C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Василий Гроссман

                Василий Гроссман

          Когда я рассказывал о Сталинградской битве, я невольно вспомнил писателя Василия Гроссмана, который, на мой взгляд, написал лучшую книгу о Сталинградской битве. До этого были книги Симонова о Сталинграде «Дни и ночи» и Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Но когда я стал читать журнальный вариант книги Василия Гроссмана «За правое дело», я был потрясен и не мог оторваться. Эта книга брала за душу и не отпускала. В центре этого романа «За правое дело» стоит фигура колхозника Вавилова. С этого и начинается роман. Нет, я ошибся, роман начинается с момента встречи Гитлера и Муссолини, когда Гитлер сообщает Муссолини, что он решил начать наступление на Сталинград. Все люди тогдашнего времени, а это было в 1952 году, читали этот роман «За правое дело». Там есть потрясающие страницы, когда майор Берёзкин встречает в толпе беженцев свою жену.  Описывая сражение за Сталинград, Гроссман показывает борьбу  за железнодорожный вокзал в Сталинграде. Он показывает, как тает батальон капитана Филяшпина, как люди погибают один за другим, и многие из них понимают, что им отсюда не выбраться. Критика набросилась на этот роман. Это была первая книга, в которой не было явной героики, торжественного пафоса, а просто описывались наши люди, которые знали, что Родину надо защищать. Они увидели в сцене обороны вокзала жертвенность, покорность судьбе. И страна 1952 года разбилась на два лагеря. Тут сыграл еще следующий момент свою роль -  к 1952 году культ личности Сталина достиг своей вершины. В 1949 году торжественно отмечалось его 70-летие, затем два года в газете «Правда»  печатались праздничные поздравления к юбилею Сталина. Критика приветствовала только сверхпатриотические произведения. Роман Василия Гроссмана «За правое дело» был обруган, и голосов в защиту не было или их просто не печатали. Правда, позже мы узнали, что в редакцию приходило много писем в поддержку этого романа, но читатели остались в недоумении – как же можно ругать такую прекрасную книгу? Очень сильно показан конец в романе, когда все защитники погибают, и автор пытается представить себе, что будет происходить в окрестностях Сталинграда через 50-60 лет, через 900 или 1900 лет. Эти страницы потрясают. Особенно строки из «Энеиды»: « Скажи, отчего ты так плачешь, зачем так печально слушаешь песни данайцев о Трое погибшей. Им для того ниспослали и гибель и жребий Боги, чтоб вечною песнею были они для потомков». Через полгода Сталин умер, и в стране стали происходить многие изменения. Закрылось дело арестованных врачей, которые якобы губили людей, стали освобождать политзаключенных. Но страна была в шоке. Все настолько привыкли к культу товарища Сталина, сто даже не могли себе представить, как они дальше будут жить без него. Похороны, вернее, траурный митинг состоялся у Мавзолея. С Мавзолея говорил речь Маленков, но самую яркую речь произнес Берия, который пытался ободрить наших людей. События развивались дальше. В июне месяце Берия был арестован, и на первые роли вышел Хрущев. В декабре Берию судили и расстреляли. 1954 год проходил ни шатко ни валко. Мы, простые люди, многого не знали что, чего и как, какой курс выберем дальше, но в целом было ясно, что в стране наступала свобода. Единственное, что было плохо в то время, это то, что Берия кроме политзаключенных выпустил многих уголовников, которые  две-три недели терроризировали страну. Но с этим быстро справились. И вот в 1955 году летом я вдруг увидел книгу «За правое дело»  только что изданную. Я вновь её перечитал. Была подключена сцена встречи Гитлера и Муссолини с самого начала. Когда я книгу прочитал, я был так потрясен, что не выдержал и написал письмо писателю. Примерно через месяц мне пришел ответ. Мне стыдно до сих пор признаться в том, что этот ответ где-то у меня затерялся. Правда, это был всего небольшой листок, где автор благодарил меня за теплые слова о его книги, отвечал на некоторые мои вопросы и ничего не говорил о продолжении этой книги. Затем наступило молчание. Гроссман выступил в 1961 году в Литературной газете, где писал о войне, опять вспоминал Сталинградскую битву. Но слово «Сталинград» уже исчезло, и город теперь назывался Волгоград. А нужно ли это было делать? Спорный вопрос.
    Шли годы. В 1964 году осенью Гроссман умер. Ему было всего 59 лет. Я хотел поехать на похороны, но текучка засосала меня, надо было ехать на работу, отпрашиваться было неудобно, а прогуливать – тем более. Так я и не побывал. Но до мня стали просачиваться слухи, что Гроссман написал и продолжение этой книги, и что его осторожные москвичи читают в машинописном виде. Я обратился на своей работе к одному литератору и попросил его достать мне этот экземпляр, чтобы прочитать. Тот почему-то заподозрил во мне провокатора и возмущенно сказал, что нет никакой книги, что всё это болтовня, вражеские измышления. Я еще несколько раз перечитал книгу «За правое дело» и каждый раз убеждался, какая же это прекрасная книга. Но одновременно меня и немножко удивляло, что Василий Гроссман  не пользуется той популярностью, которую он заслуживал благодаря этой книге.
     Умер Брежнев, пришел к власти Горбачев. Многие книги увидели свет. И я увидел в журнале продолжение книги «За правое дело». Книга называлась «Жизнь и судьба».  Там он описывает некоторых своих  героев, но основное внимание он уделяет будущему нашей страны. Он показывает страшную силу партийного аппарата. Я бы сказал, что книга пронизана большим пессимизмом. Позже я прочитал в газетах, что когда наш главный политидеолог Суслов прочитал этот роман, он сказал то ли самому Гроссману, то ли своему окружению, что эта книга может быть напечатана не ранее, чем через 200 лет. Книга написана сильно. Но мне кажется, всё таки «За правое дело» - посильнее. Хотя Гроссман в книге «Жизнь и судьба» поднимает очень большие вопросы. У книг своя судьба, как и у писателей. Большой талантливый писатель. Великолепные книги. Но признания настоящего, я думаю, что он так и не получил. Во такие бывают вещи в нашей жизни. Но Гроссмана я никогда не забуду.


Рецензии
О таких интересных исторических реалиях Вы пишете таким простым душевным слогом, что читается легко и внятно. И чувствуется как всё это пропущенно через Ваше сердце. И нет ни морализаторства, ни высокомерия.
Спасибо за Вашу работу.

Андреев Анатолий   01.03.2010 22:34     Заявить о нарушении