Воспитание в поликультурном обществе от внешней во

Борискина А.А., методист Академии
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
учителей г. Москвы.
Воспитание в поликультурном обществе: от внешней воспитанности к внутренней культуре человека

Душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно его только отыскать.
Прп. Лев Оптинский.
Многообразие культурных традиций в мире часто становится фактором риска межнациональных конфликтов внутри отдельной страны. Люди не желающие считаться с народными традициями, верой, культурой отличной от их традиции, веры, культуры, это люди, которые агрессивны и жестоки к отличию. Причиной может быть и социальная конкуренция, и нежелание мириться с законами того общества, в которое забросила судьба. Но если человек выбирает для себя страну проживания, то он становится не только частью этой страны и культуры, но и лицом, юридически ответственным за свои действия и поступки в обществе. Он наравне с другими гражданами обязан соблюдать государственные законы, и, кроме того, нести моральную ответственность за тот уклад жизни, который строится на многовековом менталитете народов, населяющих страну.  Все изложенное – это те прописные истины, знакомые любому культурному человеку. Парадокс, но именно культура, которая разъединяет людей, способна их объединить в том случае, когда в многообразии культур будет вычленено единство человечества, человеческой природы, нуждающейся в защите, социальной справедливости, в потребностях сна, пищи, комфорта, ровно как и в потребностях высшего порядка – дружбы, любви, в космическом поиске,  - поиске Бога (идеальная потребность человека).
Культура – одно из 2-3 самых сложных слов, используемом в практическом и научном обиходе [1С.13]. Говоря о культуре, мы подразумеваем и различные виды искусства, и этикет, и ментальную принадлежность к обществу, в котором живешь: православная культура, германская культура, русская культура и др. Понятие культура очень объемно, «оно охватывает и способ производства, и отношения, в которые вступают люди в ходе трудовой деятельности, и политическую организацию общества, и, разумеется, науку, искусство, мировоззрение той или иной эпохи» [3 С.7].
Разнообразие толкований понятия «культура» частично связывает эти понятия по смыслу, культуру можно рассматривать и как процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; и как состояние общества, его историческое развитие; и как продукт художественной и интеллектуальной деятельности человека. Но, прежде всего культура – это человек, человек с внутренним миром, хранитель генетической памяти предков, транслятор культуры будущему поколению. И потому, культура, подмененная псевдокультурой ведет, к бездушию, бездуховности.
Внутренняя культура – это человек воспитанный, нравственный, духовный. Это не то, что создается гением человеческих рук, человеческого разума, нет, это то, что обретается путем воспитания и самовоспитания. Воспитать человека культурного, нравственного, сочувствующего, интеллигентного, много сложнее, чем создать такие произведения искусства, как «Мадонна» Рафаэля, «Воскресение» М. Нестерова, «Летний пейзаж» Н. Сергеева. Это сложнее, чем воспроизвести музыку Баха, Бетховена, Моцарта, сложнее, чем написать «Идиот» (Ф.М. Достоевский), «Деревня» (И.А. Бунин). Все перечисленные произведения искусства могут служить лишь одним из средств воспитания внутренней культуры человека, но, к сожалению, даже глубокое знание сокровищницы мировой культуры, выработанной на протяжении веков человечеством не всегда может свидетельствовать о внутренней культуре самого человека.
С чего же начинается внутренняя культура, и как воспитать внутреннюю культуру ребенка? Человек культурный, нравственный, образованный, во-первых, и, прежде всего – ЧЕЛОВЕК! Такой человек чутко чувствует чужую боль и чужую радость, понимает, что сказать можно, а что не стоит, такой человек умеет быть тактичным, не задавать глупых, бесцеремонных вопросов. Человек с внутренней культурой проявляет уважение к своей и иной культуре, религии, такой человек умеет вести себя в обществе, в гостях. Человек этот имеет сформированную нравственную позицию, ему не нужно объяснять, что «хорошо», а что «плохо», он это чувствует, знает.
