Думай, когда говоришь

                Думай, когда говоришь

     Я торопился на работу.
     В вестибюле здания на Ростокинском проезде я  увидел проректора по заочному отделению, несколько студентов и высокого роста мужчину с кучей орденских планок. Они стояли напротив актового зала. Когда увидел меня проректор по заочному отделению, он крикнул:
     - А вот и замдекана, сейчас мы с ним и решим вопрос.
     – Какой вопрос? - спросил я.
     – Да вот к ним пришел Лидин, Пётр Александрович, поэт, хочет выступить перед студентами.
     - Лидина зовут Владимир Германович, и он не поэт, а прозаик, - выпалил я, не думая.
      – Ого! - сказал незнакомый мужчина, - товарищ разбирается в литературе!
      - А в чем дело, всё-таки? - спросил я моего коллегу.
     – Да хочет он выступить перед студентами, пришел поделиться своими мыслями о литературе, аудиторию надо собрать.
     - «Какая же аудитория? Идут занятия по расписанию, - сказал я, - лекции, семинары. Это дело надо намечать заранее, организовать, как следует, а не просто так – пришел и начал.
      - Строгий, строгий у вас товарищ, - сказал незнакомец, - на фронте, где я командовал армией, у нас было всё проще, - сказал он вдруг.
       Я опять посмотрел на ряды орденских планок. Их было штук 50 или 60. Количество этих планок говорило о том, что передо мной наверняка стоит генерал в отставке.
      –А какой армией Вы командовали? - спросил я.
      – Тридцать девятой, - сказал он.
      – Тридцать девятой армией командовал генерал-лейтенант Масленников, - сказал я, - бывший замнаркома МВД.
     - Ну и ну, - хмыкнул незнакомец, - всё-то Вы знаете! И в литературе разбираетесь, и в военном деле!
       - Ну как же мне было не разбираться, - подумал я, - ведь это Ржевское направление. Там мой брат пропал без вести.  Я перелистал многие учебники, смотрел карты, узнал все армии, которые там участвовали, и знал всех командующих. И не пришло мне в голову насторожиться, что два раза мой незнакомец попал впросак. А всё получилось случайно. Да и я не очень думал, возражая механически.
     Но мой незнакомец принял какое-то решение:
     - Ну ладно. Раз не получается со студентами, пойдемте к Вам в кабинет, я Вам почитаю, а Вы честно мне скажете свое мнение.
     - Пошли, - согласился я, опять не подумав.
     Мы вошли в приемную, где сидели две секретарши, вошли в деканат, где никого не было. Я сел, спокойный, уверенный в себе, а мой незнакомец, вернее Пётр Александрович, завывая начал читать стихи.   
     - Подражание Есенину, - сказал я, не подумав, вернее, брякнул. Уже давно мне надо было насторожиться, что тут что-то не так.
     - Подражание Есенину? – переспросил он. Голос его стал злой. Он засунул руку в карман, вроде бы за платком, вынул платок, а вслед за платком из кармана выпал большой столовый нож. Он поднял его и сунул в карман.
     - Почему у него в кармане нож? – подумал я в тревоге. – В чем дело?
     - Ты очень грамотный! – говорил мне незнакомец, - молодой, но грамотный. Всё знаешь, всё понимаешь, а мне это очень не нравится. – Он подходил ко мне всё ближе и ближе, нас разделял письменный стол, а мне с каждой минутой становилось всё страшнее.
     - Господи, - подумал я. – Неужели мне придется погибнуть в этом кабинете? Где же мои секретарши, куда они делись? – Я попытался встать и выйти.
     - Сиди, где сидишь! – сказал мне грубо Лидин, - сиди! Сейчас мы с тобой будем говорить как мужчина с мужчиной! Ты что имеешь против меня? Я вижу, что сразу тебе не понравился. Что я тебе такого сделал? Почему ты меня всё время уличаешь во вранье? Ты понимаешь, что ты делаешь? Я вот сейчас возьму, и этим ножом тебя прирежу, по горлу полосну, и тебе будет капут. Как на фронте. На фронте мы, правда, били не ножами, а саперными лопатками, ну ничего!
     Он придвинулся почти к письменному столу и слегка наклонился надо мной. Нож, правда, он еще не вынимал.
     - Что же, нельзя сказать своё мнение? – пытался я возразить.
     - Надо думать, когда говоришь! Ты меня три раза уже обидел! И что я не Лидин, и что я не командарм, и что я простой рифмоплёт. Самое главное – стихи мои обругал. Что я тебе такого сделал? Таких надо убивать на месте!
     - Где же мои секретарши? – подумал я, - Где же военные с нашей Военной кафедры?
     В это время распахнулась дверь, и в кабинет быстро вошли два наших майора. И хотя они были ниже ростом моего незнакомого великана, их было двое, они были крепко сбитые ребята, их на испуг взять было нельзя. Мой незнакомец сразу увял, сделался тихим, кротким и ласковым.
     - Вы что здесь делаете? – спросили они Петра Александровича.
     - Да вот, стихи читаю вашему товарищу.
     - Прочитали? Пойдемте! – они взяли его под руки и вывели из кабинета.
 А через несколько дней я узнал, что мой Пётр Александрович сбежал из психиатрической больницы и болтался по городу. И орденские планки, видимо, купил в Военторге. Да мало ли, какие легенды у него были в голове?  И я понял – нельзя болтать, не думая. Надо думать, как следует, когда что-то так говоришь, особенно о принципиальных вещах, особенно тогда, когда ты затрагиваешь достоинство другого человека, когда ты кидаешь на него тень подозрения.
     Это послужило моей будущей жизни хорошим уроком.


Рецензии
Здравствуйте!

Будем рады видеть Вас среди участников увлекательного конкурса:
http://proza.ru/2009/11/15/927

Желаем удачи.

С уважением

Фонд Всм   16.12.2009 17:56     Заявить о нарушении