Ведьма

Никогда не понимал противопоставления поколений. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. В колодец времени тоже не стоит плевать. Все мы были детьми, большинство из нас будет стариками. Люди часто забывают об этом неумолимом законе природы…
Для любого первоклассника знакомство со школой потрясение, как бы ни пытались малышу создать добрую атмосферу. А если ее нет?! В первый школьный день со мной случилась неприятность. Я бежал, споткнулся и упал на клумбу, помяв белые гладиолусы. Как назло, рядом оказалась директор школы. Черноволосая Роза Семеновна казалась мне добросердечной. Тем сильнее поразила меня ее реакция. Вместо того, чтобы пожурить ребенка за невольную оплошность, она резко приказала:
— Следуй за мной!
Мы прошли в директорский кабинет. Моя детская головка едва виднелась из-за ее массивного письменного стола. Роза Семеновна долго распекала меня. Рассуждала о красоте природы, которой я нанес невосполнимый урон, о труде людей, сажавших цветы. Отпустив меня, велела быть осторожнее. Первые дни после ее разноса я ходил по школьным коридорам и двору едва не на цыпочках, опасаясь вляпаться в новую неприятность, но детство взяло свое.
Освоившись в школе, я больше узнал о Розе Семеновне Ведмидь. На русский язык ее фамилия переводится как «Медведь». В нашем южнорусском селе часто встречаются украинские фамилии. У одного мужика, например, фамилия, зовущая на подвиги: Набейхарю. Розу Семеновну прозвали ведьмой не столько по созвучию фамилий, сколько за ее человеческие качества. Точнее было бы сказать: нечеловеческие. Хотя, кто знает, что больше присуще людскому роду: доброта или злонамеренность…
Гладиолусы со школьных клумб Роза Семеновна заставляла покупать родителей учеников, чтобы дети дарили цветы учителям к 1 сентября и Дню учителя. Деньги, разумеется, клала в свой карман. Уроки труда нередко проходили в огороде директрисы.
На постороннего человека Ведмидь производила впечатление женщины порядочной, умной и доброй. Но сущность ее была иная. Алчная и хищная, она знала, как войти в доверие, кому что сказать, как поссорить. Я на собственном опыте убедился в справедливости всеобщего мнения о Розе Семеновне. В нашем классе она преподавала ботанику. Учился я всегда хорошо. Казалось бы, нет почвы для конфликтов. Плохо я знал повадки Ведмидь.
При каждом удобном случае Роза Семеновна перед всем классом ставила меня в пример, противопоставляя другим ученикам. Мне это было неприятно, к тому же подобные похвалы вызывали отторжение одноклассников. Мне это надоело. На перемене я подошел к Розе Семеновне и попросил не хвалить меня перед всем классом.
— Не твоего ума дело! Мал ты еще, мне указывать!
На мое счастье в школе появился еще один биолог, он стал вести свой предмет в нашем классе.
Как ни странно, но Ведмидь не отбила у меня тяги к педагогической деятельности. Я окончил институт. Долго работал на Крайнем Севере сначала учителем, потом директором школы. Когда вернулся в свое село, мне предложили возглавить родную школу.
— Там творится что-то неладное. Учителя забросали нас жалобами на директора школы. Полгода назад мы сняли Ведмидь, временно назначили Елизавету Ивановну Лисицкую. Она запросила пощады, умоляет отстранить от этой беспокойной должности…
У стен родной школы я вспомнил, как проходил через эти ворота первоклассником. Теперь я вошел в директорский кабинет как хозяин. Лиза Лисицкая, бывшая сокурсница, встретила меня радостно:
— Как хорошо, что тебя назначили! Мы уже устали от этой ведьмы. Никакого сладу с ней нет…
— Ее до сей поры кличут ведьмой?
— А как еще?! Она отлично вписалась в рыночные условия. За опоздания брала с учеников по рублю. Заставляла ребят торговать популярным журналом. Думала разбогатеть, хотя это всего лишь умная форма рекламы. Один ребенок из неблагополучной семьи потерял номер журнала. Велела отдать немалые деньги, пригрозив не ставить оценки. А где ему взять деньги?! Разве что украсть. Ребят заставляла высаживать цветы на могиле ее родителей. Но это всё цветочки. Она запугала учителей. Все считают ее ведьмой в прямом смысле слова. Роза Семеновна хвастается, что обладает колдовскими чарами: «Если я сулю человеку неприятности, это обязательно сбывается!»
— И образованные педагоги верят этому бреду?!
— Многие… В последнее время Роза Семеновна повадилась ходить по всем сельским похоронам, говорит там прощальные речи. На таких мероприятиях она, видимо, черпает свою чёрную энергию…
— Но вы же добились ее отставки!
— На это потребовалось несколько лет… Сейчас она работает учителем. Я пыталась ее уволить, Роза Семеновна пригрозила судебным разбирательством. Опыт у нее уже есть…
— Судилась?
— Ее муж преподает труд и автодело. Тупой, как пробка. Я лишила его нескольких учебных часов. Ведмидь затаскала меня по судам. Она злится, что не успела приватизировать школьную машину, и не все перетаскала домой.
— Я с ней не буду нянчиться! Живо поставлю на место! Пригласи ее в кабинет. — Я кипел от негодования. Вспомнил, как тридцать пять лет назад испуганным малышом стоял перед разгневанной директрисой. Отольются ей мои детские слезы! Объявлю ей об увольнении. Чтобы нога ее больше здесь никогда не ступала. Пусть убедится, что все возвращается бумерангом…  Впрочем, нет… Я поступлю по другому…
Я отправился в кабинет Розы Семеновны. Меня встретила седая благообразная женщина, от всего облика которой исходила мудрая доброта.
— Здравствуйте!
— Вы родитель?
— Я ваш бывший ученик.
— Очень приятно. Меня помнят многие ученики, поздравляют, шлют письма. Видимо, мои уроки не прошли даром…
— Да, это точно…
— Расскажите немного о себе.
— Я биолог, окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию.
— Наверняка, вы увлеклись этой наукой под моим влиянием.
— Нет, вы ставили мне плохие отметки.
— Значит, ленились. Я люблю справедливость.
— Предмет я знал отлично. А справедливость я тоже люблю и хочу ее восстановить. Я пошел по вашим стопам не только в биологии. Я — директор школы…
— В каком городе?
— Я назначен директором своей родной школы… И я решил… — При виде этой старой женщины мой гнев куда-то испарился. — Зайдите, пожалуйста, в кабинет завуча.
Вернувшись в свой кабинет, я сказал Елизавете Ивановне:
— Сейчас Роза Семеновна придет к вам. Разбирайтесь сами! — И отправился обходить вверенные мне владения.


Рецензии