Антонио Гауди и Барселона

Я был в Барселоне и видел творения Антонио Гауди. Многие детали уже стёрлись из памяти, но в воспоминаниях осталось главное. Я не буду иллюстрировать свою инфу личными фотографиями, потому что они сняты для семейного альбома, типа, «здесь был вася». Все картинки и информацию о Гауди можно найти в интернете. Я расскажу о том, что запомнилось лично мне.
Я не заядлый путешественник, скорее домосед, но однажды мой приятель съездил в отпуск в Испанию, побывал в Барселоне и, вернувшись, взахлёб делился со мной своими впечатлениями. И я поехал.
Своё восприятие шедевров Гауди я уже описывал когда-то в блоге, но так как никто не захотел поговорить со мной на эту тему, то я стёр ту запись.
Сейчас я мог бы просто скопировать её, и это было бы правильно, потому что впечатления тогда были свежими и яркими, а сейчас многое уже забылось, но тем не менее я попробую оживить свою память...

Говорят, что архитектура – это застывшая музыка, если это так, то творения Антонио Гауди – это такой причудливый мир звуков, что пока рассматриваешь, трогаешь, бродишь среди этих застывших нот, немеешь от потрясения. Впечатление – ошеломляющее! Интерес к Гауди всегда неиссякаем, а восхищение – массово! Его шедевры не поддаются времени, а сам факт их существования - здравому смыслу.

Это похоже на фантастические декорации, смесь возвышенной готики с архитектурным кружевом. Только ребёнок с его неуёмной фантазией может изобразить нечто подобное. Многие, конечно, в детстве строили на пляже замки из мокрого песка. Сжимаешь в кулаке горсть такого песка и льёшь его тонкой струйкой, наблюдая, как вырастают причудливые замки. Они все похожи, но ни один не повторяет другого. Полная индивидуальность. Но замок получается не таким, каким его хочешь сделать, а таким, каким его создаёт Бог. И архитектура Гауди – это фантазии человека, который сохранил в себе ребенка, а значит, и Бога.

Это было моей первой мыслью, когда я очутился среди шедевров Гауди, и это было совершенно потрясно, смотреть на то, что сделано самим Богом. Антонио Гауди и внешне был похож на Иисуса Христа, такой же рыжий и голубоглазый, словно специально отмеченный Богом для претворения в реальность божественных идей. Я бродил среди строений архитектора, всматривался в каждый элемент композиции, любовался причудливо искривленными поверхностями и думал, кто он, этот Гауди - Бог или дьявол? Гений или сумасшедший? Я думаю, что он был и то и другое. Истинный модерн требует безумия. И всё, что творил Антонио Гауди, тоже было ни на что не похоже. Он не вписывался в стандарты. У него был личный взгляд на мир. Он отказался от традиций. Он создал каталонский модерн Антонио Гауди, насыщенный изгибами и красками. Если вы понимаете, что означает слово «модерн»! Гауди был и строителем, и скульптором, и художником и архитектором. В парке Гуэль представленны почти все возможные сочетания каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Его трудно понять, а поэтому осмыслить. Это – как рай на земле, но очень своеобразный. В нем нет начала и нет конца. Изгибы форм, перепады высот, колонны, замаскировавшиеся под деревья, яркая змеевидная скамья, окаймляющая храм, уходящая вдаль и возвращающаяся из ниоткуда, необработанный камень, павильоны с декором причудливых форм, каменная скульптура…. в-общем, бред сумасшедшего. А в дворце Гуэль архитектор использовал 127 колонн, ни одна из которых не повторяла другую.