А начинается эта культура с семьи, с отношения мужа к жене, с мужества мужа, с женственности жены, с порядочности обоих.  Внутренняя культура человека наднациональна.  Скромность в делах и поступках, последовательность в словах и деле, порядочность, проявляющаяся в уважении к другим, все это признаки внутренней воспитанности человека.  Подобное впитывается с молоком матери. Начинается  культура с бытовых мелочей, с того, как одеваются родители, как ведут себя за столом. Порой смотришь на мать, и думаешь, что быть матерью – счастье, чудо, доверенное Богом самой прекрасной половине человечества. Такая мать статна, целомудренна, как святящаяся икона Богоматери Владимирская. На иную мать посмотришь, и вздохнешь, - несчастная! У другой матери такие дети, что, пожалуй, чужое бесплодие  не зло, а избавление! Отчего такие разные матери, такие разные дети? От культуры или от бескультурья.
Маленький ребенок понимает больше, чем мы себе представляем, когда умиленно смеемся над глупыми детскими выходками, кажущимися нам безобидными. Ребенок смотрит телевизор и впитывает, все, что видит на экране. А  современное телевидение чаще всего агрессивно. После просмотра некоторых передач маленькие мальчики имитирует «взрослые игры», но мы это не замечаем, мы не замечаем сальный, бессовестный взгляд маленького ребенка, не понимаем проявленную детскую агрессию, вздыхаем, пытаемся или делаем вид, что пытаемся вникнуть в проблему этой распущенности, этого порока. Мы готовы все свалить на СМИ, школу, других людей, не понимая, что ответственность за ребенка лежит на матери, отце, и в воле родителей противостоять натиску агрессивной среды на неокрепшую душу ребенка.
Внутренняя культура может начинаться с культуры вести себя за столом. У многих молодых  родителей не всегда, получается, накормить маленького ребенка без стресса. Они танцуют перед своим кумиром, устают,  махают рукой, включают ему современные мультфильмы, пичкают сладостями, только бы что-то, да съел, и начавшийся завтрак, плавно переходит в затянувшийся обед. Ни завтрак, ни обед, ни ужин, не должны затягиваться на длительные часы. Не забывайте, кроме как поесть, ребенку нужно и поиграть, и позаниматься. Не превращайте трапезу в муку ни для себя, ни для ребенка. Сервируйте стол. Учите ребенка пользоваться вилкой и ножом, не позволяйте ему «мыть руки в тарелке», даже если он младенец. Общая трапеза, это -  традиция, ритуал! Обычно знакомство с иной культурой начинается со стола, традиционного национального угощения, где хозяйка демонстрирует не только виртуозность в приготовлении блюда, но и важное качество человеческой души – гостеприимство, недаром во многих конфессиях гостеприимство вменяется человеку в праведность.
Нельзя отдавать все лучшее детям! По крайней мере, не стоит показывать это им. Есть старики, которые заслужили больше, чем маленький ребенок. Конечно, маленький ребенок нуждается в питании, одежде, родительской любви, но это не значит что ребенка нужно превращать в маленького божка, отрывая кусок от старших детей, от себя, не проще ли что-то поделить?  Вот вам пример. Дали малютке зимой клубнику, она почти от каждой откусила, прятала, не делилась с взрослыми, со старшей сестрой. Если кто-то пытался взять для другой девочки, то младенец начинал кричать и плакать. Когда пришла я, то взяла с ее тарелки хорошую, еще не надкусанную  клубнику, дала другим женщинам, и старшей сестре.  Ребенок начал орать, мать испугалась, бабушка стала причитать, о том, что, мол, маленькая, так все ей. Конечно, нам проще дать ребенку все, по принципу «чем бы дитя не тешилось, только бы не плакало». Так спокойнее, - только бы не кричал. Не делайте этого! Не растите эгоизм и жадность в своем ребенке. Лучшее, это не игрушка и конфетка, не безрассудная любовь, а родительское тепло, родительская мудрость.
