Ужин с видом на Barclays Bank

* * *

   Ницца. Ниц-ца. И что я здесь делаю...

   А то же самое, для чего её открыли двести лет назад англичане - климатотерапией занимаюсь. Мой разлюбезный братец, вернувшись в прошлом году к родным пенатам, выяснил, что я, оказывается, не долечилась. Почему мне всыпали по все числа сразу, и отправили - доводить драгоценное здоровье до кондиционного состояния. Но в прошлом году хотя бы только в Крым - подозреваю, что на большее у него тогда времени не хватило, а в этом - и в Крым, и в Рим, и на ривьеру. Нет, Рим и иже с ним - это на сладкое, с экскурсионной программой, если буду хорошо себя вести.
   Я веду. Потому что это, всё-таки, здорово - когда можно просто дышать, а не думать, когда и как.
 
   Ницца - город довольно большой. Вся центральная часть сплошь состоит из улочек, закоулочков, исторически значимых зданий (есть даже православный собор св.Николая - совершенно лубочное сооружение, на которое в субтропической Ницце невозможно не обратить внимания), бесчисленных музеев (в том числе М.Шагала - 10 евро, аудиогид в обмен на паспорт и часа четыре на то, чтобы окончательно определиться, считаете вы  художника гением или наоборот), и ещё менее исчислимых ресторанчиков.
   Причём (так же, как, например, в Риме) всегда можно найти тратторию, в которой и меню будет по-русски, и официант - русскоговорящий. Английского французы традиционно не любят, поэтому на улицах приставать к ним на этом языке бесполезно. Сфера обслуживания на национальных капризах прибыль терять не намерена, тем не менее, если знать пару вежливых фраз по-французски, объясняющих, что вы - турист и говорите на каком-нибудь из европейских языков - жить будет намного приятнее.
   Особенно, если учесть ещё два момента. Уличные мусорники - это огромные полиэтиленовые мешки, натянуые на железные кольца, прикреплённые к фонарным столбам. Это и урны, и мусоросборники близлежащих домов. Поэтому к концу дня ходить по узким тротуарам бывает несколько затруднительно. Обстоятельство, также затрудняющее передвижение - трепетная любовь горожан к собакам, которым можно всё и везде. И никаких совочков и кулёчков - это вам не Австрия и даже не Италия.

   Если идти по бульвару Жана Медесена (1) в сторону моря - очень быстро выходишь к длинной площади Массена (2), через которую проложен трамвайный маршрут. Но градоустроители решили, что проводам там - не место, поэтому проезд трамвайчика напоминает цирковой аттракцион. На одном конце площади он набирает полную грудь воздуха, прижимает уши и, изображая рельсовый автобус, быстренько бежит на другую, где переводит дыхание и снова привычно хватается за контактный провод. 
   Пройдя же площадь, оказываешься, как тот богатырь, на распутье.
   Прямо пойдёшь - уткнёшься в замечательный "танцующий" фонтан с бронзовыми скульптурами, но им лучше любоваться, когда стемнеет - фонтан подсвечивается.
   Налево пойдёшь - к рынку придёшь. И чего там только нет. И фрукты, и овощи, и сладости, и цветы... По понедельникам он превращается в настоящий "блошиный рынок", на котором можно увидеть, наряду с обычной ерундой, и что-нибудь, способное заинтересовать коллекционера. А если знать французский и быть общительным человеком, то самое интересное, что там есть - это торговцы.
   И, наконец, направо пойдёшь - в городской сад (3) попадёшь. Этот парк заставляет напрочь забыть, что ты - в Европе. Растительность характерна, скорее, для Алжира или Туниса и гулять там, среди пальм и струящейся воды, очень приятно.
   А нагулявшись, выходишь на знаменитую Promenade des Anglais - Английскую набережную Ниццы. Она кажется совершенно бесконечной и тянется вдоль Залива Ангелов, пока не упирается в аэропорт. Длина её (разные источники утверждают разное) от пяти до семи километров, смотря, видимо, откуда считать. Все семь, наверное, от "замковой горы" -  почти стометрового холма, на котором когда-то стоял средневековый замок (chateau), начисто снесённый  в 1706г. в наказание за сопротивление войскам Людовика XIV. На холм можно подняться на лифте, а можно залезть по лестнице пешком. Виды на самом верху, со смотровых площадок, открываются сказочные, но и по дороге есть на что оглядеться.
   Уже вернувшись домой, я вычитала рекомендацию туристам не являться на набережную в темноте. А когда же туда ещё являться? Утром - на пляж, днём - по городу, вечером - так, туда-сюда пройтись. Набережная поднимается над пляжами метра на три и огорожена низеньким металлическим заборчиком, вдоль которого стоят три-четыре ряда обёрнутых в сторону моря пластиковых кресел. Сидишь, дышишь, удовольствие получаешь. Да и просто из гостиницы выйти, по набережной неспешно походить, даже если не все пять километров, и назад вернуться - часа три, как не бывало.
   
