Мысли о советской и современной литературе
Я высказал свое личное мнение о советской литературе, которая продолжалась 73 года, и современной литературе, которая длится 17 лет.
Советскую литературу можно подразделить на три периода: 20-е годы, от начала Советской власти и до начала 30-х годов, 30-е и 40-е годы, вплоть до смерти Сталина и годы после смерти Сталина.
Посмотрим критическим взглядом на огромное количество произведений, которое появилось за 73 года. Были выдающиеся, и среди них следует назвать, конечно, «Тихий Дон» Шолохова. Эта книга после войны получила Нобелевскую премию. Но нашлись люди, и в нашей стране, и за границей, которые стали по мелкому гадить и распространять сплетни о том, что не Шолохов писал книгу, не мог он написать это в юном возрасте, что он использовал дневники царского офицера или его рукопись. Всё было. А в Швеции появилось исследование, где на компьютере сравнивали синтаксис «Тихого Дона» и первых рассказов Шолохова. И всё сходилось к тому, что не Шолохов написал «Тихий Дон». Шолохов знал это, переживал. Один из аргументов против Шолохова заключался в том, что после «Тихого Дона» он не написал высококлассных произведений, и «Поднятая целина» здесь не в счет. Назвать можно только один его рассказ о войне и несколько глав из неоконченной повести «Они сражались за Родину». Но не знаю подлинных причин, почему Шолохов мало писал. Я лично это объясняю влиянием культа личности. В целом можно сказать, что литература 20-х годов развивалась довольно свободно. Хорошо писал Булгаков. Хорошо начинал Фадеев. Продолжали свое чудное творчество юный Есенин и Маяковский. Но Есенин и Маяковский почему-то покончили жизнь самоубийством. Я считаю, что свою лепту в их самоубийство внесла Советская власть, которая душила их творчество, особенно Маяковского. Особенно выдающихся произведений 20-30-х годов не было. Но были хорошие произведения среднего уровня. Это «Разгром» Фадеева. Хорошее произведение. Повести Гайдара, юношеские. Но в 30-е годы литературу советскую начала душить цензура. Писатели боялись, что за неосторожное критическое слово они попадут в сталинские лагеря. Война внесла свою лепту в развитие литературы. Во время войны, после войны появилось много талантливых произведений о войне. Это книги Симонова «Дни и ночи», Некрасова «В окопах Сталинграда» и роман Гроссмана «За правое дело». После смерти Сталина начинается подъем литературы, появляются произведения о войне Бакланова, Бондарева, Василя Быкова. Очень талантливые произведения. Молодежь читала эти произведения. Здесь я должен сказать несколько хороших слов вообще о советской литературе. Все эти произведения пронизывала одна идея, идея героя советского времени, положительного героя, который борется за лучшую жизнь, за идеи коммунизма. Это нравилось. Хотя некоторые герои были оторваны от реальной жизни. Но это нравилось. Были и критические произведения. Одним из первых было произведение Дудинцева «Не хлебом единым», где он подвергал критике наш бюрократизм. Писателя практически затравили. Его роман смешали с грязью. И когда он объяснял, почему он написал этот роман, он говорил: «В начале войны я видел в небе немецкие самолеты и спрашивал себя, где же наши?» А критики говорили: «А почему же мы тогда победили?». Всё здесь перемешивалось. А затем на Западе появилось произведение будущего лауреата Нобелевской премии Пастернака «доктор Живаго». Это было нелегальное издание, оно вышло на Западе, и его подхватили. Впервые я прочитал эту книгу на немецком языке. Мой приятель привез её тайком из-за границы. И когда я прочитал эту книгу, особого впечатления она на меня не произвела, хотя я чувствовал критические стрелы, направленные против советского строя, и общий пессимистический тон, смешанный с оптимизмом будущего. А когда Пастернаку присудили Нобелевскую премию, на него так же обрушилась критика, так что он вынужден был публично отказаться от этой премии. Вскоре после этого Пастернак умер. На мой взгляд «Доктор Живаго» хороший роман, но до Нобелевской премии он всё-таки не дотягивает. Тут сыграли свою роль политические мотивы. Что еще было выдающегося? А в целом процветала, я бы сказал, литература среднего уровня, особенно, если показывали не войну, а производственную жизнь. Герои делились на положительных и отрицательных, имелся конфликт между директором завода и парторгом завода, один отставал от жизни, другой двигал жизнь вперед. Всё это носило схематический характер и было довольно скучно. Самым заметным произведением был роман Галины Николаевой «Битва в пути». Но, в целом, книг было много, было, что читать, и читатель отметал серые произведения и подхватывал хорошие книги. Очень читались военные повести Василя Быкова о войне, «Альпийская баллада» и другие. Да, следует упомянуть военного писателя Казакевича, который писал о разведчиках, «Встреча на Эльбе». Он рано ушел из жизни. То есть литература старалась отразить ту жизнь, пусть не совсем достоверно, но она звала к передовому, к прекрасному. И во всех этих произведениях преобладала центральная линия, центральная тема – построение коммунистического общества.
В 1991 году эпоха Советской власти закончилась, и, на мой взгляд, закончилась литература как таковая. Наши наиболее известные писатели Евтушенко и Аксёнов уехали за границу, а с ними многие другие. Фактически, они бросили свой народ. А здесь остались люди, и им было, фактически, не о чем писать. Где какие конфликты? Кто главные герои? Где центральная идея? Положительная? Куда должен стремиться герой нашей жизни? Строить бизнес? Бороться в конкурентной борьбе с другими? Не очень всё это понятно. Или описывать жизнь миллиардеров, что это за люди, откуда они появились и почему многие из них за границей? Если говорить правдиво и честно, то литература, практически, у нас умерла. Кого можно назвать сейчас представителями литературы? Ну, может быть Улицкую, хотя её произведения мне не нравятся. Ещё несколько. Я листал современные повести в толстых журналах – скучно и неинтересно. Мелкотемье. И это не вина авторов. А всему виною наша современная действительность, в которой мы барахтаемся, ищем свой путь. И, может быть, со временем, в будущем, когда мы более или менее определимся, когда сформируем нашу идею жизни, которая, видимо, будет состоять из патриотизма, гуманизма и динамизма, что-то в этом роде. Но главное – патриотизм. И тогда могут появиться книги. А сейчас, сейчас практически ничего нет. Место литературы заняла псевдолитература, я имею в виду детективные романы. Их появилось большое множество, и все они похожи один на другой, и многое там неправда, и не поймешь, к чему призывают авторы. Грустно всё это. И жалко молодёжь, которая старается отыскать что-то интересное в зарубежной литературе. В годы перестройки появились неопубликованные ранее романы. «Доктор Живаго» появился и еще ряд произведений. Но это всё прошлое. А сейчас пока пустота, накопление сил, поиск своего пути. А литература еле-еле шевелится, и ничего тут сделать пока нельзя.
Свидетельство о публикации №209120201467