TVOI собственные рецепты

МОИ СОБСТВЕННЫЕ РЕЦЕПТЫ

*
.КТО МЫ И КТО НАС СОЗДАЛ? ФИЛЬМ СЕНСАЦИЯ.

https://www.youtube.com/watch?v=RxH6HEkr4xE

*

До сих пор я писала о том, как  и что мне нравилось или не нравилось в Венгрии, но не очень много написала о том, как я нравилась или не нравилась тут венграм.

А ведь тема богатая и благодарная, хотя и не без проблемочек.

Мне с первого дня повторяли, что меня любят, но русских нет. Уже за моё знание венгерского языка, выучить который мне удалось на уровне родного языка.

Это однако, не было правдой, то есть русских тут именно что любили. Помню, как приезжала мама или жена брата,  и как навстречу маминой улыбке улыбался весь Будапешт.

А когда мы с Ниной шли домой с вечеринки, друзья предупреждали – говорите, мол, потише, а то тут русских не любят. Нина же распелась во весь голос -  и все встречные с улыбкой поворачивались, проявляя именно что глубокую симпатию к русским – ведь они о ней лично  ничего не знали!

Подобный момент был, когда я встречала фуру с ЭВМ из Минска – это была моя задача – заниматься инженерами, устанавливавшими её на венгерской почте. Полгода устанавливали! Не то что сегодня наши компьютеры в домах.
Ну это одно, а пока я направляла камионщика с его грузом, сидя и улыбаясь в кабине водителя, наверху – все ехавшие настречу мне венгерские водители улыбались просто неудержимо и широченно! Я ведь была в пуховом платке, настоящая русская женщина по виду -  и симпатия ко мне – то есть, к русским - отражалась очень даже чётко.

Это опыт о симпатии или антипатии.

А вот как тут проявляла себя моя личность...
Где она могла проявляться – в семье, у друзей, на работе и в тех клубах и домах культуры, куда я ходила.
Итак, на работе – мы разговаривали очень много, и как-то одна из самых приятных сотрудниц сказала мне – я настолько учу её, как надо любить...
А Марти была девочкой религиозной. И её любила вся фирма, кстати, это она отвела меня впервые на греческие танцы, где я и осталась на всю жизнь, а она же повторяла – как я горжусь, что отвела тебя в такое место!

Слово «любить» у венгров звучит гораздо чаще, нежели в годы моей юности звучало у нас. Ведь мы очень сильно стеснялись – а венгров не приучали к стеснению, они были раскованными.
Когда мы с дочерьми были в Минске и пошли танцевать в один ресторанчик, там про мою дочку сказали – какая она раскованная, просто приятно смотреть. А мама, услышав, что Габику назвали раскованной, забеспокоилась – неужели? Что, она плохо себя вела?
Вот такая разница.

С друзьями мы обычно встречались семьями, с детьми, тут слишком больших интересных воспоминаний пока не возникает – единственное – то, о чём я уже где-то написала – мой юмор венграм нравится больше, нежели русским – над моими шутками здесь всегда хохочут (даже когда мне самой тоже не так уж смешно, я же тоже русская!), а вот дома часто замолкали -  и что это она такое плетёт/?
Может, у меня юмор на самом деле более украинский, это вполне может быть – а украинцы более мягкие характерами.

Не знаю, не знаю.
Что было ещё приятно? А вот как в молодости на меня обращали внимание венгерские мужчины – такого опыта дома у меня не было. То есть, был, но не настолько постоянный и кстати сказать, очень приятный, когда я уже привыкла. Они оборачивались постоянно и говорили что-нибудь не дерзкое, не капельки не глумливое, а просто проявляли своё восхищение хорошенькой женщиной. Это меня просто баловало, точно говорю.

Кстати, мама рассказывала – на Дальнем Востоке были такие мужчины и молодые парни – всегда говорили вслух, если им нравилась девушка – и ей этого тоже нехватало в европейской части Союза.

Ну это о них, а вот обо мне.

