Великая Пятница

Из года в год много столетий пятница перед Пасхой имеет особое свойство. Где бы люди ни жили, какие бы правительства у народов ни были, христиане почитают этот день особо. Великая и Страстная Пятница – день казни Иисуса Христа, день Его Крестных Страданий. Крест Христов является для иудеев предметом соблазна, для эллинов – верхом безумия. Крестом мир раскалывается надвое: те, кто принимает для себя смерть Иисуса на Кресте во искупление своих грехов, противостоят тем, для кого этот факт, в лучшем случае, является частной и локальной историей одного народа.

О вкусах не спорят. Но вот, что странно – почти всегда природа в этот день бывает какой-то особой. В разные годы и в разных регионах погода бывает разной – от почти проливного дождя до палящего солнца, от почти летнего тепла до мороза с обледенелой коркой на уже начавшем весеннее таяние снегу. Но в природе всегда бывает какое-то странное, даже особое, едва уловимое настроение. Она будто замирает в состоянии скорби. Порой льет безудержно слезы, порой сдерживает беззвучно рыдания. Но никогда не бывает веселых игривых мотивов, никогда нет весенней радости в этот день. Вся природа скорбит.
Может оттого в этот день в душе бывает ничем не утешаемая скорбь, которая накатывается волнами, сопровождаемая безудержной тоской по чему-то безвозвратно потерянному. И в эти мгновенья присутствует чувство безысходности, чувство неизменности трагедии потери для себя чего-то очень важного. Как будто важный, жизненно важный разговор внезапно прерван на полуслове, прерван с обидой, с моей стороны нанесенной моему самому близкому, любимому другу, самому дорогому собеседнику. И я знаю, что никогда уже больше этот разговор не смогу  продолжить, никогда не смогу обиду, нанесенную ему исправить – он ушел от меня безвозвратно.

Это чувство еще усиливается от того, что окружающий мир людей это все как-то не очень сильно волнует. Современное общество, вообще, не очень-то и сентиментально. И что ему за дело до горстки людей, собирающихся на совершение чина Погребения Спасителя – ведь это все «символы, которые не имеют определяющего значения». Так всем кажется. Но мы-то знаем, что именно в этот день формируется качество жизни людей в последующие времена, ибо только тот, кто может по достоинству оценить глубину той потери, которая совершается в казни Христа, способен спустя считанные часы всем сердцем ощутить Пасхальную радость и почувствовать истинное ликование от Воскресения Христова. Мы разучились любить по-настоящему. Только тот может истинно радоваться от обретения утерянного, кто может вначале глубоко скорбеть о потере. Ибо любовь - это не только радость встречи, это, прежде всего – скорбь потери.

Наше сердце определяет качество нашей жизни. И потому мы терпим убытки и с трудом переживаем развивающиеся кризисы, что сердце наше не способно скорбеть от смерти Христа; оно также не способно и искренне радоваться от Его Воскресения. И только тогда наша Пасхальная радость будет совершенной, когда мы сможем почувствовать всю мистическую глубину предшествующего момента Истории, момента смерти Спасителя, и ее определяющее влияние на жизнь и состояние всего мира.


Рецензии
Как точно передано это состояние, о.Владимир! Из года в год оно повторяется.

Марина Балуева   02.04.2010 16:26     Заявить о нарушении