Связь науки с армией или как я добывал гелий

 Заканчивались наладочные работы на одной из  станций слежения
За космосом с красивым названием «Сатурн».

Все шло в обычном, штатном режиме и вдруг, в один прекрасный день, мне сообщают о серьезной неполадке в   МШУ (малошумящем усилителе). Без работы усилителя вообще невозможна работа всего этого многомиллионного комплекса.
Этот МШУ обеспечивал прием и  усиление сигналов от космических объектов.
Для его охлаждения и нормальной работы, применялась специальная криогенная система,  а проще говоря, система охлаждения. И в этой системе функции охлаждения выполнял инертный газ – ГЕЛИЙ.
Где-то появилась микротрещина, газ улетучился, и  весь этот мощнейший комплекс перестал работать.
ЭТО БЫЛО ЧП!!!
Из Москвы срочно прилетели специалисты по усилителям, привезли кучу диагностической аппаратуры. Но для работы срочно нужен был гелий!

Этот газ, как и целый ряд других, заправлялся в баллоны на специализированных предприятиях и отправлялся потребителям строго в определенном количестве.
Но гелий- то нужен был срочно и пока в Москве решали, как его достать и наладить поставку к нам, нужно было что-то делать.

В Закавказье таких предприятий не было и в готовом виде баллоны с гелием были только в Тбилиси – институте физики АН Грузинской ССР и в Баку – на Бакинской флотилии. Тбилиси рядом и, конечно, мне приказали срочно добыть его там….

  С письмом- заявкой за подписью  Командующего округа    прихожу в институт физики и после нескольких звонков в разные службы, ко мне вышел ученый секретарь.
 Пояснил, что директор института, академик Андроникашвили Элефтер  Люарсабович.
 Что он сильно занят и не стоит его долго беспокоить.  На аудиенцию мне выделили 15 минут.
 Секретарь проводил меня в кабинет академика.

Я вошел и увидел человека, очень похожего на Ираклия Анронникова, знаменитого пушкино- и лермонтоведа! Хоршо помнил его очень интересные передачи по ТВ.
 Только этот был более худой и болезненный на вид человек.
Оказалось, что это  старший родной брат Андроникова - знаменитого лермонтоведа!
Но об этом я узнал позже.

Прочтя письмо, академик сказал, что он вряд ли  сможет помочь мне, так как Командующий не смог ему недавно помочь  в маленькой просьбе
.
Я молча слушал. После небольшой паузы он что-то по - грузински сказал своему собеседнику, который находился в кабинете, и они оба заулыбались.

Мне было не до шуток, но я сказал, что с удовольствием разделил бы их шутку, но в Закавказье недавно, и языка не знаю. Он пригласил меня присесть и сказал:

- А знаете, чему мы улыбаемся?-
И пояснил, что все военные, с которыми он встречался раньше, на отказ помочь им- сразу же шли в атаку, выкладывали кучу аргументов и причин, по которым им сложно было отказывать.

В ответ я сказал, что и нам придется нелегко, встал, собираясь уходить.
Но академик предложил мне рассказать, если не секрет, для чего это военным вдруг понадобился гелий.
 Я коротко пояснил, а его собеседник сказал, что проезжал по трассе в Баку и видел нашу огромную антенную систему.  И удивился тогда… - что в таком глухом месте может строиться?

- Ну, что, беру слова обратно,  готов помочь Вам - сказал Андроникашвили и вызвал своего ученого секретаря.
 Написав на заявке резолюцию, он что- то пояснил секретарю по- грузински, пожал мне руку, пожелал успехов.

 Мы с секретарем пошли в кабинет зам. директора института по снабжению, и на ходу он пояснил мне, что я чем-то понравился академику а, вообще, он военных не очень-то любит.
Это была уже половина победы!

И вот я сижу  в кабинете заместителя по снабжению. Зовут его Спартак Леванович.
Не совсем понятно, грузин он или армянин, но физиономия хитрющая!!!

