Ржавый гвоздик

...Подставив старую пошатывающуюся табуретку, Зоя с трудом стала на колени и, кряхтя, выпрямилась. Прошло два года, как она ушла на пенсию. Одинокая и пустая жизнь превратилась для неё в ад, и она решила устроиться на работу. Подвернулось место уборщицы в местном детском театре. Зарплата хоть и копеешная, но всё к пенсии прибавка, а главное, любопытно. Но это было только в начале. А потом - полное разочарование. Зоя-то тишину и порядок любила. А артисты народ шебутной, непутёвый. Всё скачут, бегают. Целуются и обнимаются друг с другом, так что уж и не поймёшь, кто кому брат, кто сват. То вдруг спорить начинают, до драки, и тут же друг друга булочками угощают. Зоя в каптёрку под лестницу пряталась от шума и неразберихи. Однажды уснула там, проснулась, и слышит голос испуганный: "Оля! А ты головы в чемодан сложила?!..." Чуть кондрашка не хватила спросонок, пока сообразила, что речь идёт о масках из какого-то спектакля.
...Сегодня у артистов выходной, и Зоя затеяла генеральную уборку. Вот добралась до директорского кабинета. Там на книжном шкафу, под самым потолком, куча старых пыльных папок. Зоя с трудом залезла на табуретку и принялась их вытирать. Ну как тут удержишься и не взглянешь, что в этих папках? Зоя так любила читать!...Первая папка пришлась ей не по вкусу. Приказы, печати, росписи с завитушками и без. Ничего интересного. Зоя добросовестно протёрла её и отложила в сторону. Во второй тоже самое. Третью Зоя открывала уже безо всякой надежды, но на первой же странице прочитала:

Главному режиссёру....
артистка......
Кузнецова С. Г.


Отчёт о благотворительных гастролях по отдалённым сёлам и пгт Н-ской обл. за январь 2002г.
(фельетон)

...А это уже интересно. Зоя осторожно спустилась вниз. " Кузнецова...Светка...соседка моя." - с папкой в руках Зоя плюхнулась на табуретку. - Она меня сюда и устроила...Ай!" -подскочив, Зоя глянула на табуретку и увидела торчащий гвоздь, покрытый ржавчиной. Попыталась вытащить. Не удалось. Схватила со стола чугунную пепельницу в виде девы, сидящей у очага, и забила гвоздь по шляпку. Взглянув, не разорван ли халат, уселась поудобней и продолжила чтение:

"...Несмотря на штормовое предупреждение и жуткий гололёд, и в связи с этим полное отсутствие  городского транспорта, группа, выезжающая на гастроли, героически сползлась к театру с опозданием всего часа на полтора. Невзирая на поступившую информацию о обледенении и начинающемся буране, директором и сопровождающим нас зам.директора Марковым было решено поездку не откладывать, дабы отработать в срок целевые средства, перечисленные депутатом в благотворительных целях. А также дабы оправдать сквозившее на бледном лице зам.директора Маркова ожидания дармового самогона в каждом селе."

..." Марков? Зам. директора? "- размышляла Зоя, вновь пытаясь справиться с вылезшим из шатающейся табуретки гвоздём. - " Это у которого "цифры без ста грамм не пляшут?"

"Под неумолкающую брань постепенно черневшего лицом Маркова, мы ехали нашим старым боевым автобусом уже полдня. Все молчали, но тем не менее, Марков приказывал всем:" Не пукать! Вы портите ауру, когда открываете рот!Не пукать, я сказал ( мат)..." Особенно доставалось нашему помрежу Чашкиной и мне, пытающейся за неё вступиться.
Рейсовые автобусы не ходили из-за погодных условий, на дорогах иногда встречались застрявшие  трактора и брошенные легковые машины, занесённые снегом. Наш автобус не раз буксовал, так как ветер гудел, снег валил, а под снегом на всех пригорках, спусках, подъёмах таился лёд. Предлагаю наградить водителя денежной премией, а автобус танковыми гусеницами. Они оба это заслужили.
...В сёлах на остановках или возле застрявших машин изредка ещё встречались люди, просившие их подобрать. "Не брать! - кричал Марков. - Это ведьма! ( мат)" или наоборот - " Вот эту возьмём, подвезём." И мы подвезли одну женщину. Туда, куда указал Марков, а не туда, куда ей было нужно.
Она нас культурно поблагодарила и вышла в буран под вопли Маркова, по его словам, на ходу превращаясь в ведьму.
Но чаще всего попутчиков Марков подбирать не разрешал. "Не бери его! Не бери!(мат) Это террорист, наверное, смотри зубы у него какие, он нас убьёт!" "И съест, - поддакнула я, и мне показалось, что из-за плеча Маркова выглянула белочка и подмигнула. Марков закричал, белочка испугалась и спряталась. Я поняла, что на вирус похмельного синдрома Маркова у меня иммунитета нет... Марков в это время связывался с райцентром по мобильному телефону, убеждая собрать в клуб детей. В райцентре не очень верили, что мы сумеем доехать, на что Марков доказывал, что в крайнем случае, он вызовет вертолёты, которые в полной готовности дежурят для этой цели на взлётной площадке. Сначала я думала, что он шутит. Потом мне захотелось выпить...."

..." Да что ж это такое?! - Зоя гладила место, которое ей натёрло неугомонным гвоздём. - И не вытащить и не забить...А я ведь помню...Я тогда ещё в библиотеке работала, как раз Дюма начала читать накануне, утром бегу на работу дочитывать, а тут Светка навстречу с папкой в руке...рыжая, всклокоченная, злая...что-то она такое рассказала об этих гастролях,но я торопилась - Дюма ждал..."