На даче у моих свекра и свекрови я постоянно копалась на грядках, и все соседи меня за это постоянно нахваливали – но как только приходил ещё какой-нибудь ребёнок, я всё бросала и бежала водить с детворой хороводы, с венгерскими народными или просто детскими песенками. Моей любимицей была тогда одна певица – ну не вспомню имени, а ведь я все её песни знала наизусть.  Лицо стоит перед глазами – кстати сказать, визуальная, зрительная то есть, память у меня была всегда намного слабее, нежели «левополушарная», так что теперь надо порадоваться, хмхм. (Ура, ура, вспомнила – Халас Ютка –  или же наоборот, Ютка Халас, по-русски и так, и так правильно, но по-венгерски вначале говорится фамилия, а потом имя – и они думают, что во всех остальных странах всюду наоборот – ан нет, у нас годятся оба варианта!). Кстати, петь я стала именно что здесь – когда мою Габику ещё в детском саду стали прекрасно учить пению, я просто научилась от неё -  и мы постоянно пели вместе. В Европе люди все умеют петь, нас же как-то отучили, бессмысленной строгостью и неумением этому учить. Например, русские артисты пели почти всегда фальшиво – кажется, сегодня это уже меняется! Да и в школах на уроках пения было важно только выучить тексты песен!
Раньше же я считала, что у меня на самом деле нет настоящего слуха – а ведь диктанты по сольфеджио я всегда писала на отлично, то есть – слух был как раз великолепный, но вот пение... так это другая вещь, и ей надо научиться отдельно. Учитель сольфеджио даже назвал меня «пресловутой отличницей» - потому что а вот спеть мелодию правильно я не была способна – но кто  же меня этому не научил? На уроках сольфеджио у моих дочек – а туда я тоже ходила, когда была такая возможность – детей учили петь очень конкретно.

Это как раз то, отчего я в восторге от венгров – я вдруг узнала, что чистому пению можно НАУЧИТЬСЯ! То есть, это не нечто врождённое и неизменное, а именно что меняется, только надо знать – как. И кстати сказать, данное качество венгерской педагогики относилось не только к музыке -  я очень любила общаться с учительницами моих дочек, да и по телевизору тогда шли интереснейшие педагогические передачи – их я не пропускала ни одной! – итак, учительница говорила – мы ставим оценки не настолько за конкретное знание, как за старание и особенно за старание исправить свои ошибки! Просто классно. А между прочим, меня за это и ценили в том, как я говорила по-венгерски – не раз говоря, как им нравится, что я, сказавши что-нибудь не совсем правильно, тут же замечаю и исправляю! Да, это на самом деле неплохое качество. И детям моим я исправляла их ошибки сразу и очень тактично.
Ну то есть, в педагогическом смысле мне здорово повезло, что я могла поучиться от венгров. Я не уменьшаю этим высказыванием то, как мне нравилась наша педагогика – но она была менее человечна, более строга, зато невероятно качественна по преподаванию наук. Это тоже факт, в этом как раз с русскими сравниться трудно. Но мне как раз и нравится – перенимать и оттуда, и отсюда самые большие ценности, и строить свою систему.
 
А вот пелись в основном народные песни, об этом я пишу без конца, настолько это меня восхищает.

Да и эстрадные песни сильно накачивались от народной музыки – поэтому, видать, я любила так сильно и венгерскую рок-музыку тоже.

Та моя Марти, которая отвела меня в греческий танцхаз, пела венгерские народные песни особенно прекрасно – это она была первой моей знакомой, или не первой уже? - Нет, не первой, просто очень запомнившейся, которая рассказала – в детстве она пела жутко фальшиво, но родители её сказали её братьям и сёстрам – семья была большая – чтобы они не вмешивались - пусть сама пробует, как надо -  и вот она постепенно научилась петь как надо, и чисто, и в по-настоящему народном стиле. Моя младшая дочка Настя у неё училась народным песням, и настолько полюбила венгерскую народную музыку, что вот вчера сказала мне, что едет на десять дней в Китай выступать с её группой, танцевальной группой университета имени Л. Етвеша.
Вот так. А ведь она уже ту группу вроде бы бросила...
Но видать не совсем.

А я рада.

Но возвращаясь именно к моим успехам. Больше всего их у меня было в танцхазе, когда я часто устраивала у себя вечеринки, готовила и угощала, потом ночью мыла тарелки, пока  они у меня развлекались -  а мне было как-то невероятно приятно, что у меня веселится столько народу! Я их просто всех обожала.

А они меня.