 Внутренняя культура ребенка начинается с того, как ребенок ведет себя  дома и в гостях. Человек не должен чувствовать себя скованно в гостях, но это не значит, что он, придя в гости, может лазить везде. Подобное зависит скорее от женщины, ее чувстве такта, умении вести себя в обществе. Это внутренняя культура женщины, поскольку в каждом доме есть сокровенные вещи, интимные вещи, дорогие вещи, есть какие-то ценности и реликвии, но одна женщина это понимает, а другая нет, это степень ее воспитанности. Отсюда такое разное отношение детей не только к чужому, но и к своему, отсюда такое разное поведение ребенка на улице, в гостях, в школе.
Очень важный компонент нравственного воспитания – воспитание бережного отношения к вещам. Даже если вы несказанно богаты, не позволяйте ребенку небрежно относиться к вещам. Это может быть одежда, игрушки, бумага, карандаши. Как воспитать бережное отношение к этому? Меньше покупать это! Удивительная культура была у маленького цесаревича, будущего Царя Николая II, когда с этим ребенком начала заниматься учительница, он не хотел писать в тетрадке, он ее берег, боялся помарок, пока ему не показали стопку тетрадей. Вот какое бережное отношение ко всему. А у нас ребенок там порисовал и бросил, здесь порисовал и бросил, ребенок же! Не потому ли, отдельные районы могут напоминать свалку, бросили там, бросили сям! Хочет рисовать, сядьте с ним, не позволяйте портить бумагу. Хочет лепить, создайте рабочую атмосферу, не разрешайте везде разбрасывать пластилин. Поиграл, пусть уберет свои игрушки. Да, у вас, возможно, нет педагогического образования. Но я с вами кое-чем поделюсь. Это методика обучения маленького ребенка. Каждая новая  игрушка в доме, это радость и удивление, если этого не происходит, ваш ребенок пресыщен. С появлением игрушки начинается развитие речи ребенка, его пальчиков, а значит и его мозга. К нему, к ребенку «пришел мишка»! Спросите, какой он, мишка. Мишка может быть маленький, коричневый, мягкий, дайте его потрогать, понять, что значит мягкий. Научите играть с мишкой. Современный ребенок не умеет играть, но игра для ребенка, это тоже, что учеба для отрока, работа для взрослого. Хочешь воспитать красотку, -  подари девочке барби, хочешь воспитать мать, - подари ей бэби - Берн, только научи девочку играть с куклой. Ко мне приезжали замечательные малютки, они влачили своих кукол за волосы, они ударяли кукол об пол. Пока я не взяла куклу и не стала петь колыбельную, укачивать ее, девочки стали повторять за мной. Да, чтобы ребенок научился играть, с ним надо поиграть раз, два, а там, он и сам будет играть, не отвлекая  вас, играть, развиваясь, а не слоняясь без дела и крича.
Когда в семье не один ребенок, родители могут сталкиваться с эгоизмом, завистью и ревностью одного по отношению к другому. Это не всегда ревность старшего к младшему. Например, в семье поэтессы Марины Цветаевой, по воспоминаниям поэтессы, ревновала младшая, набалованная из-за болезни сестра Ася, она хотела, чтобы мать любила ее чуточку, но больше. Хотя, чаще это ревность старшего к младшему. Ребенок еще не подрос, он еще нуждается во внимании, тепле, а тут появляется другой ребенок. Никогда не забуду, как во Франции мы поехали в семью, где было два малыша, трехлетний мальчик и новорожденная девочка. Внимание гостей и родителей было обращено к новорожденной, мальчик вдруг уткнулся в подушку и зарыдал. Если бы мать знала боль своего ребенка! Но в других семьях этой проблемы нет. Как-то спросила у одной православной мамы, как ей удалось избежать ревности старшей девочки по отношению к младшей. Мама, когда ожидала ребенка, готовила старшую. Она говорила: «У тебя будет сестренка», «Ты теперь самая старшая», «Ты моя помощница», и боль, причиняемая ревностью, обернулась  в радость, дарованную любовью. Какие-то выводы позволяют сделать наблюдения. Вот отец обращается к маленькому пятилетнему мальчику: «Как ты мог оставить брата? Он же младший! Никогда не делай так больше. Ты самый старший в семье». Чувствуете доверие, оказанное малышу? Ребенок, способен ответить на это доверие взрослого. Его не стали бранить и бить, замечание было коротким, но как было произнесено «ты самый старший», то есть, ты первенец, ты залог мира между вашими отношениями, не позволяй младшему потеряться, береги его.