   Долго думала, съездить мне в Канны или нет, но, в конце концов, всё-таки соблазнил песчаный пляж. Море должно обрамляться песком, а не обкатанными булыжниками, а в этом смысле Ницца ничем Крыма не лучше. Ехать можно автобусом - за 1 евро, но подольше, или поездом - что-то около 10 евро, но побыстрее. В любом случае, время колеблется  от 30 до 80 мин.
   Во-первых, французскими поездами я никогда не пользовалась, а по-французски знаю только несколько очень общеупотребительных слов, так что есть большие (и вполне реальные) опасения, что я ни билет не куплю, ни на поезд - не сяду. Во-вторых, разница в цене, всё-таки, а я никуда не опаздываю. В-третьих, автобусная остановка - на параллельной улице, а до вокзала нужно идти минут пятнадцать-двадцать вверх - а я категорически против физических нагрузок в несусветную рань. Короче, французские железные дороги так и остались для меня terra incognita.
   Канны, как город, понравились значительно меньше, чем Ницца - но, может быть, просто одного дня для них - слишком мало.

* * *

   В гостиницу прибыла экскурсионная группа, к которой я присоединяюсь в поездке по Италии. В планах на завтра у них - Монако. Неплохо для начала. Вечером иду прогуляться на площадь - и там меня застаёт телефонный звонок.
   - Привет, что делаешь? - голос брата в трубке.
   - Смотрю на фонтан.
   - А завтра что делать собираешься?
   - Ехать в Монако.
   - Сама?
   - С группой.
   - Во сколько?
   Докладываю расписание.
   - Ага. Тогда я тебя там у казино поймаю.
   - Подожди, а ты где?
   - В Милане.

   Монако, при двух квадратных километрах территории, оказалось весьма насыщенным всякими интересностями. Княжеский дворец, музеи (в том числе огромный океанографический), церкви (включая кафедральный собор, он же - усыпальница княжеского семейства), сады - японский, экзотический, розарий. Глаза разбегаются. 
   Тем не менее, в Монте-Карло мы прибыли немного раньше оговоренного времени. Группа довольно дружно собралась посетить королевство игр - а мне туда не надо. Стою, по сторонам глазею.
   А на противоположной стороне улицы стоит брат и глазеет на меня.
   Если его обрядить в рубище - выйдет Гамлет, высаженный пиратами на побережье. А чтобы я перестала выглядеть огородным пугалом, надо мной должно потрудиться с полдюжины специалистов. И где справедливость?

   - Привет. Где все?
   - В казино.
   - Сходим?
   Я представляю себе большие залы, полные света и заполненные людьми. Которые пришли туда с одной целью - сыграть и выиграть. Это, конечно, по большей части - самовнушение, но я, кажется, даже сквозь стены её слышу.   
   - Разве что - если ты берёшься меня потом оттуда вынести.
   Он улыбается:
   - Тогда - лучше не надо.
   - А ты хочешь?
   - А я там был. Дворец как дворец. Аляповатый слегка, - кивает головой в сторону виднеющегося на скале замка. - У Гримальди лучше. Правда, Гримальди у себя всегда жили.
   - Играл?
   - Нет. Меня выносить было как раз некому, так что я днём приходил, когда игроков ещё нет почти. На экскурсию.
   А это - мысль. Можно брать на вооружение - следующий визит в Монако я начну с посещения казино Монте-Карло.