Внимательно прочитав письмо и резолюцию академика, он спросил - откуда я и, узнав, что мы ведем большое строительство,  оживился:
- Знаешь, дарагой- сразу же заявил он.
- Мы недавно закончили строительство нового корпуса на проспекте Важа Пшавела и эти нехорошие строители обманули нас, поставили нам батареи отопления с дырками.
-Холодно, зима! Академик ругается! Что делать не знаю!
 
И тут я понял, что просто так гелий  не получу.
- А много нужно батарей? – спросил я.
- Да нет, всего четырнадцать штук.

Ну, это уже  проще, подумал я - уже, прокручивая в голове возможные варианты.

Секретарша принесла нам  кофе и, попивая его, он продолжал ругать нехороших строителей.
Я прямо спросил: - Гелий будет?
- Ну а ты нам поможешь?- вопросом на вопрос ответил он.

Нужно было что-то решать.
 И тогда я поднял телефонную трубку и позвонил начальнику монтажного управления округа полковнику Лапидусу.
- Макс Ильич! Когда там у нас сдача очередного объекта?...
-Так вот, срочно нужна наша помощь товарищам из  академии наук Грузинской ССР.
- В чем заключается?...
 Да все очень просто! Нужно двадцать батарей отопления….
- Да, обычных… не имеет значения, сколько в них секций.
 За оплату… Срочно, сегодня.
- Скоро приедем, привезем сразу с собой платежное поручение...
- Хорошо, до встречи.

Этот Спартак Леванович явно не ожидал такого развития событий, и даже рот открыл от удивления. Немедленно выписав платежное поручение на батареи по мизерной государственной цене, мы вышли во двор.
 
Я показал на свой военный Уазик и сказал, что баллон для гелия у меня лежит там .
Срочно выгрузили его на склад, и Спартак Леванович распорядился, чтобы к нашему приезду был готов баллон с гелием.

Взяв с собой грузовую машину, мы поехали в контору материально – технического снабжения округа, где нас уже ждал Лапидус.
Все формальности и загрузка радиаторов отопления заняли не более получаса.
Да еще в кабинете начальника конторы Макс Ильич угостил нас коньяком и конфетами.
 
 И мы поехали в институт. По дороге Спартак Леванович молчал,  и периодически похмыкивал.
Только в стенах родного института он сказал мне:
- Ну, ты даешь, дарагой мой! Я эти батареи ищу по всему Тбилиси! Знаешь, как трудно … и какие цены заламывают…!?
- А тут по госцене, да еще запас будет…..
И убежал куда то….
.
 Минут через 10-15 он примчался, и торжественным голосом заявил, что академик  выражает мне большую признательность и теперь двери института для меня всегда открыты.

Рабочие уже загрузили баллон с гелием ко мне в машину. Я пошел к машине, собираясь уезжать, но Спартак заявил,  что просто так меня не отпустит. Он обязан меня отблагодарить от всей своей кавказской души.

Посидели мы с ним здорово!!! 
 Но контакты у нас установились самые тесные и деловые. Мы неоднократно встречались, и если я бывал в Тбилиси и не позвонил ему, Спартак  обижался.
Вот так я добывал гелий!

Эта проблема  быстро забылась, но в памяти надолго осталась встреча с братом Ираклия Андроникова и его, действительно, очень  нужная  нам помощь.               


Рецензии
Хороший рассказ, мне понравился. Фото у Вас на главной, это на севере где-то?
Удачи в творчестве.
С уважением.
Особист.

Добрый Особист   18.09.2017 15:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за посещение моей странички...

А на фото это панорама Мурманска... Я родом оттуда..

Марат Мертенс   23.09.2017 16:51   Заявить о нарушении
Я и смотрю, знакомо вроде. Приходилось бывать, но давненько. Мурманск, Североморск, Гаджиево. Мурманск замечательный,северный, но такой тёплый город и живут там очень хорошие люди. Масса добрых воспоминаний!
Удачи и всего самого наилучшего.
Особист.

Добрый Особист   23.09.2017 19:03   Заявить о нарушении
Спасибо!!! Вам тоже всего наилучшего!!!

Марат Мертенс   26.09.2017 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.