 Если в вашей мягкости нет мудрости и строгости, то и добра в ней нет, лучше бы вам растить цветы, а не детей! Отец Александр Киселев писал в воспоминаниях, когда у них  с его матушкой Калистой появился первый ребенок: «Бог доверил в наши любящие руки дитя». В вашем доме появился свет, младенец – Ангел, который может стать хранителем чести вашей семьи, защитником вашей старости, не ломайте эти белые крылья! Как-то включила телевизор, и увидела страшную передачу о трагедии, постигшей одну семью. Безутешная мать, сын, которой связался с криминальным миром и наркотиками, спрашивая: «За что? Почему?», сама дала ответ на эти вопросы, даже не подозревая о том. «Когда сын родился, - говорила она, - я решила, что больше детей не будет, все ему!». А дальше работа, работа, и еще раз работа, только бы обеспечить ребенка лучшей одеждой и питанием. Пресыщенное чрево – чрево скучающее, дух в таком человеке спит. У такого человека есть все: модная одежка, дорогие поездки и ресторанчики, но нет главного – любви, дружбы, человеческого общения, человек такой одинок, но в эгоизме своем не может найти друзей. И разве эта проблема имеет отношение к проблеме поликультурного общества? Да, имеет. В поликультурном обществе человек сталкивается с неприятием культуры, религии, нации. На самом же деле люди перестали быть терпимы не оттого, что принадлежат к иной вере, религии, нации, то есть являются представителями определенной культурной группы, а от бескультурья, от ситуативной воспитанности, от неумения вести диалог, от собственного эгоизма.
В каждом человека природой  задумана, заложена совесть. Мы можем не знать чьи-то законы и порядки, но наше отношение с людьми, и наше отношение к людям, помогает нам осознать покой и мир души, или беспокойство, дискомфорт. От бытовых мелочей, до глубоких философских мыслей происходит внутреннее окультуривание человека, его сопричастность к роду человеческому. Для того, чтобы ваш ребенок был счастлив, а вместе с ним вы и в настоящем и в будущем нужно быть самому внутренне культурным человеком.

Литература
1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004 – 427с.
2. Личность в социокультурном измерении: история и современность. Сборник материалов конференции. М, ИНДРИК, 2007. – 415 с.
3. Никитин В.А. Основы православной культуры. АОЗТ «Просветитель». Москва, 2001 г. – 484.


Рецензии
"В каждом человеке природой задумана, заложена совесть..."
Это, конечно, заблуждение. Совесть - это во-первых - психическое здоровье, во-вторых - показатель квалификации тех, кто воспитывал ребенка, ну, то есть - уровня культуры человека. У человека с отклонениями в психике (а таковых по регионам от 15 до 30 процентов) совести не бывает, ее невозможно привить, воспитать, хоть ты убейся.
Есть люди (дети), у которых удивительная тяга ко всему грязному, подлому, мерзкому. У них дъявольский нюх на таких же как сами, несчастных, склонных к порокам, извращениям... Они как огня боятся людей честных, порядочных, деликатных... Зато среди разных отбросов - в своей стихии.. И для того, чтобы таких вернуть в нормальное человеческое общество, требуется некоторое умение, навыки, усилия..
А есть люди, к которым никакая грязь не пристает, родившись и выросши в довольно неблагополучной среде, делаются вполне благородными людьми. И самое поразительное - совершенно никакой системы, закономерности. То есть родителями негодяя и подлеца могут оказаться люди с высокими нравственными, интеллектуальными показателями, и наоборот... Генетика - с...

Кузьма Кукин   24.06.2012 22:32     Заявить о нарушении
Совесть дана всем, даже людям с психическими отклонениями.

Анастасия Борискина   25.06.2012 18:56   Заявить о нарушении