   Обходим немаленькое здание и выходим к смотровой площадке над бухтой. Воды, как таковой, нет - она вся покрыта белой пеной яхт. Среди которой у одного из причалов выделяется чёрная трёхмачтовая красавица. Я хватаюсь за фотоаппарат - но, как ни перемещаюсь, перед объективом  упорно маячит белая громадина.
   - Ты чего злишься?
   - Хочу сфотографировать вон ту ласточку, а мне этот пеликан мешает.
   - Который?
   - Да вон же, прямо.
   - Между прочим - одна из самых дорогих яхт в мире.
   - Так я яхту фотографирую! А не счёт её владельца.
   Он снова улыбается:
   - Сейчас распоряжусь вывести судно в море, потому что оно мешает моей сестричке выбрать наиболее удачный ракурс.
   Теперь мы улыбаемся оба.
   - А ты себе яхту - не хочешь?
   - Угу. Сначала - яхту. Потом - остров - нужно же её где-то держать. Потом - самолёт, потому что нужно туда как-то добираться. И экипажи. И обслуживающий персонал. Надо уточнить...
   Достаёт паспорт и начинает преувеличенно внимательно его изучать.
   - Что ты там хочешь увидеть?
   - Проверяю, на всякий случай - вдруг у меня раздвоение личности, и он на самом деле выдан в Саудовской Аравии на фамилию аль Рашид.
   К сожалению, на первых страницах арабские письмена обнаружены не были, так что мы оставили яхты их владельцам и пошли гулять дальше.

   По скверу, разбитому между казино "Monte Carlo", кафе "de Paris" и отелем "de Paris" же, поднимается аллея фонтанов. Сейчас сквер весь утыкан всевозможными изображениями птиц - вроде бы у них каждый год что-то наподобие фестиваля - то звери какие-нибудь, то птицы вот. Впечатлений - хоть отбавляй. Проходите вы, допустим, под деревом, а на вас с ветки смотрит жуткий проволочный попугай. Невыразимое удовольствие.
   Но сам сквер - очень зелёный, неожиданно тихий и уютный. И густо уставленный садовыми скамейками - совершенно не лишним элементом садово-паркового дизайна. 
   
   - По-моему, ты уже устала.
   - Немножко. Есть хочу.
   - Ну, давай в кафе зайдём.
   - Не-не-не, никаких кафе.
   - А что такое? Там травят? Первый раз слышу.
   - Во-первых, там людей - тьма, а во-вторых - я не одета.
   - А это на тебе - что? Для иллюзии - очень качественно, должен признать.
   - Не издевайся. Не пойду - и всё. 
   - Ладно. Как вариант - у меня в машине термос есть, и ещё что-нибудь найдётся.
   Да уж. От жажды рядом с ним умереть точно невозможно - у него с собой если не чай, то вода - всегда. И я как-то за ним привыкла.   
   - Да у меня в сумке тоже лежит.
   - Не понял. Оно тебя на расстоянии насыщать должно?
   - Да ну тебя. По-моему, здесь на улицах есть не принято.
   - Так. В кафе ты идти не хочешь, снаружи - стесняешься,  давай будешь в голодный обморок при наличии пайка падать.
   - Да не буду я в обморок падать.
   - Да-да. Только потом начнётся - голова болит, тошнит, ноги не несут, руки дрожат. Как будто я тебя первый день знаю. Идём.
   - Куда?
   - Ты просто со мной пройтись можешь?
   Я опираюсь на предложенную руку, и мы не спеша поднимаемся по широкой дуге аллеи. Смеркается. Аллея переходит в небольшую дорожку, которая неожиданно для меня приводит нас в волшебное место.
   Скамейка. Справа впереди над нею чуть склонилось небольшое дерево. Справа позади - закрывают густые высокие кусты. Впереди слева возвышается фонтан в широкой низкой чаше. А все пути, по которым могут пройти люди, проложены в стороне. 
   Брат обходит скамейку - и замыкает собою квадрат:
   - Patio. Прошу.

   И правда, здесь до меня никому не будет дела.
   Брат устраивается на другом конце скамейки. Есть у него несколько эксклюзивных намёков на улыбку, и когда он такой вот мягкий - на вас нисходят покой и безопасность.
   Нет, в Cafe de Paris мне, конечно, не подадут булку с творожком и банан на десерт. Зато  в Cafe de Paris у меня, конечно, не будет личного кабинета из живой зелени, и музыкального сопровождения шелестящей воды, и вида на очаровательный особнячок на другой стороне улицы, аккуратно вписавшегося между фонтаном слева и  тёмно-зелёными ветками справа.
   Нежно кремового цвета, с ажурными чёрными перилами лестницы и буквально резными балкончиками - ну совершеннейшая  сказка. 

