Глава 7. Дети

               
Хорошие дети – великое счастье для родителей, плохие дети – великое несчастье. К сожалению, не всегда удачный результат имеют даже, на первый взгляд, благополучные семьи.

В детей мы вкладывали всю душу. Мы были счастливы. Жена успешно изощрялась, чтобы из советской бедности произвести некое материальное благополучие. Я видел своих детей дома и в школе и переживал за все их неудачи. Сын после окончания девяти классов нашей школы и года учёбы в ФМШ при МГУ поступил в Институт электронной техники в Зеленограде, окончил его. У дочери – диплом Смоленского энергоинститута. Жизнь, Перестройка смешали планы многих граждан России, моих детей – тоже.

Конечно, семья держится на детях, не только на любовных утехах и экономических связях супругов. Хорошая семья – когда у отца и матери есть глубокая потребность иметь детей. Уйти от детей к любовнице, – на это далеко не каждый может  решиться. А женщины, если у них с психикой всё в порядке, вообще не бросают детей. Таков человек, в отличие от животного. Какое направление примет дальнейшее развитие института семьи, если учесть столь резкое падение рождаемости у т.н. цивилизованных народов, пока никто не знает. С точки зрения любовных удовольствий семья сильно ограничивает мужчину и женщину, а с точки зрения сохранения рода человеческого –  является великим благом.

Как надо воспитывать детей в семье, чтобы результат оказался положительным? В одном из писем Лев Толстой посоветовал родителям: надо самим жить положительно. Поистине, всё великое понятно и просто. И дело тут не в материальном благополучии, а в отношениях. В любви, в доверии, разумной требовательности. Бывает, что женщина уходит от мужчины, не пригодного к семейной жизни, вместе с детьми ради их спасения, бывает, хотя и редко, наоборот. У Макаренко можно вычитать следующее требование к педагогу: максимум уважения к ребёнку и максимум требования к нему. Я внёс бы поправку: «максимум требования»  следует использовать очень осторожно к юной, хрупкой душе. У Сухомлинского на первом месте – любовь к ребёнку. Если уважение – свет, а любовь – тепло, то можно себе представить, что вырастет там, где нет ни света, ни тепла. Януш Корчак писал: будь готов к жертве ради жизни ребёнка. Корчак пожертвовал жизнью, а нам научиться жертвовать хотя бы своими личными удовольствиями. Руссо и Песталоцци рекомендовали воспитывать и обучать  природосообразно. Думай о своём ребёнке, хорошо изучи его. Старайся развить то, что ребёнку дала природа, и не навязывай того, к чему у него нет задатков. Интересную мысль я недавно прочитал в одной газете: воспитывай и обучай свободосообразно. Что это значит? Это значит, что понуждать ребёнка следует в минимальной степени. Иссушать мозги голым принуждением – очень опасно для физического и психического здоровья. В учении следует больше  ориентироваться на любознательность, на естественную потребность ребёнка к познанию   мира, жизни. В воспитании следует больше опираться на внутреннюю потребность свершать хорошие поступки. За хороший поступок ребёнка надо похвалить. Но не перехваливать, чтобы не развить болезнь неоправданного самомнения. Конечно, воспитательная и образовательная запущенность ломает все наши благие побуждения.
Ныне во всех продвинутых государствах семья испытывает большие трудности. Много  разводов. Много случаев беспутного поведения главных членов семьи. Следствие – падение рождаемости. Почему такое случилось? – Технический прогресс (за ним вслед – прогресс промышленный) скучил граждан в больших городах и привязал их к рабочему месту, к производству. Жизнь развела отца и мать по разным дорогам: каждый устремился по своей карьерной лестнице. Отец – строитель, мать – учительница. Оба сильно заняты. И бабушки ныне захвачены производством и культурой. Дети всем мешают.

