше бы я не пытался удовлетворить своё любопытство.


Рецензии