А храм Саграда Фамилиа (Святого семейства) – самое невероятное творение безумной фантазии Гауди. Этот недостроенный собор - символ Барселоны. Он впечатляет неимоверно. Я поверил в то, что именно Бог направлял мысли Гауди при задумке и постройке храма. Я, например, так и не смог понять смысл воплощенной в храме божественной идеи. Саграда Фамилиа лучше рассматривать по деталям, не воспринимая его в целом, потому что наш мозг в своём несовершенстве не может объять необъятное. Колонны, галереи, бетонные параболические арки, узкие окна, крыша со шпилем, устремленным в испанское небо, к Богу! И в то же время необычайно эротично! И – очень красиво! Но чтобы понять эту красоту, в неё нужно проникнуть, войти, как человек входит в одежду, вот тогда станет понятно, что Гауди не только создает стены и крышу, но заполняет и украшает их бетоном, деревом, стеклом, бронзой, литьем, керамикой, золотом, тканями, живописью, предметами искусства, где все течет, бликует, отражает и переливается – т.е. все, что должно быть представлено в архитектуре, представлено, и всё очень красиво...

Понимание архитектуры Гауди шло мной на контрасте. Я родился и жил в городе с традиционной архитектурой, и Барселона меня просто ошеломила. Она настолько глубоко индивидуальна, что показалась мне даже неправильной. Но, поразмыслив, я понял, что в ней живёт Божия задумка, недоступная моему человеческому пониманию. И, осмысливая по истечении времени виденное, я ощущаю этот сказочный архитектурный мир Гауди чужеродным и недобрым, он оглушил меня, придавил и поселил во мне смутную тревогу. Я успокоил себя тем, что я всего лишь обычный человек с примитивным мировоззрением, и от этого мне стало спокойней.

Да и вообще, вспоминая эту архитектурную сказку, я теперь думаю, а не рекламный ли проспект мне привидился, настолько всё запомнившееся кажется мне сейчас неправдоподобным? И только фотки подтверждают, что это - явь!
Конечно, Гауди – гений, великий архитектор, он символ культуры прошедшего века. Он из таких индивидуальностей, как Сальвадор Дали, Ван Гог, Ницше и прочие. "Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям", - говорил этот гений, ребёнок-безумец, Бог в человеческой плоти, а сам создавал шедевры, похожие на иллюзии.
Стоит, стоит посетить Барселону, чтобы увидеть творения Бога.


Рецензии
Отлично написанные впечатления!Сразу захотелось сорваться с места и бежать,ехать,лететь в Барселону.Чтобы получить свою долю удовольствия и впечатлений.Но...Придется сходить туда,куда всех посылают - в интернет.

Паулич   08.12.2009 23:19     Заявить о нарушении
Интернет - это не так уж плохо.:)))

Александр Бартси   09.12.2009 13:14   Заявить о нарушении
Уже.
Впечатления неоднозначные. То, что это сумасшедше гениально, - однозначно! Это смело и без оглядки! Но. На мой взгляд, не составляет гармоничного целого с архитектурой современного города. Поэтому смотрится странно и чужеродно (по крайней мере, на
тех фото, что увидела). Это как металлом по стеклу. Инородное тело в обыденном. Храм Саграда Фамилиа, действительно, очень похож на песочный замок. Но он стоит не на песчаном берегу, а на городском асфальте среди травы и прямоугольных гигантов (возможно, неудачное фото).Мне в нем было бы трудно молиться – хотелось бы постоянно трогать его шершавые стены, чтобы убедиться, что он не иллюзия, не игра воображения. И внутренность необычная – внутренность изящного, хрупкого, но гигантского кита, который тебя проглотил: тебе не страшно, но немного тревожно. Эта необычность отвлекает, мешает сосредоточиться на молитве.
Дома тоже произвели двоякое впечатление: легкость от опор и колонн, но тяжеловесность от металлического декора.
И не все его святые (или просто старцы?) имеют природные округлые линии в своем изображении, у некоторых головы, кажется, подчеркнуто нарочито выполнены грубым топором дровосека.
И много других мыслей и мыслишек бродят в моей слабой голове.
Но спасибо за полученные впечатления и удовольствие от них.

Паулич   12.12.2009 02:20   Заявить о нарушении