Хатынь

Хатынь.
          …Мы в песнях для потомства сбережем
          Названья тех сгоревших деревень
          Где за последним горьким рубежом
          Кончалась ночь и начинался день…
                А. Сурков

На 54-м километре дороги Минск - Витебск, там, где прямо из леса на обочину дороги выступают шесть огромных, будто обожженных огнем, пепельно-серых букв, из которых складывается слово "Хатынь", начинается мемориальная дорога. Отсчет километров здесь ведется не обычными столбами, а беломраморными плитами.
Первая, вторая... пятая...
И сразу отступают куда-то все будничные хлопоты и заботы, умолкает смех, и суровыми становятся лица. Здесь начинается история. Отрезок истории белорусского народа периода Великой Отечественной войны - с его трагедией и с величием духа.
Хатынь...
Ни на одной самой подробной  географической карте мира вы не найдете сегодня этой белоруской деревни. Но слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожженных деревень, пепел тысяч уничтоженных людей.
Это была небольшая  деревня  в 26 дворов, прикрытая от ветров белоствольными березами и вознесшимися вверх соснами, уютная, с журавлями над колодцами возле хат, с густыми кустами сирени в палисадниках. Ее мужчины пахали поля и косили луговые травы, женщины растили детей и доили коров. Под ее крышами справляли свадьбы и плакали над покойниками. В  ее околицах плели купальские венки и собирали ядреные боровики…
22 марта 1943 года Хатыни не стало. Не стало солнца в ярких стеклах окон, скрипучих калиток, распахнутых на улицу, белых рушников в углах, широких столов и скамеек, дровяников, оград, ульев. Не стало 149 хатынцев, 76 из них были детьми…Они навечно остались в этой адской могиле.

…Там травы золотой сожжена полоса,
Не гуляют ни серп, ни коса.
Только шепчутся там голоса, голоса,
Тихо шепчутся там голоса:
Мы мертвы. Мы в обнимку друг с другом лежим.
Мы прижались к любимым своим,
Но сейчас обращаемся только к чужим,
От чужих ничего не таим.
Сосчитайте по выбоинам на земле,
По лохмотьям истлевших одежд,
По осколкам стекла, по игрушкам в золе,
Сколько было тут светлых надежд.
Сколько солнца и хлеба украли у нас,
Сколько детских засыпали глаз…

Теперь здесь тишина, тревожная, полная скорби. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и предсмертный крик матери, и гневные проклятия мужчин, и автоматные очереди, и стоны умирающих от пуль. Хранит печаль и тоску погибших, как суровое напоминание потомкам: "Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, плодородные нивы от опустошения Молохом войны и никогда-никогда больше не допустите такого!"
Солнечный мартовский день сорок третьего года оказался последним днем Хатыни... Печально и вместе с тем величественно днем и ночью, в ветер и непогоду разносится над Беларусью торжественно-траурный звон колоколов Хатыни. Бесконечен людской поток. Молча стоят люди у венка памяти, положенного на месте захоронения пепла хатынцев, молча читают они обращение мертвых к живым - черные слова на мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».
И каждый молча подписывается под черными буквами на белом мраморе, под словами клятвы живых:
«Родные наши! В печали великой, склонив низко головы, стоим мы перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия. Вы приняли смерть, но пламя сердец вашей любви к Родине навек неугасимо. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею».

Там, где живыми горели хатынцы, теперь уложены плиты из черного мрамора, напоминающие рухнувшую крышу, с зияющим огненным проломом.
Там, где стояли подворья, теперь чернеют нижние венцы срубов. А над ними, как печные трубы на пепелищах, возвышаются обелиски, увенчанные колоколами. И звон их реквиемом плывет над полями и лесами, справляя вечную тризну по тем, чьи имена записаны на этих памятниках.
В скорбном бетонном мартирологе проходят имена взрослых, подростков, детей: Яскевич Антон Антонович, Яскевич Елена Сидоровна, Яскевич Виктор, Яскевич Ванда, Яскевич Вера, Яскевич Надя (9 лет), Яскевич Владик (7 лет), Яскевич Толик (7 недель), и так все 149 погибших. Все, кроме одного. Нет кузнеца Иосифа Иосифовича Каминского, случайно спасшегося из горящего, набитого людьми сарая и в бронзе вставшего теперь с мертвым сыном на вытянутых руках. В этих его руках все - и скорбь, и трагизм, и беспредельная воля к жизни, давшая возможность выстоять и победить.

…В трепетанье травы, в лепетанье листвы,
В очертанье седых облаков –
Понимаете вы! – мы уже не мертвы,
Мы воскресли на веки веков…

Приведенное стихотворение - "Лагерь уничтожения" Павла Антокольского


Рецензии
Катя, я читаю твой рассказ о Хатыни и склоняю голову перед героями и жертвами и перед тобой Катюша,что ты поднимаешь такие горькие,тяжелые темы, ты достойная дочь своего народа. Ожесточенные
бои шли по всей Белоруссии, там недалеко от Хатыни, на Буйническом поле под Могилевом шли ожесточенные бои. Эдуард

Машкевич Эдуард   19.11.2013 16:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.