И мои рецепты – и вот тут-то можно немножко задержаться. Летом я встретилась с группой из тех времён – и они подбежали, рассказывая мне, каким важным человеком для них я была тогда, и какой вкусный пунш или как уж его назвать – я готовила из цветочков бузины! И все помнят и часто вспоминают. О!
И правда, это было вкусненько, и рецепт мой собственный. Я много блюд придумывала, даже мой бывший муж их нахваливал, правда, не передо мной, а перед другими. Хмм.
Но всё равно.
И вот -  алкогольный напиток с цветочками бузины. Надо знать, что есть два сорта бузины - одна съедобная. другая нет. Несъедобной является бузина с соцветиями формы, похожей на виноградные гроздья – более пышной и трехмерной, нежели съедобная. У той же соцветия имеют плоскую форму, ягодки будут практически чёрными – кстати, тоже съедобными, и очень много сегодняшних фруктовых чаёв используют эти ягодки, они и приятненькие, и имеют густой цвет, раскрашивая чай в цвет красновато-лиловатый.
Но в Венгрии очень любят цветочки бузины – и понятно, почему – у тех и вкус, и запах очаровательный, хотя и немного дурманящий, как и у другой бузины. Венгерки делают из них сироп, я же придумала напиток из белого вина с сахаром, разбавленным наполовину водой, с ломтиками лимона и лимонным соком и кучей таких цветочков. Просто поставаить в холодильник на часок-другой и всё.

И называется этот напиток «бодза-боле», очень освежающий и ароматный!

Это один из моих рецептиков.
Второй – тут есть паста для бутербродов под названием «кёрёзётт», это уже такой язык!

Так я его готовлю не так, как венгры, и вкус у него становится оригинальным, в моём «чайном домике» его просто обожали. Итак, рецепт –
250 грамм творога, половина стакана сметаны, половина тюбика «гуляш-крема», ой, какой же он вкусный! – и собственно говоря, это и всё. Можно прибавить венгерскую горчицу – она не горькая, а скорее как немецкая. Да и есть много различных сортов, выбор богатый. Но я не любительница горчицы, только изредка.

Нет, один «гуляш-крем» (специальная паста из красного перца) и производит такой роскошный вкус, что все облизывались.

Была куча и других рецептов, можно повспоминать, но мне интересны только оригинальные, собственные, более никем не используемые...
Так, например, когда я в тот же чайный домик готовила паштет из говяжьей печёнки, я эту печёнку замачивала в молоке на ночь, потом варила её в том молоке, она становилась очень мягкая и вкус её сильно облагораживался – но самое интересное в этом рецепте было то, что я добавляла мою любимую пряность – эстрагон, измельчённый до консистенции порошка, - у кого-то по телевизору я услышала, что он сильно улучшает вкус паштетов – и больше никогда паштетиков без него не готовила!
Тоже был большой успех.

Вообще говоря, я делала множествно различнейших паст для бутербродов – фантазия у меня была видать, всегда богатая, и я постоянно придумывала что-нибудь новенькое.

Например, что обожали ещё в моём чайном домике – крем из искусственных лососевых рыб – они были размятой консистенции и я просто смешивала их со взбитым маргарином или сливочным маслом плюс чуточку лимона – вот уж что нахваливали так нахваливали!

Это был дом культыуры очень популярный. и туда ходили толпы молодёжи, особенно на концерты так называемого «Клуба ММ», альтернативной музыки.
Чёрт, какой там музыки я только не слышала! И молодёжь была одета во всё черное, с чёрной губной помадой и чёрным же лаком для ногтей...
но ко мне они ходили с удовольствием и постоянно хвалили за то, какое у меня там «семейное настроение».
Да, такое ощущение было и у меня самой – как будто это всё были мои дети.

Оно осталось и до сих пор, кстати говоря, и непонятно, откуда оно берётся.

Ощущение того, что я их прародительница.

Но я о рецептах.
Ещё один. Тут зимой очень принято готовить из белого вина глинтвейн,
с гвоздикой, сахаром, разведённый водичкой, и т.д.
Так вот. Я же делала глинтвейн, как у нас  дома, из красного вина, но
вместо сахара добавляла мёд, затем – ягоды можжевельника, расколотивши их молотком, чуть лимончика и подогревала, не доводя до кипения, как и положено – ох, какая же это была вкуснотища!
Да, воистину – мне надо было написать книжку о своих рецептах из Чайного домика Алмаши, в то время это было нечто очень популярное – книгу бы раскупили, без всяких сомнений!
А сегодня...
Мне позвонил один издатель из восточной Венгрии, хочу ли заказать его журнал – и тогда я смогу разместить там свои сочинения и фото и что хочу вообще.
Вот как. Не тебе платят, а ты платишь.
Буду, кстати, заказывать –я пишу немало и по-венгерски.
Например, о той некорректности, которой пропитана насквозь наша сегодняшняя жизнь. Там я насобирала множество данных – что-то мне скажут мои венгры?

Вот так. Это тоже рецепт.

Будапешт, 30 ноября 2009 года.


Рецензии