Щит Дон-Кихота, Часть II-я, продолжение VI-е
Существует два вида приспособляемости – пассивная и активная.
14
У людей высокой одаренности пассивная приспособляемость не заложена в генетическом коде. Энергетический уровень – то есть соотношение материальной и духовной жажды владеет человеком помимо его воли, потому что это его внутренняя сущность – его генетическая программа!
15
В СТАРОМ ДОМЕ *
От порога его по крутому склону
Тропинка падает в дол
К подвалу, в котором притаился притон.
Окрестность пропиталась зловонием.
Стены вокруг притона имеют цвет
Сырого мяса.
Медно-купоросные затеки плесени.
Свечной огарок
Бросает неустойчивое пламя на силуэты
То ли солдафонов, то ли карманников...
Двое примостились около стола
На длинной скамейке друг против друга –
На каждом короткая кожанка,
Из-под которой поблескивает оружие:
На боку рапира и охотничий нож,
На голове меховая шляпа
С петушиными перьями –
Оба имеют взъерошенный вид.
Рыжий один из них, другой черный –
И у того и у другого в глазах ненависть,
Оба веером держат карты,
Оба тянутся к луженым кружкам
И медленно черпают вино
Из медного жбана,
Посматривая друг на друга исподлобья.
Заслонившись тенью как плащем,
За спиной рыжего сидит третий
Собутыльник
Для того, чтобы разделить
С черным выигрыш.
Зловещее молчание.
Пахнет ссорой, дракой, железом и кровью...
...Но выше крутого склона
В старом доме, в холодных сумерках дня
Тихий Барух Спиноза,
Безобидный, как его Бог,
Сидит возле окна задумавшись
И шлифует стеклышко.
16
КАНАТОХОДЦЫ – счастье, гармония, красота: они держат равновесие не потому, что нашли абсолютно точное положение над пропастью, а потому что совершают динамические колебания; амплитуда этих колебаний не должна быть больше некоторой определенной величины, иначе падение становится неизбежным.
Очевидно, что жизнедеятельность наших канатоходцев зависит от величины опорной площади, которая перестает быть абстрактной, если ты скажешь, что она, в свою очередь, зависит от величины материальной жажды – той, которую таит в себе генетический код...
Самую, казалось бы, надежную опору наши канатоходцы находят у тех представителей рода человеческого, у которых все счастье заключено в еде, вся гармония в продолжительном сне, вся красота – в освобождении кишечника.
И все же:
У индивидуумов с максимальным показателем интеллектуального коэффициента самый высокий уровень вестибуляции, потому что здесь площадь опоры для наших канатоходцев равна лезвию бритвы.
17
«Если хочешь быть счастливым, не имей никаких желаний» – таково одно из основных положений буддизма. Несомненно, что при осуществлении какого-либо нашего желания нами руководит побуждение, неразрывно связанное то ли с нашей материальной жаждой, то ли с духовной. Простая логика подсказывает нам, что для того, чтобы быть счастливым, нам надо отказаться от тех жажд, которые нами овладевают. Отказаться от материальной жажды – это, прежде всего, отказаться от участия в производстве материальных ценностей. Для основной массы населения этот отказ неосуществим по той причине, что это участие оплачивается и нет человеку никакой возможности себя прокормить без этой оплаты. Не потому ли индийская школа йоги советует европейцам заниматься самосовершенствованием или в раннем, или в позднем возрасте – именно тогда, когда человек не участвует в трудовом процессе? В раннем возрасте человека кормят родители, в позднем – пенсия.
Что касается духовной жажды, то отказаться от нее талантливый человек не в силах, потому что его генетическая программа состоит из неугасимой тяги к творчеству. Такой человек обречен на пожизненное несчастье, потому что изучение реального объекта ведет к истине, а за истину, как известно из горького опыта истории познания, приходится расплачиваться здоровьем, различного рода лишениями, а иногда и жизнью.
18
Гениальный человек и сделка с собственной совестью – понятия несовместимые.
19
Ты вернул себе душевное равновесие тем, что отказался от желаемого... Ты, путем специально подобранных упражнений и сосредоточением внимания на психике, познаешь себя как объект... Уравновешивая взаимодействие частей этого объекта, ты приводишь их в состояние гармонии. Воспринимая жестокую (уже не по отношению к тебе) действительность пятью органами чувств и ощущая при этом равновесие всех частей замкнутого объекта своего Я, ты испытываешь блаженство. Не является ли такое состояние высшей формой человеческого эгоизма?
20
Реальным объектом для тебя может быть только то, что находится вне тебя, но не ты сам.
21
ТЯЖЕСТЬ ТЯЖЕСТЕЙ *
Имел плетенную корзину.
Хотел туда положить овощи,
Чтобы спрятать их на зиму.
Я думаю, что это мог быть и хлеб.
Ночью кто-то положил в корзину камень,
Тяжелый и твердый,
Который ни мне не нужен и никому другому –
Он только перегрузил мой хребет,
Потому что взял я эту корзину на плечи
И понес этот камень...
Я нес его до конца
Даже там.
22
Стандартность духовных реакций у представителей I I группы совпадает с тем предназначением, которое выпало на их долю – производство материальных ценностей. И все же: человек – есть человек! Он по своей духовной сути враждебен тем обстоятельствам, которые вынуждают его быть придатком машины. Тяга к освобождению духа одинакова у всех индивидуумов независимо от принадлежности к группе. Что же в таком случае заставляет человека каждый день выполнять однообразные операции, подчиняясь тому дисциплинарному режиму, который существует на производственных предприятиях?
23
ПРИТЧА
– Зарплаты хватает ровно на месяц, – сказала жена.
– Дай послушать последний новости, – сказал муж, регулируя громкость радиоприемника.
24
День был пасмурный, помехи были большими, аплодисменты – горячими: хлопали все – даже те, у кого в карманах были фиги.
______________
Ссылки на переходы:
http://proza.ru/2009/11/30/201 < к предыдущей странице (к продолжению V-у Части II-й)
к продолжению VII-у Части II-й > http://proza.ru/2009/11/30/430
Свидетельство о публикации №209113000217
Блаженство как высшая форма человеческого эгоизма, кажется сомнительным на первый взгляд, но в мыслях промелькнули некие параллели, не позволяющие спорить.
Татьяна Кожухова 23.12.2011 22:52 Заявить о нарушении
Возникает тогда, когда один из видов блаженства (скажем, сексуальное)ущемляется и перетекает в другой.
Примеры:
Тот же самый Кьеркегор. Был импотентом. И что же?
Это отразилось на его философии этики и эстетики (в его понимании).
Этика - путь духовного совершенствования.
Эстетика - путь физического наслаждения и прочих утех.
Понятно, по какой причине, эстетический путь философом отрицался. Вот Вам, уважаемая Татьяна, одна из форм человеского эгоизма. Собственный физический недостаток толкает философа на соответствущий выбор: "или-или!"
__________
Чаадаев - то же самое.
Родился (прдположительно) с отсутствием полового инстинкта. Отсюда выбор в сторону католичества. Почему?
Вероятно, потому что иеарархей католоческого духовенства соблюдался закон безбрачия. Вот Вам, уважаемая Татьяна, второй пример проявления человеческого эгоизма.
И таких примеров можно привести бесконечное множество.
Каркай Икс Сибино 24.12.2011 01:34 Заявить о нарушении