Накал погони за куском хлеба угас – отступила первая нужда. Но на её место пришла вторая, третья, и потому не отступила усталость  от каждодневного изматывания сил, ныне – более интеллектуальных и моральных, чем физических. Как восстановить потерянное? На поприще удовольствий. И заработала индустрия удовольствий для тела и для души. Но там, где развлекаются взрослые, детям места нет. Государство тоже потеряло интерес к воспроизводству рода: отпала необходимость иметь много солдат для самозащиты; безопасность теперь обеспечивает ядерное оружие – дитя интеллектуального напряжения небольшой касты учёных. Ослаб инстинкт самосохранения. Займёт ли его место разум? Смогут ли т.н. развитые нации сознательно ограничить свою устремлённость к высотам научного и технического прогресса и свою страсть к удовольствиям,  чтобы больше сил и средств уделить семье? – Время покажет. Впрочем, выбора-то нет, если человечество хочет выжить.
Усложнилась цивилизация. Усложнилась культура. Чтобы человеку найти своё место в современном мире, в современном обществе, в современном государстве, четырёх, девяти, даже одиннадцати классов образования – мало. Надо окончить училище, надо окончить институт. Подняться на высокую гору, пройти много этапов, сдать много экзаменов. А здоровье? А нервы? А материальные возможности? Многие матери и отцы не решаются иметь более одного ребёнка именно по причине трудности возведения его на ту высоту, куда его направляют современная цивилизация и культура. Много рожают лишь граждане безответственные перед собственными детьми, часто – алкоголики. В Российском государстве ныне насчитывается (официально) 700 тысяч детей – сирот. Много бездомных. Немало среди них преступников.
 

Без крепкой семьи проблему сохранения народа не решить. Но крепкую семью указом президента не создашь! Массовое производство, армия, наука, искусство «растащили» семью, и интимные отношения мужчины и женщины в значительной мере из неё ушли. Можно стимулировать рождаемость посредством всевозможных поощрительных действий со стороны государства (квартира, денежная помощь). Но как стимулировать любовь к детям и ответственность за их судьбу? Нелёгкий вопрос. Надо искать варианты. К материальным стимулам следует присоединить стимулы моральные. Вся духовная жизнь общества должна быть построена так, чтобы благополучная семья пользовалась великим уважением. Не будем искать спасения в дешёвой пропаганде, но без просвещения здесь не обойтись. Потребуются годы и десятилетия. Школьную программу следует ориентировать на изучение психологии человека, изучения общественных отношений – отношений в естественной колыбели детства, в трудовом коллективе, в обществе. С учетом, разумеется, детских способностей и сил. Если у народов христианской цивилизации возродится чувство самосохранения и просветлеет разум – в семью вернётся многое из того, что было ею утрачено. А если – нет, то их ждёт судьба римлян, населявших некогда Апеннинский полуостров.

Дети в школе. Лично я испытывал великую радость от общения с ними. На уроке, на перемене, в походе. На уроке было немало неприятных переживаний из-за необходимости ставить плохие оценки в журнал. Я любил общаться со своими питомцами на перемене. Ябеды в четвёртом классе, в пятом они становились сдержанными, а в десятом – скрытными. Печально, но никто из моих ребят (нередко умных и в учении талантливых), не стал известным мыслителем, политиком, журналистом, артистом. Даже из тех медалистов, чьи фотографии и сейчас украшают стены школьного коридора. Нелегко это, оказывается, «выбиться в люди». Более или менее удачливые предприниматели – есть. Наш город прославил Гагарин. Но велика ли заслуга школы в том, что именно Гагарин стал первым космонавтом?..

Дети много бегают на переменах, шумят, даже кричат. Их энергия льётся через край. (Я говорю о тех, кто здоров, не задавлен авторитетом, я говорю не о тех, кто даже на перемене учит свой параграф.) Для учителей нервных, больных, старых, замкнутых они создают много неудобств. Выход я вижу в тщательном отборе молодёжи, поступающей в пединституты, в привлечении к учительской работе здоровых молодых людей, имеющих  призвание. Однако на всех угнетающе действуют огромные школы, напоминающие собой огромные птицефермы. Чем меньше школа, тем лучше. Чем больше озеленённый  участок вокруг школы, тем лучше. Чем дальше «боевые» дороги от школы, тем меньше шансов для прихода беды. Советская власть денег для школ не жалела. И всё было бы неплохо, если бы дети не были превращены в маленьких рабов, а учителя – в нашпигованных идеологией полицейских.


Рецензии