Глава 13. Личность
Когда-нибудь кто-нибудь напишет хорошую книгу о личности в тоталитарном обществе, о гражданине в тоталитарном государстве. Возможна ли в тоталитарном обществе личность вообще и если возможна, то в каком качестве? Возможен ли в тоталитарном государстве гражданин и если возможен, то в каком качестве? При советской власти, я полагаю, автономная личность у нас была редкостью. А вождь? Вождь (Ленин, Сталин) был личностью, лучше сказать: суперличностью, которой противостояли обезличенные существа. Хотели стать личностями Троцкий, Бухарин и пр. – всем известно, что из этого вышло. Что касается партии, то она играла роль сети, в которую опытные рыболовы загоняют рыбу.
Граждане в советском государстве, я полагаю, были подданными власти или, сгущая краски, – играли роль быдла в стаде. («Стадо» – так условно можно назвать самую низкую ступень организации человеческого коллектива, в которой, по сути, ещё нет или уже не осталось ничего человеческого.) Отдельные из них бунтовали, пытались стать гражданами. И становились ими. И платили за это жизнью, свободой, добрым именем; их выгоняли за рубеж. Иные страдали двоемыслием, становились «внутренними эмигрантами», которых власть нередко «разоблачала». В эпоху Хрущёва творческие работники не раз бунтовали. Но их публично «секли». Одни умолкали, спивались. Другие в своём творчестве начинали хитрить: не называли палачей палачами, а называли их драконами. Писатели уходили в глубину истории или писали об инопланетянах. Все помнят, какой разнос устроил Хрущёв Андрею Вознесенскому, поэту. Поэт остался личностью и гражданином, но его стихи приобрели более отвлечённый характер. Скульптор Эрнст Неизвестный также подвергся партийному остракизму, – его спасла Америка. Выдающиеся личности и граждане тех времён – А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын.
«Жить в обществе и быть свободным от общества, жить в государства и быть свободным от государства – невозможно по определению», – внушали нам коммунистические вожди. То же внушали своим народам нацисты, маоисты и прочие. И все, кто коллектив отождествляет с организмом, в котором клеточка не живёт без целого. Между тем, при определении предмета науки, тем более фундаментальной науки, учёные оперируют двумя полюсами, двумя противоположными качествами, которые в значительной степени автономны: хаос и космос, жизнь и смерть, производственная сфера – духовная сфера. Общество и личность, государство и гражданин. Обезличенное общество – слабое общество. Государство «винтиков» (а не свободных граждан) не может быть прочным.
Коммунистический режим разработал своё понимание гражданина. Он называл гражданином всякого, кто имеет имя, отчество, фамилию, где-то работает и где-то живёт. Кто предан и послушен. Он называл выдающимися гражданами тех, кто служил рьяно, тем более – тех, кто имел реальный успех. Прославлял этих выдающихся по советским меркам граждан в песнях, стихах, в повестях и романах, помещал их на доску почёта. Присваивал им звания: Почётный сталевар, Заслуженный учитель, Народный артист, Мастер спорта, Герой социалистического труда, Ударник коммунистического труда и т.д. Особенно почитались у режима революционные вожди, рядовые революционеры, прославленные генералы, космонавты. «Свои» очень ценились. И «свои» старались.
Учительский корпус власть формировала целенаправленно. Отбирала в учителя людей надёжных, преданных (ошибалась, конечно). Большую роль здесь играл комсомол. Он раскрывал и формировал молодого человека. Это происходило в школе, в институте, непосредственно на работе. Партийно-комсомольский учительский корпус перешёл ныне работать в российскую школу целиком. И психология его, и мировоззрение остались партийными. Теперь бывшие советские учителя, получив свободу, освободившись от страха, стали работать несравненно хуже. Их выкормила партия, – и без ее руководства они чувствуют себя неувененно. Вырастут из них личности, граждане? Думаю, вырастут. Они и сейчас уже есть, только с зарядом негативных чувств к новой власти.
Была, однако, в советские времена и у нас в городе учительница, которая пыталась стать личностью – бунтовщица Юдифь Борисовна Фрадкова. Если уж о ком и упоминать, то о таких людях. Преподавала в педучилище педагогику и психологию. Всю жизнь она вела войну с номенклатурной братией. Открыто говорила о пьянстве своих начальников, об их махинациях, связанных с присвоением материальных ценностей, об их амурных делах. Они управляли, а пример показывали дурной; они, как она думала, слишком отступали от принципов, которые исповедовали кристально чистые вожди. Бунтовала, бунтовала – и «получила по заслугам»: главный редактор местной газетки Новиков – верный слуга своих господ – написал о ней статью «Двойка по поведению». Изобразил её перед честным народом исчадьем ада. В это время я с ней и познакомился. Мы часами ходили по улицам города и изливали друг другу душу по поводу пороков нашей системы. Я проклинал ложные идеи, она проклинала тех, кто дискредитирует эти идеи. Я впервые мог высказаться о том, что наболело и был уверен, что она не выдаст меня. Под конец жизни Юдифь Борисовне дали однокомнатную квартиру на первом этаже. Но пожить в приличных условиях ей не пришлось, – она скоро умерла.
Личностью в обществе может быть только свободный человек. Свободный в свих суждениях, чувствах, делах. (Я говорю об ответственной свободе, а не произволе.) В деспотических обществах личность является редчайшим исключением. В них преобладают подданные – рабы, крепостные, холопы, слуги, работники, члены, функционеры. За личностью стоит собственность, право на свободный выбор власти, места жительства, места работы, вероисповедания и пр. Сегодня мы строим общество, которое состоит из личностей, а не просто строителей коммунизма, фашизма, религиозного государства. Сегодня мы строим государство, которое состоит из граждан, а не просто верноподданных его.
Ныне в Демократической России легко стать личностью, ныне никого не преследуют за инакомыслие, инаковерие, за трудовое накопление собственности. Легко отличиться. И разгулялся народ, выпущенный на свободу. Коммунисты и националисты упражняются в дискредитировании власти (клянут, призывают, кликушествуют), инаковерующие уходят в сектанты, охотники за богатством – в криминальный бизнес. Парламент принимает новые законы, но нужны десятилетия, чтобы законы эти вошли в полоть и кровь народной жизни. Формирование положительной личности в свободном обществе, положительного гражданина в свободном государстве требует значительного времени и значительных усилий – семьи, школы, всех образовательных и педагогических учреждений. Но дорога в тысячу миль начинается с первого шага!
Свидетельство о публикации №209120100488