   - Слушай, а это - что?
   Он оборачивается:
   - Я тебе что - сапсан? Допивай чай - пойдём, посмотрим.
   Я слегка выныриваю из океана умиротворения:
   - А я тебе ничего даже не предложила... 
   - А я не голоден.

   Чуть погодя мы идём выяснять принадлежность архитектурной игрушки. Над входом большими металлическими буквами обозначено: "BARCLAYS BANK". Меня разбирает смех - это всё равно, что увидеть смокинг с рюшами и бантиками. Такое чудо точно нужно сфотографировать.
   Наконец я, довольная, опускаю фотоаппарат. Брат берёт меня за плечи и осторожно поворачивает спиной к банку:
   - Смотри.
   Мы стоим на самом верху аллеи фонтанов, теперь уже спускающейся к площади казино. Сумерки окончательно воцарились вокруг и, приветствуя их, чаши сменили воду на жидкий жемчуг, бьющий в небеса.
   Никогда такого не видела. Или, может быть, внимания не обращала.

   Медленно спускаемся прямо по аллее от одного фонтана к другому. Все они немного разные,  и от каждого открывается немного иной, по-своему особенный, вид. 
   Останавливаемся на последней площадке. Ночь потихоньку вступает в свои права, и оттенённый электричеством, Монте-Карло, наконец, приобретает тот законченно светский лоск, которого от него изначально ожидаешь.

   На месте встречи группы замечаю гида и ещё нескольких человек.
   - О, вот и мои.
   - Чудно. Тогда я тоже уже поеду.
   - А тебе долго ехать ? Ты  - назад в Милан?
   - Не-а, - улыбается. - Я  - в Ниццу.
   - А так можно?
   - Ты здесь совсем счёт времени потеряла. Завтра - воскресенье. В твоей Франции даже магазины работать не будут.
   - Что, серьёзно?
   - Нет, кто из нас здесь живёт? Мелкие лавочки какие-нибудь, может, и будут, а государственные - ни один. У французов выходные - это святое. У них уже в пятницу после двух подпись выцарапать можно только ножом у горла, да и то они ещё подумают. Так что я завтра - лежу на пляже, купаюсь в вашем лазурном море, ты мне ещё что-нибудь интересное показываешь, а часа в три-четыре я уеду. Ты к восьми уже проснёшься?
   - Я уже и позавтракаю.
   - А ты не торопись. Я тебе тогда около восьми позвоню. Всё - до завтра.

   Автобус едет вдоль ночного побережья, густо усыпанного звёздами. До меня доносятся обрывки впечатлений, которыми делятся друг с другом соседи. Ну, пусть я не жила в Hotel de Paris. И не узнала, какой кофе варят в одноимённом кафе. И не подёргала за хвост удачу в известном на всю Европу казино. Но зато у меня, единственной в мире, был совершенно неповторимый ужин с видом на Barclays Bank.


========================
(1) - Avenue Jean Medecin -  Жан Медесен был мэром Ниццы в первой половине XX в. несколько сроков поряд, "сделал из Ниццы метрополь и пятый город по значимости во Франции".
(2) - Place Massena -  Андре Массена - один из маршалов Наполеона, талантливый военачальник, родился в Ницце 
(3) - Jardin Albert I


Рецензии
Мне это сразу понравилось, но не могла выразить словами, что чувствовала - сейчас попробую.
Написано очень вкусно. Хочется даже там оказаться, где-нибудь рядом, только чтобы не помешать вам.
Что хотелось отметить. Вы были ведь там не один день? Наверное, поездка больше, чем на неделю? А рассказали только о том дне, когда была встреча. Т.е. места те же, но они осветились и согрелись теплом от присутствия вашего попутчика. Есть люди, с которыми рядом уютно, вкус места другой становится. И я задумываюсь, что, наверное, не стоит так спешить в те места без такого попутчика. Потому что без него - не состоится и неповторимый ужин, и прогулка не станет так неповторимо ярка по впечатлениям.
И вам повезло, потому что с таким попутчиком любое место на земле станет единственно-неповторимым. Получается, что это рассказ не о месте, а о человеке.:)
Понятно ли что-то из того, что сказала?:)
С уважением.

