Германия в литературных этюдах. Немецкие города

Все немецкие города имеют одну общую черту - они рождались и развивались естественным образом. Все города возникали в процессе развития страны, в первую очередь, в соответствии с экономической необходимостью. Поэтому, наверное, нет в Германии городов, построенных правительством для определённых военно-политических целей, а затем брошенных на произвол судьбы и потихоньку умирающих в процессе истории.

Большие города неинтересны. Ибо у всех таких городов по всему миру есть одна общая черта - это гиганты, пожирающие всякого, кто стоит у них на пути. и нет отличия в этом свойстве Гамбурга от Нью-Йорка, Стамбула от Москвы. Впрочем, есть. И это - отличие черта именно России. В ней нет городов-гигантов, кроме столиц. Остальные же столицы мира являют собой не просто мощь национальной экономики. Это - лица государств. А потому и гигантизм у них иного свойства.

Настоящее же лицо Германии, которое отражает её душу, - в маленьких и средних городах, таких как Тюбинген, Пфорцхайм, Фрайбург, Хильдесхайм, Бретен. Но этот ряд можно дополнить, например, Ганновером и Штутгартом, если рассматривать лишь их исторические части - т.н. Старый город.

Все такие города тоже имеют одну общую черту. Это умелое сочетание камня и живой природы. В немецких городах обувь и одежда всегда чистые. Тут нет грязи на улицах, той грязи, которая в России постоянно делает обувь невыносимо грязной. Даже в дождливую осень и зимой на улицах отсутствует грязь, точно также, как отсутствует пыль летом, в жару. Причина тому - камень.

Камнем отделаны большинство улиц и мостовых. А где положен асфальт, по современной технологии, то там края дорог и тротуаров все равно отделаны камнем. Почему-то денег всегда на это в бюджетах городов хватает, несмотря на то, что камень - вещь в строительстве весьма дорогая. Но не принято в Германии чиновникам воровать из городской казны. Оттого и хватает всегда денег на нормальное устройство общественного быта даже в маленьких и небогатых городах.

Камень дисциплинирует. Его формы - всегда конкретны. Он не расплывается при дожде. Он всегда держит форму. Но рядом с мощёной улицей всегда есть газон с живой травой, клумбой с живыми цветами, парк, где дорожки отделаны камнем, а газоны и лужайки - аккуратно подстрижены и прибраны. И получается гармоничное соединение стойкости и конкретных форм холодного камня с мягкостью и податливостью земли, травы и цветов. Как две стороны у природы, камень и земля, живые и застывшие формы - все это лишь отражение того, что созданный Богом мир являет в своей гармонии человеку.

Великолепное сочетание таких противоположности всегда присутствует на реке. Реки в Германии всегда проходят сквозь город. Это вообще - особенность всех городов Европы. И почти всегда отделаны камнем.

Сочетание твёрдости и жёсткости форм камня с текучей сущностью воды приводит в восхищение. Внутреннее податливое и свободное содержание человеческой души должно быть с внешней стороны заключено в твёрдые холодные формы камня. Как у реки. Тогда берега не размываются, а поток всегда стремительно несется к своей цели, наполняя своим целенаправленным течением жизнь города, сближая в этом течении живую природу и холодный застывший камень.

Такое сближение явлено в ещё одной черте немецкого города - типичных домах с островерхими крышами. Дома эти как-будто покрыты паутиной - так совмещаются в них деревянные балки и перекрытия с кирпичной кладкой. И даже внешне камень оштукатурен и покрашен в свой цвет, а деревянные балки - в свой. Получается очень красиво. И видно, как дерево - частичка живой природы, несущая жизнь и дыхание в дом - сочетается с твёрдостью камня, наполняющего жизнь и быт города. И непонятно кто же кого поддерживает и формирует: оба - камень и дерево, сочетаясь друг с другом в усилиях - образуют одно жилище человека, которое к тому же служит великолепным внешним украшением города.
В таких домах, в реках, зашитых в каменные берега, в мощёных камнем улицах - вся душа Германии. Она с виду - жёсткая, как камень, скреплённая живыми стержнями, подобно деревянным балкам и перекрытиям, внутри - живая и податливая, как вода в реке, всё же,  направляется к своей цели твёрдым каменным панцирем.


Рецензии