"В райцентре Кручиновка нас встретил представитель райадминиситрации, плотный обед, выпивка, и тридцать человек детей, так как в такую погоду, как известно, хороший хозяин собаку на двор, а родители ребёнка не выпустят. Лютый холод в зале, лёд у двери на сцене, но это, как  обычно. Дети были счастливы нашей новогодней, извините, "лабуде". Потому что и такого не видят.
К вечеру мы доползли в райцентр Краснобедово, где должны были переночевать. В Краснобедово от мороза полопались трубы и не было ни воды, ни отопления. Поселили нас в четырёхэтажном здании детского дома-интерната. В комнате для умывания стояло два полных ведра ледяной воды. Для всех детей и нас. Хорошо, что на каникулах осталось человек сорок, а то и меньше. Мимо меня два маленьких мальчика в трусиках, босиком, прошлёпали по цементному полу в туалет, находящийся в другом крыле здания. Кутаясь в шубу и стуча зубами, я порадовалась за здоровое  поколение, которое спокойно обходится без полноценного питания, тепла и даже без воды. Я уж не говорю о таком излишке, как родительская ласка и любовь. Наклюкавшийся Марков всю ночь рыдал о сиротах нашей страны...
Утром в клубе, где мы играли, Марков расказывал удивлённому директору клуба о готовности вертолётов и орал на нас, и так молчащих, чтоб мы "не пердели ртом (мат). Работница клуба отвела меня в сторонку и с ужасом на лице спросила, кто этот человек. Я подумала, что так стыдно мне уже никогда не будет. Я ошибалась. На спектакле было человек двадцать пять и все из интерната. Когда я увидела, как искренне и непосредственно они реагируют на нашу игру...мне стало стыдно за то, что мы привезли.
А ведь всё могло быть по-другому. И привезти могли не еле сляпанную халтуру, а хорошую сказку, которых у нас полно. И приехать на неделю позже, или раньше. И тогда гораздо больше зрителя собралось бы на спектакль. Но всё делалось для отчётности. А могло быть иначе. И даже замдиректора Марков сразу прекратил бы нас оскорблять , если бы я не в самом конце поездки пригрозила ему, что вышвырну из автобуса, а сразу, не дожидаясь, что его остановят мужчины. Всё могло быть по-другому. Но история не любит сослагательных....

...Гвоздь опять вылез, что окончательно вывело Зою из себя. "Да что же это такое?!.."- Зоя подняла разодранный гвоздём халат и увидела капельку крови у края беленьких трусиков. " Проклятый гвоздь..." - она с детства не переносила вида крови, ей стало нехорошо, и она оперлась о стенку. "Господи Иисусе Христе...ведь ты уже пролил за нас кровь. Почему же мы её до сих пор проливаем, если ты это уже сделал. За нас. И умер. За нас. И воскрес. А мы почему-то умираем и умираем....Ой, что это я...о чём..почему вдруг... кощунствую! Прости меня, Господи!" - Зоя поспешно перекрестилась и ей стало легче.
...Зоя шла домой, настроение было испорчено порванным халатом, саднящей царапиной на ягодице и Светкиным "отчётом". День казался унылым и безнадёжно бесцветным. Она вспоминала Свету и размышляла."Вот ведь неплохая женщина...А зачем это писала? Ну прочитали, ну сложили в папку, ну сказали Маркову "Ай-я-яй, нехорошо...". Он ведь не хухры-мухры - зам.директора. А она? Рядовой гвоздик," - сзади щипало, и Зоя поморщилась. -" Смириться надо было, перетерпеть.Пусть бы Чашкина писала...а время всё на свои места расставляет. Это в книгах мужчины ведут себя, как мушкетёры. А в жизни им цирроз мешает. Вот и опять согрешила как...Взрослая женщина, жизнь уже на убыль, а она без всякого стыда влюбилась в этого...как его...драматурга ихнего. Сидела бы и пьесы его читала, в спектаклях его играла. Что ещё надо? Чем не любовь? Чего ей не хватало, чтоб с моста сигануть решиться? Эгоизм это, вот что. Ничего больше." Зоя уступила дорогу трём подвыпившим здоровенным парням." Приду домой, перечитаю Дюма..." Зоя повернула на спуск, поставила ногу на первую ступеньку и вдруг на асфальтовой площадке внизу прочитала "люблю" оранжевой краской, крупно, размашисто...И мир неожиданно и резко вспыхнул яркими цветами, она услышала весёлый звон трамвая, увидела стайку щебечущих школьниц с цветными рюкзачками за спиной...На следующей площадке "люблю" было написано ещё крупнее и размашистей... Закружилась голова, Зоя приостановилась. Мимо неё, задыхаясь, прыгая через ступеньки, промчалась вниз длинноногая девушка в мини-юбчонке. На последней площадке, было написано крупно "я люблю тебя, Зоя", нарисовано сердечко и стоял невысокий парень с сияющими глазами и баллончиком краски в руке. Девушка с разбегу прыгнула ему на шею, обхватила ногами, и они закружились, счастливо смеясь..."Совсем стыд потеряли, тьфу! - услышала Зоя рядом, и повернув голову, увидела старика. - Так вешаться парню на шею!  Никакой скромности..." Глаза ворчащего старика искали Зоину поддержку, она взглянула в них, хотела спросить, это ты?
...Старик продолжал спускаться. Что-то тяжёлое свалилось ему на спину. Он чуть присел от неожиданности, обернулся и увидел распахнутые счастливые глаза Зои, глядящие в никуда. Шею потрясённого старика безвольно обвивали мёртвые женские руки...В сияющем небе соединялись сердечки тающих облаков и плыли рыжими гвоздиками отражения такого откровенного "люблю", что хотелось зажмуриться от счастья.......


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.