Евгения Шапиро   26.06.2013 22:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

И соглашусь, и нет. Это - рассказ о месте, которое увиделось, когда рядом был кто-то.
Понимаете, меня бросили тогда в чужую страну, с другой культурой, с малопонятным языком. Я за месяц эту Ниццу всю исходила, почти по-французски понимать научилась :) и на пальмы уже смотреть не могла. И тут появляется родной человек.
Я не писала, но это, наверное, смешно выглядело, когда я - такой явный турист (то, что практично-универсально, не мнётся, не пачкается, и фотоаппарат на шее), висела вечером под казино в центре Монако (там одни автомобили какие-то настолько сверхъестественные стояли, что рядом с ними на память фотографировались) на таком по-милански чопорном братце :).
Конечно, эта встреча была за весь месяц самым сильным впечатлением (хотя в Монако были как раз один день - там больше делать нечего :). И конечно, оно получилось центральным.
Хотя да - хорошо, когда рядом есть человек, на чью руку (во всех смыслах) можно опереться.

А ездить самому можно. Нужно только понять, за чем туда ехать (не зачем, а именно за чем :). Потому что туризм - явление потребительское, даже если предмет - впечатления о том, как "где-то не у нас" люди живут. Они ведь совсем по-разному живут везде.

Юс Малая   02.07.2013 12:14   Заявить о нарушении
Но Вы же понимаете сами, что такое мнение от того, что ни об одном другом дне-событии Вы не написали свои впечатления.:)
Вот что значит - надо знать за чем? Если я ни разу там не была - как я могу знать за чем я еду? Вот как приеду - так попытаюсь понять - что я оттуда привезла.
Собственно я двадцать лет дома сидела уже последних потому что не понимала за чем и зачем мне ехать. Если сначала решать за чем, то, наверное, я никогда бы в жизни ничего не увидела, нигде не побывала, но и ни в какую историю плохую не попала бы.:)
Я не знаю, почему после института уехала из дома? Приехала - потому что - должна.
Человек в первый раз идёт в горы - за чем? Может, он потом всё время будет ходить, а может, больше никогда не пойдёт. Он это только там узнает. Зачем проигрывать перед поездкой виртуально всё, если реал сам решит что он даст? Разве можно предугадать будущее? А если начнёшь планировать, а оно всё не так получится, что тогда - разочарование? А если просто войти в воду - и тогда поймёшь: понравилось или нет?
Мне кажется, я сознательно давно гашу в себе сознательное.
Если я сейчас задумаюсь - за чем ехать - то я сбегу и никуда не поеду - потому что ни за чем - просто течением понесло. Так бывает?
А если быть в удобно-туристическом - это приемлимо?
Не-не-не. Вы мне такое не говорите - мне нельзя задумываться, мне даже думать вредно зачем и за чем. Иначе разве можно сказать: живём зачем, суетимся зачем. А тут ещё и едешь за чем? А не поедешь, что тогда приобретёшь? Может, здесь возможен вариает - от чего уезжаешь? От беспокойства, сомнений, однообразия. Всё Вы меня убедили - никаких средств связи с собой не беру - отрываюсь от мира.:) и даю всем отдых от себя.:) Это возможный ответ?
А Вы что оттуда привезли?

Евгения Шапиро   02.07.2013 13:50   Заявить о нарушении
Нет, я согласна. День стал самым ярким, потому что окрасился присутствием человека.

Но ехать вот так - в никуда - я не могу. Я приеду, раскрою глаза, рот, мозг и уши, а меня неизвестным новым как накроет :). И как я стану оттуда выплывать?
Нет. Я должна себе заранее наметить тропки. По которым я сначала осторожно пройдусь. А потом будет видно, насколько я чему откроюсь, если мне захочется. Мне так удобнее.

В чём Вы одеты, обычно имеет значение в местах, которые имеют отношение к религиозным культам. Либо в местах, прямо связанных с обслуживанием VIP. А казино, например, не особенно волнует, в каком виде Вы оставите ему свои деньги, хотя в пляжных шортах я там тоже никого не видела, Монте-Карло всё-таки :).

