Достойные любви
Нет, наверное, такого человека, кто бы искренне считал, что его совсем не за что любить. Да, у всех у нас есть недостатки, а у кого их нет? Наличие несовершенств вовсе не является причиной для нелюбви. При том имеются же у нас и достоинства, непременно имеются, не может быть человек совсем без достоинств, заслуживающих любви окружающих. Мы все так думаем и даже не подозреваем, что эта естественная, стихийная позиция оказывается для нас пагубной. Так бы и оставались мы в неведении по поводу неправильности наших представлений, что мы достойны всяческой любви, если бы не напоминали нам об обратном некоторые великие, признанные авторитеты. Впрочем, вопрос об авторитетах всегда представляется спорным, и все же…
«Как правило, мы живём в ожидании любви и восхищения со стороны окружающих, хотя должны бы жить восхищением и любовью к ближним. И если мы встречаем какие-то знаки любви по отношению к себе, нам следует признать, что мы абсолютно её недостойны. Все мы недостойны любви. И то, что Бог любит человека, говорит о том, что божественный порядок вещей в мiре предполагает извечную любовь по отношению к извечно недостойным. Или, если это звучит слишком обидно, можно сказать, что все мы достойны любви, за исключением тех, кто признаёт за собой такое достоинство. Любовь есть таинство, которое следует принимать, стоя на коленях, и в сердце всякого, кто сталкивается с проявлениями любви окружающих по отношению к себе, должно быть начертано: Domine, non sum dignus (Азъ, Господи, недостоинъ есмь)». Эти слова принадлежат Оскару Уайлду.
А вот, что говорит по этому поводу Н.В.Гоголь: (Из письма, адресованного его сестре) «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы? Умеем ли мы любить? А платит ли нам кто за любовь любовью, это не наше дело, за это взыщет Бог, наше дело любить. Только мне кажется, любовь всегда взаимна. Если только мы постараемся делать что-нибудь угодное и приятное тому, кого любим, ничего от него не требуя, ничего не прося в награду, то наконец полюбит и он нас… Надо стараться всех любить, а не то в сердце явится такая сухость, такая черствость, такое озлобление, что потом хоть бы и хотел кого полюбить, но уже не допустит к тому сухость чёрствая, поселившаяся в сердце и не дающая места в нём для любви. И натура наша сделается только раздражительная, но не любящая».
Все мы знаем, что нужно любить ближнего. Об этом вещает нравственный кодекс любого народа, любой культуры и вероисповедания. Но ничего и нигде не сказано о том, что нельзя любить себя самого, или, вернее, любить себя настолько, чтобы считать, что мы во всех отношениях заслуживаем любовь к себе окружающих, нельзя считать себя достойными этой любви, нельзя рассчитывать на неё и ждать её от людей. Впрочем, возможно, нигде об этом не говорится именно потому, что любовь к ближнему, настоящая любовь неизбежно предполагает самозабвение, самоотдачу и, если угодно, нелюбовь к самому себе. Без этого не может и быть истиной любви к ближнему. А поскольку мы, в общем-то, на такую любовь неспособны, поэтому и любим всё больше самих себя и ждём, а то и требуем от людей, чтобы они любили нас и при том, как можно сильнее.
Свидетельство о публикации №209120100659
с этим и не поспоришь))
Вера Дымкова 31.01.2012 22:08 Заявить о нарушении