Я оттуда привезла прилично поправленное здоровье, понимание, почему брат не любит Шагала :) и немножко гордости по поводу того, что я была совсем одна в совсем новом месте - и выжила :). Ну и всякие интересные нюансы слегка другой жизни.

Юс Малая   02.07.2013 18:10   Заявить о нарушении
А открываться обязательно? Мне кажется, что я как улитка - со своим домиком. А всем кажется, что я человек открытый. Вот то ли я из домика не вылезаю, то ли ничего нет что открывать. Иногда я думаю, что не открываюсь, чтобы не разочаровывать. Так бывает: закрываешься, закрываешься - а потом открылась - а там пусто - нет там ничего - разочарованная публика.:))
Ваш вопрос меня жутко смутил. Действительно, зачем ехать? Но хочется попробовать.
Когда-то я уезжала одна на 5 лет. Но чувства гордости не было. Там все были оторваны от дома - все сами по себе.

Евгения Шапиро   02.07.2013 19:41   Заявить о нарушении
Как это сказать. А вопроса не было.
Мне нужно это "зачем". Вам, может быть - помешает.
Мне интересно примерить новый мир на себя, и себя к нему. А кому-то это будет неприятно.
Люди разные, что хорошо :).

Юс Малая   02.07.2013 21:20   Заявить о нарушении
Вы примеряли мир до поездки и потому выжили?
А если не примеряли бы до поездки, думаете, было бы сложнее?
А там на месте примеряли тот мир?
Вопрос был. И ответа нет.
Понимаю, что едут на море позагорать, а если солнце вредно сильно?
Вы правы. Даже больше, чем думаете - я даже на впечатления не слишком рассчитываю. Ибо главная ценность - это общение с близкими людьми.

Евгения Шапиро   02.07.2013 21:32   Заявить о нарушении
Не-ет :). К той поездке я ничего не примеряла. Меня посадили в самолёт, вынули из самолёта, сунули в отель и выдали расписание на "через четыре недели". Я была в тихом ужасе. Даже не улиткой, а застывшим вирусом :).
Но потом, когда я там пожила - я стала понемножку разворачиваться и да, примерять себя к окружающему, и его к себе.
Я любопытна. Мне интересно.

Юс Малая   02.07.2013 21:54   Заявить о нарушении
Я вообще мало что понимаю. Я не понимаю чем Шагал отличается от наивного искусства. В свою очередь наивное искусство я тоже не понимаю. Это как представить, что кто-то в первый раз написал рассказ - а все вокруг возрадовались - наивное искусство:))

Евгения Шапиро   03.07.2013 09:54   Заявить о нарушении
Я от вопроса - за чем? впала в лёгкий ступор. Он меня смутил сильно, потому что всю жизнь (долгую) я совершала поступки и никогда не задавала себе такой вопрос.
И только сегодня я вдруг вразумела:
получается, что если в самом начале вовремя задавать себе этот вопрос, то легче потом бывает принять решение, понять ввязываться в это дело или нет. Это до меня только сегодня стало доходить. Это облегчает жизнь. А кто бы подумал?
Посмотрим, станет ли это в моей жизни нормой? Или опять спущусь на эмоции? Не знаю.

Евгения Шапиро   03.07.2013 15:19   Заявить о нарушении
Два неусыпных стража "зачем" и "почему"
бдят безопасность нашу. Холодному уму
не до эмоций ярких и лёгких, словно пар:
здесь облачком мелькнула, а там, гляди - пожар.
Вот "почему" приглянет, "зачем" - огонь зальёт,
но чувства рассмеются и полетят вперёд,
и нас с собой потянут. "Зачем" и "почему"
вздохнут и отчитаются холодному уму,
что сумасбродность нашу они не победят
и вместе с нами - нехотя, но точно начудят. :)

Юс Малая   03.07.2013 18:31   Заявить о нарушении
А так не честно. Сначала призвать трезвый ум мой к раздумьям, а потом предложить всё забыть и почудить.:))

Евгения Шапиро   03.07.2013 19:25   Заявить о нарушении
Нет, "почудить" - это констатация неизбежного, а призыв остаётся в силе.

Юс Малая   03.07.2013 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.